Инна Смирнова
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
преподавательский стаж — 15 лет
Задать вопрос автору статьи
Государственные информационные системы (ГИСы) – это системы, которые создаются для реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между ними, а также в иных установленных федеральными законами целях.
Государственная информационная политика – это специальное направление национальной политики и целенаправленная деятельность должностных лиц и органов публичного управления по реализации системы правовых, экономических, социальных, организационных и иных мероприятий по обеспечению конституционного права населения на доступ к информации.
Государственные информационные ресурсы
1. Государственные информационные ресурсы Российской Федерации формируются в соответствии со сферами ведения как:
федеральные информационные ресурсы;
информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее – информационные ресурсы совместного ведения);
информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.
2. Формирование государственных информационных ресурсов в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона осуществляется гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают их использование в соответствии с установленной компетенцией.
3. Деятельность органов государственной власти и организаций по формированию федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по статье расходов “Информатика” (“Информационное обеспечение”).
1. Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
2. Государственные информационные системы создаются, модернизируются и эксплуатируются с учетом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд либо законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве, законодательством о концессионных соглашениях, а в случаях, если эксплуатация государственных информационных систем осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с иными федеральными законами.
3. Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.
4. Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления – Правительством Российской Федерации или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случае, если при создании или эксплуатации государственных информационных систем предполагается осуществление или осуществляется обработка общедоступной информации, предусмотренной перечнями, утверждаемыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления”, государственные информационные системы должны обеспечивать размещение такой информации в сети “Интернет” в форме открытых данных.
4.1. Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых доступ с использованием сети “Интернет” к информации, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации, а также порядок использования единой системы идентификации и аутентификации.
5. Если иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, функции ее оператора осуществляются заказчиком, заключившим государственный контракт на создание такой информационной системы. При этом ввод государственной информационной системы в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном указанным заказчиком.
5.1. Создание, эксплуатация и модернизация государственной информационной системы на основании концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве осуществляются с учетом следующих особенностей:
1) функции оператора такой информационной системы в пределах, в объемах и в сроки, которые предусмотрены соответствующим соглашением, осуществляются концессионером или частным партнером;
2) в период действия концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве концедент или публичный партнер обеспечивает доступ концессионера или частного партнера к информации, которая содержится в такой информационной системе и необходима для исполнения ими своих обязательств по соответствующим соглашениям.
6. Правительство Российской Федерации утверждает требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, включающие в себя перечень, содержание и сроки реализации этапов мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем, дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации.
7. Не допускается эксплуатация государственной информационной системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности.
8. Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
9. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
- Минэкономразвития России подготовило новые поправки в части формирования национальной системы управления данными
- Анализ проблем функционирования и развития государственных информационных систем
- Назначение государственных информационных систем
- Функции государственной информационной политики
- Объект государственной информационной политики
- Значение государственной информационной политики
- Задачи государственной информационной политики
- Анализ этапов развития государственных информационных систем
Минэкономразвития России подготовило новые поправки в части формирования национальной системы управления данными
6 мая 2021
В условиях продолжающейся цифровой трансформации всех сфер жизни российского общества особую актуальность приобретает цель повышения эффективности создания, сбора и использования государственных данных. Эта цель положена в основу Концепции создания и функционирования национальной системы управления данными, предполагающей формирование в России национальной системы управления данными (далее – НСУД), которая важна как для предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственных и муниципальных функций, так и для обеспечения потребности физических и юридических лиц в доступе к информации.
Первые законодательные упоминания о национальной системе управления данными датированы 2019 годом – именно тогда Минэкономразвития России наметило планы по созданию методологической и правовой основы для создания НСУД, а Правительство РФ утвердило Концепцию ее создания и функционирования.
Начать работу в этом направлении планировалось в том числе с разработки проекта федерального закона о национальной системе управления данными и подготовки сопутствующих ему поправок в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” (далее – Закон № 149-ФЗ). Срок реализации этой задачи был установлен до 30 сентября 2019 года. Заинтересованные министерства предприняли попытку своевременно выполнить намеченную задачу и в августе 2019 года направили на независимую антикоррупционную экспертизу законопроект “О национальной системе управления данными и о внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации в Российской Федерации”, но до Госдумы этот документ так и не дошел.
Правомерно ли истребование от граждан помимо прочих документов согласия на обработку персональных данных при оказании им государственных или муниципальных услуг? Ответ на этот вопрос можно найти в материале “Энциклопедии решений. Персональные данные” системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Между тем в конце прошлой недели Минэкономразвития России представило новый вариант законодательного регулирования НСУД – поправки в Закон № 149-ФЗ1. Наибольший интерес в контексте соответствующего законопроекта представляет расширение терминологического аппарата, определение элементов НСУД и их основных функций, порядок идентификации пользователей, содержание единой информационной платформы и порядок гармонизации, систематизации государственных и муниципальных данных и их исправления.
Новые термины и определения
Законопроект предусматривает включение в Закон № 149-ФЗ 11 новых понятий с их определениями. Так, национальную систему управления данными предлагается рассматривать как совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающую повышение эффективности создания, сбора и использования государственных, муниципальных данных для предоставления государственных, муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций, обеспечения доступа к государственным, муниципальным данным. Отметим, такое определение несколько отличается от того, что дано в Концепции создания НСУД. Там, так же как и в законопроекте о НСУД 2019 года, акцент делается на взаимосвязанных элементах информационно-технологического, организационного, методологического, кадрового и нормативно-правового характера, обеспечивающих достижение поставленных целей и выполнение намеченных задач. Этим опосредуется и выделение элементов НСУД.
В свою очередь, государственные данные законодатель определяет как данные, содержащиеся в государственных информационных системах, иных информационных системах, организацию эксплуатации которых обеспечивают госорганы, подведомственные им организации, организации, осуществляющие отдельные публичные полномочия, иную информацию, обладателем которой является РФ, субъект РФ или организация, осуществляющая в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. А муниципальные данные – соответственно, как данные муниципальных информсистем и иных систем, эксплуатируемых органами местного самоуправления, и иную информацию, обладателем которой является муниципалитет.
Кроме того, перечень терминов, используемых в Законе № 149-ФЗ, может пополниться такими понятиями, как витрина государственных, муниципальных данных, вид и модель таких данных, их гармонизация и систематизация, мониторинг качества государственных, муниципальных данных. Предусмотрены и понятия:
- эталонные государственные, муниципальные данные, используемые для приведения в соответствие с ними других государственных, муниципальных данных, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
- инцидент качества государственных, муниципальных данных – выявление противоречий, ошибок или иных недостатков в государственных, муниципальных данных.
В случае одобрения рассматриваемого законопроекта в Законе № 149-ФЗ появится отдельная статья, посвященная НСУД. В ней, в первую очередь, будут определены элементы системы:
- федеральная государственная информационная система “Единая информационная платформа национальной системы управления данными”;
- государственная информационная система “Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных”;
- витрины государственных, муниципальных данных.
Первый элемент представляет собой государственную информационную систему, входящую в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. Создание единой информационной платформы НСУД предусмотрено в целях повышения эффективности использования государственных, муниципальных данных (в том числе учета и обработки видов таких данных) для осуществления государственных и муниципальных функций, предоставления государственных и муниципальных услуг, удовлетворения информационных потребностей юридических и физических лиц, исполнения иных публичных полномочий, установленных законодательством РФ.
В соответствии с законопроектом такая платформа будет содержать сведения о (об): видах государственных, муниципальных данных; правах на доступ к данным при осуществлении информационного взаимодействия госорганов, органов местного самоуправления, иных лиц при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций, а также в иных предусмотренных случаях; эталонных государственных, муниципальных данных; гармонизации государственных, муниципальных данных; исправлении ошибок в государственных, муниципальных данных; инцидентах управления государственными, муниципальными данными; результатах мониторинга управления государственными, муниципальными данными; модели государственных, муниципальных данных. Согласно инициативе Правительство РФ получит полномочия по утверждению положения о единой информационной платформе, которое должно включать состав участников единой информационной платформы, порядок ее использования и дополнительные сведения, отражаемые в платформе.
В единой информационной платформе НСУД будет систематизирована информация об информационных системах, содержащих государственные, муниципальные данные, видах и моделях содержащихся в них данных и иная информация, передаваемая операторами информсистем. Единственное исключение предусмотрено для сведений об информационных системах и видах содержащихся в них государственных, муниципальных данных, составляющих гостайну, – их включать в платформу не планируется.
Второй элемент НСУД – государственная информационная система “Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных” – представляет собой систему, обеспечивающую сбор, хранение, обработку данных в целях официального статистического учета, предоставление и распространение статистической информации, осуществление доступа к ней, планирование статистических работ, а также иные функции, установленные законодательством РФ. Как ранее пояснял Росстат в своем Письме от 9 октября 2019 г. № 04-04-4/101-сми, создание такой платформы преследует цель снижения отчетной нагрузки на респондентов за счет применения цифровых технологий сбора данных, а также исключения избыточных и дублирующих статистических отчетов. В результате создания платформы вся статистическая отчетность должна перейти в электронный вид. “С учетом технологической зрелости крупного и среднего бизнеса перспективным развитием технологии электронного сбора отчетности является переход на потоковую модель сбора от бизнеса первичных статистических данных, формируемых ими в автоматизированных системах первичного учета”, – отмечали представители ведомства.
В свою очередь, под витринами государственных, муниципальных данных подразумеваются программные или технические средства, обеспечивающие загрузку, хранение и предоставление государственных, муниципальных данных из государственной, муниципальной информационной системы для включения их в другие государственные, муниципальные информационные системы с использованием элементов НСУД. Законопроектом оговорено, что с использованием витрин государственных, муниципальных данных и иных предусмотренных Правительством РФ элементов НСУД оператор единой информационной платформы сможет осуществлять мониторинг качества государственных, муниципальных данных. Порядок его проведения подготовит кабинет министров.
Следует учитывать, что законопроект предусматривает открытый перечень элементов НСУД, предоставляя Правительству РФ право определить при необходимости и дополнительные ее элементы. Кроме того, он перечисляет ключевые функции элементов НСУД:
- организация обмена государственными, муниципальными данными и предоставления доступа к ним при осуществлении взаимодействия госорганов и органов местного самоуправления;
- организация предоставления доступа к государственным, муниципальным данным физическим и юридическим лицам;
- управление сервисами предоставления доступа к государственным, муниципальным данным;
- обеспечение условий для гармонизации и систематизации государственных, муниципальных данных;
- мониторинг качества государственных, муниципальных данных;
- обеспечение исправления ошибок в государственных, муниципальных данных, в том числе путем оперативного реагирования на инциденты качества таких данных, выявленные в ходе мониторинга;
- обеспечение возможности получения данных от лиц, не являющихся госорганами, органами местного самоуправления, хранения таких данных в целях анализа и использования данных для предоставления государственных, муниципальных услуг, исполнения государственных, муниципальных функций.
Что касается идентификации пользователей информационных систем, являющихся элементами НСУД, то ее предполагается осуществлять посредством единой системы идентификации и аутентификации, включая возможность использования неквалифицированной электронной подписи. Но в любом случае взаимодействие физлица с инфраструктурой будет возможно с применением средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия.
В документе прописан и запрет на отказ в предоставлении доступа к государственным, муниципальным данным, не относящимся к информации о деятельности госорганов или органов местного самоуправления и содержащимся в информационной системе, по запросу, сформированному с использованием элементов НСУД, за исключением специальных случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Также в законопроекте содержатся гарантии защиты государственных, муниципальных данных в соответствии с требованиями Закона № 149-ФЗ об уточнении, блокировке, прекращении обработки и удалении персональных данных физлиц по мотивированному запросу Роскомнадзора.
Гармонизация, систематизация и исправление противоречий
Несмотря на то что порядок гармонизации государственных, муниципальных данных, равно как и правила их систематизации, а также подачи и рассмотрения заявлений об исправлении ошибок должно установить Правительство РФ, общие положения о таких процессах урегулированы в законопроекте.
В частности, гармонизацией государственных, муниципальных данных будет считаться их приведение в соответствие с эталонными государственными, муниципальными данными, а также применение установленных российским законодательством иных способов разрешения противоречий между ними. При этом критерии отнесения данных к эталонным могут предусматривать определение эталонными:
- государственных, муниципальных данных, которые впервые создаются в информационной системе при предоставлении государственных, муниципальных услуг, исполнении государственных, муниципальных функций;
- государственных, муниципальных данных, содержащихся в информационной системе, совокупность государственных, муниципальных данных в которой наиболее полно отражает характеристики одного или нескольких объектов, субъектов, процессов или их свойств по отношению к государственным, муниципальным данным, содержащимся в других информационных системах;
- государственных, муниципальных данных, соответствующих иным критериям определения эталонных государственных, муниципальных данных, установленным Правительством РФ.
Эталонные государственные, муниципальные данные будут иметь приоритет по отношению к иным аналогичным государственным данным в случае возникновения противоречия между ними. Поэтому в предлагаемых поправках предусмотрено обеспечение гармонизации иных государственных, муниципальных данных с эталонными.
Между тем порядок гармонизации должен будет содержать в частности ее периодичность, состав способов гармонизации и включаемых в каждый способ мероприятий, условия применения таких способов, состав государственных, муниципальных данных, в отношении которых гармонизация не осуществляется и критерии их определения, а также случаи, при которых гармонизация осуществляется на основании соглашения между операторами информационных систем, участвующих в гармонизации содержащихся в информационных системах государственных, муниципальных данных. Если в процессе гармонизации выявятся противоречия в государственных, муниципальных данных, оператор информационной системы, в которой выявлено противоречие, должен будет предоставить оператору единой информационной платформы сведения о противоречии, проведенных или планируемых мероприятиях по его устранению, спорах, возникающих в связи с такой гармонизацией.
Аналогичный список сведений надлежит передавать и при обнаружении ошибок в государственных, муниципальных данных. Но если выявленные в государственных, муниципальных данных ошибки, противоречия или неполнота данных относятся к определенному или определяемому лицу, его имуществу или правам, то такое лицо сможет направить операторам информационных систем, в которых содержатся такие данные, заявление об исправлении ошибок или дополнении государственных, муниципальных данных, в том числе в электронной форме. Правила подачи и рассмотрения соответствующих заявлений унифицирует кабинет министров, предусмотрев в ряде случаев обязанность оператора информационной системы самостоятельно исправить допущенные ошибки, противоречия или неполноту содержащихся в информационной системе государственных, муниципальных данных.
Что касается систематизации государственных, муниципальных данных, то согласно законопроекту ее будут обеспечивать операторы информационных систем, в которых содержатся такие данные. Систематизация будет проводиться путем: формирования справочников, классификаторов и иной справочной информации; классификации государственных, муниципальных данных; исключения дублирования государственных, муниципальных данных в одной информационной системе; использования идентификатора эталонных государственных, муниципальных данных для указания на такие данные вместо их воспроизведения в полном объеме; унификации структурных элементов государственных, муниципальных данных и форматов их представления; осуществления иных мероприятий, состав которых установит Правительство РФ.
В целом организацию информационного взаимодействия государственных органов (органов местного самоуправления) по вопросам обмена государственными, муниципальными данными, в том числе при осуществлении их гармонизации, систематизации и исправлении ошибок, планируется осуществлять с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем.
Формирование НСУД является важной государственной задачей, поскольку только общая система может систематизировать весь накопленный годами огромный массив данных государственных информационных систем, сделав их достоверными, полными, сопоставимыми, доступными и защищенными, и превратив тем самым в актив государственного управления. Поэтому задачам правовой регламентации этой сферы уделяется особое внимание. Новый вариант регулирования формирования НСУД – тому подтверждение.
Отметим, что содержательная часть предлагаемых поправок пока уступает тем нормам, которые постулировались в ранее подготовленном законопроекте о НСУД, закрепляющем помимо понятийного аппарата цели и задачи формирования и функционирования НСУД, ее элементы, прописывающего порядок организации обработки госданных и систематизирующего полномочия Правительства РФ и иных уполномоченных органов власти в этой сфере. Хотя если учесть, что в планах по формированию и развитию НСУД упоминается и о самостоятельном законе о НСУД, и о корреспондирующих ему поправках в Закон № 149-ФЗ, не исключено, что работа над отдельным федеральным законом также будет продолжена. Но в любом случае потребуется приведение в соответствие этих двух документов, поскольку имеющиеся их редакции пока содержат ряд противоречий.
В случае одобрения рассматриваемого законопроекта о поправках в Закон № 149-ФЗ принятый на его основе закон вступит в силу через полгода после его официального опубликования. Таким образом, у законодателя с момента принятия поправок и до начала действия новых законоположений будет время исправить все неточности и восполнить законодательные пробелы.
1 С текстом законопроекта “О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” в части формирования национальной системы управления данными” и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/13/04-21/00115660).
Анализ проблем функционирования и развития государственных информационных систем
Государственные информационные системы на современном этапе своего развития сталкиваются с рядом проблем, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, нехватка или отсутствие достаточного объема достоверных сведений на этапе создания, эксплуатации и развития государственных информационных систем;
- во-вторых, длительные сроки создания государственных информационных систем, снижающие их актуальность;
- в-третьих, дублирование функционального назначения различных государственных информационных систем;
- в-четвертых, устаревание программно-технических комплексов государственных информационных систем;
- в-пятых, модернизация государственных информационных систем, не обеспечивающая роста эффективности их применения.
Указанные факторы оказывают отрицательное воздействие на эффективность функционирования государственных информационных систем, тормозят их развитие.
Кроме того, с учетом последних тенденций развития внешнеполитической ситуации сфера государственных информационных систем в России испытывает серьезные кадровые проблемы. Дефицит IT-специалистов отрицательно сказывается на процессе разработки, внедрения и устранения недостатков действующих государственных информационных систем и их проектов.
Многие государственные информационные системы, уже прошедшие этап внедрения сталкиваются с тем, что сами органы власти не готовы к их полноценному обслуживанию и использованию. Например, Единая государственное информационная система по учету отходов от использования товаров столкнулась с проблемой неполного информационного обеспечения со стороны таких органов власти как Федеральная таможенная служба и Российская служба статистики. Как результат, наблюдается низкая эффективность администрирования экологических сборов, а также недополучение федеральным бюджетом потенциального дохода.
Особую актуальность в развитии государственных информационных систем имеет защита информационных данных. На сегодняшний день информационные данные уязвимы перед всевозможными атаками, способными уничтожить те или иные массивы данных и привести к хаосу в определенных сферах деятельности. Это ставит перед органами власти значимые задачи по защите информационных данных, требует дополнительных финансовых вливаний уже задействованных систем защиты и фундаментальные исследования по разработке новых защитных инструментов.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Назначение государственных информационных систем
Важнейшим направлением перехода России к информационному обществу выступает автоматизация управления на всех уровнях власти.
Применение и развитие информационных технологий на современном этапе общественного развития невозможно без использования автоматизированных систем. В настоящее время органы власти ориентированы на использование единой платформы, позволяющей выполнить объединение различных услуг, оказываемых органами государственного и муниципального управления с целью упрощения жизни граждан, деятельности хозяйствующих субъектов. Автоматизированные системы признаны облегчить многие повседневные действия, обеспечить возможность их совершения прямо из дома или офиса.
Сделаем домашкус вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Бесплатное пробное занятие
*количество мест ограничено
Особую значимость среди информационных ресурсов имеют государственные информационные системы. Государственная информация является особым видом информации, которая обеспечивает эффективность взаимодействия общества и государства, поддерживает непрерывный управленческий процесс.
В 2015 году российское правительство положило начало нормативному регулированию процесса развития, создания, эксплуатации государственных информационных систем.
Государственная информационная система – это совокупность содержащихся в базе данных сведений, а также технических средств и технологий, обеспечивающих их обработку. При этом информационной системой является не любая совокупность элементов, а только та, которая наделена интерактивным качеством. Информационные технологии также не выступают в качестве самостоятельного структурного элемента информационной системы, находят реализацию в ее программном обеспечении.
Различные виды информационных систем получают все большую значимость в системе государственного и муниципального управления. При этом увеличивается и количество проблем, обусловленных некорректной работой таких информационных систем. Программное обеспечение не отличается совершенством, имеют место ошибки, которые отрицательно сказываются на функционировании государственных информационных систем. При этом необходимо понимать, что такие ошибки носят объективный характер, избежать их полностью невозможно.
«Анализ развития государственных информационных систем» 👇
Функции государственной информационной политики
Государство при реализации информационной политики реализует следующие функции:
- стимулирует за счет информатизации общественной среды развитие личности, общества и государства;
- регулирует общественные отношения, объектом которых выступает информация;
- регулирует информационными инструментами взаимодействие между государством и обществом, прежде всего государством и личностью, государством и гражданскими институтами, государством и бизнесом;
- облегчает и упрощает обмен информацией между государством и обществом, в том числе обеспечивает прозрачность и открытость функционирования системы публичного управления, доступность информации об управленческих процессах и инструментах реализации права свобод личности, в том числе посредством предоставления информации о процедурах получения государственных и муниципальных услуг и др.
Итак, в современном обществе информационные процессы являются необходимым объектом публичного управления. Информация выступает основой для развития личности, обеспечения взаимодействия внутри общества, а также выступает платформой для формирования общественных институтов и эффективного функционирования системы публичного управления. Соответственно, государственная информационная политика является необходимым элементом национальной политики государства и одним из важнейших механизмов формирования и воздействия на общественное мнение.
Объект государственной информационной политики
В теории и практике публичного управления не сложилось единого подхода к определению государственной информационной политики и, как следствие, к объекту такой политики. В отечественной теории сформировались следующие позиции относительно определения объекта государственной информационной политики:
- объектом государственной информационной политики являются информационные процессы в обществе;
- в качестве объекта государственной информационной политики целесообразно рассматривать гарантии прав личности со стороны государства в области доступа к информации;
- объект государственной информационной политики – это развитие информационного пространства на территории страны, формирование информационной структуры, обеспечивающей доступ российского населения к информации.
Исследование указанных подходов позволяет определить, что объектом государственной информационной политики в любом случае является информационная общественная среда, ее институты, обеспечивающие доступ населения к информации. При этом необходимо отметить, что важным компонентом государственной информационной политики является информирование населения о приоритетах национальной политики, о реализуемых и предстоящих управленческих процессах, о способах и инструментах участия населения в управлении и пр.
Значение государственной информационной политики
Для современных обществ информационная сфера выступает системообразующим элементом, который воздействует на все ключевые сферы жизни общества. Так, информация сегодня выступает политическим, экономическим, культурным ресурсом. На конституционном уровне каждому гражданину гарантируется право на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение сведений любым законным методом. В соответствии с действующим федеральным законодательством об информации, ее защите и информационных технологиях информация рассматривается в качестве сведений независимо от формы их представления.
В свою очередь, государственная информационная политика может в самом общем виде рассматриваться как целенаправленная деятельность субъектов публичного управления по обеспечению прав населения на доступ к информации. По своему содержанию государственная информационная политика предполагает деятельность по воспроизводству, распространению информации, по формированию каналов доступа к информации, обеспечивающих потребности государства и гражданского общества в полной, актуальной и достоверной информации и направленной на формирование эффективного диалога между государством и обществом.
Для реализации государственной информационной политики система должностных лиц и органов публичного управления функционирует не изолированно: такая политика требует сотрудничества с иными институтами, в том числе иными акторами политической системы, институтами гражданского общества, с индивидом, бизнесом, общественными объединениями, в том числе для обеспечения и развития информационно-технологической сферы общества.
«Государственная информационная политика» 👇
Задачи государственной информационной политики
В реализации государственной информационной политики в той или иной мере участвуют все должностные лица и органы системы публичного управления. Для реализации цели государственной информационной политики должностные лица и органы публичного управления должны решать следующие задачи государственной информационной политики:
- обеспечивать население социально значимыми сведениями;
- налаживать непрерывное эффективное информационное обслуживание гражданского общества;
- обеспечивать инструменты, механизмы и каналы информационного взаимодействия между государством и личностью, бизнесом, общественными институтами;
- повышать информированность населения относительно перспектив и итогов, управленческих процессов, а также текущих процессов реализации национальной политики;
- предоставлять населению полную, актуальную, объективную информацию относительно функционирования органов публичного управления;
- способствовать всеобщей информатизации населения, повсеместно внедрять современные информационные технологии, развивать информационную инфраструктуру, рынок информационных услуг.
Анализ этапов развития государственных информационных систем
В истории развития информационных систем можно выделить следующие этапы:
- во-первых, этап 50-60-хх годов XX века. На этом этапе основной концепции использования информации выступал бумажный поток расчетных документов. Информационные системы обеспечивали обработку расчетных документов с помощью электромеханических бухгалтерских машин. Это способствовало повышению скорости обработки документации, упрощению процедуры обработки счетов и расчетов;
- во-вторых, этап 60-70-хх годов XX века. Этот этап был ориентирован на обеспечение помощи в подготовке отчетов. Информационные системы применялись для обработки производственной информации, обеспечивая ускорение процессов подготовки отчетной документации;
- в-третьих, этап 70-80-хх годов XX века. На этом этапе развитию информационных систем способствовало становление управленческого контроля реализации. Информационные системы использовались для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в основном высших звеньях управления. Применение информационных систем обеспечивало выработку наиболее рациональных управленческих решений;
- в-четвертых, этап 80-хх годов XX века – 2000-хх годов. На этом этапе информация стала использоваться в качестве стратегического ресурса, способного обеспечить конкурентные преимущества на всех уровнях управления, начиная от хозяйствующих субъектов и заканчивая государством. Этап характеризуется формированием стратегических информационных систем, автоматизированных офисов. На этом этапе информационные системы обеспечивали получение конкурентных преимуществ, выживание и процветание фирм, регионов, государств.