- Проверка браузера перед переходом на сайт
- Поделиться
- Что такое ЕГИССО и кому это будет полезно
- Как зарегистрировать личный кабинет пособий
- Почему на ЕГИССО нет назначенных и полагающихся пособий
- Льгот ждут месяцами
- Соцконтракт поможет
- За деньгами идти не надо
- Как в ЕГИССО узнать информацию о пособиях и выплатах
- Личный кабинет получателя социальных услуг
- Социальный калькулятор
- Что еще может система ЕГИССО
- В чем смысл «социального казначейства»
Проверка браузера перед переходом на сайт
Please allow up to 5 seconds
В последнее время информации о всевозможных выплатах, часто ложные и противоречивые, льются как из ведра. Между тем у каждого гражданина есть простой способ узнать о причитающихся ему пособиях. Это Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО).
Что такое ЕГИССО
Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) – это федеральная информационная система. Благодаря ей граждане и органы власти могут получить актуальную информацию о мерах социальной поддержки, которые оказываются из бюджетов всех уровней. Оператором и разработчиком ее является Пенсионный фонд России.
В ЕГИССО отражены сведения обо всех мерах социальной поддержки, гарантиях, выплатах, компенсациях, которые предоставляются гражданину в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными правовыми актами.
✓На сайте www. egisso. ru любой гражданин России может открыть собственный «Личный кабинет получателя социальных услуг».
✓Кроме того, там работает электронный сервис «Социальный калькулятор».
« К сожалению, граждане не всегда обладают полной и достоверной информацией о тех мерах поддержки, которые им полагаются. Сегодня современные технологии позволяют при наступлении того или иного жизненного события определять, как именно государство может поддержать гражданина, и проинформировать его о полагающейся социальной помощи», – говорит министр труда и социальной защиты Антон Котяков.
На портале Госуслуг граждане могут запросить сведения об установленных им социальных выплатах, компенсациях, пенсиях, субсидиях и льготахСоответствующая информация предоставляется в форме выписки из Единой государственной системы социального обеспечения (ЕГИССО). В настоящее время сведения об установленных мерах социальной поддержки: выплатах, компенсациях, пенсиях, субсидиях и льготах, загруженных в ЕГИССО, граждане могут получить через портал Госуслуг, заказав сведения о назначенных мерах соцподдержки. Информация предоставляется в форме выписки. Документ формируется автоматически и направляется в личный кабинет на ЕПГУ. Помимо этого, на сайте ЕГИССО работает «Социальный калькулятор». Он позволяет гражданину определить право на получение различных социальных услуг на основе индивидуальной информации и уже присвоенных ему в системе социального обеспечения статусов. Для этого необходимо указать регион и присвоенную льготную категорию, после чего пользователь получит информацию о мерах социальной поддержки, положенных ему по месту жительства. ПАМЯТКА 1 «Получение выписки о назначенных социальных выплатах и льготах на портале «Госуслуги». ПАМЯТКА 2 «Как дать согласие на получение уведомлений о льготах и выплатах» на портале «Госуслуги». ПАМЯТКА 3 «Получении информации о возможном возникновении права на меру социальной защиты (поддержки) в определенной жизненной ситуации (через портал «ЕГИССО»).
Внедрение Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) не упростило процесс назначения гражданам мер социальной защиты (поддержки) — МСЗ. Об этом говорится в отчёте Счётной палаты (СП), опубликованном на сайте регулятора.
ЕГИССО работает с 1 января 2018 года. Система позволяет собирать информацию о положенных гражданам мерах соцподдержки, а также помогает органам власти получать сведения, необходимые для предоставления этих мер.
Согласно отчёту, система не в полной мере соответствует её целевому предназначению. Предоставление пользователям актуальной и полной информации об основаниях, условиях, способах, формах и фактах назначения МСЗ она не обеспечивает.
«Данные системы не позволяют их использовать для оценки необходимости предоставления МСЗ с соблюдением принципов адресности и нуждаемости. Органы социальной защиты населения продолжают получать информацию для такой оценки путем межведомственных запросов в органы и организации, в том числе в ПФР», — говорится в документе.
Помимо этого, ЕГИССО не информирует граждан в полной мере о положенных им мерах поддержки, а использование данных системы может привести к принятию необоснованных управленческих решений или нарушениям при определении МСЗ.
«Система не решает задачи по контролю соблюдения гарантированного объёма предоставления МСЗ, поскольку не позволяет сформировать достоверный массив ни по одной из категорий граждан, имеющих право на МСЗ, в том числе не воспользовавшихся этим правом. Аналитические и отчетные данные формируются некорректно», — подчёркивается в отчёте.
• Президент поручил за три года перевести большинство госуслуг в онлайн
• Как пересчитают пенсии в 2022 году
• В России хотят с 2023 года вести учёт нуждающихся в соцподдержке граждан
В связи с этим Счётная палата, в частности, рекомендовала включить негосударственные пенсионные фонды в состав участников системы, установить причины технических проблем, возникающих при загрузке данных в ЕГИССО, устранить, почему в систему загружаются сведения о размерах страховых пенсий работающих пенсионеров в суммах, превышающих фактические, а также решить проблемы загрузки данных в Калужской области.
С 1 января 2021 года на основании данных из ЕГИССО чиновники могут определить, что человек оказался в такой жизненной ситуации, при которой государство может оказать ему помощь. Например, ребёнку исполнилось три года, и семье должны начать выплачивать пособие. Уведомление о том, что человеку назначена такая выплата, должно появиться в его личном кабинете на портале госуслуг.
Председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление от 16. 2021 № 1342 «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения», утверждающее положение о ЕГИССО; документ опубликован на официальном портале правовой информации в понедельник.
Постановлением также признаётся утратившим силу постановление правительства от 14 февраля 2017 г. № 181, содержащее предыдущее положение о ЕГИССО, и ряд других нормативных актов.
Положение определяет состав подсистем ЕГИССО и их функции, распределение полномочий между операторами системы, функции иных участников информационного взаимодействия, порядок направления сведений, предусмотренных федеральным законом «О государственной социальной помощи», в систему, порядок обработки информации в ЕГИССО, порядок взаимодействия системы с ИС органов, не являющихся поставщиками информации, порядок предоставления доступа к сведениям, содержащимся в ЕГИССО, а также принципы создания, развития и эксплуатации системы, порядок ее организации и функционирования, включая порядок защиты информации, содержащейся в ЕГИССО, порядок направления и обработки запросов.
Государственными заказчиками создания, развития и эксплуатации системы, а также её операторами определяются Минтруд и Пенсионный фонд РФ. При этом полномочия Минтруда как оператора ЕГИССО может осуществлять подведомственное ему федеральное государственное учреждение.
Оператором инфраструктуры, обеспечивающей функционирование ЕГИССО, является Минцифры.
Со времени утверждения предыдущего положения о ЕГИССО возможности системы расширились, также была утверждена Концепция цифровой трансформации социальной сферы до 2025 года (предполагающая, что в России появится единая цифровая платформа, которая объединит все меры социальной поддержки; с её помощью граждане смогут получать пенсии и пособия без заявлений и подтверждающих документов) – это нашло отражение в увеличении числа задач и функций ГИС; устаревшие положения документа удалены.
ПФР поручено в шестимесячный срок привести регламент информационного взаимодействия ЕГИССО в соответствие с подписанным постановлением.
Старший методист государственного казённого учреждения социального обслуживания населения Свердловской области Игорь Синяев кратко прокомментировал для D-Russia. ru новый документ:
Оставлен заявительный порядок мер соцподдержки, хотя декларировалось предоставление их автоматом, на основании информации имеющейся у ОГВ — видимо, на переходный период для выстраивания информационных потоков с целью обеспечения достоверности информации.
Перечень информации передаваемой/получаемой из ЕГИССО значительно расширен для обеспечения продекларированных концепцией целей.
Все делается в рамках проекта «Социальное казначейство».
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!
Поделиться
Пенсионный фонд России запустил электронный сервис ЕГИССО, на котором можно посмотреть причитающиеся вам выплаты и заказать необходимые справки. Что это за система, как с ней работать и посмотреть полагающиеся вам пособия, расскажет Bankiros.
Что такое ЕГИССО и кому это будет полезно
Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) – федеральная информационная система. В ней отражаются сведения обо всех мерах поддержки, социальных гарантиях, выплатах и компенсациях, которые положены гражданину в соответствии с федеральными и региональными правовыми актами. Через ЕГИССО можно узнать о назначенных вам пособиях и возможных именно для вашей ситуации.
На ЕГИССО действует специальный калькулятор, который помогает гражданину на основе указанных сведений и назначенных пособий определить право на различные социальные услуги. Для этого достаточно указать в системе регион проживания и льготную категорию, например инвалид второй группы. После этого пользователю предоставят полную информацию о всех мерах поддержки, доступных для него в регионе.
Как зарегистрировать личный кабинет пособий
- Введите код подтверждения с портала Госуслуг и разрешите ЕГИССО доступ к вашим данным из сайта Госуслуг.
- Нажмите кнопку продолжить.
- После этого вы попадете в личный кабинет ЕГИССО. Он позволяет:
- посмотреть меры поддержки, которые вам положены;
- посмотреть историю изменения мер;
- получить справку о назначенной поддержке;
- заказать необходимые справки.
- В правом верхнем углу указаны ваши данные. В нижнем отражены все меры поддержки, которые вы получили или получаете сейчас.
- Чтобы узнать на ЕГИССО, какие пособия и другие льготы вам положены, какие детские пособия полагаются вашему ребенку, нажмите на вкладку «Назначенные меры соц. поддержки».
- Если вам что-то назначено, вы можете кликнуть по указанной мере поддержки и узнать детальную информацию: какие документы нужны, куда подать заявление и прочее.
- Заказать необходимые справки можно тут же: нажмите на пункт «Подготовить справку для скачивания» и действуйте по подсказкам сайта. Сохраните документ на свое устройство.
Почему на ЕГИССО нет назначенных и полагающихся пособий
Если портал не отображает возможные меры поддержки, возможно вы не входите ни в одну из льготных групп. Проверьте указанные вами данные, вероятно вы указали неправильные сведения. Исправьте неточную информацию или укажите свои данные более подробно, например, сколько детей у вас есть, в какую льготную категорию вы входите. Если для вас будут соответствующие меры поддержки, ЕГИССО обязательно укажет сведения об этом сведения.
Напомним, ранее Bankiros. ru рассказывал о новых условиях для обрушения рубля.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите участок текста.
Внедрение Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) не упростило процесс назначения гражданам мер социальной поддержки, говорится в отчёте Счётной палаты (СП), который опубликован на её сайте 28 декабря. Исправить ситуацию можно, «подружив» базы данных о льготниках разных уровней, но информация в них должна быть достоверной и появляться оперативно, считают эксперты «Парламентской газеты».
Льгот ждут месяцами
Задача ЕГИССО — предоставлять гражданам и органам власти актуальную информацию о мерах соцподдержки, оказываемых из бюджетов всех уровней, способах, формах и фактах их назначения. Как считают аудиторы СП, запущенная в 2018 году система до сих пор не в полной мере соответствует своему целевому назначению.
«Данные системы не позволяют их использовать для оценки необходимости предоставления мер социальной защиты с соблюдением принципов адресности и нуждаемости, — говорится в документе. — Органы соцзащиты населения продолжают получать информацию путём межведомственных запросов в органы и организации, в том числе в Пенсионный фонд».
Число пользователей ЕГИССО и объём загружаемой в неё информации постоянно растут. Количество мер соцподдержки с момента запуска системы выросло в 1,7 раза – более 28 тысяч человек обратились в личный кабинет на портале ЕГИССО, они интересовались своими правами, назначенными мерами социальной поддержки, отметил аудитор СП Сергей Штогрин. На начало 2021 года в системе были представлены сведения о 70,44 миллиона льготников.
При этом, как выяснилось, загруженные сведения не всегда актуальны и зачастую не совпадают с фактическими данными о предоставляемой помощи. В частности, отсутствовала информация о ежемесячных выплатах на ребёнка, праве на материнский капитал, льготах на ЖКХ, выплатах ветеранам и другие.
Одна из причин расхождения данных, заключили в СП, несвоевременная их загрузка сведений поставщиками — федеральными и региональными органами власти, органами местного самоуправления и внебюджетными фондами. Как показала проверка, нарушение сроков составляет от нескольких дней до нескольких месяцев. Например, органы соцзащиты в Калужской области не загружали сведения о назначенных мерах поддержки в течение девяти месяцев. Сроки по загрузке данных нарушал и ПФР.
Соцконтракт поможет
Количество сведений, загружаемых в ЕГИССО о каждом человеке, довольно большое, а поступают они с разных уровней власти. В связи с этим может появляться рассогласованность, а значит, базы необходимо «подружить». Об этом «Парламентской газете» сказала член Комитета Госдумы по социальной политике Светлана Бессараб. К ней на депутатские приёмы постоянно приходят люди с вопросами о льготах.
«Люди не знают о положенных им выплатах, которых зачастую много, а неточность или недостаточность сведений в базах данных только способствует усложнению их получения», — рассказала она.
С 1 июня 2022 года в ЕГИССО начнут загружать данные о перечислении или неперечислении денег на банковский счёт получателя соцподдержки. Это, по мнению Бессараб, важный шаг, который позволит уточнить информацию о доходах людей, чтобы назначение льгот стало более адресным.
Ещё один момент, на который обратила внимание депутат, — включение в ЕГИССО информации о социальных контрактах. Заключая такой контракт, люди могут получить средства и на преодоление трудной жизненной ситуации, на открытие своего дела в качестве индивидуальных предпринимателей или самозанятых. В период действия соцконтракта можно пройти обучение или получить дополнительное образование, помощь для ведения личного подсобного хозяйства.
«Исходя из жизненной ситуации, система предложит оптимальный вариант», — добавила Светлана Бессараб.
За деньгами идти не надо
Главная цель развития цифровых сервисов в социальной сфере — беззаявительный характер оказания помощи людям, отметила председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко. Человеку не придётся обращаться ни в профильное ведомство, ни даже на портал госуслуг, чтобы получать положенные начисления вне зависимости от жизненной ситуации.
Такие примеры уже есть. С 2021 года не нужно специально обращаться за материнским капиталом — деньги начисляются на счёт по факту рождения ребёнка, как только информация об этом попадёт в систему. Также Минтруд начал проактивное информирование граждан в случаях рождения ребёнка, получения инвалидности, выхода на пенсию.
В 2022 году сообщать будут о льготах на детей разных возрастов, социальных преференциях беременным женщинам, появится сервис сверки пенсионных прав. В дальнейшем на госуслугах появятся все выплаты и разъяснения по ним, рассказала в сентябре на Форуме социальных инноваций регионов первый замминистра труда Ольга Баталина.
В следующем году вступит в силу закон о защите социальных пособий граждан от списания финансовыми организациями, напомнила Инна Святенко. И здесь также важна роль ЕГИССО — движение средств отображается в личном кабинете.
«Если деньги всё же списали, человек должен иметь возможность заявить об этом, направив обращение через портал госуслуг — нужно создать подобный механизм», — сказала сенатор.
Что такое ЕГИССО и для чего оно нужно?
Вскрытие показало, что за красивыми словами скрывается удобный способ лишить соцподдержки подавляющее число семей, а заодно ввести ювенальный патронат и тотальный электронный контроль.
В 2015 году власть заговорила о необходимости оказания социальной помощи на принципах «адресности и нуждаемости», чтобы покончить «с размазыванием масла тонким слоем», и обеспечить «нормальной» поддержкой исключительно реально нуждающихся.
В 2015 г. принимается ФЗ № 388 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части учета и совершенствования предоставления мер соц. поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа
адресности и применения критериев нуждаемости». Этим законом дополнен ФЗ от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О гос. социальной помощи».
Новая глава закона предусматривает создание ЕГИССО (единая гос. информационная система в области соц. обеспечения) с 1 января 2018. Предполагается, что ЕГИССО аккумулирует полную информацию о семьях для анализа вопроса о наличии «нуждаемости» в соцобеспечении.
7 марта 2018 г. появился ФЗ №56-ФЗ, которым внесены изменения в несколько десятков законов, касающихся различных мер соц. поддержки в целях слива информации о каждой такой мере в ЕГИССО.
Что касается состава ЕГИССО, то он прописан в Постановлении Правительства РФ от 14 февраля 2017 года N 181. Примечательно, что Закон № 388-ФЗ дает лишь примерный перечень собираемой информации (ст. 6_9), оставляя детали регулирования перечня на откуп Правительству. Напомним, что именно эта причина (отсутствие четкого перечня данных в федеральном законе) была одной из главных для отклонения Президентом законопроекта о «Контингенте обучающихся».
Состав собираемых по Постановлению № 181 сведений впечатляет: СНИЛСы всех членов семьи, ФИО, пол, дата рождения, телефон, данные паспорта, всех документов, которые дают основания для получения соцподдержки, адрес места жительства, сведения о любых выплатах и иных вознаграждениях за труд, размер занимаемой площади жилого помещения, сведения обо всех получаемых мерах соц. поддержки, «критерии нуждаемости, применяемые при предоставлении мер социальной защиты» в регионе, которые делают неопределенным перечень собираемых данных и др. (Интересно, что в Москве к критериям нуждаемости отнесено наличие денежных средств во вкладах. Судя по всему, банковская тайна может перестать быть тайной, ибо для получения пособий потребуется слив в ЕГИССО сведений о конкретных суммах граждан во вкладах).
Причем, такие мелочи как ФИО, пол, дата рождения и место рождения согласно Постановлению № 181 включаются в ЕГИССО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для «ПЕРВИЧНОЙ ВЫВЕРКИ СВЕДЕНИЙ О ГРАЖДАНИНЕ». Это следует расценить как откровенную оцифровку граждан. Человека планируют идентифицировать исключительно по номеру (СНИЛС). Какие-то там имя и фамилия никого больше волновать не будут. Это нужно только пока, «для выверки» человека и «его номера». В п. 13 Постановления 181 прямо сказано, что персонификация сведений о гражданине осуществляется в ЕГИССО на основании СНИЛСа. Вот так незамысловато на уровне Правительства в обход федеральных законов внедряется новый способ идентификации граждан, не по имени, а по номеру.
При этом навязывание СНИЛС как идентификатора якобы для реализации прав на соцподдержку является незаконной операцией (обоснование см. в приложенной жалобе на ЕГИССО). Но Правительство это мало волнует. Также как и протесты общественности о недопустимости, бесчеловечности идентификации граждан по номеру, осужденной еще Нюрнбергским процессом.
Как формируется ЕГИССО?
На горячую линию ПФР представитель ОУЗС дозвониться не смог. Он-лайн ответ ПФР выглядел как ответ искусственного интеллекта, который тупо дал ссылку на раздел Постановления 181 (так будет во всех сферах, если секта цифровиков совершит свою цифровую революцию). В итоге пришлось звонить в отделение ПФР по региону, где наконец-то трубку взял живой человек:
Из СМИ известно, что по состоянию на 1 марта 2018 года 98 органов власти и органов местного самоуправления зарегистрированы как поставщики и потребители информации ЕГИССО. А втечение 2018 года планируется решить следующие задачи: начало взаимодействия с федеральной ГИС «Федеральный реестр инвалидов», с системой Единый гос. реестр записей актов гражданского состояния; учёт выплат средств соц. защиты; учёт имущества граждан для применения принципа адресности и критериев нуждаемости.
Разработчики программного обеспечения ЕГИССО проливают больше света на то, как эта система формируется. Из вебинаров ООО «СоцИнформТех», выигравшей некий тендер по ЕГИССО, следует, что выгрузка информации о людях в ЕГИССО осуществляется сначала раз в неделю (потом раз в день), а в перспективе она будет проводиться в режиме реального времени из каждого ведомства (например, из школы!) https://www. youtube. com/watch?v=WE9t9o2Xn8w&list=PLcpqz6aq8lddOP76ng7vUtJYLcM1JmTy9&index=3
Впечатляет персональная карточка учета, которая «предназначена для просмотра всех основных социально-экономических сведений о гражданине» (см. 3:05 https://www. youtube. com/watch?v=m_BJBUV_8S4). Там имеются такие закладки как: «документы, признаки учета, соц. статус, имущество, доходы, доп. доходы, жилищные условия, квитанции ЖКУ, ИПР, заболевания, информация о несовершеннолетних, домохозяйство, семья, история болезни…». Система ЕГИССО по факту представляет собой отмену неприкосновенности частной жизни (нарушение ст. 23, 24 Конституции).
Сколько стоит ЕГИССО?
Что получат семьи от ЕГИССО кроме тотального электронного контроля?
Первое – ювенальный патронат.
Министр труда Топилин заявил, что ЕГИССО «позволяет сделать семейный портрет. Поэтому мы исходим из того, что это очень важно для каждой семьи. Мы будем работать с каждой семьей с тем, чтобы разобраться в причинах, если это есть, не дай Бог, с тем, чтобы они вышли на нормальный уровень доходов и на нормальную свою траекторию занятости».
Делание «семейных портретов» в ЕГИССО – дело сугубо антиконституционное, ибо прямо нарушает неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции). А они, видите ли, еще и «поработают с нами», чтобы мы «вышли на нормальный уровень доходов». На примере СПб планкой для признания малоимущим является доход на члена семьи менее 16 тыс.
Иными словами, если в семье с тремя малышами, папа получает тысяч 75, а мама занимается детьми, с такой семьей «поработают» и выявят причины «ненормального» уровня дохода. Так незамысловато вводится социальный ювенальный патронат для всех малоимущих страны. Каждой такой семье теперь можно составлять «индивидуальный план» по социально-педагогической работе с родителями в рамках «соц. сопровождения», чтоб, по словам Топилина, «решить проблему семьи».
Уровень охвата патронатом будет зависеть исключительно от желаний, физических и финансовых возможностей ювеналов и полноты ЕГИССО.
И ведь легко решить проблемы бедности семьи изъятием детей: «Вы, родители, выйдите на «нормальную траекторию занятости», а мы потом Вам детей вернем». Подобная практика, когда от родителей требуют справку о занятости, чтоб вернуть отобранного ребенка, уже есть. Теперь в этой справке должна будет фигурировать соответствующая величина зарплаты.
Кроме того, в 2007 году была принята Концепция демографической политики до 2025 г. (утв. Указом Президента от 9 октября 2007 г. N 1351) , в которой зафиксирован «чудесный» план в целях «укрепления института семьи»: «повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка». Это означает привлечение родителей к ответственности за необеспечение ребенка в материальном смысле, чего уполномоченные структуры легко смогут добиться после изучения «семейного портрета» в ЕГИССО.
Второе – широкомасштабное лишение семей соцподдержки.
На основании данных ЕГИССО будет выявлено, имеются ли у семьи «критерии нуждаемости» для получения мер поддержки.
Согласно документу для решения вопроса о нуждаемости планируют учитывать вообще все, что есть у семьи (в т. у бабушек и дедушек), включая подаренное и заработанное на продаже морковки с огорода. Документ заканчивается довольно циничными основаниями для отказа в мерах соцподдержки:
В общем, если на кого-то из семьи оформлен участок под ИЖС, даже если доходов у семьи ноль, она «не нуждается в пособиях». Тоже самое, если у семьи есть лошадь или нестарая машина, даже при нищенском доходе и отсутствии квартиры. Другие условия в документе не лучше. В частности, если на семью (вне зависимости на кого именно) зарегистрировано две квартиры (или даже доли в коммуналке, не приносящей дохода) с метражом выше нормы (в Москве узаконено 18кв. на члена семьи), то семья не получит никаких пособий, даже если сидит на хлебе и воде.
То есть, чтобы получить пособие, надо вывернуть всю свою жизнь наружу, отказавшись от ее неприкосновенности, отправив ее на электронный портал и открыть двери, шкафы и тумбочки соцзащите, чтобы они проверили имущественную обеспеченность. Чем заканчивается сбор доказательств для семей с детьми, известно – постановкой на учет и / или отобранием детей.
Внедрение соцзащиты по новым принципам «нуждаемости» приводит к тому, что пособий лишаются миллионы людей только за то, что у них есть, где жить или на чем ездить. И не важно, есть ли на что купить еды. К счастью, не все регионы ринулись под козырек принимать аналогичные правила, но, возможно, это – вопрос времени.
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
Настоящее Положение определяет состав подсистем Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее – Единая информационная система) и их функции, распределение полномочий между операторами Единой информационной системы, функции иных участников информационного взаимодействия, порядок направления сведений, предусмотренных Федеральным законом “О государственной социальной помощи”, в Единую информационную систему, порядок обработки информации в Единой информационной системе, порядок взаимодействия Единой информационной системы с информационными системами органов, не являющихся поставщиками информации, порядок предоставления доступа к сведениям, содержащимся в Единой информационной системе, а также принципы создания, развития и эксплуатации Единой информационной системы, порядок ее организации и функционирования, включая порядок защиты информации, содержащейся в Единой информационной системе, порядок направления и обработки запросов.
Государственными заказчиками создания, развития и эксплуатации Единой информационной системы, а также операторами Единой информационной системы являются Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с распределением полномочий между ними, определяемым настоящим Положением.
Полномочия Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации как оператора Единой информационной системы на основании его решения может осуществлять подведомственное ему федеральное государственное учреждение.
Оператором инфраструктуры, обеспечивающей функционирование Единой информационной системы (далее соответственно – инфраструктура, оператор инфраструктуры), является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Функции оператора инфраструктуры по предоставлению инфраструктуры осуществляются в порядке, определяемом Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Обеспечение создания, функционирования и развития Единой информационной системы осуществляется в соответствии с полномочиями, определенными Федеральным законом “О государственной социальной помощи”, а также в соответствии с положениями Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, Федерального закона “О персональных данных”, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и настоящего Положения.
К задачам Единой информационной системы относятся:
а) формирование и ведение классификатора мер социальной защиты (поддержки) и перечня категорий получателей мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат (далее – меры социальной защиты (поддержки);
б) предоставление пользователям Единой информационной системы информации об основаниях, условиях, о способах, формах и фактах предоставления мер социальной защиты (поддержки), осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также сведений об организациях, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки);
в) осуществление процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки);
г) контроль соблюдения гарантированного объема предоставления мер социальной защиты (поддержки).
Функциями Единой информационной системы являются:
а) выполнение необходимых для назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки) операций органами государственной власти (государственными органами), в том числе федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, организациями, находящимися в ведении органов государственной власти (далее – органы власти и организации), в том числе с соблюдением принципа адресности и применением критериев нуждаемости;
б) обеспечение межведомственного электронного взаимодействия участников информационного взаимодействия между собой посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
в) сбор, анализ и обработка информации о предоставляемых гражданам мерах социальной защиты (поддержки), данных, необходимых для их предоставления, а также предоставление доступа к такой информации и данным гражданам, заинтересованным органам власти и организациям;
г) реализация возможности использования сведений Единой информационной системы в целях обеспечения условий предоставления мер социальной защиты (поддержки) и применения критериев нуждаемости;
д) формирование, ведение, использование и предоставление сведений, содержащихся в банке данных законных представителей лиц, имеющих право на получение мер социальной защиты (поддержки);
е) учет сведений (ведение реестров), необходимых для назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки);
ж) обеспечение возможности прогнозирования расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части выполнения обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере социальной защиты (поддержки);
з) обеспечение унификации мер социальной защиты (поддержки), предоставляемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
и) формирование отчетности о мерах социальной защиты (поддержки);
к) обеспечение возможности прогнозирования и оценки необходимости предоставления мер социальной защиты (поддержки) и нуждаемости граждан в них;
л) обеспечение выявления событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты (поддержки), и формирование персонифицированной информации о возникающих у них правах в связи с наступлением таких событий.
Создание, функционирование и развитие Единой информационной системы осуществляются на основе следующих принципов:
а) использование инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
б) обеспечение полноты, достоверности, актуальности и целостности сведений, получаемых с использованием Единой информационной системы;
в) однократность ввода информации и многократность ее использования;
г) обеспечение применения органами власти и организациями классификатора мер социальной защиты (поддержки) и перечня категорий получателей мер социальной защиты (поддержки);
д) централизация сбора и безвозмездность предоставления информации с использованием Единой информационной системы для всех пользователей Единой информационной системы в соответствии с их правами доступа;
е) модульность построения, адаптируемость и модифицируемость Единой информационной системы;
ж) открытость для интеграции с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными системами на основе единых правил и форматов информационного взаимодействия;
з) реестровый учет сведений, подлежащих размещению в Единой информационной системе, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
и) персональная ответственность должностных лиц участников информационного взаимодействия за полноту, актуальность и достоверность сведений, размещаемых ими в Единой информационной системе, а также ответственность оператора Единой информационной системы за их хранение и уничтожение в установленном порядке.
Участниками информационного взаимодействия являются:
а) поставщики информации – органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы опеки и попечительства, организации, находящиеся в ведении органов государственной власти, предоставляющие меры социальной защиты (поддержки);
б) пользователи Единой информационной системы – поставщики информации, граждане и нотариусы;
в) операторы Единой информационной системы;
г) оператор инфраструктуры;
д) органы власти и организации, в распоряжении которых находятся сведения, необходимые для назначения мер социальной защиты (поддержки), и которые посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия представляют указанные сведения по межведомственным запросам поставщиков информации, а также органы власти и организации, не являющиеся поставщиками информации, получающие сведения из Единой информационной системы с использованием государственных информационных систем.
Правообладателем информации, содержащейся в Единой информационной системе, от имени Российской Федерации является поставщик информации в части сведений, размещенных им в Единой информационной системе.
В целях функционирования Единой информационной системы обеспечивается ее взаимодействие с элементами инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, такими, как федеральная государственная информационная система “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме” (далее – Единая система идентификации и аутентификации), единая система межведомственного электронного взаимодействия, федеральная государственная информационная система “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” (далее – Единый портал государственных и муниципальных услуг), федеральная государственная информационная система “Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)” (далее – Федеральный реестр).
Взаимодействие Единой информационной системы с Федеральным реестром осуществляется в соответствии с требованиями, определенными Федеральным законом “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”.
Также обеспечивается информационное взаимодействие Единой информационной системы с государственными, муниципальными и иными информационными системами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации и содержащими информацию, подлежащую включению в Единую информационную систему, либо обеспечивающими доступ к этой информации, а также получение информации из Единой информационной системы в целях предоставления государственных и муниципальных услуг.
Обработка информации, подлежащей размещению в Единой информационной системе, а также ее хранение осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона “О персональных данных” и Федерального закона “О банках и банковской деятельности” и нацелены исключительно на обеспечение прав граждан на социальную защиту (поддержку), установленных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласие гражданина на обработку его персональных данных подтверждается заявлением о предоставлении мер социальной защиты (поддержки), поданным гражданином в орган, предоставляющий меры социальной защиты (поддержки).
При обработке информации, подлежащей размещению в Единой информационной системе, оператором Единой информационной системы должны быть обеспечены:
а) проведение мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного доступа к такой информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права доступа к такой информации;
б) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
в) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.
Сведения, определенные в составе информации, размещаемой в Единой информационной системе, и источниках такой информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 1342 “О Единой государственной информационной системе социального обеспечения” (далее – состав информации), предоставляются поставщиками информации в Единую информационную систему или поступают в Единую информационную систему из иных информационных систем, операторами которых являются органы и организации, не являющиеся поставщиками информации, в порядке межведомственного электронного взаимодействия.
Персонификация сведений в Единой информационной системе осуществляется на основании страхового номера индивидуального лицевого счета в системе индивидуального (персонифицированного) учета получателя мер социальной защиты (поддержки).
Предоставление информации в Единую информационную систему осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, Федеральным законом “О персональных данных” и Федеральным законом “О банках и банковской деятельности”.
При необходимости установления особенностей порядка предоставления информации в Единую информационную систему в отношении граждан, проходящих (проходивших) службу в федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах), в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или приравненная к ней служба, такие особенности определяются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с указанными федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами).
Информационное взаимодействие Единой информационной системы осуществляется с иными информационными системами, создаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации и содержащими информацию, необходимую для оказания государственных и муниципальных услуг и подлежащую представлению в Единую информационную систему в соответствии с составом информации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, либо обеспечивающими доступ к этой информации с использованием Единой системы идентификации и аутентификации.
Информационное взаимодействие Единой информационной системы с иными информационными системами осуществляется на основе принципов обеспечения полноты и достоверности информации, предоставляемой и получаемой в рамках информационного взаимодействия, а также обеспечения конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
При информационном взаимодействии Единой информационной системы с иными информационными системами сведения предоставляются участниками информационного взаимодействия в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Информационное взаимодействие Единой информационной системы с иными информационными системами осуществляется в автоматизированном режиме как посредством направления запросов в соответствии с Федеральным законом “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” и Правилами межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе рекомендуемых правил организации межведомственного информационного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2021 г. N 963 “Об утверждении Правил межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе рекомендуемых правил организации межведомственного информационного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации”, для обеспечения предоставления мер социальной защиты (поддержки) посредством Единой информационной системы, так и без направления запросов.
Предоставление сведений из иных информационных систем без направления запросов осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления мер социальной защиты (поддержки), или в иных случаях и порядке, которые определяются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Как в ЕГИССО узнать информацию о пособиях и выплатах
Через ЕГИССО гражданин может получить полную информацию о своих правах на социальные выплаты, а власти всех уровней – информацию о получателях мер соцзащиты.
Личный кабинет получателя социальных услуг
Для этого и создан «Личный кабинет получателя социальных услуг». В этот кабинет может зайти любой гражданин России и посмотреть, какие меры социальной поддержки ему положены. Причем, если он не является их получателем, то информация об этом также будет отражаться. Особенно этот сервис актуален для тех, кто получает социальные выплаты по линии сразу различных ведомств – соцзащиты, пенсионного фонда и пр.
Правда, надо отметить, что многие желающие воспользоваться услугами личного кабинета на ЕГИССО, жалуются на плохую работу сервиса. Он часто бывает недоступен из-за проведения технологических работ. Надо только надеяться, что в будущем работа кабинета будет более стабильной.
Социальный калькулятор
Электронный сервис «Социальный калькулятор», который действует на сайте ЕГИССО, позволяет гражданину определить право на получение различных социальных услуг на основе индивидуальной информации и уже присвоенных ему в системе социального обеспечения статусов.
Для этого надо указать регион проживания и свою льготную категорию, например, инвалид I группы. После этого пользователь получит полную информацию о мерах социальной защиты, положенных ему по месту жительства.
Что еще может система ЕГИССО
В ЕГИССО реализована система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) по защищенным каналам. Благодаря этому, например, можно подтвердить статус предпенсионера. Чтобы оформить льготу, достаточно просто подать заявление. Самостоятельно обращаться в Пенсионный фонд не потребуется. Данные будут переданы в электронной форме по каналам СМЭВ, через ЕГИССО и электронному взаимодействию с работодателями.
Еще один пример. Допустим, предпенсионеру надо реализовать свое право на освобождение от уплаты имущественного налога на жилье и земельного налога. Для этого достаточно подать заявление в налоговый орган, специалисты которого самостоятельно сделают запрос в ПФР для подтверждения статуса заявителя.
Аналогичное взаимодействие у ПФР налажено с центрами занятости и непосредственно с работодателями.
В чем смысл «социального казначейства»
На базе действующей инфосистемы ЕГИССО Минтруд России реализует проект «Социального казначейства», которое будет заниматься предоставлением мер социальной поддержки и содействия занятости населения.
Благодаря этому при рождении ребенка семьи будут получать уведомления в личном кабинете на портале Госуслуг обо всех полагающихся мерах социальной поддержки.
Например, родителям, зарегистрированным на портале Госуслуг, с их согласия будут приходить уведомления о положенных мерах поддержки на детей, в том числе о единовременном пособии при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, ежемесячных выплатах до 3 лет в рамках нацпроекта «Демография». Персональное информирование смогут получать также пенсионеры, безработные и другие категории граждан
А с 1 июля 2021 года в России начал работать единый контакт-центр. Он объединил информацию Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования, учреждений медико-социальной экспертизы, Роструда. Позвонив в контакт-центр или через чат-бот, каждый гражданин сможет получить развернутую консультацию по всем вопросам, связанным с мерами соцподдержки.