Правительство внесло в Госдуму законопроект, по которому выявлять и учитывать граждан, нуждающихся в соцпомощи, будут через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) за счет добавления в нее данных ряда ведомств. Эксперты, опрошенные «Известиями», подтвердили, что таким образом в России, по сути, происходит переход оказания помощи от заявительного к выявительному.
- Что такое ЕГИССО
- Что такое ЕГИССО и кому это будет полезно
- Как зарегистрировать личный кабинет пособий
- Почему на ЕГИССО нет назначенных и полагающихся пособий
- О чем говорится в законопроекте
- Насколько безопасен сбор персональных данных ЕГИССО
- Как будут выявлять нуждающихся в соцпомощи
- Как будет работать система
Что такое ЕГИССО
Депутат отметила, что ЕГИССО внедрялась во всех регионах России еще с 2018 году и сейчас просто расширяется функционал этой системы.
— Это цифровая платформа, которая полностью совместима со всеми информационными ресурсами, имеющимися в регионах, — сказала она. — Она и сегодня информирует, когда вы обращаетесь к ней, в каких случаях вы имеете право на получение помощи. К сожалению, граждане не всегда этим пользуются — ко мне, например, часто обращаются люди, которые просто не знают о том, что уже имеют право на получение мер социальной поддержки.
Создание ЕГИССО было предусмотрено ФЗ № 388 от 29 декабря 2015 года. В действие ее ввели с 1 января 2018 года. Система объединена с порталом Госуслуг, основная задача — аккумулирование в одном источнике информации о мерах соцподдержки, социальных услугах и гарантиях, которые предоставляются гражданам за счет бюджетов любого уровня. Стержень системы — реестр мер соцподдержки с фиксацией их видов, условий, категорий лиц, которые имеют право на их получение. ЕГИССО должна в том числе снизить административные расходы по сбору, актуализации данных и подготовке регулярных докладов по социальной поддержке.
Ранее Минтруд разработал перечень жизненных ситуаций, по которым граждан будут автоматически информировать о возможности поддержки со стороны государства. В этот перечень вошли рождение ребенка, установление опеки, установление инвалидности, выход на пенсию, достижение ребенком определенного возраста, беременность, присвоение звания ветерана, получение статуса лица, подвергшегося воздействию радиации, получение статуса многодетной семьи, поддержка молодой семьи. Этот перечень будет размещен в ЕГИССО.
Пенсионный фонд России запустил электронный сервис ЕГИССО, на котором можно посмотреть причитающиеся вам выплаты и заказать необходимые справки. Что это за система, как с ней работать и посмотреть полагающиеся вам пособия, расскажет Bankiros.
Что такое ЕГИССО и кому это будет полезно
Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) – федеральная информационная система. В ней отражаются сведения обо всех мерах поддержки, социальных гарантиях, выплатах и компенсациях, которые положены гражданину в соответствии с федеральными и региональными правовыми актами. Через ЕГИССО можно узнать о назначенных вам пособиях и возможных именно для вашей ситуации.
На ЕГИССО действует специальный калькулятор, который помогает гражданину на основе указанных сведений и назначенных пособий определить право на различные социальные услуги. Для этого достаточно указать в системе регион проживания и льготную категорию, например инвалид второй группы. После этого пользователю предоставят полную информацию о всех мерах поддержки, доступных для него в регионе.
Как зарегистрировать личный кабинет пособий
- Введите код подтверждения с портала Госуслуг и разрешите ЕГИССО доступ к вашим данным из сайта Госуслуг.
- Нажмите кнопку продолжить.
- После этого вы попадете в личный кабинет ЕГИССО. Он позволяет:
- посмотреть меры поддержки, которые вам положены;
- посмотреть историю изменения мер;
- получить справку о назначенной поддержке;
- заказать необходимые справки.
- В правом верхнем углу указаны ваши данные. В нижнем отражены все меры поддержки, которые вы получили или получаете сейчас.
- Чтобы узнать на ЕГИССО, какие пособия и другие льготы вам положены, какие детские пособия полагаются вашему ребенку, нажмите на вкладку «Назначенные меры соц. поддержки».
- Если вам что-то назначено, вы можете кликнуть по указанной мере поддержки и узнать детальную информацию: какие документы нужны, куда подать заявление и прочее.
- Заказать необходимые справки можно тут же: нажмите на пункт «Подготовить справку для скачивания» и действуйте по подсказкам сайта. Сохраните документ на свое устройство.
Почему на ЕГИССО нет назначенных и полагающихся пособий
Если портал не отображает возможные меры поддержки, возможно вы не входите ни в одну из льготных групп. Проверьте указанные вами данные, вероятно вы указали неправильные сведения. Исправьте неточную информацию или укажите свои данные более подробно, например, сколько детей у вас есть, в какую льготную категорию вы входите. Если для вас будут соответствующие меры поддержки, ЕГИССО обязательно укажет сведения об этом сведения.
Напомним, ранее Bankiros. ru рассказывал о новых условиях для обрушения рубля.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите участок текста.
Меры социальной защиты (поддержки) (далее – МСЗ) в настоящее время устанавливаются в Российской Федерации на разных уровнях, имеют различные механизмы реализации, разные базы данных и, до недавнего момента, – разные классификаторы.
На каждом уровне управления (федеральном, региональном, муниципальном) есть своя система пособий и льгот и свои категории получателей. При этом у каждого ведомства организована своя система учета предоставляемых мер социальной защиты и поддержки, и, как показывает практика, – не одна.
Так, например, как показал оперативный анализ данных, имеющихся в открытом доступе, на уровне только одного региона (Рисунок 1) насчитывается 11 групп направлений социальной защиты (поддержки) граждан и 268 МСЗ, и по всем требуется регулярная актуализация данных по получателям услуг, в том числе и по оценке нуждаемости.
Кроме того, наряду с существующими МСЗ, появляются новые, продиктованные текущей экономической и демографической ситуацией.
Так, в рамках Послания Президента РФ Федеральному собранию в 2019 году высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации было поручено расширить практику социальных контрактов, (индивидуальная программа повышения доходов и качества жизни для каждой нуждающейся семьи, посредством предоставления гражданам регулярных выплат, помощи по переобучению и повышению квалификации, содействия в трудоустройстве или открытии небольшого собственного дела), с целью внедрить этот механизм во всех субъектах Российской Федерации уже в 2021 году.
В послании Президента Федеральному собранию в 2020 году Президент предложил предусмотреть ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трёх до семи лет включительно. Причём уже с 1 января 2020-го, текущего года.
В настоящее время, в связи с текущей эпидемиологической ситуацией в качестве антикризисных мер Правительством РФ принимаются новые пакеты законов для поддержки граждан, которые, в том числе, содержат как вновь вводимые меры социальной поддержки, так и новые условия по уже существующим выплатам. (например, начисление адресных пособий и выплат малоимущим семьям, в том числе выплат на детей в возрасте от трех до семи лет, в случае если в семье есть безработный – осуществляются без учета прошлых доходов).
Совсем недавно (27. 2020г. ) на сайте Правительства Российской Федерации опубликовано поручение Премьер-министра России руководителям ФОИВ, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации обеспечить непрерывный мониторинг и контроль фактического доведения мер поддержки в период пандемии коронавируса с предоставлением еженедельных докладов в Минэкономразвития России.
Таким образом, очевидно, что РЕГУЛЯРНАЯ (ЕЖЕДНЕВНАЯ) АКТУАЛИЗАЦИЯ данных по мерам социальной поддержи, назначаемым и доводимым до конечного потребителя на всех уровнях власти, – ЭТО УЖЕ НЕОБХОДИМОСТЬ, продиктованная временем. Существовавший до недавнего времени планомерный сбор сводных данных с периодичностью раз в год, полугодие, квартал и даже месяц уже не подходит для принятия оперативных управленческих решений.
Основа внедрения такого нового механизма в России определена Главой 2. «Единая государственная информационная система социального обслуживания» Федерального закона от 29. 2015 года № 388-ФЗ (далее – ЕГИССО).
ЕГИССО создана в целях обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), граждан данными обо всех мерах социального обеспечения, социальной поддержки, гарантиях, выплатах, компенсациях, предоставляемых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами.
Стержнем данной системы является реестр мер социальной поддержки с фиксацией их видов, условий, способов, форм, фактов предоставления, категорий лиц, имеющих право на получение указанных мер, а также их возможных объемов в натуральном либо в денежном выражении.
Предусмотрено два способа предоставления данных в ЕГИССО (Рисунок 2):
1 способ: через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) для поставщиков информации, имеющих свои информационные системы. В данном случае Поставщиком информации будет конкретное ведомство, которое будет предоставлять информацию от нескольких поставщиков информации (органов, организаций).
2 способ: через личный кабинет поставщика информации в ЕГИССО (далее – Поставщик). Кабинет предусмотрен для тех поставщиков, у которых отсутствуют информационные системы (далее – ИС), либо отсутствуют ресурсы для доработки уже существующих информационных систем в части выгрузки информации в соответствии с форматами ЕГИССО. Прямой ввод информации может быть приемлем для поставщиков информации в ЕГИССО на муниципальном уровне, у которых небольшое число МСЗ и получателей, и нет своей информационной системы.
Наличие указанных способов передачи информации в ЕГИССО предоставляет возможность передачи данных для всех поставщиков информации (имеющих и не имеющих свои ИС). Однако в случае, если данные поступают в ЕГИССО от разрозненных поставщиков (учреждений, организаций), у ведомства отсутствует возможность консолидации и анализа данных до момента отправки информации в ЕГИССО.
Качество передаваемой информации важно оценивать в комплексе на уровне региона до того, как данные будут переданы в ЕГИССО, так как данными будут пользоваться получатели информации (Федеральные органы власти, ОИВ и ОМСУ) в целях:
- исключения дублирования данных (случаев повторного назначения МСЗ);
- перевода в электронный вид государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
- контроля соблюдения гарантированного объема и качества предоставления МСЗ, социальных услуг;
- контроля информации об основаниях, условиях, способах, формах и фактах предоставления МСЗ;
- снижения административных расходов, обусловленных дублированием операций, связанных с вводом и обработкой данных.
Но для того, чтобы у органов власти была возможность апеллировать сводными данными в разрезе регионов и в целом по России для принятия аргументированных взвешенных выводов и решений, необходимо повысить качество передаваемой информации, а также устранить сложности в части передачи данных поставщиками информации с целью обеспечения своевременного внесения данных в систему.
ЕГИССО – важный этап перехода к цифровой системе социальной поддержки. В будущем она обеспечит актуальность и полноту данных обо всех мерах социальной защиты (поддержки) граждан, выплатах, компенсациях, а также гарантиях, которые предоставляются в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, что в конечном варианте позволит:
- снизить административные расходы по сбору, актуализации данных и подготовке регулярных докладов по выполнению всех этапов жизненного цикла меры социальной поддержки (от заявления от получателя МСЗ до факта назначения и доведения до конечного потребителя МСЗ);
- повысить качество информации региона по мерам социальной поддержки;
- исключить дублирования данных;
- аргументировано обосновать принятие решений о назначении МСЗ;
- повысить эффективность использования бюджетных средств.
Информация, передаваемая в ЕГИССО поставщиками информации, должна отвечать критериям достоверности, своевременности и актуальности для того, чтобы качество информации, содержащейся в ЕГИССО служила базой для принятия таких решений как:
- внедрение новых, более адресных МСЗ;
- применение обновленных критериев нуждаемости;
- ограничение и дополнение сферы социальной поддержки новыми категориями граждан;
- отказ от старых неэффективных мер социальной помощи.
Необходимость и важность оперативности предоставления и получения достоверных и актуальных данных на любую дату сегодня возрастает.
Качество передаваемой информации необходимо оценивать в комплексе на уровне региона до передачи в ЕГИССО, так как в будущем, по прошествии достаточного для сбора информационной базы периода времени, органы государственной власти будут осуществлять контроль путем обработки данных в разрезе субъектов РФ и в целом по России, а затем на основании полученных отчетных показателей прогнозировать расходные части региональных бюджетов, необходимых и достаточных для выполнения публичных социальных обязательств перед гражданами со стороны государства (Рисунок 3).
По всем вопросам, связанным с проведением мероприятий по инвентаризации мер социальной поддержки, государственных (муниципальных) услуг в целях повышения адаптации к передаче в ЕГИССО, автоматизации процессов формирования и актуализации реестра поставщиков услуг, регистра получателей услуг, реестра фактов назначения мер социальной поддержки, вы можете обращаться к специалистам Компании БФТ:
Что такое ЕГИССО и для чего оно нужно?
Вскрытие показало, что за красивыми словами скрывается удобный способ лишить соцподдержки подавляющее число семей, а заодно ввести ювенальный патронат и тотальный электронный контроль.
В 2015 году власть заговорила о необходимости оказания социальной помощи на принципах «адресности и нуждаемости», чтобы покончить «с размазыванием масла тонким слоем», и обеспечить «нормальной» поддержкой исключительно реально нуждающихся.
В 2015 г. принимается ФЗ № 388 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части учета и совершенствования предоставления мер соц. поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа
адресности и применения критериев нуждаемости». Этим законом дополнен ФЗ от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О гос. социальной помощи».
Новая глава закона предусматривает создание ЕГИССО (единая гос. информационная система в области соц. обеспечения) с 1 января 2018. Предполагается, что ЕГИССО аккумулирует полную информацию о семьях для анализа вопроса о наличии «нуждаемости» в соцобеспечении.
7 марта 2018 г. появился ФЗ №56-ФЗ, которым внесены изменения в несколько десятков законов, касающихся различных мер соц. поддержки в целях слива информации о каждой такой мере в ЕГИССО.
Что касается состава ЕГИССО, то он прописан в Постановлении Правительства РФ от 14 февраля 2017 года N 181. Примечательно, что Закон № 388-ФЗ дает лишь примерный перечень собираемой информации (ст. 6_9), оставляя детали регулирования перечня на откуп Правительству. Напомним, что именно эта причина (отсутствие четкого перечня данных в федеральном законе) была одной из главных для отклонения Президентом законопроекта о «Контингенте обучающихся».
Состав собираемых по Постановлению № 181 сведений впечатляет: СНИЛСы всех членов семьи, ФИО, пол, дата рождения, телефон, данные паспорта, всех документов, которые дают основания для получения соцподдержки, адрес места жительства, сведения о любых выплатах и иных вознаграждениях за труд, размер занимаемой площади жилого помещения, сведения обо всех получаемых мерах соц. поддержки, «критерии нуждаемости, применяемые при предоставлении мер социальной защиты» в регионе, которые делают неопределенным перечень собираемых данных и др. (Интересно, что в Москве к критериям нуждаемости отнесено наличие денежных средств во вкладах. Судя по всему, банковская тайна может перестать быть тайной, ибо для получения пособий потребуется слив в ЕГИССО сведений о конкретных суммах граждан во вкладах).
Причем, такие мелочи как ФИО, пол, дата рождения и место рождения согласно Постановлению № 181 включаются в ЕГИССО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для «ПЕРВИЧНОЙ ВЫВЕРКИ СВЕДЕНИЙ О ГРАЖДАНИНЕ». Это следует расценить как откровенную оцифровку граждан. Человека планируют идентифицировать исключительно по номеру (СНИЛС). Какие-то там имя и фамилия никого больше волновать не будут. Это нужно только пока, «для выверки» человека и «его номера». В п. 13 Постановления 181 прямо сказано, что персонификация сведений о гражданине осуществляется в ЕГИССО на основании СНИЛСа. Вот так незамысловато на уровне Правительства в обход федеральных законов внедряется новый способ идентификации граждан, не по имени, а по номеру.
При этом навязывание СНИЛС как идентификатора якобы для реализации прав на соцподдержку является незаконной операцией (обоснование см. в приложенной жалобе на ЕГИССО). Но Правительство это мало волнует. Также как и протесты общественности о недопустимости, бесчеловечности идентификации граждан по номеру, осужденной еще Нюрнбергским процессом.
Как формируется ЕГИССО?
На горячую линию ПФР представитель ОУЗС дозвониться не смог. Он-лайн ответ ПФР выглядел как ответ искусственного интеллекта, который тупо дал ссылку на раздел Постановления 181 (так будет во всех сферах, если секта цифровиков совершит свою цифровую революцию). В итоге пришлось звонить в отделение ПФР по региону, где наконец-то трубку взял живой человек:
Из СМИ известно, что по состоянию на 1 марта 2018 года 98 органов власти и органов местного самоуправления зарегистрированы как поставщики и потребители информации ЕГИССО. А втечение 2018 года планируется решить следующие задачи: начало взаимодействия с федеральной ГИС «Федеральный реестр инвалидов», с системой Единый гос. реестр записей актов гражданского состояния; учёт выплат средств соц. защиты; учёт имущества граждан для применения принципа адресности и критериев нуждаемости.
Разработчики программного обеспечения ЕГИССО проливают больше света на то, как эта система формируется. Из вебинаров ООО «СоцИнформТех», выигравшей некий тендер по ЕГИССО, следует, что выгрузка информации о людях в ЕГИССО осуществляется сначала раз в неделю (потом раз в день), а в перспективе она будет проводиться в режиме реального времени из каждого ведомства (например, из школы!) https://www. youtube. com/watch?v=WE9t9o2Xn8w&list=PLcpqz6aq8lddOP76ng7vUtJYLcM1JmTy9&index=3
Впечатляет персональная карточка учета, которая «предназначена для просмотра всех основных социально-экономических сведений о гражданине» (см. 3:05 https://www. youtube. com/watch?v=m_BJBUV_8S4). Там имеются такие закладки как: «документы, признаки учета, соц. статус, имущество, доходы, доп. доходы, жилищные условия, квитанции ЖКУ, ИПР, заболевания, информация о несовершеннолетних, домохозяйство, семья, история болезни…». Система ЕГИССО по факту представляет собой отмену неприкосновенности частной жизни (нарушение ст. 23, 24 Конституции).
Сколько стоит ЕГИССО?
Что получат семьи от ЕГИССО кроме тотального электронного контроля?
Первое – ювенальный патронат.
Министр труда Топилин заявил, что ЕГИССО «позволяет сделать семейный портрет. Поэтому мы исходим из того, что это очень важно для каждой семьи. Мы будем работать с каждой семьей с тем, чтобы разобраться в причинах, если это есть, не дай Бог, с тем, чтобы они вышли на нормальный уровень доходов и на нормальную свою траекторию занятости».
Делание «семейных портретов» в ЕГИССО – дело сугубо антиконституционное, ибо прямо нарушает неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции). А они, видите ли, еще и «поработают с нами», чтобы мы «вышли на нормальный уровень доходов». На примере СПб планкой для признания малоимущим является доход на члена семьи менее 16 тыс.
Иными словами, если в семье с тремя малышами, папа получает тысяч 75, а мама занимается детьми, с такой семьей «поработают» и выявят причины «ненормального» уровня дохода. Так незамысловато вводится социальный ювенальный патронат для всех малоимущих страны. Каждой такой семье теперь можно составлять «индивидуальный план» по социально-педагогической работе с родителями в рамках «соц. сопровождения», чтоб, по словам Топилина, «решить проблему семьи».
Уровень охвата патронатом будет зависеть исключительно от желаний, физических и финансовых возможностей ювеналов и полноты ЕГИССО.
И ведь легко решить проблемы бедности семьи изъятием детей: «Вы, родители, выйдите на «нормальную траекторию занятости», а мы потом Вам детей вернем». Подобная практика, когда от родителей требуют справку о занятости, чтоб вернуть отобранного ребенка, уже есть. Теперь в этой справке должна будет фигурировать соответствующая величина зарплаты.
Кроме того, в 2007 году была принята Концепция демографической политики до 2025 г. (утв. Указом Президента от 9 октября 2007 г. N 1351) , в которой зафиксирован «чудесный» план в целях «укрепления института семьи»: «повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка». Это означает привлечение родителей к ответственности за необеспечение ребенка в материальном смысле, чего уполномоченные структуры легко смогут добиться после изучения «семейного портрета» в ЕГИССО.
Второе – широкомасштабное лишение семей соцподдержки.
На основании данных ЕГИССО будет выявлено, имеются ли у семьи «критерии нуждаемости» для получения мер поддержки.
Согласно документу для решения вопроса о нуждаемости планируют учитывать вообще все, что есть у семьи (в т. у бабушек и дедушек), включая подаренное и заработанное на продаже морковки с огорода. Документ заканчивается довольно циничными основаниями для отказа в мерах соцподдержки:
В общем, если на кого-то из семьи оформлен участок под ИЖС, даже если доходов у семьи ноль, она «не нуждается в пособиях». Тоже самое, если у семьи есть лошадь или нестарая машина, даже при нищенском доходе и отсутствии квартиры. Другие условия в документе не лучше. В частности, если на семью (вне зависимости на кого именно) зарегистрировано две квартиры (или даже доли в коммуналке, не приносящей дохода) с метражом выше нормы (в Москве узаконено 18кв. на члена семьи), то семья не получит никаких пособий, даже если сидит на хлебе и воде.
То есть, чтобы получить пособие, надо вывернуть всю свою жизнь наружу, отказавшись от ее неприкосновенности, отправив ее на электронный портал и открыть двери, шкафы и тумбочки соцзащите, чтобы они проверили имущественную обеспеченность. Чем заканчивается сбор доказательств для семей с детьми, известно – постановкой на учет и / или отобранием детей.
Внедрение соцзащиты по новым принципам «нуждаемости» приводит к тому, что пособий лишаются миллионы людей только за то, что у них есть, где жить или на чем ездить. И не важно, есть ли на что купить еды. К счастью, не все регионы ринулись под козырек принимать аналогичные правила, но, возможно, это – вопрос времени.
О чем говорится в законопроекте
Законопроект внесет изменения в статьи 5-2 и 6-9 закона «О государственной социальной помощи» — для выявления и учета граждан, которые нуждаются в получении мер социальной поддержки, будет реализован механизм, по которому процесс расчета среднедушевого дохода на члена семьи, а также оценка имущественной обеспеченности сформируется системой ЕГИССО. Для этого в систему будут вноситься сведения, предоставляемые ФНС, МВД и Росреестром. Обрабатывать данные будет Пенсионный фонд.
Отмечается, что у ЕГИССО появится новая задача — выявлять граждан, которые нуждаются в получении мер социальной защиты. Критерии отнесения к той или иной категории будут прописаны в документе. После того, как система выявит человека, нуждающегося в получении помощи, он будет информирован о возможности получения тех или иных мер соцподдержки.
Для этого в Положении о ЕГИССО уточнят порядок и состав получения сведений о гражданах, их доходах и имуществе, имеющихся в распоряжении ведомств. Что касается сведений о движимом и недвижимом имуществе, то их система будет получать только по семьям или одиноким гражданам, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.
О том, что ЕГИССО сможет более точно определять семьи, которые оказались в сложной финансовой ситуации, говорил премьер Михаил Мишустин. Он подчеркнул, что система будет автоматически рассчитывать размер выплат, помощь станет более адресной. Сейчас, указал он, проживающие в сельской местности или на удаленных территориях люди часто просто не знают о том, какую поддержку могут получить от государства.
— Всё это — важная часть работы по созданию механизма социального казначейства, справедливой и востребованной системы защиты людей, — заявил премьер.
Судя по всему, проблем с принятием законопроекта не будет. Так, депутат Госдумы от КПРФ Андрей Алехин заметил, что документ с большой вероятностью поддержат в нижней палате парламента.
Член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб, в свою очередь, рассказала «Известиям», что в парламенте принимается законопроект, который предполагает передачу сведений о получении гражданами всех мер соцподдержки в Росстат.
— Анализ данных позволит формировать реальную информацию об экономическом, социальном состоянии отдельных категорий граждан в России, — сказала она. — И в последующем при передаче всех сведений из ФНС и сведений об имуществе граждан это позволит в том числе корректировать уже имеющиеся и формировать новые программы господдержки граждан.
По словам Бессараб, это позволит также сделать анализ социально-экономического развития отдельных территорий.
Насколько безопасен сбор персональных данных ЕГИССО
Юрист правовой группы РБОО «Центр лечебной педагогики» Павел Кантор замечает: в развитии системы социальной помощи в России за последние годы наблюдалось две противоположных тенденции.
— С одной стороны, высказывались опасения, что под видом или под предлогом социальной поддержки будут собираться и распространяться, в том числе неофициально (утекать), персональные данные и сведения об имущественном положении граждан, — сказал он «Известиям». — Либо что благие намерения оказать социальную поддержку обернутся нежелательным вмешательством государства в частную жизнь граждан и их семей. По этой причине брался курс на максимально адресную социальную поддержку исключительно в заявительном порядке.
С другой стороны, говорит он, отмечалось, что такой подход требует от граждан самостоятельного сбора различных документов. С этим у многих возникли проблемы — особенно у уязвимых категорий населения, например пожилых, инвалидов с ментальными расстройствами и так далее. В результате люди просто не получали того, что им положено.
— Предложения правительства призваны найти компромисс между этими подходами, то есть организовать максимально оптимизированную и защищенную систему сбора сведений о людях, нуждающихся в помощи, — замечает Кантор. — Это должно упростить обращение за мерами социальной поддержки и их получение и в то же время обеспечить безопасность данных.
Советник Адвокатского бюро ЕПАМ Елена Авакян также замечает, что государственная информационная система имеет жестко очерченный контур использования данных.
— Это система социального обеспечения, завязанная только на тех видах услуг, которые имеют право получать определенные категории лиц, — говорит она.
Светлана Бессараб подчеркнула, что данные будут передаваться в обезличенном, деперсонализированном виде, тайна персональных данных нарушаться не будет.
Как будут выявлять нуждающихся в соцпомощи
Светлана Бессараб отмечает, что в законопроекте речь действительно идет о переходе к выявительному характеру оказания помощи.
— До этого мы знали, что на федеральном, региональном и местном уровнях гражданин имеет право на разного рода меры государственной социальной поддержки, но при этом не знали, какие именно он получает, — говорит она. — Более того, и сам гражданин не знал, что он имеет право претендовать на какие-либо меры поддержки. При включении в систему ЕГИССО в том числе данных Росреестра и ФНС мы узнаем о том, подпадает ли он под критерии нуждаемости.
Сейчас, говорит она, органам исполнительной власти часто приходится проверять по межведомственному взаимодействию информацию о нуждаемости человека. Собранные на одной платформе и анализируемые в реальном времени данные позволят сделать ответ на наступление события в жизни гражданина немедленным.
По ее словам, это способ получить обратную связь о том, получает ли человек ту или иную социальную помощь — например, работает ли такой инструмент, как социальный контракт.
— Гражданин может, например, пройти обучение на востребованную на рынке труда специальность или открыть свое личное подсобное хозяйство, свой бизнес при поддержке государства, — говорит Бессараб. — Но обратной связи, как этот инструмент работает, очень мало. Мы хотим собрать все данные и, апеллируя к ним, формировать повестку и, возможно, новые меры государственной поддержки.
Елена Авакян отмечает, что персональные данные в ЕГИССО консолидированные, что очень важно. Например, у системы есть прямой доступ к данным ЗАГС, что довольно большая редкость, если говорить о каких-либо информационных системах.
— ЕГИССО будет получать информацию из различных ведомств, — говорит она. — Сейчас у нас нет ни единой базы, где бы все эти сведения встречались. ЕГИССО будет именно той системой, которая будет объединять все сведения из разных источников. Мы рассчитываем, что ЕГИССО станет источником пополнения информация в том числе для портала бесплатной юридической помощи, который будет автоматически определять лицо, которое имеет право на эту бесплатную юрпомощь, и информировать его об этом через портал госуслуг.
По ее словам, это подстегнет развитие бесплатной юридической помощи больше, чем создание госюрбюро по всей стране, позволив автоматизировать процесс.
— Мы никогда не знаем без специально представленных документов, имеет ли право человек на эту бесплатную юридическую помощь, — говорит Авакян. — ЕГИССО могла бы взять эту часть работы на себя. Тогда человеку достаточно иметь портал госуслуг, и ему не придется ничего инициировать самостоятельно. Он автоматически получит уведомление, что вправе обратиться к бесплатной юридической помощи в тех или иных сферах.
По ее словам, сейчас бесплатная юрпомощь часто превращается в небольшую консультацию, после которой приходится гораздо больше времени тратить на написание отчетных бумаг после ее оказания. В случае если это будет завязано на ЕГИССО, уже идентифицированные адвокаты и идентифицированные клиенты смогут обойтись без сбора и написания лишних документов.
— Есть множество примеров подобного рода услуг, на которые имеют право разные лица: всевозможные жилищные субсидии, субсидирование обучения и многое другое, — они распределены по разным ведомствам, — говорит Авакян. — ЕГИССО станет опорной системой, за счет которой будет подтверждаться статус имеющего право на поддержку. В личный кабинет на портал госуслуг будет автоматически приходить информация о предоставлении той или иной субсидии.
Как будет работать система
Павел Кантор замечает, что на практике ситуации, когда вся необходимая информация об имущественном положении граждан содержится в информационных системах госорганов — Пенсионном фонде России, ФНС, МВД или Росреестре, и так не вызывали особых затруднений, однако в ряде случаев сложности возникали, когда по каким-то причинам данные отсутствовали в системах или были неактуальны.
— Сами граждане могли не пользоваться или испытывали трудности в пользовании информационными технологиями — например, перевод получения отдельных мер поддержки в Москве исключительно в электронный вид поставил в затруднительное положение тех, кто не пользуется интернетом и мобильными телефонами, — говорит Кантор. — И предлагаемая система не решит такие ситуации, требующие ручного управления.
Елена Авакян предполагает, что система не заработает безупречно с самого начала.
— Это очень сложная комплексная система с огромным количеством источников информации, за счет которых она должна питаться, и степень готовности различных министерств и ведомств очень разная, — замечает она. — Поэтому здесь прежде всего нужно будет решить вопрос с тем, как выравнять форматы и обеспечить выгрузку.
Кроме того, говорит она, очень многие данные сосредоточены на региональном уровне — в частности, списки пострадавших при чрезвычайных ситуациях содержатся на уровне субъектов.
— Соответственно, пополнится и заработает такая система вряд ли быстро, — говорит она. — Но вводиться в действие она может поэтапно. В среднесрочной перспективе до 2025 года всё решаемо. При этом такая система очень существенно облегчит жизнь огромному числу людей и специалистов.
Доктор экономических наук, директор научно-образовательного центра социального развития Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Любовь Храпылина замечает, что в общей сложности в России сейчас определено 426 категорий, для каждой из которых отдельно прописаны критерии принадлежности и основания, по которым человек может получать те или иные преференции, услуги, выплаты или льготы, и пока обобщенная систематизированная информация отсутствует.
— При условии четкой организации процесса отладить эффективную систему ЕГИССО можно в течение полутора-двух лет, — считает Храпылина. — Для этого потребуются активные слаженные действия со стороны всех служб, отвечающих за те или иные виды поддержки. Следует также отметить, что крайне важно не сразу переключаться с заявительного принципа на систему ЕГИССО, а обеспечить переходный период.
По мнению источника «Известий» в органах опеки и попечительства, такая система может заработать быстро и качественно, хотя зависит это в том числе от программного обеспечения на местах.
— Однозначно, цифровой формат — это будущее, — говорит она. — Бонусы электронного формата взаимодействия очевидны. Сняты психологические барьеры взаимодействия человека или семьи с учреждениями, особенно в вопросах признания их малоимущими, сокращено время за обращением за госуслугой — всё вычисляется автоматически, достаточно доступа к персональным данным о доходах и собственности, а назначение помощи не требует дополнительных действий по оформлению льгот. Конечно, есть мнение о рисках использования виртуальных баз данных, но обратного пути точно нет.