Сделано в Санкт-Петербурге
В соответствии с Основным законом страны Россия является социальным государством. На практике это выражается в том, что для наиболее уязвимых категорий населения власти устанавливают те или иные формы поддержки и помощи. Перечень их довольно обширен и включает в себя как различные денежные выплаты, так и иные льготы материального и нематериального характера.
Однако здесь следует отметить, что законодательное регулирование мер социальной поддержки обеспечивают десятки нормативно-правовых актов. Кроме этого, помощь может предоставляться как на федеральном, так и на местном (региональном или муниципальном) уровне.
В этой связи многие граждане попросту не могут разобраться в существующей законодательной базе и, соответственно, не знают о положенных им льготах. В целях же большего охвата населения льготными программами и оказания гражданам социальной помощи была разработана Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО).
- Описание ЕГИССО
- Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно
- Ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей
- Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка
- Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет
- Единовременная выплата студенческим семьям
- Ежемесячная компенсация на приобретение продуктов детского питания семьям, имеющим детей в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет
- Единовременная выплата на улучшение жилищных условий женщинам, родившим двойню или тройню.
- Региональный материнский (семейный) капитал
- ПОРЯДОК выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности)
- Регламентирующие документы
- СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Федеральный закон от 29. 2015 N 388-ФЗ
- Функции и возможности сервиса
- Вход и регистрация личного кабинета
- Как пользоваться ЛК
- Плюсы и минусы сервиса
- Заключение
Описание ЕГИССО
Вопросы, связанные с необходимостью более полного охвата населения мерами социальной поддержки, на законодательном уровне были подняты еще в 2015 году. В результате была проведена значительная правотворческая работа, направленная на создание соответствующих механизмов.
Так, в частности, был принят Федеральный закон № 388-ФЗ от 29 декабря 2015 года, статья 6 которого вносит изменения в Федеральный закон № 179-ФЗ от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи». Суть их заключалась во внесении в данный в нормативно-правовой акт статьи. 9, которая определяет принципы формирования и назначения единой государственной системы социального обеспечения.
Под ЕГИССО следует понимать специальную информационную платформу, воспользовавшись возможностями которой гражданин может самостоятельно узнать о том, какие меры социальной поддержки ему положены. В свою очередь, пользователями операционной системы являются не только потенциальные получатели льгот, но и органы государственной власти, ответственные за оказание поддержки гражданам.
В соответствии с законодательством платформа должна была заработать в 2018 году. Однако в первое время система функционировала крайне неудовлетворительно. На текущий момент (осень 2021 года) ЕГИССО выполняет свои функции в полном объеме.
Оператором платформы ЕГИССО является Пенсионный фонд России.
Доступ к информационной системе могут получить все граждане РФ на полностью безвозмездной основе.
Внести в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3699; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 48, ст. 4945; 2007, N 43, ст. 5084; 2008, N 9, ст. 817; N 29, ст. 3410; N 52, ст. 6224; 2009, N 18, ст. 2152; N 30, ст. 3739; N 52, ст. 6417; 2010, N 50, ст. 6603; 2011, N 27, ст. 3880; 2012, N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7583; 2013, N 19, ст. 2326, 2331; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6961; 2014, N 11, ст. 1098; N 30, ст. 4217; 2015, N 48, ст. 6724) следующие изменения:
1) в преамбуле:
а) абзац первый дополнить словами “, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами”;
б) абзац второй признать утратившим силу;
2) дополнить главой 2. 1 следующего содержания:
“Глава 2. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
“О ратификации Договора о партнерских отношениях между Российской Федерацией и Республикой Чили”
“О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке использования 929 Государственного летно-испытательного центра (объекты и боевые поля, размещенные на территории Республики Казахстан) Министерства обороны Российской Федерации от 20 января 1995 года”
“О внесении изменений и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации”
“О внесении изменений в статью 7 Федерального закона “О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации”
Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно
Установлена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31. 2020 № 384 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и постановлением Правительства Белгородской области от 06. 2020 № 136-пп «Об утверждении Порядка назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно».
Для оформления выплаты необходимо направить заявление о назначении денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, которое подается ОДНИМ из перечисленных ниже способов (в случае, если ребенок рожден не на территории Российской Федерации, необходимо предоставить свидетельство о рождении иностранного государства):
– посредством портала государственных и муниципальных услуг
– через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг ГАУ БО «МФЦ» по предварительной записи (телефон 42-42-42);
– посредством почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт получения и дату отправления;
При определении права на ежемесячную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет выполняются межведомственные запросы о доходе семьи, наличии в собственности семьи движимого имущества, наличии в собственности семьи недвижимого имущества и т.
Размер выплаты в зависимости от дохода семьи составляет:
– 10310,0 руб.
– 7732,50 руб.
– 5155,0 руб.
Образец заполнения заявления
Ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей
Ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей, назначается одному из родителей на проживающего совместно с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательных учреждений- до восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума Белгородской области, установленную в соответствии с законом Белгородской области «О прожиточном минимуме в Белгородской области» с ежегодным подтверждением права на пособие.
Ежемесячное пособие назначается в размере:
- ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей – 388 руб. (обычный размер);
- ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей – 775 руб. (на детей одиноких матерей);
- ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей – 1711 руб. (на детей розыскиваемых родителей; детей-инвалидов);
- ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей – 589 руб. (на детей многодетных семей);
- ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей – 7889 руб. (на детей-инвалидов одиноких семей);
- ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей – 869 руб. (на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву).
Для оформления выплаты необходимо направить заявление о назначении ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей, которое подается ОДНИМ из перечисленных ниже способов:
СХЕМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГИ
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка
Установлена в соответствии с Федеральным Законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 декабря 2017 года № 889н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка».
Выплата назначается в случае, если среднедушевой доход семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения (23172 руб. ), установленную в субъекте Российской Федерации. Размер выплаты 10310 руб.
Для оформления выплаты необходимо направить заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, которое подается ОДНИМ из перечисленных ниже способов:
Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет
Установлена в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 25 июня 2012 года № 270пп «Об утверждении Порядка установления ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 “О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации”.
Ежемесячная денежная выплата назначается семьям, имеющим на момент обращения регистрацию на территории Белгородской области и среднедушевой денежный доход ниже сложившегося в Белгородской области. Выплата осуществляется одному из родителей, с которым совместно проживает ребенок, и выплачивается ежемесячно в размере прожиточного минимума на ребенка до дня исполнения ему трех лет.
Для оформления выплаты необходимо направить заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, которое подается ОДНИМ из перечисленных ниже способов:
Единовременная выплата студенческим семьям
Установлена в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 11 марта 2019 года № 96-пп “Об утверждении порядка назначения, выплаты и возмещения единовременной выплаты студенческим семьям, родившим ребенка”.
Заявление о назначении единовременной выплаты подается в орган социальной защиты населения по месту постоянной регистрации одного из супругов студенческой семьи (одинокого родителя) в течение 6 (шести) месяцев со дня рождения ребенка.
Размер выплаты составляет 100 тысяч рублей.
Ежемесячная компенсация на приобретение продуктов детского питания семьям, имеющим детей в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет
Установлена в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 20 мая 2019 года № 212-пп «О предоставлении ежемесячной компенсации на приобретение продуктов детского питания семьям, имеющим детей в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет».
Компенсация на приобретение продуктов детского питания предоставляется в размере 700 рублей ежемесячно или суммарно, но не более 8400 рублей, с месяца наступления права на получения компенсации по месяц достижения ребенком 1,5 лет. Документы, подтверждающие оплату детского питания предоставляются до 10 числа месяца, следующего за истекшим.
Для оформления выплаты необходимо направить заявление о назначении ежемесячной компенсации на приобретение продуктов детского питания семьям, имеющим детей в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет, которое подается ОДНИМ из перечисленных ниже способов:
Перечень документов.
заявление о продлении
Перечень документов о продлении.
Единовременная выплата на улучшение жилищных условий женщинам, родившим двойню или тройню.
Установлена на основании постановления Правительства Белгородской области от 18 ноября 2019 г. № 487-пп «О предоставлении единовременной субсидии, единовременной выплаты на улучшение жилищных условий отдельным категориям семей, имеющих детей».
Заявление о назначении единовременной выплаты подается в орган социальной защиты населения.
Размер субсидии составляет 150 тыс. рублей (для женщин, родивших двойню) и 300 тыс. рублей (для женщин, родивших тройню). Эти средства можно потратить на строительство, покупку, капитальный или текущий ремонт жилья, а также погашение долгов и процентов по кредитам, включая ипотечные.
Региональный материнский (семейный) капитал
Установлен в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 12 января 2015 года № 4-пп “Об утверждении Порядка назначения, выплаты и распоряжения средствами регионального материнского (семейного) капитала”.
Размер регионального (материнского) капитала составляет 82152 руб.
Распорядиться региональным капиталом могут многодетные семьи, при достижении третьего ребенка возраста трех лет по следующим направлениям:
– на улучшение жилищных условий (приобретение или строительство жилья)
– проведение капитального, текущего ремонта в жилом помещении
– приобретение строительных материалов для строительства жилого помещения, ремонта жилого помещения
– погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам и займам на приобретение (строительство) жилья.
Для оформления выплаты необходимо направить заявление о назначении регионального материнского (семейного) капитала, которое подается ОДНИМ из перечисленных ниже способов:
ПОРЯДОК
выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности)
Настоящий Порядок в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности) (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 года № 136 “О Порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой”, устанавливает порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности) (далее – ежемесячная компенсация).
Для получения ежемесячной компенсации лицо, обратившееся за ежемесячной компенсацией (далее – заявитель, получатель), в соответствии с пунктами 2, 3 Правил подает непосредственно в Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области (далее также – Департамент) либо через учреждение социальной защиты населения по месту жительства, подведомственное Департаменту (далее – учреждение социальной защиты населения), заявление о выплате ежемесячной компенсации (далее – заявление), к которому прилагает документы, предусмотренные пунктами 2, 3 Правил.
(в ред. Постановления Правительства Орловской области от 25. 2018 № 279)
В случае представления заявления и документов заявителем в Департамент они регистрируются в день их поступления в журнале регистрации с указанием даты подачи заявления и документов.
В случае представления заявления и документов заявителем в учреждение социальной защиты населения они регистрируются в день их поступления в журнале регистрации с указанием даты подачи заявления и документов и направляются в течение 3 календарных дней со дня их подачи в Департамент.
3 в ред. Постановления Правительства Орловской области от 25. 2018 № 279)
Департамент в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления и документов принимает решение о предоставлении ежемесячной компенсации либо об отказе в предоставлении ежемесячной компенсации и в письменной форме уведомляет заявителя о принятом решении в течение 10 календарных дней со дня принятия соответствующего решения. В уведомлении об отказе в предоставлении ежемесячной компенсации указываются причины отказа.
Основания для принятия решения об отказе в предоставлении ежемесячной компенсации:
а) заявитель не относится к категории граждан, указанных в пункте 1 Правил;
б) документы, указанные в пунктах 2, 3 Правил, представлены не в полном объеме.
Решение о предоставлении ежемесячной компенсации принимается при отсутствии оснований для принятия решения об отказе в предоставлении ежемесячной компенсации, указанных в пункте 5 настоящего Порядка.
В течение 5 рабочих дней со дня поступления в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 23 января 2015 года № 34 “Об утверждении Порядка организации перечисления средств для предоставления отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации” финансирования на счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Орловской области, Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области производит перечисление денежных средств заявителю через организацию федеральной почтовой связи или кредитные организации (по выбору заявителя).
Выплата ежемесячной компенсации осуществляется ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления и документов.
Выплата ежемесячной компенсации прекращается в случае:
а) смерти получателя, а также признания его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим;
б) выезда получателя на постоянное место жительства за пределы Орловской области.
Получатель обязан уведомлять Департамент о наступлении обстоятельств, указанных в подпункте “б” пункта 9 настоящего Порядка, в течение 10 календарных дней со дня наступления соответствующих обстоятельств (за исключением обстоятельств, указанных в подпункте “а” пункта 9 настоящего Порядка).
При наступлении обстоятельств, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, выплата ежемесячной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
Решение о прекращении выплаты ежемесячной компенсации принимается в течение 5 рабочих дней со дня, когда Департаменту стало известно о наступлении обстоятельств, указанных в пункте 9 настоящего Порядка.
Получатель в письменной форме уведомляется о прекращении выплаты ежемесячной компенсации в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием основания принятия такого решения (за исключением прекращения выплаты ежемесячной компенсации по основанию, указанному в подпункте “а” пункта 9 настоящего Порядка).
Выплата ежемесячной компенсации возобновляется в случае регистрации получателя на территории Орловской области.
Департамент принимает решение о возобновлении ежемесячной компенсации в течение 5 рабочих дней со дня наступления обстоятельств, указанных в пункте 13 настоящего Порядка.
При наступлении обстоятельств, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, выплата ежемесячной компенсации возобновляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
Гражданам, прибывшим в Орловскую область из других субъектов Российской Федерации, ежемесячная компенсация предоставляется с месяца возникновения права на предоставление ежемесячной компенсации, но не ранее месяца регистрации на территории Орловской области.
Суммы ежемесячной компенсации, излишне выплаченные получателям вследствие представления ими документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право предоставления ежемесячной компенсации, подлежат возврату получателями в Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области в течение 30 календарных дней со дня наступления соответствующих обстоятельств.
В случае невозврата указанных средств суммы взыскиваются в судебном порядке.
Регламентирующие документы
Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991 год. № 21. 699);
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2001 год. № 36. 3566);
Постановление Правительства РФ от 03. 2007 № 136 «О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой» («Собрание законодательства РФ», 12. 2007, № 11, ст. 1327, «Российская газета», № 51, 14. 2007)
Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
ЕДК в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан
Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет
Порядок выплаты ежемесячной компенсации на питание с молочной кухни для детей до 3 лет постоянно проживающих на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
Порядок выплаты ЕДК на питание детей в дошкольных учреждениях и образовательных организациях
Дополнительное пособие гражданам, постоянно проживающим на территории зоны радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и зарегистрированным в установленном порядке в качестве безработных
ЕДК гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения
Назначение и выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам, занятым работами на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС
Порядок назначения и выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам, занятым работами на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС
Порядок выплаты гражданам единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
Порядок выплаты пособия на погребение членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также умерших граждан из числа инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы
Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
Порядок выплаты гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения, единовременного пособия в связи с переездом на новое место жительства и компенсации стоимости проезда, а также расходов по перевозке имущества
Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
Порядок выплаты сумм за дополнительный оплачиваемый отпуск и единовременной компенсации на оздоровление, выплачиваемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
Порядок выплаты сумм за дополнительный оплачиваемый отпуск гражданам, подвергшимся радиационному воздействии вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
Порядок выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца
Порядок осуществления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
Предоставление некоторых социальных услуг Вы можете получить через Портал госуслуг ПОДРОБНЕЕ
Некоторые виды государственных услуг предоставляются на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг ПОДРОБНЕЕ
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Увеличиваются расходные обязательства РФ в сфере социального обеспечения населения
В соответствии с Федеральным законом от 06. 2021 N 390-ФЗ в 2022 году:
– величина прожиточного минимума в целом по РФ на душу населения составит 12 654 рубля, для трудоспособного населения – 13 793 рубля, пенсионеров – 10 882 рубля, детей – 12 274 рубля;
– размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников, составит 311 044,5 рубля;
(Федеральный закон от 06. 2021 N 390-ФЗ)
Вступают в силу изменения в ряд федеральных законов, направленные на переход от “зачетного” механизма расходования средств ФСС РФ к механизму “прямой выплаты”
Вводится осуществление выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию непосредственно территориальными органами ФСС РФ путем перечисления денежных средств на банковский счет застрахованного или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию по выбору застрахованного лица. Исключение составляют выплаты пособия за первые 3 дня временной нетрудоспособности, которые осуществляются за счет средств страхователя.
Изменения затрагивают пособие по временной нетрудоспособности, в том числе в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие при рождении ребенка.
Предусматривается новый порядок проведения проверок полноты и достоверности сведений и документов, представляемых страхователем для назначения и выплаты указанных пособий.
Уточняются права, обязанности и порядок взаимодействия субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливается порядок возмещения страхователем или застрахованным лицом излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения и порядок их взыскания.
Кроме того, вводится обязательное формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа, размещаемого в информационной системе страховщика.
Закрепляется механизм назначения и выплаты страхового обеспечения без заявления застрахованного лица – с использованием электронного обмена сведениями между страхователем, медицинскими организациями, органами государственных внебюджетных фондов, учреждениями МСЭ.
Устанавливаются меры ответственности страхователя в виде взыскания штрафа за совершение нарушений законодательства об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Вводятся правовые основания для возмещения расходов страхователя на оплату территориальным органом ФСС РФ дополнительных выходных дней, предоставляемых одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.
Также вступают в силу:
– Правила возмещения территориальным органом ФСС РФ страхователю расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами одному из родителей (опекуну, попечителю);
– Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Внесены корреспондирующие изменения в отдельные подзаконные акты. Ряд актов утрачивает силу.
(Федеральный закон от 30. 2021 N 126-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 21. 2021 N 952, от 09. 2021 N 1320, от 23. 2021 N 1381, от 11. 2021 N 1540, от 21. 2021 N 1584 и от 23. 2021 N 2010; приказы Минтруда России от 09. 2021 N 388н, от 07. 2021 N 458н и от 29. 2021 N 777н, приказы Минздрава России от 23. 2021 N 1089н и N 1090н; Информация ФСС РФ)
КонсультантПлюс: примечание.
Также см. аналитический обзор правовой информации:
Обзор: “Опубликовали поправки о законодательном переходе на прямые выплаты пособий”;
Обзор: “Правительство определило, какие документы нужны со следующего года при назначении пособий”.
С 1 января 2022 года ПФР будет предоставлять отдельные меры социальной поддержки
Речь идет о:
– пособиях гражданам, имеющим детей;
– денежных компенсациях и выплатах, установленных законодательством РФ гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 г. на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
– денежных компенсациях реабилитированным жертвам политических репрессий;
– выплатах инвалидам страховых премий по договору ОСАГО.
Предусматривается ряд переходных положений.
(Федеральный закон от 06. 2021 N 409-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 29. 2021 N 2542; Приказы Минтруда России от 20. 2021 N 896н и от 03. 2022 N 42н; Информация ПФ РФ)
На 2022 год продлен срок специальных социальных выплат отдельным категориям работников
– медицинских и иных работниках медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), работающих с пациентами, у которых подтверждено наличие COVID-19;
– отдельных работниках социального обслуживания, оказывающих социальные услуги гражданам с COVID-19, и лицам из групп риска заражения COVID-19;
– военнослужащих и работниках силовых ведомств.
Кроме того, для работников стационарных организаций социального обслуживания (стационарных отделений), указанных в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 18. 2020 N 1859, предусмотрены дополнительные специальные социальные выплаты за работу с 31 декабря 2021 года по 9 января 2022 года.
Дополнительные специальные социальные выплаты осуществляет ФСС РФ. Для получения дополнительной специальной социальной выплаты организации направляют не позднее 12 января 2022 года в территориальный орган ФСС РФ по месту своего нахождения реестр работников, содержащий информацию о фактически отработанных работниками днях с 31 декабря 2021 года по 9 января 2022 года.
(Постановления Правительства РФ от 23. 2021 N 2412 и от 25. 2021 N 2475)
Возобновляют свое действие отдельные положения Федерального закона от 24. 1997 N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”
Речь идет об абзацах первом и втором пункта 1 и абзаце первом пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 24. 1997 N 134-ФЗ, в соответствии с которыми:
– величина прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ на очередной год устанавливается до 1 июля текущего года Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год;
– соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 года устанавливается в размере 44,2%;
– величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ на очередной год, в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17. 1999 N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений исходя из величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ на тот же год одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ.
(Федеральный закон от 06. 2021 N 409-ФЗ)
Определен перечень жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат
В перечень включены такие события, как:
– рождение ребенка;
– установление инвалидности;
– достижение пенсионного возраста;
– достижение ребенком определенного возраста;
– беременность.
(Приказ Минтруда России от 16. 2021 N 805н)
Правительством РФ определен единый перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с целью выплаты компенсаций и предоставления государственных гарантий живущим там людям
Перечень соответствует действующему в настоящее время муниципально-территориальному устройству РФ.
К районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям отнесены отдельные города, городские округа, муниципальные округа и районы республик Алтай, Бурятия, Карелия, Коми, Тыва, Забайкальского, Красноярского, Хабаровского, Пермского, Приморского краев, Амурской, Архангельской, Иркутской, Сахалинской, Томской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также вся территория Республики Саха (Якутия), Магаданской, Мурманской областей, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов и весь Камчатский край.
Жители территорий, входящих в перечень, продолжат получать предусмотренные законом государственные гарантии и компенсации.
Признаны утратившими силу некоторые акты Правительства РФ и признаны не действующими на территории РФ некоторые акты Совета Министров СССР.
(Постановление Правительства РФ от 16. 2021 N 1946)
С 1 января 2022 года право на детские выплаты будет возникать в случае непревышения размера среднедушевого дохода семьи 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте РФ в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24. 1997 N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”
Ранее учитывалась величина прожиточного минимума за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
(Федеральный закон от 29. 2020 N 473-ФЗ; Приказы Минтруда России от 18. 2021 N 412н и от 01. 2022 N 86н)
Наличие зарегистрированных на заявителя или членов его семьи 2 и более маломерных судов, либо 2 и более самоходных машин и других видов техники, год выпуска которых не превышает 5 лет, будет являться основанием для отказа в назначении или перерасчете детских выплат
– ежемесячной выплате на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно;
– пособии женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;
– ежемесячном пособии на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
(Постановления Правительства РФ от 31. 2021 N 489 и от 28. 2021 N 1037)
На 2022 год минимальная величина пособия по безработице составляет 1500 рублей, максимальная – 12792 рубля – в первые 3 месяца периода безработицы, 5000 рублей – в следующие 3 месяца периода безработицы
Для граждан предпенсионного возраста минимальная величина пособия по безработице составляет 1500 рублей, а максимальная величина – 12792 рубля.
(Постановление Правительства РФ от 15. 2021 N 1940)
На территории более 60 регионов начинают применяться новые правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требования к подбору подходящей работы
Речь идет о Республике Адыгея, Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Карелия, Республике Коми, Республике Крым, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Северная Осетия – Алания, Республике Тыва, Удмуртской Республике, Республике Хакасия, Чеченской Республике, Чувашской Республике, Алтайском, Забайкальском, Камчатском, Приморском, Хабаровском краях, Амурской, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Брянской, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Липецкой, Магаданской, Мурманской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Псковской, Ростовской, Сахалинской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Томской, Тульской, Челябинской, Ярославской областях, гг. Санкт-Петербурге, Севастополе, Еврейской автономной области, Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Чукотском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе.
Напоминаем, что ранее новые правила уже начали применяться на территории отдельных субъектов РФ.
(Постановление Правительства РФ от 02. 2021 N 1909)
Уточняются условия выплаты пособия по безработице детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей
Безработные дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при условии, что они ранее были временно трудоустроены в свободное от учебы время, а также проходили производственную практику, предусмотренную образовательными программами, признаются впервые ищущими работу (ранее не работавшими).
(Федеральный закон от 19. 2021 N 374-ФЗ)
С 1 января 2022 года граждане смогут получать информацию о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах при личном посещении органов государственной власти, органов местного самоуправления, специализированных организаций и МФЦ
Гражданин теперь вправе получать персонифицированную информацию, сформированную в ЕГИССО, о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также информацию об условиях их назначения и предоставления при личном посещении:
– органов государственной власти, органов местного самоуправления;
– организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты;
– федеральных учреждений медико-социальной экспертизы;
– МФЦ.
Роструд, ПФР, ФСС России, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на назначение и предоставление мер социальной защиты, организации, предоставляющие меры социальной защиты, должны обеспечить контроль обработки обращений граждан.
(Федеральный закон от 27. 2019 N 461-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 03. 2020 N 1994)
Исключается обязанность заявителя представлять выписку из домовой книги или иной документ, подтверждающий количество граждан, зарегистрированных в жилом доме
(Постановление Правительства РФ от 01. 2020 N 407)
Федеральный закон от 29. 2015 N 388-ФЗ
Единая государственная информационная система социального обеспечения (далее – информационная система) является федеральной государственной информационной системой, создаваемой в целях обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, информацией о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых населению в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, путем использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, входящей в инфраструктуру электронного правительства.
В информационной системе могут обрабатываться сведения, содержащиеся в федеральных, региональных, муниципальных регистрах, иных государственных и региональных информационных системах в сфере социальной защиты (поддержки) и информационных системах организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты.
К задачам информационной системы относятся:
1) формирование и ведение классификатора мер социальной защиты (поддержки) и перечня категорий получателей мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат;
2) предоставление пользователям информационной системы информации об основаниях, условиях, способах, формах и фактах предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также сведений об организациях, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты;
3) контроль соблюдения гарантированного объема и качества предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат.
Информационная система содержит в себе следующую основную информацию:
1) сведения о лице, имеющем право на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии), а также фамилия, которая была у лица при рождении;
в) дата рождения;
г) место рождения;
д) сведения о гражданстве;
е) данные паспорта (иного документа, удостоверяющего личность);
ж) данные свидетельства о рождении;
з) адрес места жительства (места пребывания, фактического проживания);
и) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
к) контактный телефон;
л) сведения о выплатах и иных вознаграждениях, полученных лицом в связи с осуществлением трудовой деятельности;
м) сведения о периодах трудовой деятельности и (или) иной деятельности;
н) сведения о периодах трудовой и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж для назначения страховой пенсии, в том числе периодах трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и иных периодах, засчитываемых в страховой стаж;
о) сведения о сумме назначенной страховой пенсии, накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению;
п) сведения об основаниях пребывания или проживания в Российской Федерации (для иностранного гражданина, лица без гражданства, в том числе беженца);
2) персонифицированные сведения о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
3) персонифицированные сведения о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов;
4) сведения об организациях, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты;
5) сведения об индивидуальных предпринимателях, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты;
6) информация о федеральных законах и иных нормативных правовых актах, на основе которых осуществляется предоставление мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат гражданам в Российской Федерации;
7) сведения о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, с указанием их вида, условий, способов и форм их предоставления, категорий лиц, имеющих право на получение указанных мер и услуг, а также их возможных объемов в натуральной форме либо денежном выражении и иные сведения;
8) сведения об информационных ресурсах, используемых для предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат;
9) сведения о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах за определенный период;
10) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.
Состав информации, размещаемой в информационной системе, и источники такой информации определяются Правительством Российской Федерации.
В составе информационной системы формируется классификатор мер социальной защиты (поддержки) (далее – классификатор), являющийся базовым государственным информационным ресурсом. Порядок формирования классификатора, его актуализации и использования участниками информационного взаимодействия при размещении информации в информационной системе утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Сведения, составляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, включая тайну усыновления и врачебную тайну, и документы, содержащие такие сведения, не подлежат размещению в информационной системе.
Положение об информационной системе утверждается Правительством Российской Федерации и должно содержать порядок обработки информации, подлежащей размещению в информационной системе, порядок предоставления доступа к сведениям информационной системы, в том числе через единый портал государственных и муниципальных услуг, и иные положения, определяющие использование информационной системы.
Функции и возможности сервиса
Основной задачей информационной системы является предоставление информации о существующих мерах социальной поддержки. Следует отметить, что получить сведения можно как в отношении конкретного гражданина, так и в целом ознакомиться со всеми видами льгот и преференций, которые предоставляются на той или иной территории конкретным категориям граждан.
Заинтересованный гражданин, воспользовавшись базами ЕГИССО, может получить следующую информацию:
- Положенные меры социальной поддержки. В режиме онлайн гражданин вправе узнать о том, какие льготы федерального или местного уровня ему положены.
- Предоставляемые льготы. При помощи ЕГИССО действующий льготник может уточнить, какие преференции ему предоставляются и каков их объем.
- Нормативно-правовые обоснования предоставляемых мер социальной поддержки. При необходимости пользователь вправе ознакомиться с действующими нормативными актами и иными документами, определяющими порядок установления соответствующих льгот.
- Перечень государственных органов, ответственных за предоставление мер соцподдержки.
Помимо уточнения самого перечня льгот, пользователь может узнать, в какой государственный орган непосредственно следует обращаться за ними.
На сайте ЕГИССО действует социальный калькулятор. Это специальный электронный сервис, позволяющий персонифицировать запрос из электронной базы путем внесения в систему информации о конкретной жизненной ситуации пользователя (к примеру, об установленной инвалидности), возраста, его места жительства.
Также при помощи рассматриваемой платформы гражданин может заказать справку о предоставляемых ему мерах соцподдержки, которая предоставляется по месту требования.
Вход и регистрация личного кабинета
Стать получателем государственных информационных услуг гражданин может, зарегистрировав в системе личный кабинет.
В этих целях пользователю следует зайти на сайт платформы – www. egisso. На главной странице в правом верхнем углу экрана необходимо выбрать раздел «Участникам». После наведения курсора на данный раздел перед пользователем возникнет выпадающее меню, в котором нужно выбрать подраздел «Авторизация».
Важно! Вносить личные сведения в личном кабинете ЕГИССО нет необходимости, поскольку они будут перенесены в систему через ЕСИА.
Как пользоваться ЛК
Основным документом, позволяющим полноценно работать с системой, является социальной калькулятор. Доступ к нему имеется у всех лиц, которые зарегистрировали личный кабинет.
Так, перейдя во вкладку «Социальный калькулятор», пользователь может узнать о положенных ему льготах путем внесения соответствующих сведений. Их можно вносить по двум критериям:
- По категории. Здесь необходимо указать территорию предоставления мер соцподдержки (к примеру, «город Москва»), а также категорию, к которой относится льготник (к примеру, инвалид).
- По жизненному событию. Здесь также следует указать регион или муниципальное образование, где гражданин может получать льготы, после чего указывается та или иная жизненная ситуация (к примеру, «рождение ребенка»).
После обработки внесенных данных система укажет, какие льготы положены лицу, где и каким образом их можно оформить.
Кроме этого, в личном кабинете пользователь может получить статистическую информацию о мерах и объемах соцподдержки в регионе или в стране.
Следует обратить внимание, что ЕГИССО является исключительно информационным сервисом, сами же льготы оформить через него не получится.
Плюсы и минусы сервиса
К достоинствам сервиса можно отнести то, что он, в целом, оправдывает себя. Действительно, теперь гражданам становится проще получать информацию о положенных им льготах.
Однако нельзя не отметить такие недостатки платформы, как не совсем удобный интерфейс и необходимость авторизации через портал «Госуслуги», что ограничивает доступ к информации для самых социально уязвимых граждан – пенсионеров и инвалидов, многие из которых попросту не имеют навыков работы с порталом и компьютером в целом.
Заключение
Платформа ЕГИССО представляет собой информационную базу, позволяющую гражданам получать информацию о положенных им льготах. Чтобы получить соответствующий доступ, пользователю необходимо создать личный кабинет, используя учетную запись ЕСИА. Предоставление информации через ЕГИССО осуществляется на безвозмездной основе.