(введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ)
1. Единая государственная информационная система социального обеспечения (далее – информационная система) является федеральной государственной информационной системой, создаваемой в целях обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, информацией о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, об иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых гражданам в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также в целях автоматизации процессов назначения и предоставления указанных мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, иных социальных гарантий и выплат путем использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 134-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В информационную систему могут направляться сведения, содержащиеся в федеральных, региональных, муниципальных регистрах, иных государственных и региональных информационных системах и информационных системах организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты.
(в ред. Федеральных законов от 30.04.2021 N 134-ФЗ, от 28.05.2022 N 140-ФЗ)
3. Информационная система обеспечивает решение следующих задач:
1) формирование и ведение классификатора мер социальной защиты (поддержки) и перечня категорий получателей мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат;
2) предоставление пользователям информационной системы информации об основаниях, условиях, способах, формах и фактах предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также сведений об организациях, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты;
3) контроль соблюдения гарантированного объема предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат;
4) осуществление процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат;
(п. 4 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 134-ФЗ)
5) обеспечение процесса выявления граждан, нуждающихся в получении мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также учет сведений о таких гражданах.
(п. 5 введен Федеральным законом от 28.05.2022 N 140-ФЗ)
4. Информационная система содержит в себе следующую основную информацию:
1) сведения о лице, имеющем право на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии), а также фамилия, которая была у лица при рождении;
в) дата рождения;
г) место рождения;
д) сведения о гражданстве;
е) данные паспорта (иного документа, удостоверяющего личность);
ж) данные свидетельства о рождении;
з) адрес места жительства (места пребывания, фактического проживания);
и) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
к) контактный телефон;
л) сведения о доходах, являющихся объектом обложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами, для выявления граждан, нуждающихся в получении мер социальной защиты (поддержки);
(пп. “л” в ред. Федерального закона от 28.05.2022 N 140-ФЗ)
л.1) сведения о доходах, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, для выявления граждан, нуждающихся в получении мер социальной защиты (поддержки);
(пп. “л.1” введен Федеральным законом от 28.05.2022 N 140-ФЗ)
л.2) сведения о доходах физических лиц, являющихся плательщиками налога на профессиональный доход, для выявления граждан, нуждающихся в получении мер социальной защиты (поддержки);
(пп. “л.2” введен Федеральным законом от 28.05.2022 N 140-ФЗ)
м) сведения о периодах трудовой деятельности и (или) иной деятельности;
н) сведения о периодах трудовой и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж для назначения страховой пенсии, в том числе периодах трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и иных периодах, засчитываемых в страховой стаж;
о) сведения о сумме назначенной страховой пенсии, накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению;
п) сведения об основаниях пребывания или проживания в Российской Федерации (для иностранного гражданина, лица без гражданства, в том числе беженца);
р) сведения о законных представителях;
(пп. “р” введен Федеральным законом от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
с) сведения о лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав, отмене ограничения родительских прав, отобрании ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, оставлении ребенка (детей) в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, о наличии письменного согласия матери (отца) на усыновление ребенка (за исключением согласия на его усыновление отчимом (мачехой);
(пп. “с” введен Федеральным законом от 01.03.2020 N 35-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.04.2022 N 116-ФЗ)
т) сведения об ограничении дееспособности гражданина или о признании гражданина недееспособным;
(пп. “т” введен Федеральным законом от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
у) сведения о движимом, недвижимом имуществе (на основании сведений о государственной регистрации такого имущества уполномоченными органами) для выявления граждан, нуждающихся в получении мер социальной защиты (поддержки);
(пп. “у” введен Федеральным законом от 28.05.2022 N 140-ФЗ)
ф) сведения о состоящих на государственном учете транспортных средствах, содержащиеся в государственном реестре транспортных средств, для выявления граждан, нуждающихся в получении мер социальной защиты (поддержки);
(пп. “ф” введен Федеральным законом от 28.05.2022 N 140-ФЗ)
2) персонифицированные сведения о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
3) персонифицированные сведения о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов;
4) сведения об организациях, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты;
5) сведения об индивидуальных предпринимателях, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты;
6) информация о федеральных законах и иных нормативных правовых актах, на основе которых осуществляется предоставление мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат гражданам в Российской Федерации;
7) сведения о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, с указанием их вида, условий, способов и форм их предоставления, категорий лиц, имеющих право на получение указанных мер и услуг, а также их возможных объемов в натуральной форме либо денежном выражении и иные сведения;
8) сведения об информационных ресурсах, используемых для предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат;
9) сведения о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах за определенный период;
10) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.
5. Состав информации, размещаемой в информационной системе, и источники такой информации определяются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений ч. 5.1 – 5.2 ст. 6.9 субъекты, перечисленные в ФЗ от 30.04.2021 N 134-ФЗ, проводят организационные и технологические мероприятия в течение переходного периода с 11.05.2021 по 31.12.2023.
5.1. При назначении и предоставлении мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат гражданам за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, организациями, находящимися в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, используется информационная система, а также ими могут использоваться собственные информационные системы в случае соответствия этих систем требованиям, предусмотренным частью 5.2 настоящей статьи.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 134-ФЗ)
5.2. Информационные системы органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, организаций, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, должны обеспечивать:
1) обязательную передачу в информационную систему сведений, предусмотренных частью 4 настоящей статьи и пунктом 2 части 3 статьи 6.11 настоящего Федерального закона, а также сведений, поступивших в соответствии с частью 1.1 статьи 6.11 настоящего Федерального закона;
2) получение из информационной системы сведений, необходимых для назначения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат;
3) применение справочников, реестров и классификаторов, используемых в информационной системе;
4) взаимодействие с информационными системами органов и организаций, указанных в части 1.1 статьи 6.11 настоящего Федерального закона, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
5) соответствие иным требованиям, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для обеспечения информационного взаимодействия с информационной системой.
(часть 5.2 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 134-ФЗ)
6. В составе информационной системы формируется классификатор мер социальной защиты (поддержки) (далее – классификатор), являющийся базовым государственным информационным ресурсом. Порядок формирования классификатора, его актуализации и использования участниками информационного взаимодействия при размещении информации в информационной системе утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
6.1. В рамках информационной системы формируется банк данных о законных представителях лиц, имеющих право на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат. Порядок формирования и ведения такого банка данных участниками информационного взаимодействия при размещении информации в информационной системе устанавливается Правительством Российской Федерации.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
7. Сведения, составляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, включая тайну усыновления и врачебную тайну, и документы, содержащие такие сведения, не подлежат размещению в информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 28.05.2022 N 140-ФЗ)
8. Положение об информационной системе утверждается Правительством Российской Федерации и определяет состав подсистем информационной системы и их функции, распределение полномочий между операторами информационной системы, функции иных участников информационного взаимодействия, порядок направления сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в информационную систему, порядок обработки информации в информационной системе, порядок выявления граждан, нуждающихся в получении мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также учета и использования сведений о таких гражданах, порядок взаимодействия информационной системы с информационными системами органов, не являющихся поставщиками информации, и порядок предоставления доступа к сведениям, содержащимся в информационной системе, в том числе через единый портал государственных и муниципальных услуг.
I. Общие положения, задачи и функции Единой государственной
информационной системы социального обеспечения
1. Настоящее Положение определяет состав подсистем Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее – Единая информационная система) и их функции, распределение полномочий между операторами Единой информационной системы, функции иных участников информационного взаимодействия, порядок направления сведений, предусмотренных Федеральным законом “О государственной социальной помощи”, в Единую информационную систему, порядок обработки информации в Единой информационной системе, порядок взаимодействия Единой информационной системы с информационными системами органов, не являющихся поставщиками информации, порядок предоставления доступа к сведениям, содержащимся в Единой информационной системе, а также принципы создания, развития и эксплуатации Единой информационной системы, порядок ее организации и функционирования, включая порядок защиты информации, содержащейся в Единой информационной системе, порядок направления и обработки запросов.
2. Государственными заказчиками создания, развития и эксплуатации Единой информационной системы, а также операторами Единой информационной системы являются Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с распределением полномочий между ними, определяемым настоящим Положением.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2023 N 471)
3. Полномочия Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации как оператора Единой информационной системы на основании его решения может осуществлять подведомственное ему федеральное государственное учреждение.
4. Оператором инфраструктуры, обеспечивающей функционирование Единой информационной системы (далее соответственно – инфраструктура, оператор инфраструктуры), является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Функции оператора инфраструктуры по предоставлению инфраструктуры осуществляются в порядке, определяемом Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
5. Обеспечение создания, функционирования и развития Единой информационной системы осуществляется в соответствии с полномочиями, определенными Федеральным законом “О государственной социальной помощи”, а также в соответствии с положениями Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, Федерального закона “О персональных данных”, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и настоящего Положения.
6. К задачам Единой информационной системы относятся:
а) формирование и ведение классификатора мер социальной защиты (поддержки) и перечня категорий получателей мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат (далее – меры социальной защиты (поддержки);
б) предоставление пользователям Единой информационной системы информации об основаниях, условиях, о способах, формах и фактах предоставления мер социальной защиты (поддержки), осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также сведений об организациях, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки);
в) осуществление процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки);
г) контроль соблюдения гарантированного объема предоставления мер социальной защиты (поддержки);
д) обеспечение процесса выявления граждан, нуждающихся в получении мер социальной защиты (поддержки), а также учет сведений о таких гражданах.
(пп. “д” введен Постановлением Правительства РФ от 09.07.2022 N 1230)
7. Функциями Единой информационной системы являются:
а) выполнение необходимых для назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки) операций органами государственной власти (государственными органами), в том числе федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, организациями, находящимися в ведении органов государственной власти (далее – органы власти и организации), в том числе с соблюдением принципа адресности и применением критериев нуждаемости;
б) обеспечение межведомственного электронного взаимодействия участников информационного взаимодействия между собой посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
в) сбор, анализ и обработка информации о предоставляемых гражданам мерах социальной защиты (поддержки), данных, необходимых для их предоставления, а также предоставление доступа к такой информации и данным гражданам, заинтересованным органам власти и организациям;
г) реализация возможности использования сведений Единой информационной системы в целях обеспечения условий предоставления мер социальной защиты (поддержки) и применения критериев нуждаемости;
д) формирование, ведение, использование и предоставление сведений, содержащихся в банке данных законных представителей лиц, имеющих право на получение мер социальной защиты (поддержки);
е) учет сведений (ведение реестров), необходимых для назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки);
ж) обеспечение возможности прогнозирования расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части выполнения обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере социальной защиты (поддержки);
з) обеспечение унификации мер социальной защиты (поддержки), предоставляемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
и) формирование отчетности о мерах социальной защиты (поддержки);
к) обеспечение возможности прогнозирования и оценки необходимости предоставления мер социальной защиты (поддержки) и нуждаемости граждан в них;
л) обеспечение выявления событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты (поддержки), и формирование персонифицированной информации о возникающих у них правах в связи с наступлением таких событий.
8. Создание, функционирование и развитие Единой информационной системы осуществляются на основе следующих принципов:
а) использование инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
б) обеспечение полноты, достоверности, актуальности и целостности сведений, получаемых с использованием Единой информационной системы;
в) однократность ввода информации и многократность ее использования;
г) обеспечение применения органами власти и организациями классификатора мер социальной защиты (поддержки) и перечня категорий получателей мер социальной защиты (поддержки);
д) централизация сбора и безвозмездность предоставления информации с использованием Единой информационной системы для всех пользователей Единой информационной системы в соответствии с их правами доступа;
е) модульность построения, адаптируемость и модифицируемость Единой информационной системы;
ж) открытость для интеграции с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными системами на основе единых правил и форматов информационного взаимодействия;
з) реестровый учет сведений, подлежащих размещению в Единой информационной системе, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
и) персональная ответственность должностных лиц участников информационного взаимодействия за полноту, актуальность и достоверность сведений, размещаемых ими в Единой информационной системе, а также ответственность оператора Единой информационной системы за их хранение и уничтожение в установленном порядке.
9. Участниками информационного взаимодействия являются:
а) поставщики информации – органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы опеки и попечительства, организации, находящиеся в ведении органов государственной власти, в том числе многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг при наличии соответствующего решения субъекта Российской Федерации, предоставляющие меры социальной защиты (поддержки);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.07.2022 N 1230)
б) пользователи Единой информационной системы – поставщики информации, граждане и нотариусы;
в) операторы Единой информационной системы;
г) оператор инфраструктуры;
д) органы власти и организации, в распоряжении которых находятся сведения, необходимые для назначения мер социальной защиты (поддержки), и которые посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия представляют указанные сведения по межведомственным запросам поставщиков информации, а также органы власти и организации, не являющиеся поставщиками информации, получающие сведения из Единой информационной системы с использованием государственных информационных систем.
10. Правообладателем информации, содержащейся в Единой информационной системе, от имени Российской Федерации является поставщик информации в части сведений, размещенных им в Единой информационной системе.
11. В целях функционирования Единой информационной системы обеспечивается ее взаимодействие с элементами инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, такими, как федеральная государственная информационная система “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме” (далее – Единая система идентификации и аутентификации), единая система межведомственного электронного взаимодействия, федеральная государственная информационная система “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” (далее – Единый портал государственных и муниципальных услуг), федеральная государственная информационная система “Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)” (далее – Федеральный реестр).
Взаимодействие Единой информационной системы с Федеральным реестром осуществляется в соответствии с требованиями, определенными Федеральным законом “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”.
Также обеспечивается информационное взаимодействие Единой информационной системы с государственными, муниципальными и иными информационными системами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации и содержащими информацию, подлежащую включению в Единую информационную систему, либо обеспечивающими доступ к этой информации, а также получение информации из Единой информационной системы в целях предоставления государственных и муниципальных услуг.
12. Обработка информации, подлежащей размещению в Единой информационной системе, а также ее хранение осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона “О персональных данных” и Федерального закона “О банках и банковской деятельности” и нацелены исключительно на обеспечение прав граждан на социальную защиту (поддержку), установленных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
13. Согласие гражданина на обработку его персональных данных подтверждается заявлением о предоставлении мер социальной защиты (поддержки), поданным гражданином в орган, предоставляющий меры социальной защиты (поддержки).
14. При обработке информации, подлежащей размещению в Единой информационной системе, оператором Единой информационной системы должны быть обеспечены:
а) проведение мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного доступа к такой информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права доступа к такой информации;
б) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
в) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.
15. Сведения, определенные в составе информации, размещаемой в Единой информационной системе, и источниках такой информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 1342 “О Единой государственной информационной системе социального обеспечения” (далее – состав информации), предоставляются поставщиками информации в Единую информационную систему или поступают в Единую информационную систему из иных информационных систем, операторами которых являются органы и организации, не являющиеся поставщиками информации, в порядке межведомственного электронного взаимодействия.
16. Персонификация сведений в Единой информационной системе осуществляется на основании страхового номера индивидуального лицевого счета в системе индивидуального (персонифицированного) учета получателя мер социальной защиты (поддержки).
17. Предоставление информации в Единую информационную систему осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, Федеральным законом “О персональных данных” и Федеральным законом “О банках и банковской деятельности”.
18. При необходимости установления особенностей порядка предоставления информации в Единую информационную систему в отношении граждан, проходящих (проходивших) службу в федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах), в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или приравненная к ней служба, такие особенности определяются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с указанными федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами).
19. Информационное взаимодействие Единой информационной системы осуществляется с иными информационными системами, создаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации и содержащими информацию, необходимую для оказания государственных и муниципальных услуг и подлежащую представлению в Единую информационную систему в соответствии с составом информации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, либо обеспечивающими доступ к этой информации с использованием Единой системы идентификации и аутентификации.
20. Информационное взаимодействие Единой информационной системы с иными информационными системами осуществляется на основе принципов обеспечения полноты и достоверности информации, предоставляемой и получаемой в рамках информационного взаимодействия, а также обеспечения конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
21. При информационном взаимодействии Единой информационной системы с иными информационными системами сведения предоставляются участниками информационного взаимодействия в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
22. Информационное взаимодействие Единой информационной системы с иными информационными системами осуществляется в автоматизированном режиме как посредством направления запросов в соответствии с Федеральным законом “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” и Правилами межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе рекомендуемых правил организации межведомственного информационного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2021 г. N 963 “Об утверждении Правил межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе рекомендуемых правил организации межведомственного информационного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации”, для обеспечения предоставления мер социальной защиты (поддержки) посредством Единой информационной системы, так и без направления запросов.
23. Предоставление сведений из иных информационных систем без направления запросов осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления мер социальной защиты (поддержки), или в иных случаях и порядке, которые определяются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
ЕГИССО — это государственная информационная система (база данных), в которой ведется учет всей актуальной информации о мерах социальной поддержки в России, которые предоставляются гражданам из бюджетов всех уровней (федерального, регионального и местного). Благодаря этой системе каждый гражданин, имеющий доступ к единому порталу госуслуг, может получить сведения о назначенных ему социальных выплатах (в том числе детских пособиях, пенсиях, компенсациях и субсидиях) и льготах.
В тестовом режиме эта информационная система работает с начала 2018 года. До 2021 года информацию о назначенных социальных выплатах и льготах граждане могли узнавать напрямую на портале ЕГИССО через соответствующий личный кабинет. С середины 2021 года получить информацию о назначенных мерах соцподдержки можно только через Госуслуги в виде справки (выписки) из ЕГИССО. Оператором системы является Социальный фонд России (СФР).
- Почему не работает личный кабинет на портале ЕГИССО
- Как узнать, какие пособия назначены, через Госуслуги
- Как узнать о положенных выплатах через Госуслуги
- Что такое ЕГИССО?
- Как зарегистрироваться в ЕГИССО?
- «Социальный калькулятор» ЕГИССО
- Программа ЕГИССО
- О чем говорится в законопроекте
- Насколько безопасен сбор персональных данных ЕГИССО
Почему не работает личный кабинет на портале ЕГИССО
29 июня 2021 года стало известно, что личный кабинет гражданина на портале ЕГИССО выводится из эксплуатации и больше работать не будет. Напомним, ранее в личном кабинете ЕГИССО граждане могли узнать все необходимые сведения о назначенных выплатах и льготах. Для этого нужно было авторизоваться на портале с помощью учетной записи ЕСИА и открыть в кабинете вкладку «Назначенные меры социальной поддержки».
При этом весь остальной функционал на портале ЕГИССО, в том числе «Социальный калькулятор», продолжает работать — есть возможность узнать о мерах социальной поддержки, которые положены различным льготным категориям граждан (например, малоимущим или многодетным семьям, чернобыльцам, инвалидам и так далее) в конкретном регионе РФ.
Порталы «Госуслуги» и ЕГИССО взаимосвязаны, поэтому для авторизации в них используется учетная запись гражданина в ЕСИА — единой системе идентификации и аутентификации. Эту систему можно условно назвать «электронным паспортом», так как именно с ее помощью происходит цифровое взаимодействие граждан России и органов власти.
Как узнать, какие пособия назначены, через Госуслуги
С 2021 года также можно запросить через Госуслуги сведения из ЕГИССО об установленных социальных выплатах, льготах, пенсиях, компенсациях, субсидиях. Эта информация предоставляется в виде выписки из ЕГИССО.
Чтобы получить выписку из ЕГИССО о назначенных пособиях и льготах, нужно выполнить следующий порядок действий (пошаговая инструкция):
- Авторизоваться на Госуслугах под своей учетной записью и перейти на страницу соответствующего сервиса: https://gosuslugi.ru/400185/1/form
- Указать период, за который необходимо получить сведения:
за последние полгода;за последний год;за последние 2 года;можно указать точный период, начиная с 1 января 2018 года. - за последние полгода;
- за последний год;
- за последние 2 года;
- можно указать точный период, начиная с 1 января 2018 года.
- Документ формируется автоматически и направляется в личный кабинет на Госуслугах (обычно в течение нескольких минут).
В полученной выписке из ЕГИССО по каждой назначенной выплате будет указано название, размер, срок и периодичность начисления. Такие сведения могут быть полезными россиянам для определения срока переоформления ежемесячных выплат или при расчете среднедушевого дохода семьи для определения права на различные меры социальной поддержки с учетом критериев нуждаемости (такие, как единое ежемесячное пособие на детей от 0 до 17 лет).
Как узнать о положенных выплатах через Госуслуги
В личном кабинете на портале госуслуг на базе ЕГИССО также работает система по проактивному информированию граждан о положенных им пособиях и льготах. Порядок персонального оповещения граждан утвержден в Постановлении Правительства № 1994 от 03.12.2020.
Всю информацию о положенных мерах социальной поддержки можно будет найти в личном кабинете гражданина на портале «Госуслуг». В таких уведомлениях будут указаны не только наименования льгот и выплат, но и способы их получения, а также перечень необходимых документов.
В 2023 году цифровые уведомления на Госуслугах будут приходить гражданам при наступлении пяти жизненных событий:
- постановка на учет по беременности;
- рождение ребенка;
- достижение ребенком определенного возраста;
- наступление пенсионного возраста;
- установление инвалидности.
Со временем этот список будет расширяться, и россияне начнут получать уведомления о большем количестве мер поддержки (например, о праве получения пособия по безработице или размере выплат по больничному).
Могу ли я узнать через интернет, какая помощь от государства мне полагается?
Не все знают о положенных им пособиях и льготах. Чтобы решить эту проблему, государство разрабатывает новые способы информирования россиян о положенных им мерах поддержки.
Для этого разработали Единую государственную информационную систему государственного обеспечения (ЕГИССО), в ней содержится достоверная информация о мерах господдержки. Так, в личном кабинете на сайте можно узнать, какие выплаты и льготы положены конкретному пользователю, а через «Социальный калькулятор» можно уточнить, какую помощь оказывает государство нуждающимся гражданам в том или ином регионе.
Планируется, что в скором времени жители России смогут получить достоверную информацию о всех положенных им пособиях и льготах не только онлайн на сайте ЕГИССО, но и другими не менее удобными способами.
Что такое ЕГИССО?
Единая государственная информационная система социального обеспечения — это информационный портал, в котором содержится вся информация о мерах социальной поддержки граждан из бюджетов всех уровней: федерального, регионального и муниципального, а также внебюджетных фондов.
Например, можно узнать, положен ли региональный материнский капитал, какие пособия можно получить на третьего ребенка, какие компенсации выплачиваются за питание в школе и так далее.
Портал ЕГИССО функционирует с 1 января 2018 года, и многие его сервисы работают в тестовом режиме, потому что что информация о мерах социальной поддержки в регионах не до конца загружена на сайт. Однако в скором времени сервис заработает уже в штатном режиме.
Оператор ЕГИССО — Пенсионный фонд России. Система была образована в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 388-ФЗ от 29.12.2015. До создания портала не было централизованной площадки для оповещения о положенных льготах и пособиях, поэтому многие их не получали, хотя и имели право.
Кроме того, Единая государственная информационная система социального обеспечения поможет эффективнее расходовать деньги, выделенные на господдержку. Органы власти смогут точнее прогнозировать расходы, необходимые для выполнения социальных обязательств, а также анализировать статистику по уже потраченным средствам.
Когда система полноценно заработает во всех регионах, это позволит:
- гражданам — быстро и своевременно узнавать о положенных мерах государственной поддержки;
- органам власти — придерживаться принципа адресности и нуждаемости при оказании соцподдержки — государство учитывает определенные критерии, когда решает, кому оказывать помощь. ЕГИССО позволит сделать эти критерии более прозрачными и понятными.
Как зарегистрироваться в ЕГИССО?
Вход в личный кабинет ЕГИССО доступен только для тех, у которых есть подтвержденная учетная запись на Госуслугах.
Если же аккаунта на Госуслугах нет, необходимо создать и подтвердить его. Сначала создается упрощенная учетная запись. Для этого пользователю достаточно:
- Указать фамилию, имя, номер мобильного телефона и адрес электронной почты.
- Подтвердить указанный номер телефона при помощи кода из смс-сообщения.
- Самостоятельно придумать пароль или сгенерировать его на сайте.
Чтобы создать стандартную учетную запись, достаточно ввести паспортные данные и номер СНИЛС (страхового номера индивидуального лицевого счета).
Учетную запись нужно подтвердить, сделать это можно:
- в центре обслуживания — МФЦ (Многофункциональном центре), отделении Почты России или Пенсионного фонда или в одном из офисов компании «Ростелеком»;
- или онлайн — через интернет-банки (Сбербанк, Тинькофф, Почта-банк).
Информация об авторизации отразится в личном кабинете портала Госуслуги. Под этой же учетной записью можно авторизоваться на портале ЕГИССО.
Изображение с портала Госуслуг
Личный кабинет гражданина на сайте ЕГИССО — это эффективный способ оповещения жителей России о том, какие пособия и льготы они вправе получить (в том числе, и без справок). После авторизации пользователь увидит список мер поддержки, которые ему положены.
- вид получаемой поддержки: денежная компенсация, льгота, пособие и т.п.;
- форма помощи (денежная или другая);
- сумма положенных льгот или иных выплат;
- дата назначения и период действия помощи;
- организация, назначившая поддержку;
- документы, на основании которых предоставляется мера поддержки.
В личном кабинете портала ЕГИССО содержится информация о всех льготах, которые положены, а не о тех, которые фактически были выплачены.
«Социальный калькулятор» ЕГИССО
На портале ЕГИССО также находится электронный сервис «Социальный калькулятор». Он позволяет получать информацию о тех мерах социальной поддержки, которые доступны представителям льготных категорий в конкретном субъекте или населенном пункте Российской Федерации.
Чтобы воспользоваться сервисом, не обязательно регистрироваться на портале. Достаточно выбрать в «Социальном калькуляторе» свой регион проживания и необходимую льготную категорию (малоимущие, многодетные и так далее).
Социальный калькулятор. Изображение с сайта ЕГИССО
На экране появится таблица, в которой будет указана подробная информация о льготе: форма предоставления, методика определения размера выплаты, период действия и так далее.
В данный момент сервис «Социальный калькулятор» функционирует в тестовом режиме, поэтому информация о некоторых способах социальной поддержки может быть неполной или вовсе отсутствовать.
Программа ЕГИССО
Единая государственная система социального обеспечения на данный момент доступна только в интернете. То есть узнать о своих выплатах при помощи ЕГИССО можно только в онлайн-режиме и только в том случае, если есть подтвержденная учетная запись на Госуслугах.
Не все могут воспользоваться системой ЕГИССО: например, пожилые люди или те, кто проживает в сельской местности, а некоторые даже не знают о существовании системы.
Учитывая такие обстоятельства, власти разработали Федеральный закон № 461-ФЗ от 27.12.2019, цель которого — обеспечить гражданам России возможность получать информацию о положенных пособиях и льготах разными способами, а не только через интернет.
С 1 декабря 2020 года получить необходимые сведения можно на портале Госуслуг. С 1 июля 2021 информация будет доступна по звонку в Единый контакт-центр, а с 1 января 2022 года узнать о положенных мерах социального обеспечения можно будет при личном обращении в органы местной власти или социальной защиты.
Правительство внесло в Госдуму законопроект, по которому выявлять и учитывать граждан, нуждающихся в соцпомощи, будут через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) за счет добавления в нее данных ряда ведомств. Эксперты, опрошенные «Известиями», подтвердили, что таким образом в России, по сути, происходит переход оказания помощи от заявительного к выявительному.
О чем говорится в законопроекте
Законопроект внесет изменения в статьи 5-2 и 6-9 закона «О государственной социальной помощи» — для выявления и учета граждан, которые нуждаются в получении мер социальной поддержки, будет реализован механизм, по которому процесс расчета среднедушевого дохода на члена семьи, а также оценка имущественной обеспеченности сформируется системой ЕГИССО. Для этого в систему будут вноситься сведения, предоставляемые ФНС, МВД и Росреестром. Обрабатывать данные будет Пенсионный фонд.
Отмечается, что у ЕГИССО появится новая задача — выявлять граждан, которые нуждаются в получении мер социальной защиты. Критерии отнесения к той или иной категории будут прописаны в документе. После того, как система выявит человека, нуждающегося в получении помощи, он будет информирован о возможности получения тех или иных мер соцподдержки.
Для этого в Положении о ЕГИССО уточнят порядок и состав получения сведений о гражданах, их доходах и имуществе, имеющихся в распоряжении ведомств. Что касается сведений о движимом и недвижимом имуществе, то их система будет получать только по семьям или одиноким гражданам, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.
О том, что ЕГИССО сможет более точно определять семьи, которые оказались в сложной финансовой ситуации, говорил премьер Михаил Мишустин. Он подчеркнул, что система будет автоматически рассчитывать размер выплат, помощь станет более адресной. Сейчас, указал он, проживающие в сельской местности или на удаленных территориях люди часто просто не знают о том, какую поддержку могут получить от государства.
— Всё это — важная часть работы по созданию механизма социального казначейства, справедливой и востребованной системы защиты людей, — заявил премьер.
Судя по всему, проблем с принятием законопроекта не будет. Так, депутат Госдумы от КПРФ Андрей Алехин заметил, что документ с большой вероятностью поддержат в нижней палате парламента.
Член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб, в свою очередь, рассказала «Известиям», что в парламенте принимается законопроект, который предполагает передачу сведений о получении гражданами всех мер соцподдержки в Росстат.
— Анализ данных позволит формировать реальную информацию об экономическом, социальном состоянии отдельных категорий граждан в России, — сказала она. — И в последующем при передаче всех сведений из ФНС и сведений об имуществе граждан это позволит в том числе корректировать уже имеющиеся и формировать новые программы господдержки граждан.
По словам Бессараб, это позволит также сделать анализ социально-экономического развития отдельных территорий.
Депутат отметила, что ЕГИССО внедрялась во всех регионах России еще с 2018 году и сейчас просто расширяется функционал этой системы.
— Это цифровая платформа, которая полностью совместима со всеми информационными ресурсами, имеющимися в регионах, — сказала она. — Она и сегодня информирует, когда вы обращаетесь к ней, в каких случаях вы имеете право на получение помощи. К сожалению, граждане не всегда этим пользуются — ко мне, например, часто обращаются люди, которые просто не знают о том, что уже имеют право на получение мер социальной поддержки.
Создание ЕГИССО было предусмотрено ФЗ № 388 от 29 декабря 2015 года. В действие ее ввели с 1 января 2018 года. Система объединена с порталом Госуслуг, основная задача — аккумулирование в одном источнике информации о мерах соцподдержки, социальных услугах и гарантиях, которые предоставляются гражданам за счет бюджетов любого уровня. Стержень системы — реестр мер соцподдержки с фиксацией их видов, условий, категорий лиц, которые имеют право на их получение. ЕГИССО должна в том числе снизить административные расходы по сбору, актуализации данных и подготовке регулярных докладов по социальной поддержке.
Ранее Минтруд разработал перечень жизненных ситуаций, по которым граждан будут автоматически информировать о возможности поддержки со стороны государства. В этот перечень вошли рождение ребенка, установление опеки, установление инвалидности, выход на пенсию, достижение ребенком определенного возраста, беременность, присвоение звания ветерана, получение статуса лица, подвергшегося воздействию радиации, получение статуса многодетной семьи, поддержка молодой семьи. Этот перечень будет размещен в ЕГИССО.
Насколько безопасен сбор персональных данных ЕГИССО
Юрист правовой группы РБОО «Центр лечебной педагогики» Павел Кантор замечает: в развитии системы социальной помощи в России за последние годы наблюдалось две противоположных тенденции.
— С одной стороны, высказывались опасения, что под видом или под предлогом социальной поддержки будут собираться и распространяться, в том числе неофициально (утекать), персональные данные и сведения об имущественном положении граждан, — сказал он «Известиям». — Либо что благие намерения оказать социальную поддержку обернутся нежелательным вмешательством государства в частную жизнь граждан и их семей. По этой причине брался курс на максимально адресную социальную поддержку исключительно в заявительном порядке.
С другой стороны, говорит он, отмечалось, что такой подход требует от граждан самостоятельного сбора различных документов. С этим у многих возникли проблемы — особенно у уязвимых категорий населения, например пожилых, инвалидов с ментальными расстройствами и так далее. В результате люди просто не получали того, что им положено.
— Предложения правительства призваны найти компромисс между этими подходами, то есть организовать максимально оптимизированную и защищенную систему сбора сведений о людях, нуждающихся в помощи, — замечает Кантор. — Это должно упростить обращение за мерами социальной поддержки и их получение и в то же время обеспечить безопасность данных.
Советник Адвокатского бюро ЕПАМ Елена Авакян также замечает, что государственная информационная система имеет жестко очерченный контур использования данных.
— Это система социального обеспечения, завязанная только на тех видах услуг, которые имеют право получать определенные категории лиц, — говорит она.
Светлана Бессараб подчеркнула, что данные будут передаваться в обезличенном, деперсонализированном виде, тайна персональных данных нарушаться не будет.