Правительство внесло в Госдуму законопроект, по которому выявлять и учитывать граждан, нуждающихся в соцпомощи, будут через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) за счет добавления в нее данных ряда ведомств. Эксперты, опрошенные «Известиями», подтвердили, что таким образом в России, по сути, происходит переход оказания помощи от заявительного к выявительному.
Законопроект предлагает для выявления и учета граждан,
нуждающихся в получении соцподдержки, реализовать механизм,
при котором процесс расчета среднедушевого дохода на члена семьи и оценка
имущественной обеспеченности в целях определения нуждаемости будут
формироваться посредством Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО), содержащей сведения,
обрабатываемые ПФР.
Данные будут предоставлять ФНС, МВД и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Предусматривается, что при согласии гражданина может производиться
предварительная оценка уровня его доходов, а также имущественного обеспечения с целью проактивного информирования о возникновении у него права на получение мер социальной защиты и услуг в рамках
соцобслуживания, а также иных социальных гарантий и выплат.
- Что такое ЕГИССО
- Поделиться
- Реестр всей социальной сферы
- Цели системы
- Где найти в Интернете
- Усовершенствование ЕГИССО
- Что сделано для ЕГИССО в 2017 году
- Новости
- О чем говорится в законопроекте
- Насколько безопасен сбор персональных данных ЕГИССО
- Как будут выявлять нуждающихся в соцпомощи
- Как будет работать система
Что такое ЕГИССО
Депутат отметила, что ЕГИССО внедрялась во всех регионах России еще с 2018 году и сейчас просто расширяется функционал этой системы.
— Это цифровая платформа, которая полностью совместима со всеми информационными ресурсами, имеющимися в регионах, — сказала она. — Она и сегодня информирует, когда вы обращаетесь к ней, в каких случаях вы имеете право на получение помощи. К сожалению, граждане не всегда этим пользуются — ко мне, например, часто обращаются люди, которые просто не знают о том, что уже имеют право на получение мер социальной поддержки.
Создание ЕГИССО было предусмотрено ФЗ № 388 от 29 декабря 2015 года. В действие ее ввели с 1 января 2018 года. Система объединена с порталом Госуслуг, основная задача — аккумулирование в одном источнике информации о мерах соцподдержки, социальных услугах и гарантиях, которые предоставляются гражданам за счет бюджетов любого уровня. Стержень системы — реестр мер соцподдержки с фиксацией их видов, условий, категорий лиц, которые имеют право на их получение. ЕГИССО должна в том числе снизить административные расходы по сбору, актуализации данных и подготовке регулярных докладов по социальной поддержке.
Ранее Минтруд разработал перечень жизненных ситуаций, по которым граждан будут автоматически информировать о возможности поддержки со стороны государства. В этот перечень вошли рождение ребенка, установление опеки, установление инвалидности, выход на пенсию, достижение ребенком определенного возраста, беременность, присвоение звания ветерана, получение статуса лица, подвергшегося воздействию радиации, получение статуса многодетной семьи, поддержка молодой семьи. Этот перечень будет размещен в ЕГИССО.
Председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление от 16. 2021 № 1342 «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения», утверждающее положение о ЕГИССО; документ опубликован на официальном портале правовой информации в понедельник.
Постановлением также признаётся утратившим силу постановление правительства от 14 февраля 2017 г. № 181, содержащее предыдущее положение о ЕГИССО, и ряд других нормативных актов.
Положение определяет состав подсистем ЕГИССО и их функции, распределение полномочий между операторами системы, функции иных участников информационного взаимодействия, порядок направления сведений, предусмотренных федеральным законом «О государственной социальной помощи», в систему, порядок обработки информации в ЕГИССО, порядок взаимодействия системы с ИС органов, не являющихся поставщиками информации, порядок предоставления доступа к сведениям, содержащимся в ЕГИССО, а также принципы создания, развития и эксплуатации системы, порядок ее организации и функционирования, включая порядок защиты информации, содержащейся в ЕГИССО, порядок направления и обработки запросов.
Государственными заказчиками создания, развития и эксплуатации системы, а также её операторами определяются Минтруд и Пенсионный фонд РФ. При этом полномочия Минтруда как оператора ЕГИССО может осуществлять подведомственное ему федеральное государственное учреждение.
Оператором инфраструктуры, обеспечивающей функционирование ЕГИССО, является Минцифры.
Со времени утверждения предыдущего положения о ЕГИССО возможности системы расширились, также была утверждена Концепция цифровой трансформации социальной сферы до 2025 года (предполагающая, что в России появится единая цифровая платформа, которая объединит все меры социальной поддержки; с её помощью граждане смогут получать пенсии и пособия без заявлений и подтверждающих документов) – это нашло отражение в увеличении числа задач и функций ГИС; устаревшие положения документа удалены.
ПФР поручено в шестимесячный срок привести регламент информационного взаимодействия ЕГИССО в соответствие с подписанным постановлением.
Старший методист государственного казённого учреждения социального обслуживания населения Свердловской области Игорь Синяев кратко прокомментировал для D-Russia. ru новый документ:
Оставлен заявительный порядок мер соцподдержки, хотя декларировалось предоставление их автоматом, на основании информации имеющейся у ОГВ — видимо, на переходный период для выстраивания информационных потоков с целью обеспечения достоверности информации.
Перечень информации передаваемой/получаемой из ЕГИССО значительно расширен для обеспечения продекларированных концепцией целей.
Все делается в рамках проекта «Социальное казначейство».
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!
Поделиться
Предмет деятельности Учреждения:
– обеспечение своевременного и правильного оформления документов на выплату пособий и иных социальных выплат;
– осуществление централизованных массовых перерасчётов производимых социальных выплат;
– обеспечение организации и проведения работы по совершенствованию мер социальной поддержки населения, обеспечению максимально эффективной защиты отдельных категорий граждан.
– обеспечение адресности оказания социальной поддержки жителям Санкт-Петербурга;
– повышение эффективности исполнения бюджетов различных уровней в части социальной политики.
Для достижения целей, указанных выше, Учреждение осуществляет
следующие виды деятельности:
– производство расчетов с кредитными и другими организациями за оказанные меры социальной поддержки;
– производство удержаний по исполнительным документам и перечисление их по назначению;
– осуществление контроля за правильным расходованием и сохранностью государственных средств, ассигнованных на оказание мер социальной поддержки, путем проверки отчетности, предоставляемой выплатными организациями по перечисленным суммам и всех операций, связанных с перечислением социальных выплат через кредитные организации;
– осуществление планирования расходов на оказание мер социальной поддержки, своевременное и правильное ведение первичного, бухгалтерского и статистического учета, составление и представление установленной отчетности;
– оказание консультационной помощи жителям Санкт-Петербурга по вопросам о выплате пособий и иных социальных выплат;
– организация и оплата услуг социального назначения в соответствии с законодательством;
– создание и обеспечение функционирования комплексной автоматизированной системы обработки информации по назначению, перерасчету и перечислению пособий, компенсаций и других социальных выплат жителям Санкт-Петербурга, выступление в качестве заказчика научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских работ по этим направлениям работ;
– осуществление учебно-методических работ по повышению квалификации сотрудников исполнительных органов государственной власти (с подведомственными организациями) Санкт-Петербурга по вопросам начисления и выплаты пособий и иных
социальных выплат;
– оказание помощи исполнительным органам государственной власти и другим пользователям по обучению их специалистов работе с автоматизированной информационной системой «Электронный социальный регистр населения» (АИС «ЭСРН») Санкт-Петербурга по вопросам, находящимся в их компетенции;
– разработка, создание и ведение АИС «ЭСРН» Санкт-Петербурга и иных программ по обеспечению деятельности Учреждения;
– осуществление контроля за соблюдением права доступа к информации в сфере социальных выплат автоматизированных баз данных, находящихся в ведении Учреждения, в соответствии с указаниями Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (КСП).
Недавно в российском законодательстве и социальной сфере в целом появилась совершенно новая аббревиатура – ЕГИССО. Из данной статьи вы узнаете, что это такое и зачем она нужна не только людям с инвалидностью.
Реестр всей социальной сферы
Параллельно с развитием и доведением до ума Федерального реестра инвалидов Пенсионный фонд России в 2017 году работал над Единой государственной информационной системой социального обеспечения – сокращённо ЕГИССО.
Как отмечает ПФР, это еще более глобальный проект, который предусматривает учет не только мер социальной защиты инвалидов, но и вообще всей социальной сферы в нашей стране.
В итоге система ЕГИССО должна стать общероссийским центром учета и анализа государственных расходов на социальную сферу. А точнее – ПФР будет национальным центром индивидуального учета прав и расходов всей государственной социальной сферы – от муниципального до федерального уровня. Создание в России ЕГИССО предусмотрено ст. 5 Закона от 29. 2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».
Цели системы
Чтобы лучше понимать, что такое ЕГИСО и зачем оно нужно, назовём главные цели этой системы:
- унификация мер соцзащиты и поддержки от государственных и муниципальных властей, а также различных учреждений и организаций;
- возможность более точного прогнозирования социальных расходов бюджетной системы;
- рост качества оказания государственных и муниципальных услуг;
- повышение осведомлённости населения о мерах соцзащиты и реализации права на неё;
- возможность перехода к предоставлению гражданам мер соцподдержки на принципах адресности и нуждаемости.
Где найти в Интернете
Официальный сайт Единой государственной информационной системы социального обеспечения расположен здесь.
Предполагается, что в системе ЕГИССО любой человек сможет воспользоваться так называемым социальным калькулятором и увидеть:
- все получаемые федеральные/региональные/муниципальные меры соцзащиты и поддержки;
- меры, на которые он имеет право по закону.
Усовершенствование ЕГИССО
По результатам 2016 года был окончен первый этап создания ЕГИССО. А именно:
- подготовлена сопровождающая работу системы законодательная база;
- разработан классификатор мер соцзащиты и перечень категорий получателей этих мер;
- разработана первая очередь прототипа ЕГИССО.
Что сделано для ЕГИССО в 2017 году
Была успешно завершена разработка прототипа ЕГИССО и его апробация в 3-х пилотных регионах. А это:
- Башкирия;
- Алтайский край;
- Калужская область.
- развернуты инфраструктура системы и соответствующее программное обеспечение;
- проведена сверка данных поставщиков информации и данных ПФР;
- локальные меры соцзащиты сопоставлены с их классификатором по ЕГИССО.
В течение года система ЕГИССО также прошла опытное применение в 5 регионах:
- Башкирия;
- Алтайский край;
- Калужская область;
- Волгоградская область;
- Ставрополье.
Кроме того, были аттестационные испытания на соответствие требованиям безопасности информации.
По итогам 2017 года ЕГИССО введена в промышленную эксплуатацию по всей стране.
Также см. «Социальные выплаты и доплаты от ПФР России: перечень».
Программный комплекс «Формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг», интегрируемый с АС «АСП» (442-ФЗ). Программный комплекс обеспечивает формирование, ведение, актуализацию реестра поставщиков социальных услуг учреждениями социальной защиты населения на территории субъекта РФ в соответствии с требованиями Федерального Закона от 28. 2013 г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – 442-ФЗ), а также аккумулирует информацию об учреждениях социального обслуживания населения и социальных услугах, предоставляемых гражданам данного региона РФ (в том числе иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам, зарегистрированным по месту жительства, по месту пребывания либо фактически проживающих в пределах региона), предусмотренных ст. 25 442-ФЗ, автоматизирует регламентированное информационное взаимодействие граждан, поставщиков социальных услуг и органов государственной власти.
- ПК «Реестр поставщиков социальных услуг» ;
- ПК «Регистр получателей социальных услуг»;
- ПК «Социальные службы».
- Интеграция и обеспечение информационного взаимодействия с базой данных АС «АСП», являющейся Единым регистром населения и ПК «Интеграция с ЕГИССО».
- Реализация полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания (п.3,7,15,18, ст.7 442-ФЗ).
- Сбор, хранение и обработка сведений, содержащих исчерпывающую комплексную информацию о гражданах, состоящих на социальном обслуживании и организациях, предоставляющих социальные услуги в соответствии с 442-ФЗ.
- Реализация права получателей социальных услуг на получение бесплатно и в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг (п.2 ст.9 442-ФЗ).
- Выполнение обязанностей поставщиков социальных услуг:
Предоставлению информации (бесплатно и в доступной форме) получателям социальных услуг или их законным представителям об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получения услуг бесплатно (п.4 ст.12 442-ФЗ);Предоставление уполномоченному органу субъекта РФ информации для формирования регистра получателей социальных услуг (п.6 ст.12 - Предоставлению информации (бесплатно и в доступной форме) получателям социальных услуг или их законным представителям об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получения услуг бесплатно (п.4 ст.12 442-ФЗ);
- Предоставление уполномоченному органу субъекта РФ информации для формирования регистра получателей социальных услуг (п.6 ст.12
- Обеспечение информационной открытости поставщиков социальных услуг (ст.13 442-ФЗ).
Функциональные возможности ПК:
- Формирование реестра поставщиков ведется в базе регионального уровня с созданием списка всех районов и организаций региона.
- Размещение на официальном сайте уполномоченного органа субъекта РФ в сети “Интернет” в соответствии с требованиями федерального законодательства.
- Ведение информационного паспорта учреждения.
- Поддержка в актуальном состоянии достоверной информации (при использовании механизма модерации уполномоченными организациями), содержащейся в реестре поставщиков социальных услуг
- Ведение картотеки информации в рамках предоставления социальных услуг, а также «социальное такси», «реабилитация осужденных».
- Возможность комментирования и оценки полученной услуги получателем социальных услуг
- Учет результатов анкетирования по оценке качества оказания услуг в организациях социального обслуживания населения, учет жалоб на качество предоставленных услуг, поступающих в учреждения, формирование рейтинга учреждений, публикация нормативных документы учреждений, а также общих нормативных документов.
- Формирование и просмотр отчетных форм для представления результатов в соответствии с требованиями законодательства.
- Вывод отчетных документов на печать с возможностью предварительного просмотра и редактирования параметров страниц.
- Получение журналов и отчетных форм, предусмотренных действующим законодательством РФ и региональными нормативными актами по получателям социальных услуг, видам социальных услуг, поставщикам социальных услуг.
- Передача (выгрузка) информации о поставщиках социальных услуг в Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) в полном соответствии со ст.25 442-ФЗ.
- Функционирование в режиме 24 часа в сутки, 365 дней в году.
- Обеспечение работы на одном сервере до 1000 одновременных пользователей с таблицами до 100 млн. записей и общим объемом данных до 100Тб (при условии проведения индивидуальной оценки технических требований в каждом конкретном случае).
- Использование справочников-кодификаторов, обеспечивающих структурирование информации и возможность получения как общих отчетов по региону, так и в разрезе поставщиков социальных услуг.
- Настройки системы на особенности федерального, регионального и муниципального законодательства с применением настроек, обеспечивающих открытость и возможность развития системы в связи с изменениями в законодательной базе.
- Дружественный интерфейс обеспечивает работу с базой данных на языке пользователя. Инструкции по правильной эксплуатации и обработке сбойных и аварийных ситуаций выполняются в виде сообщений и подсказок на экране дисплея.
- Защита от нарушения целостности базы данных в результате ошибочных действий персонала.
- Анализ и агрегация информации, хранящейся в базе данных, с целью последующего создания отчетных форм и форм утвержденного документооборота; поиск и выборка данных по заданным критериям по учетным показателям базы данных (система запросов).
Новости
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
Настоящее Положение определяет состав подсистем Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее – Единая информационная система) и их функции, распределение полномочий между операторами Единой информационной системы, функции иных участников информационного взаимодействия, порядок направления сведений, предусмотренных Федеральным законом “О государственной социальной помощи”, в Единую информационную систему, порядок обработки информации в Единой информационной системе, порядок взаимодействия Единой информационной системы с информационными системами органов, не являющихся поставщиками информации, порядок предоставления доступа к сведениям, содержащимся в Единой информационной системе, а также принципы создания, развития и эксплуатации Единой информационной системы, порядок ее организации и функционирования, включая порядок защиты информации, содержащейся в Единой информационной системе, порядок направления и обработки запросов.
Государственными заказчиками создания, развития и эксплуатации Единой информационной системы, а также операторами Единой информационной системы являются Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с распределением полномочий между ними, определяемым настоящим Положением.
Полномочия Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации как оператора Единой информационной системы на основании его решения может осуществлять подведомственное ему федеральное государственное учреждение.
Оператором инфраструктуры, обеспечивающей функционирование Единой информационной системы (далее соответственно – инфраструктура, оператор инфраструктуры), является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Функции оператора инфраструктуры по предоставлению инфраструктуры осуществляются в порядке, определяемом Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Обеспечение создания, функционирования и развития Единой информационной системы осуществляется в соответствии с полномочиями, определенными Федеральным законом “О государственной социальной помощи”, а также в соответствии с положениями Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, Федерального закона “О персональных данных”, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и настоящего Положения.
К задачам Единой информационной системы относятся:
а) формирование и ведение классификатора мер социальной защиты (поддержки) и перечня категорий получателей мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат (далее – меры социальной защиты (поддержки);
б) предоставление пользователям Единой информационной системы информации об основаниях, условиях, о способах, формах и фактах предоставления мер социальной защиты (поддержки), осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также сведений об организациях, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки);
в) осуществление процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки);
г) контроль соблюдения гарантированного объема предоставления мер социальной защиты (поддержки).
Функциями Единой информационной системы являются:
а) выполнение необходимых для назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки) операций органами государственной власти (государственными органами), в том числе федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, организациями, находящимися в ведении органов государственной власти (далее – органы власти и организации), в том числе с соблюдением принципа адресности и применением критериев нуждаемости;
б) обеспечение межведомственного электронного взаимодействия участников информационного взаимодействия между собой посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
в) сбор, анализ и обработка информации о предоставляемых гражданам мерах социальной защиты (поддержки), данных, необходимых для их предоставления, а также предоставление доступа к такой информации и данным гражданам, заинтересованным органам власти и организациям;
г) реализация возможности использования сведений Единой информационной системы в целях обеспечения условий предоставления мер социальной защиты (поддержки) и применения критериев нуждаемости;
д) формирование, ведение, использование и предоставление сведений, содержащихся в банке данных законных представителей лиц, имеющих право на получение мер социальной защиты (поддержки);
е) учет сведений (ведение реестров), необходимых для назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки);
ж) обеспечение возможности прогнозирования расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части выполнения обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере социальной защиты (поддержки);
з) обеспечение унификации мер социальной защиты (поддержки), предоставляемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
и) формирование отчетности о мерах социальной защиты (поддержки);
к) обеспечение возможности прогнозирования и оценки необходимости предоставления мер социальной защиты (поддержки) и нуждаемости граждан в них;
л) обеспечение выявления событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты (поддержки), и формирование персонифицированной информации о возникающих у них правах в связи с наступлением таких событий.
Создание, функционирование и развитие Единой информационной системы осуществляются на основе следующих принципов:
а) использование инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
б) обеспечение полноты, достоверности, актуальности и целостности сведений, получаемых с использованием Единой информационной системы;
в) однократность ввода информации и многократность ее использования;
г) обеспечение применения органами власти и организациями классификатора мер социальной защиты (поддержки) и перечня категорий получателей мер социальной защиты (поддержки);
д) централизация сбора и безвозмездность предоставления информации с использованием Единой информационной системы для всех пользователей Единой информационной системы в соответствии с их правами доступа;
е) модульность построения, адаптируемость и модифицируемость Единой информационной системы;
ж) открытость для интеграции с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными системами на основе единых правил и форматов информационного взаимодействия;
з) реестровый учет сведений, подлежащих размещению в Единой информационной системе, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
и) персональная ответственность должностных лиц участников информационного взаимодействия за полноту, актуальность и достоверность сведений, размещаемых ими в Единой информационной системе, а также ответственность оператора Единой информационной системы за их хранение и уничтожение в установленном порядке.
Участниками информационного взаимодействия являются:
а) поставщики информации – органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы опеки и попечительства, организации, находящиеся в ведении органов государственной власти, предоставляющие меры социальной защиты (поддержки);
б) пользователи Единой информационной системы – поставщики информации, граждане и нотариусы;
в) операторы Единой информационной системы;
г) оператор инфраструктуры;
д) органы власти и организации, в распоряжении которых находятся сведения, необходимые для назначения мер социальной защиты (поддержки), и которые посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия представляют указанные сведения по межведомственным запросам поставщиков информации, а также органы власти и организации, не являющиеся поставщиками информации, получающие сведения из Единой информационной системы с использованием государственных информационных систем.
Правообладателем информации, содержащейся в Единой информационной системе, от имени Российской Федерации является поставщик информации в части сведений, размещенных им в Единой информационной системе.
В целях функционирования Единой информационной системы обеспечивается ее взаимодействие с элементами инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, такими, как федеральная государственная информационная система “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме” (далее – Единая система идентификации и аутентификации), единая система межведомственного электронного взаимодействия, федеральная государственная информационная система “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” (далее – Единый портал государственных и муниципальных услуг), федеральная государственная информационная система “Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)” (далее – Федеральный реестр).
Взаимодействие Единой информационной системы с Федеральным реестром осуществляется в соответствии с требованиями, определенными Федеральным законом “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”.
Также обеспечивается информационное взаимодействие Единой информационной системы с государственными, муниципальными и иными информационными системами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации и содержащими информацию, подлежащую включению в Единую информационную систему, либо обеспечивающими доступ к этой информации, а также получение информации из Единой информационной системы в целях предоставления государственных и муниципальных услуг.
Обработка информации, подлежащей размещению в Единой информационной системе, а также ее хранение осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона “О персональных данных” и Федерального закона “О банках и банковской деятельности” и нацелены исключительно на обеспечение прав граждан на социальную защиту (поддержку), установленных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласие гражданина на обработку его персональных данных подтверждается заявлением о предоставлении мер социальной защиты (поддержки), поданным гражданином в орган, предоставляющий меры социальной защиты (поддержки).
При обработке информации, подлежащей размещению в Единой информационной системе, оператором Единой информационной системы должны быть обеспечены:
а) проведение мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного доступа к такой информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права доступа к такой информации;
б) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
в) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.
Сведения, определенные в составе информации, размещаемой в Единой информационной системе, и источниках такой информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 1342 “О Единой государственной информационной системе социального обеспечения” (далее – состав информации), предоставляются поставщиками информации в Единую информационную систему или поступают в Единую информационную систему из иных информационных систем, операторами которых являются органы и организации, не являющиеся поставщиками информации, в порядке межведомственного электронного взаимодействия.
Персонификация сведений в Единой информационной системе осуществляется на основании страхового номера индивидуального лицевого счета в системе индивидуального (персонифицированного) учета получателя мер социальной защиты (поддержки).
Предоставление информации в Единую информационную систему осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, Федеральным законом “О персональных данных” и Федеральным законом “О банках и банковской деятельности”.
При необходимости установления особенностей порядка предоставления информации в Единую информационную систему в отношении граждан, проходящих (проходивших) службу в федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах), в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или приравненная к ней служба, такие особенности определяются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с указанными федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами).
Информационное взаимодействие Единой информационной системы осуществляется с иными информационными системами, создаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации и содержащими информацию, необходимую для оказания государственных и муниципальных услуг и подлежащую представлению в Единую информационную систему в соответствии с составом информации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, либо обеспечивающими доступ к этой информации с использованием Единой системы идентификации и аутентификации.
Информационное взаимодействие Единой информационной системы с иными информационными системами осуществляется на основе принципов обеспечения полноты и достоверности информации, предоставляемой и получаемой в рамках информационного взаимодействия, а также обеспечения конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
При информационном взаимодействии Единой информационной системы с иными информационными системами сведения предоставляются участниками информационного взаимодействия в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Информационное взаимодействие Единой информационной системы с иными информационными системами осуществляется в автоматизированном режиме как посредством направления запросов в соответствии с Федеральным законом “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” и Правилами межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе рекомендуемых правил организации межведомственного информационного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2021 г. N 963 “Об утверждении Правил межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе рекомендуемых правил организации межведомственного информационного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации”, для обеспечения предоставления мер социальной защиты (поддержки) посредством Единой информационной системы, так и без направления запросов.
Предоставление сведений из иных информационных систем без направления запросов осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления мер социальной защиты (поддержки), или в иных случаях и порядке, которые определяются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
О чем говорится в законопроекте
Законопроект внесет изменения в статьи 5-2 и 6-9 закона «О государственной социальной помощи» — для выявления и учета граждан, которые нуждаются в получении мер социальной поддержки, будет реализован механизм, по которому процесс расчета среднедушевого дохода на члена семьи, а также оценка имущественной обеспеченности сформируется системой ЕГИССО. Для этого в систему будут вноситься сведения, предоставляемые ФНС, МВД и Росреестром. Обрабатывать данные будет Пенсионный фонд.
Отмечается, что у ЕГИССО появится новая задача — выявлять граждан, которые нуждаются в получении мер социальной защиты. Критерии отнесения к той или иной категории будут прописаны в документе. После того, как система выявит человека, нуждающегося в получении помощи, он будет информирован о возможности получения тех или иных мер соцподдержки.
Для этого в Положении о ЕГИССО уточнят порядок и состав получения сведений о гражданах, их доходах и имуществе, имеющихся в распоряжении ведомств. Что касается сведений о движимом и недвижимом имуществе, то их система будет получать только по семьям или одиноким гражданам, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.
О том, что ЕГИССО сможет более точно определять семьи, которые оказались в сложной финансовой ситуации, говорил премьер Михаил Мишустин. Он подчеркнул, что система будет автоматически рассчитывать размер выплат, помощь станет более адресной. Сейчас, указал он, проживающие в сельской местности или на удаленных территориях люди часто просто не знают о том, какую поддержку могут получить от государства.
— Всё это — важная часть работы по созданию механизма социального казначейства, справедливой и востребованной системы защиты людей, — заявил премьер.
Судя по всему, проблем с принятием законопроекта не будет. Так, депутат Госдумы от КПРФ Андрей Алехин заметил, что документ с большой вероятностью поддержат в нижней палате парламента.
Член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб, в свою очередь, рассказала «Известиям», что в парламенте принимается законопроект, который предполагает передачу сведений о получении гражданами всех мер соцподдержки в Росстат.
— Анализ данных позволит формировать реальную информацию об экономическом, социальном состоянии отдельных категорий граждан в России, — сказала она. — И в последующем при передаче всех сведений из ФНС и сведений об имуществе граждан это позволит в том числе корректировать уже имеющиеся и формировать новые программы господдержки граждан.
По словам Бессараб, это позволит также сделать анализ социально-экономического развития отдельных территорий.
Насколько безопасен сбор персональных данных ЕГИССО
Юрист правовой группы РБОО «Центр лечебной педагогики» Павел Кантор замечает: в развитии системы социальной помощи в России за последние годы наблюдалось две противоположных тенденции.
— С одной стороны, высказывались опасения, что под видом или под предлогом социальной поддержки будут собираться и распространяться, в том числе неофициально (утекать), персональные данные и сведения об имущественном положении граждан, — сказал он «Известиям». — Либо что благие намерения оказать социальную поддержку обернутся нежелательным вмешательством государства в частную жизнь граждан и их семей. По этой причине брался курс на максимально адресную социальную поддержку исключительно в заявительном порядке.
С другой стороны, говорит он, отмечалось, что такой подход требует от граждан самостоятельного сбора различных документов. С этим у многих возникли проблемы — особенно у уязвимых категорий населения, например пожилых, инвалидов с ментальными расстройствами и так далее. В результате люди просто не получали того, что им положено.
— Предложения правительства призваны найти компромисс между этими подходами, то есть организовать максимально оптимизированную и защищенную систему сбора сведений о людях, нуждающихся в помощи, — замечает Кантор. — Это должно упростить обращение за мерами социальной поддержки и их получение и в то же время обеспечить безопасность данных.
Советник Адвокатского бюро ЕПАМ Елена Авакян также замечает, что государственная информационная система имеет жестко очерченный контур использования данных.
— Это система социального обеспечения, завязанная только на тех видах услуг, которые имеют право получать определенные категории лиц, — говорит она.
Светлана Бессараб подчеркнула, что данные будут передаваться в обезличенном, деперсонализированном виде, тайна персональных данных нарушаться не будет.
Как будут выявлять нуждающихся в соцпомощи
Светлана Бессараб отмечает, что в законопроекте речь действительно идет о переходе к выявительному характеру оказания помощи.
— До этого мы знали, что на федеральном, региональном и местном уровнях гражданин имеет право на разного рода меры государственной социальной поддержки, но при этом не знали, какие именно он получает, — говорит она. — Более того, и сам гражданин не знал, что он имеет право претендовать на какие-либо меры поддержки. При включении в систему ЕГИССО в том числе данных Росреестра и ФНС мы узнаем о том, подпадает ли он под критерии нуждаемости.
Сейчас, говорит она, органам исполнительной власти часто приходится проверять по межведомственному взаимодействию информацию о нуждаемости человека. Собранные на одной платформе и анализируемые в реальном времени данные позволят сделать ответ на наступление события в жизни гражданина немедленным.
По ее словам, это способ получить обратную связь о том, получает ли человек ту или иную социальную помощь — например, работает ли такой инструмент, как социальный контракт.
— Гражданин может, например, пройти обучение на востребованную на рынке труда специальность или открыть свое личное подсобное хозяйство, свой бизнес при поддержке государства, — говорит Бессараб. — Но обратной связи, как этот инструмент работает, очень мало. Мы хотим собрать все данные и, апеллируя к ним, формировать повестку и, возможно, новые меры государственной поддержки.
Елена Авакян отмечает, что персональные данные в ЕГИССО консолидированные, что очень важно. Например, у системы есть прямой доступ к данным ЗАГС, что довольно большая редкость, если говорить о каких-либо информационных системах.
— ЕГИССО будет получать информацию из различных ведомств, — говорит она. — Сейчас у нас нет ни единой базы, где бы все эти сведения встречались. ЕГИССО будет именно той системой, которая будет объединять все сведения из разных источников. Мы рассчитываем, что ЕГИССО станет источником пополнения информация в том числе для портала бесплатной юридической помощи, который будет автоматически определять лицо, которое имеет право на эту бесплатную юрпомощь, и информировать его об этом через портал госуслуг.
По ее словам, это подстегнет развитие бесплатной юридической помощи больше, чем создание госюрбюро по всей стране, позволив автоматизировать процесс.
— Мы никогда не знаем без специально представленных документов, имеет ли право человек на эту бесплатную юридическую помощь, — говорит Авакян. — ЕГИССО могла бы взять эту часть работы на себя. Тогда человеку достаточно иметь портал госуслуг, и ему не придется ничего инициировать самостоятельно. Он автоматически получит уведомление, что вправе обратиться к бесплатной юридической помощи в тех или иных сферах.
По ее словам, сейчас бесплатная юрпомощь часто превращается в небольшую консультацию, после которой приходится гораздо больше времени тратить на написание отчетных бумаг после ее оказания. В случае если это будет завязано на ЕГИССО, уже идентифицированные адвокаты и идентифицированные клиенты смогут обойтись без сбора и написания лишних документов.
— Есть множество примеров подобного рода услуг, на которые имеют право разные лица: всевозможные жилищные субсидии, субсидирование обучения и многое другое, — они распределены по разным ведомствам, — говорит Авакян. — ЕГИССО станет опорной системой, за счет которой будет подтверждаться статус имеющего право на поддержку. В личный кабинет на портал госуслуг будет автоматически приходить информация о предоставлении той или иной субсидии.
Как будет работать система
Павел Кантор замечает, что на практике ситуации, когда вся необходимая информация об имущественном положении граждан содержится в информационных системах госорганов — Пенсионном фонде России, ФНС, МВД или Росреестре, и так не вызывали особых затруднений, однако в ряде случаев сложности возникали, когда по каким-то причинам данные отсутствовали в системах или были неактуальны.
— Сами граждане могли не пользоваться или испытывали трудности в пользовании информационными технологиями — например, перевод получения отдельных мер поддержки в Москве исключительно в электронный вид поставил в затруднительное положение тех, кто не пользуется интернетом и мобильными телефонами, — говорит Кантор. — И предлагаемая система не решит такие ситуации, требующие ручного управления.
Елена Авакян предполагает, что система не заработает безупречно с самого начала.
— Это очень сложная комплексная система с огромным количеством источников информации, за счет которых она должна питаться, и степень готовности различных министерств и ведомств очень разная, — замечает она. — Поэтому здесь прежде всего нужно будет решить вопрос с тем, как выравнять форматы и обеспечить выгрузку.
Кроме того, говорит она, очень многие данные сосредоточены на региональном уровне — в частности, списки пострадавших при чрезвычайных ситуациях содержатся на уровне субъектов.
— Соответственно, пополнится и заработает такая система вряд ли быстро, — говорит она. — Но вводиться в действие она может поэтапно. В среднесрочной перспективе до 2025 года всё решаемо. При этом такая система очень существенно облегчит жизнь огромному числу людей и специалистов.
Доктор экономических наук, директор научно-образовательного центра социального развития Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Любовь Храпылина замечает, что в общей сложности в России сейчас определено 426 категорий, для каждой из которых отдельно прописаны критерии принадлежности и основания, по которым человек может получать те или иные преференции, услуги, выплаты или льготы, и пока обобщенная систематизированная информация отсутствует.
— При условии четкой организации процесса отладить эффективную систему ЕГИССО можно в течение полутора-двух лет, — считает Храпылина. — Для этого потребуются активные слаженные действия со стороны всех служб, отвечающих за те или иные виды поддержки. Следует также отметить, что крайне важно не сразу переключаться с заявительного принципа на систему ЕГИССО, а обеспечить переходный период.
По мнению источника «Известий» в органах опеки и попечительства, такая система может заработать быстро и качественно, хотя зависит это в том числе от программного обеспечения на местах.
— Однозначно, цифровой формат — это будущее, — говорит она. — Бонусы электронного формата взаимодействия очевидны. Сняты психологические барьеры взаимодействия человека или семьи с учреждениями, особенно в вопросах признания их малоимущими, сокращено время за обращением за госуслугой — всё вычисляется автоматически, достаточно доступа к персональным данным о доходах и собственности, а назначение помощи не требует дополнительных действий по оформлению льгот. Конечно, есть мнение о рисках использования виртуальных баз данных, но обратного пути точно нет.