Как объяснить социальную базу и доктрину неоконсерваторов

Как объяснить социальную базу и доктрину неоконсерваторов Госуслуги

Социальная база политической партии условно может быть представлена трехуровневой:

  • Основой состав членов партии.
  • Сторонники, имеющие представления о целях и программе партии, симпатизирующие ее федеральным и/или региональным лидерам.
  • Электорат партии.

Единая Россия – Количество членов: 2 055 602

Подавляющее большинство губернаторов являются членами «Единой России».

4 % членов партии- это предприниматели, примерно столько же партийцев трудятся в сфере искусства, 8 % — в здравоохранении, в образовании работают 21,2 %, в промышленности — 20,9 %, 26 % — пенсионеры, студенты и временно не работающие, и только 13,2 % — состоят на госслужбе и работают в органах власти.

Справедливая Россия – Количество членов:409 374

ЛДПР – Количество членов:185 573

КПРФ – Количество членов:152 926

Лишь немногие партии из числа существующих в России имеют социальную базу, т.е. те слои населения, интересы которых выражают. Большая часть партий выражает только свои собственные интересы и потому имеет вместо социальной базы электорат, т.е. то население, которое склонно на выборах голосовать за эту партию. Несмотря на довольно длительный срок существования многопартийности в нашей стране, большинство народа еще не научилось бороться за свои интересы в виде активной политической деятельности и потому политически проявляет себя в основном во время выборов.

«Единая Россия» Электорат партии власти, т.е. «Единой России» максимально близок к портрету «средне­статистического избирателя». Тем не менее в этом электорате есть набор значимых особенностей:

  • Женщины оказывают большую поддержку «Единой России», чем мужчины
  • С возрастом поддержка «Единой России» имеет тенденцию к линейному снижению
  • Поддержка «Единой России» среди граждан с высшим образованием несколько ниже средней
  • За «Единую Россию» более охотно голосуют наиболее и наименее обеспеченные слои на­селения.
  • Максимальных значений поддержка «Единой России» достигает на селе, а труднее всего этой партии «дается» крупный город. Таким образом, «Единая Россия» наиболее уверенно обретает поддержку у более кон­формистских, патерналистски настроенных страт населения (женщины, сельские жители, малообеспеченные), а также среди очевидных «выигравших от реформ» (зажиточные граж­дане).

КПРФ В электорате КПРФ наиболее выраженной социально-демографической особенностью явля­ется линейное возрастание поддержки партии с возрастом избирателя. Практически две трети нынешнего электората КПРФ — граждане не моложе 55 лет. Другие социально-демографические осо­бенности — высокая поддержка среди малообеспеченных слоев и лиц без полного среднего образования. С гендерной точки зрения за КПРФ активнее голосуют мужчины, чем женщины.

ЛДПР В электорате ЛДПР с возрастом поддержка партии убывает. На сторону ЛДПР встают такие «социальные типы», как:

  • молодые люди, зачастую — студенты, привлеченные яркой риторикой В. Жириновского;
  • мужчины среднего возраста;
  • занятые в частном бизнесе.

«Справедливая Россия» Электорат «Справедливой России» поддается анализу с большим трудом. Очевидно, что он имеет черты сходства как с электоратом КПРФ, так и «Единой России». У «Справедливой России» высока поддержка в старших воз­растных группах, но, по данным Левада-Центра, там несколько больше лиц среднего и предпенсионного возраста и меньше собственно пенсионеров; за «Справедливую Россию» также голосуют преимущественно небогатые люди, но, скорее, со средне-низким, а не низ­ким доходом.

Социальная база политической партии — социальные группы, слои, классы, поддерживающие данную партию и основные положения её программы.

Существуют разные подходы к определению структуры социальной базы ПП.

Один из подходов (по Пенькову)

Первый уровень — локальные социальные группы, которые являются основой формирования состава членов политической партии.

Этот уровень не является социальной базой, но во многом определяет ее характер и содержание.

Функция первого уровня: программно-целевая и организующая функция. На этом уровне определяются цели и средства их достижения. Определяется предполагаемая структура, качественные и количественные характеристики социальной базы.

Второй уровень — непосредственные сторонники политической партии, имеющие представление о целях и программе партии, симпатию к ее лидерам, хотя формально и не являющимися членами партийной организации.

Функция второго уровня: функции стабилизации и интеграции социальной базы, поддержания системной солидарности, поскольку в той или иной степени являются медиатором между элементами первого и третьего уровней.

Третий уровень — непосредственно электорат политической партии. Здесь стоит выделять:

Функция третьего уровня: «перманентный электорат» выполняет функцию участия в электоральном процессе и мобилизации избирателей в поддержку кандидатов своей партии из числа «индифферентного электората».

Современные политические организации не имеют стабильной социальной базы, что во многом объясняется глубокой дифференциацией современного общества. В подобных условиях становится крайне сложно найти общий интерес, способный консолидировать различные социальные группы. Исходя из этого, современные массовые партии стремятся привлечь голоса самых различных слоев населения. Поэтому формулировки их предвыборных платформ носят очень общий и расплывчатый характер и мало отличаются друг от друга.

Институционализация политических партий — процесс превращения политических партий в полноценный конституционно-правовой и политический институт.

Институционализация политических партий включает в себя правовую и политическую институционализацию. Политическая институционализация — важное условие правовой институционализации.

Единство политической и правовой институционализации заключается в общности социального объекта: упорядочение общественных отношений, которые связаны с деятельностью политических партий.

Политическая и правовая институционализация тесно связаны, но не тождественны. Многие отношения, возникающие в процессе становления политической партии, могут не иметь нормативного измерения (пример: субъективные причины создания/раскола партии).

С.Е. Заславский обозначает два подхода к определению политической институционализации:

  • первый подход: институционализация — это процедура организационного закрепления и упорядочения общественно-политических интересов;
  • второй подход: институционализация — это процесс зарождения и развития политической организации, в ходе которого политическая организация приобретает признаки, которые характеризуют политическую партию как институт политической системы.

Уровни правовой институционализации (по Курочкину):

  • конституционная институционализация (конституционализация) — включение в конституцию основных принципов статуса политической партии;
  • законодательная институционализация — установление правового положения партий.

Правовая институционализация обычно включает правовое регулирование следующих элементов статуса политических партий:

  • понятие политической партии, определение места и роли партий в политической системе и государственном механизме;
  • условия и порядок создания и прекращения политических партий;
  • требования к идеологии и программным положениям партий;
  • требования к их организационному строению и порядку деятельности;
  • финансово-экономическая база партий;
  • взаимоотношения с публичной властью, прежде всего участие в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления.

Правительство внесло в Госдуму законопроект, по которому выявлять и учитывать граждан, нуждающихся в соцпомощи, будут через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) за счет добавления в нее данных ряда ведомств. Эксперты, опрошенные «Известиями», подтвердили, что таким образом в России, по сути, происходит переход оказания помощи от заявительного к выявительному.

О чем говорится в законопроекте

Законопроект внесет изменения в статьи 5-2 и 6-9 закона «О государственной социальной помощи» — для выявления и учета граждан, которые нуждаются в получении мер социальной поддержки, будет реализован механизм, по которому процесс расчета среднедушевого дохода на члена семьи, а также оценка имущественной обеспеченности сформируется системой ЕГИССО. Для этого в систему будут вноситься сведения, предоставляемые ФНС, МВД и Росреестром. Обрабатывать данные будет Пенсионный фонд.

Отмечается, что у ЕГИССО появится новая задача — выявлять граждан, которые нуждаются в получении мер социальной защиты. Критерии отнесения к той или иной категории будут прописаны в документе. После того, как система выявит человека, нуждающегося в получении помощи, он будет информирован о возможности получения тех или иных мер соцподдержки.

Для этого в Положении о ЕГИССО уточнят порядок и состав получения сведений о гражданах, их доходах и имуществе, имеющихся в распоряжении ведомств. Что касается сведений о движимом и недвижимом имуществе, то их система будет получать только по семьям или одиноким гражданам, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

О том, что ЕГИССО сможет более точно определять семьи, которые оказались в сложной финансовой ситуации, говорил премьер Михаил Мишустин. Он подчеркнул, что система будет автоматически рассчитывать размер выплат, помощь станет более адресной. Сейчас, указал он, проживающие в сельской местности или на удаленных территориях люди часто просто не знают о том, какую поддержку могут получить от государства.

— Всё это — важная часть работы по созданию механизма социального казначейства, справедливой и востребованной системы защиты людей, — заявил премьер.

Судя по всему, проблем с принятием законопроекта не будет. Так, депутат Госдумы от КПРФ Андрей Алехин заметил, что документ с большой вероятностью поддержат в нижней палате парламента.

Член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб, в свою очередь, рассказала «Известиям», что в парламенте принимается законопроект, который предполагает передачу сведений о получении гражданами всех мер соцподдержки в Росстат.

— Анализ данных позволит формировать реальную информацию об экономическом, социальном состоянии отдельных категорий граждан в России, — сказала она. — И в последующем при передаче всех сведений из ФНС и сведений об имуществе граждан это позволит в том числе корректировать уже имеющиеся и формировать новые программы господдержки граждан.

По словам Бессараб, это позволит также сделать анализ социально-экономического развития отдельных территорий.

Что такое ЕГИССО

Депутат отметила, что ЕГИССО внедрялась во всех регионах России еще с 2018 году и сейчас просто расширяется функционал этой системы.

— Это цифровая платформа, которая полностью совместима со всеми информационными ресурсами, имеющимися в регионах, — сказала она. — Она и сегодня информирует, когда вы обращаетесь к ней, в каких случаях вы имеете право на получение помощи. К сожалению, граждане не всегда этим пользуются — ко мне, например, часто обращаются люди, которые просто не знают о том, что уже имеют право на получение мер социальной поддержки.

Создание ЕГИССО было предусмотрено ФЗ № 388 от 29 декабря 2015 года. В действие ее ввели с 1 января 2018 года. Система объединена с порталом Госуслуг, основная задача — аккумулирование в одном источнике информации о мерах соцподдержки, социальных услугах и гарантиях, которые предоставляются гражданам за счет бюджетов любого уровня. Стержень системы — реестр мер соцподдержки с фиксацией их видов, условий, категорий лиц, которые имеют право на их получение. ЕГИССО должна в том числе снизить административные расходы по сбору, актуализации данных и подготовке регулярных докладов по социальной поддержке.

Ранее Минтруд разработал перечень жизненных ситуаций, по которым граждан будут автоматически информировать о возможности поддержки со стороны государства. В этот перечень вошли рождение ребенка, установление опеки, установление инвалидности, выход на пенсию, достижение ребенком определенного возраста, беременность, присвоение звания ветерана, получение статуса лица, подвергшегося воздействию радиации, получение статуса многодетной семьи, поддержка молодой семьи. Этот перечень будет размещен в ЕГИССО.

Насколько безопасен сбор персональных данных ЕГИССО

Юрист правовой группы РБОО «Центр лечебной педагогики» Павел Кантор замечает: в развитии системы социальной помощи в России за последние годы наблюдалось две противоположных тенденции.

— С одной стороны, высказывались опасения, что под видом или под предлогом социальной поддержки будут собираться и распространяться, в том числе неофициально (утекать), персональные данные и сведения об имущественном положении граждан, — сказал он «Известиям». — Либо что благие намерения оказать социальную поддержку обернутся нежелательным вмешательством государства в частную жизнь граждан и их семей. По этой причине брался курс на максимально адресную социальную поддержку исключительно в заявительном порядке.

С другой стороны, говорит он, отмечалось, что такой подход требует от граждан самостоятельного сбора различных документов. С этим у многих возникли проблемы — особенно у уязвимых категорий населения, например пожилых, инвалидов с ментальными расстройствами и так далее. В результате люди просто не получали того, что им положено.

— Предложения правительства призваны найти компромисс между этими подходами, то есть организовать максимально оптимизированную и защищенную систему сбора сведений о людях, нуждающихся в помощи, — замечает Кантор. — Это должно упростить обращение за мерами социальной поддержки и их получение и в то же время обеспечить безопасность данных.

Советник Адвокатского бюро ЕПАМ Елена Авакян также замечает, что государственная информационная система имеет жестко очерченный контур использования данных.

— Это система социального обеспечения, завязанная только на тех видах услуг, которые имеют право получать определенные категории лиц, — говорит она.

Светлана Бессараб подчеркнула, что данные будут передаваться в обезличенном, деперсонализированном виде, тайна персональных данных нарушаться не будет.

Как будут выявлять нуждающихся в соцпомощи

Светлана Бессараб отмечает, что в законопроекте речь действительно идет о переходе к выявительному характеру оказания помощи.

— До этого мы знали, что на федеральном, региональном и местном уровнях гражданин имеет право на разного рода меры государственной социальной поддержки, но при этом не знали, какие именно он получает, — говорит она. — Более того, и сам гражданин не знал, что он имеет право претендовать на какие-либо меры поддержки. При включении в систему ЕГИССО в том числе данных Росреестра и ФНС мы узнаем о том, подпадает ли он под критерии нуждаемости.

Сейчас, говорит она, органам исполнительной власти часто приходится проверять по межведомственному взаимодействию информацию о нуждаемости человека. Собранные на одной платформе и анализируемые в реальном времени данные позволят сделать ответ на наступление события в жизни гражданина немедленным.

По ее словам, это способ получить обратную связь о том, получает ли человек ту или иную социальную помощь — например, работает ли такой инструмент, как социальный контракт.

— Гражданин может, например, пройти обучение на востребованную на рынке труда специальность или открыть свое личное подсобное хозяйство, свой бизнес при поддержке государства, — говорит Бессараб. — Но обратной связи, как этот инструмент работает, очень мало. Мы хотим собрать все данные и, апеллируя к ним, формировать повестку и, возможно, новые меры государственной поддержки.

Елена Авакян отмечает, что персональные данные в ЕГИССО консолидированные, что очень важно. Например, у системы есть прямой доступ к данным ЗАГС, что довольно большая редкость, если говорить о каких-либо информационных системах.

— ЕГИССО будет получать информацию из различных ведомств, — говорит она. — Сейчас у нас нет ни единой базы, где бы все эти сведения встречались. ЕГИССО будет именно той системой, которая будет объединять все сведения из разных источников. Мы рассчитываем, что ЕГИССО станет источником пополнения информация в том числе для портала бесплатной юридической помощи, который будет автоматически определять лицо, которое имеет право на эту бесплатную юрпомощь, и информировать его об этом через портал госуслуг.

По ее словам, это подстегнет развитие бесплатной юридической помощи больше, чем создание госюрбюро по всей стране, позволив автоматизировать процесс.

— Мы никогда не знаем без специально представленных документов, имеет ли право человек на эту бесплатную юридическую помощь, — говорит Авакян. — ЕГИССО могла бы взять эту часть работы на себя. Тогда человеку достаточно иметь портал госуслуг, и ему не придется ничего инициировать самостоятельно. Он автоматически получит уведомление, что вправе обратиться к бесплатной юридической помощи в тех или иных сферах.

По ее словам, сейчас бесплатная юрпомощь часто превращается в небольшую консультацию, после которой приходится гораздо больше времени тратить на написание отчетных бумаг после ее оказания. В случае если это будет завязано на ЕГИССО, уже идентифицированные адвокаты и идентифицированные клиенты смогут обойтись без сбора и написания лишних документов.

— Есть множество примеров подобного рода услуг, на которые имеют право разные лица: всевозможные жилищные субсидии, субсидирование обучения и многое другое, — они распределены по разным ведомствам, — говорит Авакян. — ЕГИССО станет опорной системой, за счет которой будет подтверждаться статус имеющего право на поддержку. В личный кабинет на портал госуслуг будет автоматически приходить информация о предоставлении той или иной субсидии.

Как будет работать система

Павел Кантор замечает, что на практике ситуации, когда вся необходимая информация об имущественном положении граждан содержится в информационных системах госорганов — Пенсионном фонде России, ФНС, МВД или Росреестре, и так не вызывали особых затруднений, однако в ряде случаев сложности возникали, когда по каким-то причинам данные отсутствовали в системах или были неактуальны.

— Сами граждане могли не пользоваться или испытывали трудности в пользовании информационными технологиями — например, перевод получения отдельных мер поддержки в Москве исключительно в электронный вид поставил в затруднительное положение тех, кто не пользуется интернетом и мобильными телефонами, — говорит Кантор. — И предлагаемая система не решит такие ситуации, требующие ручного управления.

Елена Авакян предполагает, что система не заработает безупречно с самого начала.

— Это очень сложная комплексная система с огромным количеством источников информации, за счет которых она должна питаться, и степень готовности различных министерств и ведомств очень разная, — замечает она. — Поэтому здесь прежде всего нужно будет решить вопрос с тем, как выравнять форматы и обеспечить выгрузку.

Кроме того, говорит она, очень многие данные сосредоточены на региональном уровне — в частности, списки пострадавших при чрезвычайных ситуациях содержатся на уровне субъектов.

— Соответственно, пополнится и заработает такая система вряд ли быстро, — говорит она. — Но вводиться в действие она может поэтапно. В среднесрочной перспективе до 2025 года всё решаемо. При этом такая система очень существенно облегчит жизнь огромному числу людей и специалистов.

Доктор экономических наук, директор научно-образовательного центра социального развития Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Любовь Храпылина замечает, что в общей сложности в России сейчас определено 426 категорий, для каждой из которых отдельно прописаны критерии принадлежности и основания, по которым человек может получать те или иные преференции, услуги, выплаты или льготы, и пока обобщенная систематизированная информация отсутствует.

— При условии четкой организации процесса отладить эффективную систему ЕГИССО можно в течение полутора-двух лет, — считает Храпылина. — Для этого потребуются активные слаженные действия со стороны всех служб, отвечающих за те или иные виды поддержки. Следует также отметить, что крайне важно не сразу переключаться с заявительного принципа на систему ЕГИССО, а обеспечить переходный период.

По мнению источника «Известий» в органах опеки и попечительства, такая система может заработать быстро и качественно, хотя зависит это в том числе от программного обеспечения на местах.

— Однозначно, цифровой формат — это будущее, — говорит она. — Бонусы электронного формата взаимодействия очевидны. Сняты психологические барьеры взаимодействия человека или семьи с учреждениями, особенно в вопросах признания их малоимущими, сокращено время за обращением за госуслугой — всё вычисляется автоматически, достаточно доступа к персональным данным о доходах и собственности, а назначение помощи не требует дополнительных действий по оформлению льгот. Конечно, есть мнение о рисках использования виртуальных баз данных, но обратного пути точно нет.

Политические партии в России, социальная база, идеологические основы, экономические программы

Без воды — краткий вариант ответа,легко понять и
запомнить

В России существует множество партий: демократических, коммунистическо-социалистических, националистических и т.д. Все они защищают чьи то интересы. Партии бывают правые, левые, центристские. Одни защищают интересы какого-то класса или классов, другие являются защитниками наций и народов, есть партии верхушечные, есть партии низовые. Рассмотрев все известные партии, мы можем сделать вывод, что демократические партии созданы для защиты интересов буржуазии, богачей и собственников. Все эти партии являются проводниками идей капитализма и выражают, как правило, интересы международных финансовых групп, так как в России большинство крупных капиталов было создано при помощи зарубежья.

Партии классового характера (коммуносоциалисты) являются партиями не общенациональными, а узкоклассовыми, то есть они учитывают интересы только рабочего класса. Партии национального толка защищают интересы нации и народа, откидывают идею классового строения общества, считая ее выдумками Маркса и подобных ему.

  • Партия «Яблоко». Цели партии: сделать из России правовое, а не криминально коррумпированное государство. Создать эффективную рыночную экономику, а также сильную социальную политику государства. Сохранить целостность государства на основе федерализма и интеграции, не допустить феодальной раздробленности и карательных акций. На первое место ставит правопорядок и безопасность граждан.
  • Демократическая партия России. Идеология: Высшая цель политики партии общество, в котором обеспечено свободное развитие талантов, способностей и инициативы граждан, царят социальный мир, справедливость и порядок, неукоснительно соблюдается законность, надежно защищены безопасность государства и личности. Партия выступает за сильное и ответственное перед народом демократическое государство. ДПР считает, также, что каждый гражданин, в свою очередь, ответствен за продуктивную работу государственного организма, осознанно участвуя в выборах своих представителей в органы власти, уплачивая налоги, содействуя развитию общества и укреплению государства, обеспечению правопорядка. Партия обещает сформировать высокоэффективную и социально ориентированную рыночную экономику, в которой государственное регулирование обеспечивает и контролирует работу механизмов рыночной конкуренции, создает условия для развития производительных сил общества и научно-технического прогресса, проводит справедливую политику доходов и гарантирует достойный

Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты

Легко создавать, делиться и просматривать с устройств

Доступно в ПК-версии сайта

Как объяснить социальную базу и доктрину неоконсерваторов

Таблица по истории 9 класс Идеи общества в XIX веке

Идеи общества в XIX веке

Социальная база государства Секста Помпея

В совре­мен­ной исто­ри­че­ской нау­ке отно­ше­ние к про­бле­мам соци­аль­ной орга­ни­за­ции и клас­со­вой сущ­но­сти государ­ства Секс­та Пом­пея оста­ет­ся таким же поляр­ным, как и в антич­ной исто­рио­гра­фии. Пред­во­ди­тель вос­ста­ния рабов, пират, монарх элли­ни­сти­че­ско­го типа, воен­ный лидер, подоб­ный три­ум­ви­рам, « надеж­да и опо­ра рес­пуб­ли­кан­цев » — тако­вы оцен­ки Секс­та Пом­пея, при­ня­тые совре­мен­ной нау­кой.

Все это при­во­дит к тому, что ряд про­блем исто­рии Секс­та Пом­пея оста­ют­ся нераз­ре­шен­ны­ми. Про­бле­ма соци­аль­ной сущ­но­сти вла­сти Секс­та явля­ет­ся одной из них. Нема­ло­важ­ное зна­че­ние при раз­ре­ше­нии дан­ной про­бле­мы име­ет опре­де­ле­ние соци­аль­ной базы государ­ства Пом­пея. В дан­ной рабо­те мы пред­при­ни­ма­ем попыт­ку выявить вза­и­моот­но­ше­ния Секс­та Пом­пея и круп­ней­ших соци­аль­ных сло­ев Рим­ской дер­жа­вы.

Вер­ность дан­ных взглядов мож­но про­ве­рить ана­ли­зом отно­ше­ний Секс­та и зна­ти в пери­од его само­сто­я­тель­ной поли­ти­че­ской карье­ры — с 45 по 35 гг.

Боль­шин­ство ари­сто­кра­тов, при­няв­ших уча­стие в граж­дан­ской войне Цеза­ря и Пом­пея всту­пи­ли в нее, под­дер­жи­вая послед­не­го. После Фар­са­ла и гибе­ли Гнея Пом­пея Маг­на лишь немно­гие про­дол­жа­ли сопро­тив­лять­ся Цеза­рю. Зна­чи­тель­ная часть опти­ма­тов, сре­ди кото­рых выде­ля­лись Цице­рон, Брут, Кас­сий, тесть Секс­та Пом­пея Л. Скри­бо­ний Либон, пошла на согла­ше­ние с дик­та­то­ром и вско­ре вер­ну­лась в Рим. Осталь­ные, воз­глав­ля­е­мые Метел­лом Сци­пи­о­ном и Като­ном, нашли убе­жи­ще в Афри­ке. После бит­вы при Тап­се, про­дол­же­ние борь­бы избра­ли лишь самые непри­ми­ри­мые ари­сто­кра­ты. Боль­шая же часть их пред­по­чла сдать­ся Цеза­рю и за немно­ги­ми исклю­че­ни­я­ми полу­чи­ла поми­ло­ва­ние.

Откры­тие Секс­том бое­вых дей­ст­вий про­тив цеза­ри­ан­цев и лега­ли­за­ция его поло­же­ния, после­до­вав­шие за отбы­ти­ем Цеза­ря в Рим, при­влек­ли на его сто­ро­ну мно­го­чис­лен­ных сто­рон­ни­ков. При этом ари­сто­кра­ти­че­ская про­слой­ка если и при­сут­ст­во­ва­ла сре­ди них, то была незна­чи­тель­ной — ноби­ли в Риме не горе­ли жела­ни­ем отпра­вить­ся на помощь Секс­ту, а в самой Испа­нии нахо­ди­лись толь­ко пре­дан­ные Цеза­рю ари­сто­кра­ты. Дик­та­тор не мог допу­стить в толь­ко что усми­рен­ную про­вин­цию тех, чьи взгляды вну­ша­ли подо­зре­ние.

К зиме 44— 43 гг., когда Секст Пом­пей поки­нул Испа­нию и пере­брал­ся в Мас­си­лию, побли­же к цен­тру про­ис­хо­дя­щих собы­тий, отно­сит­ся появ­ле­ние ари­сто­кра­тов в его окру­же­нии.

Нача­ло про­скрип­ций и мас­со­вое бег­ство проскри­би­ро­ван­ных ноби­лей к Секс­ту, захва­тив­ше­му Сици­лию, уве­ли­чи­ли ари­сто­кра­ти­че­скую про­слой­ку в его лаге­ре, но све­ли до мини­му­ма под­держ­ку его сре­ди выс­ших сло­ев Рима. Сенат и всад­ни­че­ство, очи­щен­ные от оппо­зи­ции, ста­ли пол­но­стью лояль­ны­ми к три­ум­ви­рам. В то же вре­мя, уве­ли­че­ние чис­ла ари­сто­кра­тов на Сици­лии не при­нес­ло Секс­ту ком­пен­са­ции — боль­шин­ство их зани­ма­ло пас­сив­ную пози­цию, стре­мясь лишь пере­ждать пре­сле­до­ва­ния. Это свя­за­но с тем, что наи­бо­лее актив­ная часть опти­ма­тов стре­ми­лась попасть в лагерь Бру­та и Кас­сия.

В то же вре­мя, скоп­ле­ние вокруг Секс­та зна­чи­тель­но­го чис­ла ари­сто­кра­тов дало поч­ву для интриг и заку­лис­ной борь­бы. Неод­но­род­ность и раз­об­щен­ность, свой­ст­вен­ные пом­пе­ян­цам пери­о­да 49— 45 гг. до н. э. были пре­одо­ле­ны Секс­том на началь­ном эта­пе его само­сто­я­тель­ной поли­ти­че­ской карье­ры, но вновь дали о себе знать под вли­я­ни­ем бежен­цев из Рима. Послед­ние тре­бо­ва­ли для себя выс­шие команд­ные долж­но­сти, кото­рые заме­ща­лись воль­ноот­пу­щен­ни­ка­ми и про­вин­ци­а­ла­ми, под­дер­жи­вав­ши­ми Секс­та в Испа­нии.

Одна­ко, даже назна­чая пред­ста­ви­те­лей зна­ти коман­дую­щи­ми и выс­ши­ми маги­ст­ра­та­ми, Секст пред­по­чи­тал опи­рать­ся на воль­ноот­пу­щен­ни­ков и про­вин­ци­а­лов, то есть на тех, у кого не было путей для отступ­ле­ния, для кото­рых вопрос победы или пора­же­ния был вопро­сом жиз­ни и смер­ти.

Веро­ят­но, боль­шее един­ство в лаге­ре Пом­пея свя­за­но не с незна­чи­тель­но­стью ари­сто­кра­ти­че­ской груп­пи­ров­ки, а с изме­не­ни­ем ее каче­ст­вен­но­го соста­ва. После ухо­да пас­сив­ных сто­рон­ни­ков вли­я­ние при­об­ре­ли непри­ми­ри­мые про­тив­ни­ки Окта­ви­а­на и три­ум­ви­ров, убеж­ден­ные сто­рон­ни­ки Секс­та, так же как и воль­ноот­пу­щен­ни­ки, гото­вые идти с ним до кон­ца.

Мож­но сде­лать вывод, что взгляды на роль ари­сто­кра­тии в государ­стве Секс­та Пом­пея, суще­ст­ву­ю­щие в совре­мен­ной исто­рио­гра­фии, нуж­да­ют­ся в пере­смот­ре. Знать не толь­ко не явля­лась опо­рой вла­сти Секс­та, но в ряде слу­ча­ев даже меша­ла ему про­во­дить наи­бо­лее целе­со­об­раз­ную поли­ти­ку. Секст вынуж­ден был делать уступ­ки ари­сто­кра­тии, зача­стую в ущерб инте­ре­сам дру­гих соци­аль­ных групп.

Ита­ли­ки. Отно­ше­ние к Пом­пею ита­лий­ских жите­лей было дво­я­ким. Муни­ци­пии, не затро­ну­тые земель­ны­ми кон­фис­ка­ци­я­ми, про­во­ди­мы­ми три­ум­ви­ра­ми для наде­ле­ния зем­лей сол­дат, высту­пи­ли про­тив Секс­та, обес­по­ко­ен­ные его поли­ти­кой по отно­ше­нию к рабам, а так­же воен­ны­ми дей­ст­ви­я­ми, кото­рые Секст вел в при­бреж­ных рай­о­нах Ита­лии. Имен­но из их среды чер­па­ли три­ум­ви­ры силы в свою под­держ­ку.

Таким обра­зом, и в среде ита­лий­ской зем­ледель­че­ской пери­фе­рии Секст имел актив­ное сочув­ст­вие и под­держ­ку.

По наше­му мне­нию, отказ от тео­рии « рево­лю­ции рабов » не озна­ча­ет, одна­ко, отка­за от при­зна­ния их важ­ней­шей роли в собы­ти­ях на Сици­лии. Сле­ду­ет согла­сить­ся с пред­по­ло­же­ни­ем Куба­но­вой об отли­чии уча­стия рабов в дви­же­нии Секс­та Пом­пея от дру­гих подоб­ных эпи­зо­дов. Корен­ное отли­чие заклю­ча­ет­ся в при­зна­нии само­сто­я­тель­ных инте­ре­сов рабов, наряду с инте­ре­са­ми дру­гих соци­аль­ных групп. Итог борь­бы за их удо­вле­тво­ре­ние отра­зил­ся в ста­тьях Путе­оль­ско­го мир­но­го дого­во­ра, в кото­рых учте­ны и тре­бо­ва­ния рабов — сто­рон­ни­ков Секс­та.

В дви­же­нии Секс­та Пом­пея рабы впер­вые высту­па­ют как само­сто­я­тель­ная поли­ти­че­ская сила вме­сте со сво­и­ми экс­плу­а­та­то­ра­ми за удо­вле­тво­ре­ние сво­их соб­ст­вен­ных инте­ре­сов.

Нель­зя, конеч­но, отри­цать воз­мож­ность при­сут­ст­вия пира­тов в сици­лий­ском государ­стве. Лидер воль­ноот­пу­щен­ни­ков Мено­дор, поз­же изме­нив­ший Секс­ту, был в про­шлом кили­кий­ским пира­том, взя­тым в плен и пора­бо­щен­ным Гн. Пом­пе­ем Маг­ном, и в его окру­же­нии мог­ли нахо­дить­ся его быв­шие това­ри­щи. В то же вре­мя гово­рить о каком-либо их зна­че­нии, как соци­аль­ной груп­пы или поли­ти­че­ской силы, а тем более о рав­но­прав­ном сою­зе меж­ду ними и Секс­том не при­хо­дит­ся.

Рас­смот­ре­ние про­бле­мы соци­аль­ной орга­ни­за­ции государ­ства Секс­та Пом­пея при­во­дит к выво­ду о необы­чай­ной слож­но­сти этой орга­ни­за­ции и, в то же вре­мя, о боль­ших спо­соб­но­стях его как поли­ти­ка. Секст Пом­пей сумел поста­вить себе на служ­бу во мно­гом про­ти­во­ре­чи­вые инте­ре­сы таких соци­аль­ных анта­го­ни­сти­че­ских сло­ев как ари­сто­кра­тия и рабы, рим­ские граж­дане и про­вин­ци­а­лы.

Про­пор­ции пред­ста­ви­тель­ства этих сло­ев в государ­стве Секс­та Пом­пея поз­во­ля­ют прий­ти к заклю­че­нию о гораздо более демо­кра­тич­ном его соци­аль­ном соста­ве: более демо­кра­тич­ном, чем у его поли­ти­че­ских про­тив­ни­ков и совре­мен­ни­ков — Бру­та и Кас­сия, Окта­ви­а­на, Анто­ния, несмот­ря на оди­на­ко­вость их инте­ре­сов, направ­лен­ных на захват вла­сти в Рим­ской дер­жа­ве.

Уни­каль­ной осо­бен­но­стью дви­же­ния Секс­та Пом­пея явля­ет­ся актив­ное при­вле­че­ние им на свою сто­ро­ну рабов и воль­ноот­пу­щен­ни­ков, борь­ба за удо­вле­тво­ре­ние их инте­ре­сов, что отли­ча­ет его от совре­мен­ных ему поли­ти­че­ских дея­те­лей.

Такое отно­ше­ние к угне­тен­ным сло­ям обще­ства ста­ло той осо­бен­но­стью государ­ства Секс­та Пом­пея, кото­рая в несколь­ко изме­нен­ной фор­ме яви­лась одной из основ прин­ци­па­та. Если исполь­зо­ва­ние рабов и воль­ноот­пу­щен­ни­ков Авгу­стом еще огра­ни­че­но, то при его наслед­ни­ках они дости­га­ют вер­шин государ­ст­вен­но­го аппа­ра­та. Подоб­но либер­ти­нам Секс­та воль­ноот­пу­щен­ни­ки Клав­дия и Неро­на обла­да­ли, зача­стую, боль­шей вла­стью, чем вышед­шие из рядов ноби­ли­те­та сена­то­ры и маги­ст­ра­ты.

Ари­сто­кра­ты при­сут­ст­ву­ют сре­ди сто­рон­ни­ков обо­их поли­ти­ков, но если и зани­ма­ют руко­во­дя­щие долж­но­сти, то бла­го­да­ря лич­ным каче­ствам, а не про­ис­хож­де­нию. Тако­вы Гн. Доми­ций Каль­вин у Окта­ви­а­на и Л. Скри­бо­ний Либон у Секс­та Пом­пея.

Имен­но сход­ство мето­дов и целей, по наше­му мне­нию, ста­ло при­чи­ной непри­ми­ри­мой борь­бы Окта­ви­а­на и Секс­та Пом­пея. В ходе нее шла речь не о путях раз­ви­тия Рим­ско­го государ­ства, а о том, кто воз­гла­вит наи­бо­лее пере­до­вое тече­ние. В пер­вом слу­чае, про­тив­ник мог быть поща­жен в слу­чае при­зна­ния прин­ци­пов победи­те­ля, как это про­изо­шло после Филипп со мно­ги­ми рес­пуб­ли­кан­ца­ми и вид­ней­шим из них — М. Вале­ри­ем Мес­сал­лой Кор­ви­ном, кото­рые пере­шли на сто­ро­ну Окта­ви­а­на. Во вто­ром слу­чае, речь мог­ла идти толь­ко об уни­что­же­нии про­тив­ни­ка, и в этой борь­бе Секст Пом­пей про­иг­рал.

Мно­гие мето­ды, исполь­зу­е­мые в годы граж­дан­ских войн Секс­том Пом­пе­ем и Окта­виа­ном, послед­ний исполь­зо­вал в даль­ней­шем при созда­нии ново­го государ­ст­вен­но­го устрой­ства — прин­ци­па­та, а его наслед­ни­ки при­вле­ка­ли этот опыт еще шире.

Исто­ри­че­ское зна­че­ние соци­аль­ной поли­ти­ки Секс­та Пом­пея заклю­ча­ет­ся в том, что она спо­соб­ст­во­ва­ла фор­ми­ро­ва­нию про­грес­сив­но­го для того вре­ме­ни государ­ст­вен­но­го строя и пере­хо­ду всей антич­ной циви­ли­за­ции на новую ста­дию — от поли­са к импе­рии.

Социальная база красных и белых.

Гражданская война воспринимается как противостояние «Красной Армии» и «Белой гвардии».

«Красные» – большевики, анархисты, часть левых эсеров – боролись за Совет­скую власть и «мировую революцию». Социальную базу красных составляли: рабочие и беднейшие крестьяне, часть интеллигенции.

«Белые» – армии Л. Г. Корнилова, А. И. Деникина, А. В. Колчака, Е. К. Миллера, П. Н. ВрангеляиН. Н. Юденича были неоднородны.Среди «белых» были монархисты и сторонники буржуазной республики (кадеты), правые эсеры, меньшевики и другие социалистические партии, бо­ровшиеся за возвращение власти Учредительному собранию. Социальную базу белых составляли: офицерский корпус; до 70% казаков; старая бюрократия, крупная буржуазия, помещики; право-монархические и либеральные политические партии; духовенство; часть интеллигенции; зажиточные крестьяне и часть рабочих, недовольных политикой большевиков.

Также существовали крестьянское («зелёное») повстанческое и националистическое движения.

Начало иностранной интервенции.Особенность Гражданской войны – сочетание её с интервенцией. Интервенция – от латин. inter­ventio (вмешательство) – насильствен­ное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства. В марте–апреле 1918 г. в Мурманске, Архангельске, Владивостоке высади­лись первые контингенты войск Англии, Фран­ции, США и Япо­нии. Румыны захватили Бессарабию. Английские войска из Индии и Ирана проникли в Туркестан и в Закавказье. Германия оккупи­ровала Прибалтику, Белоруссию. Немцы на Украине свергли Центральную Раду и в апреле 1918 г. поставили у власти гетмана П. Скоро­падского.

Причины иностранной интервенции:

1. Недовольство западных держав конфи­скацией иностранной собственности и отказом большевиков от уплаты российских долгов.

2. Выход России из мировой войны, сепаратный Брестский мир с Германией. Антанта стремилась вернуть к власти в России антигерманские силы, вновь сделать её своей послушной союзницей.

3. Страны Запада стремились «прекра­тить хаос и восстановить порядок в России», опасаясь распространения ре­волюции на свои страны.

Первый этап Гражданской войны (весна–ноябрь 1918 г).В апреле 1918 г. при поддержке Германии атаман Пётр Красновсформировал Донскую ка­зачью армию. В июле и сентябре 1918 г. он пытался взять г. Царицын (ныне Волгоград). В Забайкалье действовал атаман Григорий Семёнов(1890–1946). Возникли Уральская и Сибирская армии, Мусульманский, Армянский и Грузинский корпуса в Закавказье. Белая Добро­вольческая армия А. Деникина действовала на Дону и Кубани. Атаман Александр Дутов (1879–1921) захва­тил г. Оренбург.

Антанта планировала использовать против Германии 45-тысячный Чехословацкий корпус – пленных чехов и сло­ваков австро-вен­герской армии. Корпус следовал по железной дороге во Влади­восток для перебро­ски морем во Францию. В мае 1918 г. в Челябинске возник кон­фликт чехов с местными большевиками. Чехи за­няли город, их поддержали правые эсеры. Вскоре от Повол­жья до Тихого океана совет­ская власть была свергнута.

Эсе­ры создали антиболь­шевист­ские правительства:

— Комитет членов Учредитель­ного собрания («Комуч») в г. Самара (июнь–сентябрь 1918 г.), глава Владимир Вольский (1877–1937);

— «Правительство Севера России» в Архангельске (август 1918 г.) во главе с народным социалистом Николаем Чайковским(1850–1926);

— «Уфимская Директория» («Временное Всероссийское правительство», август 1918 г.) во главе с Николаем Авксентьевым(1878–1943).

Подобные антибольшевистские правительства возникли в Новосибирске, Томске, Ашхабаде. Осенью 1918 г. в Тамбовской губернии на­чальник уездной милиции эсер Александр Антонов (1889–1922) поднял крестьянское восстание («Антоновщину») против продоразвёрстки.

ЗавершениеПервой мировой войны.Германия и её союзники потерпели поражение в Первой мировой войне и в ноябре 1918 г. капитулировали перед Антантой. В Герма­нии и Австро-Венгрии произошли революции. РСФСР 13 но­ября анну­лировала Брестский мирный договор. Согласно Версальскому миру но­вое германское правитель­ство было вынуждено эвакуировать свои вой­ска из Рос­сии.

В Польше, Прибалтике, Белоруссии, на Украине воз­никли буржу­азные правительства, принявшие сторону Антанты. Поражение Германии высвободило войска Антанты, с их помощью было решено разгромить большевиков. В ноябре 1918 г. в Батуми и Ново­российске выса­дились английские десанты, в Одессе и Севасто­поле – французские. Численность интервентов на Юге возросла к началу 1919 г. до 130 тыс. человек, на Дальнем Востоке и Сибири – до 150 тыс. человек, на Русском Севере – до 20 тыс.

Советский тыл в 1918 г.Создание РККА. Положение Советской власти к лету 1918 г. стало кри­ти­ческим, так как 3/4 территории России находилось под контролем белых. Перед лицом смертельной опасности больше­вики действовали решительно. В январе 1918 г. Совнар­ком принял декреты об организации добровольческой Рабоче-крестьян­ской Красной Армии(РККА) иФло­та. Но доброволь­цев было недостаточно. С мая 1918 г. началась на­сильственная мобилизация ра­бочих и крестьян, ком­мунистические и комсомольские мобилиза­ции. Благодаря этому численность Красной Армии к концу 1918 г. вы­росла с 300 тыс. человек до 1 млн., а к осени 1920 г. – до 5,5 млн. человек.

«Военспецы» и комиссары. С июня 1918 г. в Крас­ную Армию было мобилизовано 75 тыс. бывших царских офицеров (военных специ­алистов,или «военспецов»). У белых их было около 100 тыс. Контроль над командирами-офицерами осуществляли большевики – во­енные комиссары. Без их подписи приказы командиров не имели силы. Семьи офицеров были превращены в заложников. «Каждый комиссар должен точно знать семейное положение командного состава вверенной ему части для того, чтобы немедленно арестовать чле­нов семьи в случае измены или предательства командира», – говорилось в ди­рективных документах большевиков. Определялась и ответст­вен­ность комиссаров (вплоть до расстрела) в случае перехода на сто­рону про­тивника опекаемых ими командиров.

2 сентября 1918 г. ВЦИК объявил Советскую республику «единым воен­ным лагерем». Для руководства армией и флотом был созданРев­военсовет во главе с Л. Д. Троцким. В ноябре 1918 г. созданСовет ра­бочей и крестьянской обороны (предсе­да­тель – В.И. Ле­нин). Прифронтовые районы подчинялись чрез­вычайным органам – революционным комите­там (ревкомам). В сентябре 1918 г. на Восточном фронте Красная Армия под командованием И. И. Вацéтиса и С. С. Каменева одержала первые победы – взяла г. Казань, Симбирск, Самару.

Большевики брали в залож­ники дворян, бур­жуазию и интеллигенцию. В течение осени 1918 г. было расстреляно 5 тыс. человек. Большевики создали сеть концлагерей, в которые к 1921 г. находилось 80 тыс. человек. Один из создателей Красной Армии Л. Д. Троцкий с целью укрепления воинской дисциплины практиковал древнеримские наказания децимáции – расстрелы каждого десятого красноармейца.

Белый террор. Белые также прибегали к террору. Его фор­мы: аресты, расстрелы заложников и пленных, еврейские погромы.

Второй этап войны (ноябрь 1918 – февраль 1919 гг.).В Сибири в ноябре 1918 г. к власти пришёл адмирал А. В. Кол­чак, провоз­гласивший себя Верхов­ным правителем Рос­сии. Ему подчинились все руково­дители белого движе­ния. На Севере действо­вал генерал Е. К. Миллер, на Северо-за­паде – генерал Н. Н. Юденич. На Юге командующий Добро­вольческой ар­мией Антон Деникин(1872–1947) в январе 1919 г. подчинил себе Дон­скую армию генерала П. Н. Краснова и создал объединённые Вооружённые силы Юга России.

Руководство Антанты не смогло эффективно использовать свои ар­мии против красных. Военнослужащие Антанты отказывались бороться с Советской властью. В Одессе и Се­вастополе произошёл мятеж французских мат­росов. Опасаясь большевизации войск, Ан­танта в апреле 1919 г. их эвакуировала. На территории России оста­лись лишь японские ин­тервенты. На рубеже 1918–1919 гг. Красная Армия отбила наступления бе­ло­гвардейцев на Восточном и Южном фронтах: колчаковская армия пыталась в ноябре–де­кабре 1918 г. продвинуться к г. Вятка для соединения с груп­пировкой Е. Миллера. Генерал П. Краснов в январе 1919 г. вновь не смог взять г. Царицын.

Действия на Украинском фронте. Эвакуация германцев с Украины привела к концу марионеточный режим гет­мана Скоропадского. В декабре 1918 г. Киев заняли войска украинских националистов – Укра­инская Народная Армия (УНА) под командова­нием С.В. Петлюры(1879–1926). Провозглашён­ная им Украинская народная рес­публика (УНР) объявила войну Советской России. Петлюровцы не смогли на­ладить сотрудничество с армией Деникина, так как их цель – независимое украин­ское государство – про­тиворечила стрем­лению деникинцев к восстановле­нию «единой и неделимой России».

К апрелю 1919 г. петлюровцы потерпели поражение от советских войск и потеряли почти всю Украину. К нач. 1919 г. большевики утвердились на большей части Украины, Бело­руссии и Прибалтики. Были провозглашены советские республики: Эс­тонская (но­ябрь 1918 г.), Лат­вийская и Литовская (декабрь 1918 г.), Белорус­ская (январь 1919 г.). Однако наиболее тяжёлые бои были впереди.

Третий этап войны (весна 1919 г. – весна 1920 г.).Весной 1919 г. начался самый тяжёлый, третий этап Гражданской войны. Военная обстановка обострилась на всех фронтах. Колчаковцам и деникинцам Антанта пере­дала около 1 млн. винтовок, несколько тысяч пулемётов, 1.200 ору­дий, танки и самолёты. Буржуазные правительства Эстонии, Латвии и Литвы перешли в наступление и в 1919 г. Советская власть в Прибалтике была ликвидирована. Армия генерала Н.Н. Юденича дважды (весной и осе­нью 1919 г.) безуспешно пыталась овладеть Петроградом, но отступила на территорию Эстонии и была разоружена эстонскими властями.

Разгром Колчака.В марте 1919 г. хорошо вооружённая 300-тысяч­ная армия адмирала А. В. Кол­чака развернула наступление с Востока. (Адмирал Александр Ва­сильевич Колчак до войны являлся известным полярным исследователем. В годы Первой мировой войны в 1916–1917 гг. – коман­дующий Черноморским флотом).

Захватив Уфу, кол­чаковцы пробивались к Симбирску и Самаре, но были остановлены Красной Армией. В апреле 1919 г. красные войска под коман­дованием С. С. Каменева, М. Н. Тухачевского и М. В. Фрунзе перешли в наступление. Особо отличилась 25-я дивизия под командо­ванием Василия Чапае­ва(1887–1919). В составе этой дивизии сра­жался Иваново-Вознесен­ский полк. Комиссар дивизии Дмитрий Фур­манов(1891–1926) описал эти события в романе «Чапаев». К 1920 г. колчаковцы были разбиты. Адмирала выдали белочехи. 45-летний Колчак был расстре­лян по приговору Иркутского революционного комитета.

Провал наступления Деникина.Летом 1919 г. центр вооружённой борьбы переместился на Южный фронт. В июле генерал А.И. Де­никин и его 100-тысячная армия начали движение к центру страны. (Антон Ива­нович Деникин (1872–1947) – генерал-лейтенант. В первую миро­вую войну командовал армейским корпусом; с 1918 г. – главно­коман­дующий Добро­вольческой армией). Деникин захватил Курск и Орёл. Но к октябрю войска Южного фронта (коман­дующий А. И. Егоров) разгромили Деникина под Вороне­жем и Орлом. Большую роль в разгроме белых сыграла Первая конная армия С. М. Будён­ного. Деникин эмигрировал во Францию, где написал воспоминания «Очерки русской смуты». Остатки его армии перешли под командование барона П. Н. Врангеля и укрепились в Крыму.

«Зелёное» движение – третья сила в Гражданской войне.В Рос­сии существовало немало противников как белых, так и красных. Это были уча­стники повстанческого, так называемого «зелёного», движения.

Круп­нейшим проявлением «зелёного» движения была деятельность анархиста Не­стора Махно(1888–1934).Возглавляемое Махно движение (общая численность не­постоянна – от 500 до 35.000 человек), выступило под лозунгами «без­властного государ­ства», «вольных сове­тов», вело вооружённую борьбу против всех – герман­ских ин­тервентов, Петлюры, Дени­кина, Врангеля, Советской власти. Махно мечтал о создании независи­мого государства в степной Украине со столицей в селе Гуляй-Поле (ныне г. Гуляйполе Запорожской обл.). Перво­начально Махно сотрудничал с крас­ными, помог разгромить армию Врангеля. Затем его движение было ликвидиро­вано Красной Ар­мией. Махно с группой уцелевших сподвижников в 1921 г. сумел скрыться за границей, умер во Франции.

Крестьянскими восстаниями были охвачены районы Тамбовской, Брянской, Самарской, Симбирской, Ярославской, Смоленской, Костром­ской, Вятской, Новгородской, Пензенской и Тверской губерний. В 1919–1922 гг. в районе села Анькóво Ивановского края дейст­вовала так называемая «аньковская банда» – отряд «зелёных» под руководством Е. Скородумова (Юшкó)иВ. Стулова.Отряд состоял из крестьян-дезертиров, уклонявшихся от призыва в Красную Армию. «Аньковская банда» уничто­жала продотряды, совершила налёт на г. Юрьев-Польский, ограбила казначейство. Банда была раз­громлена регулярными частями Красной Армии.

Советско-польская война 1920 г.Глава Польши Юзеф Пилсудский мечтал возродить «Великую Польшу» в границах бывшей Речи Посполитой от Балтийского моря до Чёрного, захватив литовские, белорусские и ук­раинские земли. 25 апреля 1920 г., заключив договор с С. Петлюрой о создании польско-украинской федерации, Пилсудский втор­гся в Советскую Украину и 6 мая захватил Киев.

Война с Польшей разбудила патриотические чувства в России. По призыву генерала А. А. Брусилова 14 тыс. бывших царских офицеров вступили в Красную Армию. 14 мая началось контрнаступление войск Западного фронта (ко­ман­дую­щий М. Н. Тухачевский) и Юго-Западного фронта (командующий А. И. Егоров). На польский фронт была переброшена главная ударная сила крас­ных – Первая Конная армия С. М. Бу­дённого. Политбюро ЦК РКП(б), недооценив силы противника, поставило задачу: взять Варшаву и установить в Польше власть Сове­тов. Заранее было сформировано советское прави­тель­ство Польши – Временный революционный комитет – в составе больше­виков-поляков – Ф. Э. Дзержинского, Ю. Ю. Мархлев­ского и др. Большеви­ки намеревались пройти в Европу, «расшевелить западноевропейский про­летариат», под­толкнуть его к мировой революции.

Троцкий заявил: «Надо прощупать Европу штыками», Тухачевский призвал: «На наших штыках мы принесём трудящемуся человечеству счастье и мир. На Запад!». Попытка эта закончилась катастрофой. На подступах к Варшаве 13–25 августа 1920 г. армия М. Тухачевского потерпела поражение. В Польше эту победу называют «чудо над Вислой». Советские потери в войне составили 231.987 человек, польские, по оценке польских историков, 100–200 тыс. солдат и офицеров. В польском плену оказались 60 тыс. красноармейцев (по польским данным – 110 тыс.), а в советском – 42 тыс. поляков. От ран, издевательств, голода и болезней (эпидемий) в польском плену, по подсчётам российских историков, погибли 18–20 тыс., а по польским данным – 16–18 тыс. бойцов Красной армии.

Причиныпоражения Красной Армии:

1) Красная Армия очень спешила при наступлении, оторвалась от тыловых обозов, конница устала от бессон­ных маршей.

2) Поль­ский народ воспринял Крас­ную Ар­мию не как освободительницу от поль­ской буржуа­зии, а как «русских оккупантов».

3) Несогласованность действий советских фронтов.

По усло­виям Рижского мирного до­говора (март 1921 г.) к Польше отошли земли Западной Украины и Белоруссии. (половина Белоруссии и четверть Украины). Советская Россия обязалась выплатить Польше 30 млн. золотых рублей контрибуции.

Четвёртый этап Гражданской войны (весна – ноябрь 1920 г.). Освобождение Крыма.В разгар советско-польской войны к актив­ным действиям перешёл генерал П. Н. Врангель. Он создал в Крыму боеспособную Русскую армию. В июне 1920 г. из Крыма высадились десанты на Дону и Кубани, но наступление Врангеля было отбито под Каховкой. 28 октября началось контрнаступление Южного фронта под командованием М. В. Фрунзе.

Советизация Закавказья и Средней Азии 1920–1921 гг.Политика советизации Закавка­зья была проведена при опоре на Красную Армию и местных коммунистов. В Азербай­джане (апрель 1920 г.), Армении (ноябрь 1920 г.), Грузии (февраль–март 1921 г.) к власти пришли большевики. В 1920 г. Красная Армия вошла в Иран, пыталась его советизировать, но этому воспрепятствовали английские войска.

В Средней Азии при поддержке Туркестанского фронта (командующий М. В. Фрунзе) были свергнуты бухарский эмир и хивинский хан. Были провозглашены советские рес­публики: в фев­рале 1920 г. – Хорезмская, в октябре 1920 г. – Бухарская.

Освобождение Дальнего Востока в 1920–1922 гг.Красная Армия, разгромив Кол­чака, вышла в 1920 г. к За­байкалью. Чтобы избежать прямого столкновения с японскими интервентами, советское прави­тельство в 1920 г. образовало «независи­мое» «буферное» государство – Дальнево­сточную республику(ДВР) со столицей в Чите. (Глава правительства – A. M. Краснощёков). Армия ДВР под командованием В. К. Блюхера в октябре 1922 г. заняла Владивосток, очистив Дальний Восток от белых и японцев. Затем ДВР вошла в состав РСФСР.

Про Госуслуги:  Как посмотреть назначенные пособия на Госуслугах в 2023 году
Оцените статью
ЕГИССО - Вход - egisso.ru
Добавить комментарий