Социальная база политической партии условно может быть представлена трехуровневой:
- Основой состав членов партии.
- Сторонники, имеющие представления о целях и программе партии, симпатизирующие ее федеральным и/или региональным лидерам.
- Электорат партии.
Единая Россия – Количество членов: 2 055 602
Подавляющее большинство губернаторов являются членами «Единой России».
4 % членов партии- это предприниматели, примерно столько же партийцев трудятся в сфере искусства, 8 % — в здравоохранении, в образовании работают 21,2 %, в промышленности — 20,9 %, 26 % — пенсионеры, студенты и временно не работающие, и только 13,2 % — состоят на госслужбе и работают в органах власти.
Справедливая Россия – Количество членов:409 374
ЛДПР – Количество членов:185 573
КПРФ – Количество членов:152 926
Лишь немногие партии из числа существующих в России имеют социальную базу, т.е. те слои населения, интересы которых выражают. Большая часть партий выражает только свои собственные интересы и потому имеет вместо социальной базы электорат, т.е. то население, которое склонно на выборах голосовать за эту партию. Несмотря на довольно длительный срок существования многопартийности в нашей стране, большинство народа еще не научилось бороться за свои интересы в виде активной политической деятельности и потому политически проявляет себя в основном во время выборов.
«Единая Россия» Электорат партии власти, т.е. «Единой России» максимально близок к портрету «среднестатистического избирателя». Тем не менее в этом электорате есть набор значимых особенностей:
- Женщины оказывают большую поддержку «Единой России», чем мужчины
- С возрастом поддержка «Единой России» имеет тенденцию к линейному снижению
- Поддержка «Единой России» среди граждан с высшим образованием несколько ниже средней
- За «Единую Россию» более охотно голосуют наиболее и наименее обеспеченные слои населения.
- Максимальных значений поддержка «Единой России» достигает на селе, а труднее всего этой партии «дается» крупный город. Таким образом, «Единая Россия» наиболее уверенно обретает поддержку у более конформистских, патерналистски настроенных страт населения (женщины, сельские жители, малообеспеченные), а также среди очевидных «выигравших от реформ» (зажиточные граждане).
КПРФ В электорате КПРФ наиболее выраженной социально-демографической особенностью является линейное возрастание поддержки партии с возрастом избирателя. Практически две трети нынешнего электората КПРФ — граждане не моложе 55 лет. Другие социально-демографические особенности — высокая поддержка среди малообеспеченных слоев и лиц без полного среднего образования. С гендерной точки зрения за КПРФ активнее голосуют мужчины, чем женщины.
ЛДПР В электорате ЛДПР с возрастом поддержка партии убывает. На сторону ЛДПР встают такие «социальные типы», как:
- молодые люди, зачастую — студенты, привлеченные яркой риторикой В. Жириновского;
- мужчины среднего возраста;
- занятые в частном бизнесе.
«Справедливая Россия» Электорат «Справедливой России» поддается анализу с большим трудом. Очевидно, что он имеет черты сходства как с электоратом КПРФ, так и «Единой России». У «Справедливой России» высока поддержка в старших возрастных группах, но, по данным Левада-Центра, там несколько больше лиц среднего и предпенсионного возраста и меньше собственно пенсионеров; за «Справедливую Россию» также голосуют преимущественно небогатые люди, но, скорее, со средне-низким, а не низким доходом.
Социальная база политической партии — социальные группы, слои, классы, поддерживающие данную партию и основные положения её программы.
Существуют разные подходы к определению структуры социальной базы ПП.
- Один из подходов (по Пенькову)
- О чем говорится в законопроекте
- Что такое ЕГИССО
- Насколько безопасен сбор персональных данных ЕГИССО
- Как будут выявлять нуждающихся в соцпомощи
- Как будет работать система
- Политические партии в России, социальная база, идеологические основы, экономические программы
- Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты
- Таблица по истории 9 класс Идеи общества в XIX веке
- Социальная база государства Секста Помпея
- Социальная база красных и белых.
Один из подходов (по Пенькову)
Первый уровень — локальные социальные группы, которые являются основой формирования состава членов политической партии.
Этот уровень не является социальной базой, но во многом определяет ее характер и содержание.
Функция первого уровня: программно-целевая и организующая функция. На этом уровне определяются цели и средства их достижения. Определяется предполагаемая структура, качественные и количественные характеристики социальной базы.
Второй уровень — непосредственные сторонники политической партии, имеющие представление о целях и программе партии, симпатию к ее лидерам, хотя формально и не являющимися членами партийной организации.
Функция второго уровня: функции стабилизации и интеграции социальной базы, поддержания системной солидарности, поскольку в той или иной степени являются медиатором между элементами первого и третьего уровней.
Третий уровень — непосредственно электорат политической партии. Здесь стоит выделять:
Функция третьего уровня: «перманентный электорат» выполняет функцию участия в электоральном процессе и мобилизации избирателей в поддержку кандидатов своей партии из числа «индифферентного электората».
Современные политические организации не имеют стабильной социальной базы, что во многом объясняется глубокой дифференциацией современного общества. В подобных условиях становится крайне сложно найти общий интерес, способный консолидировать различные социальные группы. Исходя из этого, современные массовые партии стремятся привлечь голоса самых различных слоев населения. Поэтому формулировки их предвыборных платформ носят очень общий и расплывчатый характер и мало отличаются друг от друга.
Институционализация политических партий — процесс превращения политических партий в полноценный конституционно-правовой и политический институт.
Институционализация политических партий включает в себя правовую и политическую институционализацию. Политическая институционализация — важное условие правовой институционализации.
Единство политической и правовой институционализации заключается в общности социального объекта: упорядочение общественных отношений, которые связаны с деятельностью политических партий.
Политическая и правовая институционализация тесно связаны, но не тождественны. Многие отношения, возникающие в процессе становления политической партии, могут не иметь нормативного измерения (пример: субъективные причины создания/раскола партии).
С.Е. Заславский обозначает два подхода к определению политической институционализации:
- первый подход: институционализация — это процедура организационного закрепления и упорядочения общественно-политических интересов;
- второй подход: институционализация — это процесс зарождения и развития политической организации, в ходе которого политическая организация приобретает признаки, которые характеризуют политическую партию как институт политической системы.
Уровни правовой институционализации (по Курочкину):
- конституционная институционализация (конституционализация) — включение в конституцию основных принципов статуса политической партии;
- законодательная институционализация — установление правового положения партий.
Правовая институционализация обычно включает правовое регулирование следующих элементов статуса политических партий:
- понятие политической партии, определение места и роли партий в политической системе и государственном механизме;
- условия и порядок создания и прекращения политических партий;
- требования к идеологии и программным положениям партий;
- требования к их организационному строению и порядку деятельности;
- финансово-экономическая база партий;
- взаимоотношения с публичной властью, прежде всего участие в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления.
Правительство внесло в Госдуму законопроект, по которому выявлять и учитывать граждан, нуждающихся в соцпомощи, будут через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) за счет добавления в нее данных ряда ведомств. Эксперты, опрошенные «Известиями», подтвердили, что таким образом в России, по сути, происходит переход оказания помощи от заявительного к выявительному.
О чем говорится в законопроекте
Законопроект внесет изменения в статьи 5-2 и 6-9 закона «О государственной социальной помощи» — для выявления и учета граждан, которые нуждаются в получении мер социальной поддержки, будет реализован механизм, по которому процесс расчета среднедушевого дохода на члена семьи, а также оценка имущественной обеспеченности сформируется системой ЕГИССО. Для этого в систему будут вноситься сведения, предоставляемые ФНС, МВД и Росреестром. Обрабатывать данные будет Пенсионный фонд.
Отмечается, что у ЕГИССО появится новая задача — выявлять граждан, которые нуждаются в получении мер социальной защиты. Критерии отнесения к той или иной категории будут прописаны в документе. После того, как система выявит человека, нуждающегося в получении помощи, он будет информирован о возможности получения тех или иных мер соцподдержки.
Для этого в Положении о ЕГИССО уточнят порядок и состав получения сведений о гражданах, их доходах и имуществе, имеющихся в распоряжении ведомств. Что касается сведений о движимом и недвижимом имуществе, то их система будет получать только по семьям или одиноким гражданам, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.
О том, что ЕГИССО сможет более точно определять семьи, которые оказались в сложной финансовой ситуации, говорил премьер Михаил Мишустин. Он подчеркнул, что система будет автоматически рассчитывать размер выплат, помощь станет более адресной. Сейчас, указал он, проживающие в сельской местности или на удаленных территориях люди часто просто не знают о том, какую поддержку могут получить от государства.
— Всё это — важная часть работы по созданию механизма социального казначейства, справедливой и востребованной системы защиты людей, — заявил премьер.
Судя по всему, проблем с принятием законопроекта не будет. Так, депутат Госдумы от КПРФ Андрей Алехин заметил, что документ с большой вероятностью поддержат в нижней палате парламента.
Член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб, в свою очередь, рассказала «Известиям», что в парламенте принимается законопроект, который предполагает передачу сведений о получении гражданами всех мер соцподдержки в Росстат.
— Анализ данных позволит формировать реальную информацию об экономическом, социальном состоянии отдельных категорий граждан в России, — сказала она. — И в последующем при передаче всех сведений из ФНС и сведений об имуществе граждан это позволит в том числе корректировать уже имеющиеся и формировать новые программы господдержки граждан.
По словам Бессараб, это позволит также сделать анализ социально-экономического развития отдельных территорий.
Что такое ЕГИССО
Депутат отметила, что ЕГИССО внедрялась во всех регионах России еще с 2018 году и сейчас просто расширяется функционал этой системы.
— Это цифровая платформа, которая полностью совместима со всеми информационными ресурсами, имеющимися в регионах, — сказала она. — Она и сегодня информирует, когда вы обращаетесь к ней, в каких случаях вы имеете право на получение помощи. К сожалению, граждане не всегда этим пользуются — ко мне, например, часто обращаются люди, которые просто не знают о том, что уже имеют право на получение мер социальной поддержки.
Создание ЕГИССО было предусмотрено ФЗ № 388 от 29 декабря 2015 года. В действие ее ввели с 1 января 2018 года. Система объединена с порталом Госуслуг, основная задача — аккумулирование в одном источнике информации о мерах соцподдержки, социальных услугах и гарантиях, которые предоставляются гражданам за счет бюджетов любого уровня. Стержень системы — реестр мер соцподдержки с фиксацией их видов, условий, категорий лиц, которые имеют право на их получение. ЕГИССО должна в том числе снизить административные расходы по сбору, актуализации данных и подготовке регулярных докладов по социальной поддержке.
Ранее Минтруд разработал перечень жизненных ситуаций, по которым граждан будут автоматически информировать о возможности поддержки со стороны государства. В этот перечень вошли рождение ребенка, установление опеки, установление инвалидности, выход на пенсию, достижение ребенком определенного возраста, беременность, присвоение звания ветерана, получение статуса лица, подвергшегося воздействию радиации, получение статуса многодетной семьи, поддержка молодой семьи. Этот перечень будет размещен в ЕГИССО.
Насколько безопасен сбор персональных данных ЕГИССО
Юрист правовой группы РБОО «Центр лечебной педагогики» Павел Кантор замечает: в развитии системы социальной помощи в России за последние годы наблюдалось две противоположных тенденции.
— С одной стороны, высказывались опасения, что под видом или под предлогом социальной поддержки будут собираться и распространяться, в том числе неофициально (утекать), персональные данные и сведения об имущественном положении граждан, — сказал он «Известиям». — Либо что благие намерения оказать социальную поддержку обернутся нежелательным вмешательством государства в частную жизнь граждан и их семей. По этой причине брался курс на максимально адресную социальную поддержку исключительно в заявительном порядке.
С другой стороны, говорит он, отмечалось, что такой подход требует от граждан самостоятельного сбора различных документов. С этим у многих возникли проблемы — особенно у уязвимых категорий населения, например пожилых, инвалидов с ментальными расстройствами и так далее. В результате люди просто не получали того, что им положено.
— Предложения правительства призваны найти компромисс между этими подходами, то есть организовать максимально оптимизированную и защищенную систему сбора сведений о людях, нуждающихся в помощи, — замечает Кантор. — Это должно упростить обращение за мерами социальной поддержки и их получение и в то же время обеспечить безопасность данных.
Советник Адвокатского бюро ЕПАМ Елена Авакян также замечает, что государственная информационная система имеет жестко очерченный контур использования данных.
— Это система социального обеспечения, завязанная только на тех видах услуг, которые имеют право получать определенные категории лиц, — говорит она.
Светлана Бессараб подчеркнула, что данные будут передаваться в обезличенном, деперсонализированном виде, тайна персональных данных нарушаться не будет.
Как будут выявлять нуждающихся в соцпомощи
Светлана Бессараб отмечает, что в законопроекте речь действительно идет о переходе к выявительному характеру оказания помощи.
— До этого мы знали, что на федеральном, региональном и местном уровнях гражданин имеет право на разного рода меры государственной социальной поддержки, но при этом не знали, какие именно он получает, — говорит она. — Более того, и сам гражданин не знал, что он имеет право претендовать на какие-либо меры поддержки. При включении в систему ЕГИССО в том числе данных Росреестра и ФНС мы узнаем о том, подпадает ли он под критерии нуждаемости.
Сейчас, говорит она, органам исполнительной власти часто приходится проверять по межведомственному взаимодействию информацию о нуждаемости человека. Собранные на одной платформе и анализируемые в реальном времени данные позволят сделать ответ на наступление события в жизни гражданина немедленным.
По ее словам, это способ получить обратную связь о том, получает ли человек ту или иную социальную помощь — например, работает ли такой инструмент, как социальный контракт.
— Гражданин может, например, пройти обучение на востребованную на рынке труда специальность или открыть свое личное подсобное хозяйство, свой бизнес при поддержке государства, — говорит Бессараб. — Но обратной связи, как этот инструмент работает, очень мало. Мы хотим собрать все данные и, апеллируя к ним, формировать повестку и, возможно, новые меры государственной поддержки.
Елена Авакян отмечает, что персональные данные в ЕГИССО консолидированные, что очень важно. Например, у системы есть прямой доступ к данным ЗАГС, что довольно большая редкость, если говорить о каких-либо информационных системах.
— ЕГИССО будет получать информацию из различных ведомств, — говорит она. — Сейчас у нас нет ни единой базы, где бы все эти сведения встречались. ЕГИССО будет именно той системой, которая будет объединять все сведения из разных источников. Мы рассчитываем, что ЕГИССО станет источником пополнения информация в том числе для портала бесплатной юридической помощи, который будет автоматически определять лицо, которое имеет право на эту бесплатную юрпомощь, и информировать его об этом через портал госуслуг.
По ее словам, это подстегнет развитие бесплатной юридической помощи больше, чем создание госюрбюро по всей стране, позволив автоматизировать процесс.
— Мы никогда не знаем без специально представленных документов, имеет ли право человек на эту бесплатную юридическую помощь, — говорит Авакян. — ЕГИССО могла бы взять эту часть работы на себя. Тогда человеку достаточно иметь портал госуслуг, и ему не придется ничего инициировать самостоятельно. Он автоматически получит уведомление, что вправе обратиться к бесплатной юридической помощи в тех или иных сферах.
По ее словам, сейчас бесплатная юрпомощь часто превращается в небольшую консультацию, после которой приходится гораздо больше времени тратить на написание отчетных бумаг после ее оказания. В случае если это будет завязано на ЕГИССО, уже идентифицированные адвокаты и идентифицированные клиенты смогут обойтись без сбора и написания лишних документов.
— Есть множество примеров подобного рода услуг, на которые имеют право разные лица: всевозможные жилищные субсидии, субсидирование обучения и многое другое, — они распределены по разным ведомствам, — говорит Авакян. — ЕГИССО станет опорной системой, за счет которой будет подтверждаться статус имеющего право на поддержку. В личный кабинет на портал госуслуг будет автоматически приходить информация о предоставлении той или иной субсидии.
Как будет работать система
Павел Кантор замечает, что на практике ситуации, когда вся необходимая информация об имущественном положении граждан содержится в информационных системах госорганов — Пенсионном фонде России, ФНС, МВД или Росреестре, и так не вызывали особых затруднений, однако в ряде случаев сложности возникали, когда по каким-то причинам данные отсутствовали в системах или были неактуальны.
— Сами граждане могли не пользоваться или испытывали трудности в пользовании информационными технологиями — например, перевод получения отдельных мер поддержки в Москве исключительно в электронный вид поставил в затруднительное положение тех, кто не пользуется интернетом и мобильными телефонами, — говорит Кантор. — И предлагаемая система не решит такие ситуации, требующие ручного управления.
Елена Авакян предполагает, что система не заработает безупречно с самого начала.
— Это очень сложная комплексная система с огромным количеством источников информации, за счет которых она должна питаться, и степень готовности различных министерств и ведомств очень разная, — замечает она. — Поэтому здесь прежде всего нужно будет решить вопрос с тем, как выравнять форматы и обеспечить выгрузку.
Кроме того, говорит она, очень многие данные сосредоточены на региональном уровне — в частности, списки пострадавших при чрезвычайных ситуациях содержатся на уровне субъектов.
— Соответственно, пополнится и заработает такая система вряд ли быстро, — говорит она. — Но вводиться в действие она может поэтапно. В среднесрочной перспективе до 2025 года всё решаемо. При этом такая система очень существенно облегчит жизнь огромному числу людей и специалистов.
Доктор экономических наук, директор научно-образовательного центра социального развития Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Любовь Храпылина замечает, что в общей сложности в России сейчас определено 426 категорий, для каждой из которых отдельно прописаны критерии принадлежности и основания, по которым человек может получать те или иные преференции, услуги, выплаты или льготы, и пока обобщенная систематизированная информация отсутствует.
— При условии четкой организации процесса отладить эффективную систему ЕГИССО можно в течение полутора-двух лет, — считает Храпылина. — Для этого потребуются активные слаженные действия со стороны всех служб, отвечающих за те или иные виды поддержки. Следует также отметить, что крайне важно не сразу переключаться с заявительного принципа на систему ЕГИССО, а обеспечить переходный период.
По мнению источника «Известий» в органах опеки и попечительства, такая система может заработать быстро и качественно, хотя зависит это в том числе от программного обеспечения на местах.
— Однозначно, цифровой формат — это будущее, — говорит она. — Бонусы электронного формата взаимодействия очевидны. Сняты психологические барьеры взаимодействия человека или семьи с учреждениями, особенно в вопросах признания их малоимущими, сокращено время за обращением за госуслугой — всё вычисляется автоматически, достаточно доступа к персональным данным о доходах и собственности, а назначение помощи не требует дополнительных действий по оформлению льгот. Конечно, есть мнение о рисках использования виртуальных баз данных, но обратного пути точно нет.
Политические партии в России, социальная база, идеологические основы, экономические программы
Без воды — краткий вариант ответа,легко понять и
запомнить
В России существует множество партий: демократических, коммунистическо-социалистических, националистических и т.д. Все они защищают чьи то интересы. Партии бывают правые, левые, центристские. Одни защищают интересы какого-то класса или классов, другие являются защитниками наций и народов, есть партии верхушечные, есть партии низовые. Рассмотрев все известные партии, мы можем сделать вывод, что демократические партии созданы для защиты интересов буржуазии, богачей и собственников. Все эти партии являются проводниками идей капитализма и выражают, как правило, интересы международных финансовых групп, так как в России большинство крупных капиталов было создано при помощи зарубежья.
Партии классового характера (коммуносоциалисты) являются партиями не общенациональными, а узкоклассовыми, то есть они учитывают интересы только рабочего класса. Партии национального толка защищают интересы нации и народа, откидывают идею классового строения общества, считая ее выдумками Маркса и подобных ему.
- Партия «Яблоко». Цели партии: сделать из России правовое, а не криминально коррумпированное государство. Создать эффективную рыночную экономику, а также сильную социальную политику государства. Сохранить целостность государства на основе федерализма и интеграции, не допустить феодальной раздробленности и карательных акций. На первое место ставит правопорядок и безопасность граждан.
- Демократическая партия России. Идеология: Высшая цель политики партии общество, в котором обеспечено свободное развитие талантов, способностей и инициативы граждан, царят социальный мир, справедливость и порядок, неукоснительно соблюдается законность, надежно защищены безопасность государства и личности. Партия выступает за сильное и ответственное перед народом демократическое государство. ДПР считает, также, что каждый гражданин, в свою очередь, ответствен за продуктивную работу государственного организма, осознанно участвуя в выборах своих представителей в органы власти, уплачивая налоги, содействуя развитию общества и укреплению государства, обеспечению правопорядка. Партия обещает сформировать высокоэффективную и социально ориентированную рыночную экономику, в которой государственное регулирование обеспечивает и контролирует работу механизмов рыночной конкуренции, создает условия для развития производительных сил общества и научно-технического прогресса, проводит справедливую политику доходов и гарантирует достойный
Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты
Легко создавать, делиться и просматривать с устройств
Доступно в ПК-версии сайта
Таблица по истории 9 класс Идеи общества в XIX веке
Идеи общества в XIX веке
Социальная база государства Секста Помпея
В современной исторической науке отношение к проблемам социальной организации и классовой сущности государства Секста Помпея остается таким же полярным, как и в античной историографии. Предводитель восстания рабов, пират, монарх эллинистического типа, военный лидер, подобный триумвирам, « надежда и опора республиканцев » — таковы оценки Секста Помпея, принятые современной наукой.
Все это приводит к тому, что ряд проблем истории Секста Помпея остаются неразрешенными. Проблема социальной сущности власти Секста является одной из них. Немаловажное значение при разрешении данной проблемы имеет определение социальной базы государства Помпея. В данной работе мы предпринимаем попытку выявить взаимоотношения Секста Помпея и крупнейших социальных слоев Римской державы.
Верность данных взглядов можно проверить анализом отношений Секста и знати в период его самостоятельной политической карьеры — с 45 по 35 гг.
Большинство аристократов, принявших участие в гражданской войне Цезаря и Помпея вступили в нее, поддерживая последнего. После Фарсала и гибели Гнея Помпея Магна лишь немногие продолжали сопротивляться Цезарю. Значительная часть оптиматов, среди которых выделялись Цицерон, Брут, Кассий, тесть Секста Помпея Л. Скрибоний Либон, пошла на соглашение с диктатором и вскоре вернулась в Рим. Остальные, возглавляемые Метеллом Сципионом и Катоном, нашли убежище в Африке. После битвы при Тапсе, продолжение борьбы избрали лишь самые непримиримые аристократы. Большая же часть их предпочла сдаться Цезарю и за немногими исключениями получила помилование.
Открытие Секстом боевых действий против цезарианцев и легализация его положения, последовавшие за отбытием Цезаря в Рим, привлекли на его сторону многочисленных сторонников. При этом аристократическая прослойка если и присутствовала среди них, то была незначительной — нобили в Риме не горели желанием отправиться на помощь Сексту, а в самой Испании находились только преданные Цезарю аристократы. Диктатор не мог допустить в только что усмиренную провинцию тех, чьи взгляды внушали подозрение.
К зиме 44— 43 гг., когда Секст Помпей покинул Испанию и перебрался в Массилию, поближе к центру происходящих событий, относится появление аристократов в его окружении.
Начало проскрипций и массовое бегство проскрибированных нобилей к Сексту, захватившему Сицилию, увеличили аристократическую прослойку в его лагере, но свели до минимума поддержку его среди высших слоев Рима. Сенат и всадничество, очищенные от оппозиции, стали полностью лояльными к триумвирам. В то же время, увеличение числа аристократов на Сицилии не принесло Сексту компенсации — большинство их занимало пассивную позицию, стремясь лишь переждать преследования. Это связано с тем, что наиболее активная часть оптиматов стремилась попасть в лагерь Брута и Кассия.
В то же время, скопление вокруг Секста значительного числа аристократов дало почву для интриг и закулисной борьбы. Неоднородность и разобщенность, свойственные помпеянцам периода 49— 45 гг. до н. э. были преодолены Секстом на начальном этапе его самостоятельной политической карьеры, но вновь дали о себе знать под влиянием беженцев из Рима. Последние требовали для себя высшие командные должности, которые замещались вольноотпущенниками и провинциалами, поддерживавшими Секста в Испании.
Однако, даже назначая представителей знати командующими и высшими магистратами, Секст предпочитал опираться на вольноотпущенников и провинциалов, то есть на тех, у кого не было путей для отступления, для которых вопрос победы или поражения был вопросом жизни и смерти.
Вероятно, большее единство в лагере Помпея связано не с незначительностью аристократической группировки, а с изменением ее качественного состава. После ухода пассивных сторонников влияние приобрели непримиримые противники Октавиана и триумвиров, убежденные сторонники Секста, так же как и вольноотпущенники, готовые идти с ним до конца.
Можно сделать вывод, что взгляды на роль аристократии в государстве Секста Помпея, существующие в современной историографии, нуждаются в пересмотре. Знать не только не являлась опорой власти Секста, но в ряде случаев даже мешала ему проводить наиболее целесообразную политику. Секст вынужден был делать уступки аристократии, зачастую в ущерб интересам других социальных групп.
Италики. Отношение к Помпею италийских жителей было двояким. Муниципии, не затронутые земельными конфискациями, проводимыми триумвирами для наделения землей солдат, выступили против Секста, обеспокоенные его политикой по отношению к рабам, а также военными действиями, которые Секст вел в прибрежных районах Италии. Именно из их среды черпали триумвиры силы в свою поддержку.
Таким образом, и в среде италийской земледельческой периферии Секст имел активное сочувствие и поддержку.
По нашему мнению, отказ от теории « революции рабов » не означает, однако, отказа от признания их важнейшей роли в событиях на Сицилии. Следует согласиться с предположением Кубановой об отличии участия рабов в движении Секста Помпея от других подобных эпизодов. Коренное отличие заключается в признании самостоятельных интересов рабов, наряду с интересами других социальных групп. Итог борьбы за их удовлетворение отразился в статьях Путеольского мирного договора, в которых учтены и требования рабов — сторонников Секста.
В движении Секста Помпея рабы впервые выступают как самостоятельная политическая сила вместе со своими эксплуататорами за удовлетворение своих собственных интересов.
Нельзя, конечно, отрицать возможность присутствия пиратов в сицилийском государстве. Лидер вольноотпущенников Менодор, позже изменивший Сексту, был в прошлом киликийским пиратом, взятым в плен и порабощенным Гн. Помпеем Магном, и в его окружении могли находиться его бывшие товарищи. В то же время говорить о каком-либо их значении, как социальной группы или политической силы, а тем более о равноправном союзе между ними и Секстом не приходится.
Рассмотрение проблемы социальной организации государства Секста Помпея приводит к выводу о необычайной сложности этой организации и, в то же время, о больших способностях его как политика. Секст Помпей сумел поставить себе на службу во многом противоречивые интересы таких социальных антагонистических слоев как аристократия и рабы, римские граждане и провинциалы.
Пропорции представительства этих слоев в государстве Секста Помпея позволяют прийти к заключению о гораздо более демократичном его социальном составе: более демократичном, чем у его политических противников и современников — Брута и Кассия, Октавиана, Антония, несмотря на одинаковость их интересов, направленных на захват власти в Римской державе.
Уникальной особенностью движения Секста Помпея является активное привлечение им на свою сторону рабов и вольноотпущенников, борьба за удовлетворение их интересов, что отличает его от современных ему политических деятелей.
Такое отношение к угнетенным слоям общества стало той особенностью государства Секста Помпея, которая в несколько измененной форме явилась одной из основ принципата. Если использование рабов и вольноотпущенников Августом еще ограничено, то при его наследниках они достигают вершин государственного аппарата. Подобно либертинам Секста вольноотпущенники Клавдия и Нерона обладали, зачастую, большей властью, чем вышедшие из рядов нобилитета сенаторы и магистраты.
Аристократы присутствуют среди сторонников обоих политиков, но если и занимают руководящие должности, то благодаря личным качествам, а не происхождению. Таковы Гн. Домиций Кальвин у Октавиана и Л. Скрибоний Либон у Секста Помпея.
Именно сходство методов и целей, по нашему мнению, стало причиной непримиримой борьбы Октавиана и Секста Помпея. В ходе нее шла речь не о путях развития Римского государства, а о том, кто возглавит наиболее передовое течение. В первом случае, противник мог быть пощажен в случае признания принципов победителя, как это произошло после Филипп со многими республиканцами и виднейшим из них — М. Валерием Мессаллой Корвином, которые перешли на сторону Октавиана. Во втором случае, речь могла идти только об уничтожении противника, и в этой борьбе Секст Помпей проиграл.
Многие методы, используемые в годы гражданских войн Секстом Помпеем и Октавианом, последний использовал в дальнейшем при создании нового государственного устройства — принципата, а его наследники привлекали этот опыт еще шире.
Историческое значение социальной политики Секста Помпея заключается в том, что она способствовала формированию прогрессивного для того времени государственного строя и переходу всей античной цивилизации на новую стадию — от полиса к империи.
Социальная база красных и белых.
Гражданская война воспринимается как противостояние «Красной Армии» и «Белой гвардии».
«Красные» – большевики, анархисты, часть левых эсеров – боролись за Советскую власть и «мировую революцию». Социальную базу красных составляли: рабочие и беднейшие крестьяне, часть интеллигенции.
«Белые» – армии Л. Г. Корнилова, А. И. Деникина, А. В. Колчака, Е. К. Миллера, П. Н. ВрангеляиН. Н. Юденича были неоднородны.Среди «белых» были монархисты и сторонники буржуазной республики (кадеты), правые эсеры, меньшевики и другие социалистические партии, боровшиеся за возвращение власти Учредительному собранию. Социальную базу белых составляли: офицерский корпус; до 70% казаков; старая бюрократия, крупная буржуазия, помещики; право-монархические и либеральные политические партии; духовенство; часть интеллигенции; зажиточные крестьяне и часть рабочих, недовольных политикой большевиков.
Также существовали крестьянское («зелёное») повстанческое и националистическое движения.
Начало иностранной интервенции.Особенность Гражданской войны – сочетание её с интервенцией. Интервенция – от латин. interventio (вмешательство) – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства. В марте–апреле 1918 г. в Мурманске, Архангельске, Владивостоке высадились первые контингенты войск Англии, Франции, США и Японии. Румыны захватили Бессарабию. Английские войска из Индии и Ирана проникли в Туркестан и в Закавказье. Германия оккупировала Прибалтику, Белоруссию. Немцы на Украине свергли Центральную Раду и в апреле 1918 г. поставили у власти гетмана П. Скоропадского.
Причины иностранной интервенции:
1. Недовольство западных держав конфискацией иностранной собственности и отказом большевиков от уплаты российских долгов.
2. Выход России из мировой войны, сепаратный Брестский мир с Германией. Антанта стремилась вернуть к власти в России антигерманские силы, вновь сделать её своей послушной союзницей.
3. Страны Запада стремились «прекратить хаос и восстановить порядок в России», опасаясь распространения революции на свои страны.
Первый этап Гражданской войны (весна–ноябрь 1918 г).В апреле 1918 г. при поддержке Германии атаман Пётр Красновсформировал Донскую казачью армию. В июле и сентябре 1918 г. он пытался взять г. Царицын (ныне Волгоград). В Забайкалье действовал атаман Григорий Семёнов(1890–1946). Возникли Уральская и Сибирская армии, Мусульманский, Армянский и Грузинский корпуса в Закавказье. Белая Добровольческая армия А. Деникина действовала на Дону и Кубани. Атаман Александр Дутов (1879–1921) захватил г. Оренбург.
Антанта планировала использовать против Германии 45-тысячный Чехословацкий корпус – пленных чехов и словаков австро-венгерской армии. Корпус следовал по железной дороге во Владивосток для переброски морем во Францию. В мае 1918 г. в Челябинске возник конфликт чехов с местными большевиками. Чехи заняли город, их поддержали правые эсеры. Вскоре от Поволжья до Тихого океана советская власть была свергнута.
Эсеры создали антибольшевистские правительства:
— Комитет членов Учредительного собрания («Комуч») в г. Самара (июнь–сентябрь 1918 г.), глава Владимир Вольский (1877–1937);
— «Правительство Севера России» в Архангельске (август 1918 г.) во главе с народным социалистом Николаем Чайковским(1850–1926);
— «Уфимская Директория» («Временное Всероссийское правительство», август 1918 г.) во главе с Николаем Авксентьевым(1878–1943).
Подобные антибольшевистские правительства возникли в Новосибирске, Томске, Ашхабаде. Осенью 1918 г. в Тамбовской губернии начальник уездной милиции эсер Александр Антонов (1889–1922) поднял крестьянское восстание («Антоновщину») против продоразвёрстки.
ЗавершениеПервой мировой войны.Германия и её союзники потерпели поражение в Первой мировой войне и в ноябре 1918 г. капитулировали перед Антантой. В Германии и Австро-Венгрии произошли революции. РСФСР 13 ноября аннулировала Брестский мирный договор. Согласно Версальскому миру новое германское правительство было вынуждено эвакуировать свои войска из России.
В Польше, Прибалтике, Белоруссии, на Украине возникли буржуазные правительства, принявшие сторону Антанты. Поражение Германии высвободило войска Антанты, с их помощью было решено разгромить большевиков. В ноябре 1918 г. в Батуми и Новороссийске высадились английские десанты, в Одессе и Севастополе – французские. Численность интервентов на Юге возросла к началу 1919 г. до 130 тыс. человек, на Дальнем Востоке и Сибири – до 150 тыс. человек, на Русском Севере – до 20 тыс.
Советский тыл в 1918 г.Создание РККА. Положение Советской власти к лету 1918 г. стало критическим, так как 3/4 территории России находилось под контролем белых. Перед лицом смертельной опасности большевики действовали решительно. В январе 1918 г. Совнарком принял декреты об организации добровольческой Рабоче-крестьянской Красной Армии(РККА) иФлота. Но добровольцев было недостаточно. С мая 1918 г. началась насильственная мобилизация рабочих и крестьян, коммунистические и комсомольские мобилизации. Благодаря этому численность Красной Армии к концу 1918 г. выросла с 300 тыс. человек до 1 млн., а к осени 1920 г. – до 5,5 млн. человек.
«Военспецы» и комиссары. С июня 1918 г. в Красную Армию было мобилизовано 75 тыс. бывших царских офицеров (военных специалистов,или «военспецов»). У белых их было около 100 тыс. Контроль над командирами-офицерами осуществляли большевики – военные комиссары. Без их подписи приказы командиров не имели силы. Семьи офицеров были превращены в заложников. «Каждый комиссар должен точно знать семейное положение командного состава вверенной ему части для того, чтобы немедленно арестовать членов семьи в случае измены или предательства командира», – говорилось в директивных документах большевиков. Определялась и ответственность комиссаров (вплоть до расстрела) в случае перехода на сторону противника опекаемых ими командиров.
2 сентября 1918 г. ВЦИК объявил Советскую республику «единым военным лагерем». Для руководства армией и флотом был созданРеввоенсовет во главе с Л. Д. Троцким. В ноябре 1918 г. созданСовет рабочей и крестьянской обороны (председатель – В.И. Ленин). Прифронтовые районы подчинялись чрезвычайным органам – революционным комитетам (ревкомам). В сентябре 1918 г. на Восточном фронте Красная Армия под командованием И. И. Вацéтиса и С. С. Каменева одержала первые победы – взяла г. Казань, Симбирск, Самару.
Большевики брали в заложники дворян, буржуазию и интеллигенцию. В течение осени 1918 г. было расстреляно 5 тыс. человек. Большевики создали сеть концлагерей, в которые к 1921 г. находилось 80 тыс. человек. Один из создателей Красной Армии Л. Д. Троцкий с целью укрепления воинской дисциплины практиковал древнеримские наказания децимáции – расстрелы каждого десятого красноармейца.
Белый террор. Белые также прибегали к террору. Его формы: аресты, расстрелы заложников и пленных, еврейские погромы.
Второй этап войны (ноябрь 1918 – февраль 1919 гг.).В Сибири в ноябре 1918 г. к власти пришёл адмирал А. В. Колчак, провозгласивший себя Верховным правителем России. Ему подчинились все руководители белого движения. На Севере действовал генерал Е. К. Миллер, на Северо-западе – генерал Н. Н. Юденич. На Юге командующий Добровольческой армией Антон Деникин(1872–1947) в январе 1919 г. подчинил себе Донскую армию генерала П. Н. Краснова и создал объединённые Вооружённые силы Юга России.
Руководство Антанты не смогло эффективно использовать свои армии против красных. Военнослужащие Антанты отказывались бороться с Советской властью. В Одессе и Севастополе произошёл мятеж французских матросов. Опасаясь большевизации войск, Антанта в апреле 1919 г. их эвакуировала. На территории России остались лишь японские интервенты. На рубеже 1918–1919 гг. Красная Армия отбила наступления белогвардейцев на Восточном и Южном фронтах: колчаковская армия пыталась в ноябре–декабре 1918 г. продвинуться к г. Вятка для соединения с группировкой Е. Миллера. Генерал П. Краснов в январе 1919 г. вновь не смог взять г. Царицын.
Действия на Украинском фронте. Эвакуация германцев с Украины привела к концу марионеточный режим гетмана Скоропадского. В декабре 1918 г. Киев заняли войска украинских националистов – Украинская Народная Армия (УНА) под командованием С.В. Петлюры(1879–1926). Провозглашённая им Украинская народная республика (УНР) объявила войну Советской России. Петлюровцы не смогли наладить сотрудничество с армией Деникина, так как их цель – независимое украинское государство – противоречила стремлению деникинцев к восстановлению «единой и неделимой России».
К апрелю 1919 г. петлюровцы потерпели поражение от советских войск и потеряли почти всю Украину. К нач. 1919 г. большевики утвердились на большей части Украины, Белоруссии и Прибалтики. Были провозглашены советские республики: Эстонская (ноябрь 1918 г.), Латвийская и Литовская (декабрь 1918 г.), Белорусская (январь 1919 г.). Однако наиболее тяжёлые бои были впереди.
Третий этап войны (весна 1919 г. – весна 1920 г.).Весной 1919 г. начался самый тяжёлый, третий этап Гражданской войны. Военная обстановка обострилась на всех фронтах. Колчаковцам и деникинцам Антанта передала около 1 млн. винтовок, несколько тысяч пулемётов, 1.200 орудий, танки и самолёты. Буржуазные правительства Эстонии, Латвии и Литвы перешли в наступление и в 1919 г. Советская власть в Прибалтике была ликвидирована. Армия генерала Н.Н. Юденича дважды (весной и осенью 1919 г.) безуспешно пыталась овладеть Петроградом, но отступила на территорию Эстонии и была разоружена эстонскими властями.
Разгром Колчака.В марте 1919 г. хорошо вооружённая 300-тысячная армия адмирала А. В. Колчака развернула наступление с Востока. (Адмирал Александр Васильевич Колчак до войны являлся известным полярным исследователем. В годы Первой мировой войны в 1916–1917 гг. – командующий Черноморским флотом).
Захватив Уфу, колчаковцы пробивались к Симбирску и Самаре, но были остановлены Красной Армией. В апреле 1919 г. красные войска под командованием С. С. Каменева, М. Н. Тухачевского и М. В. Фрунзе перешли в наступление. Особо отличилась 25-я дивизия под командованием Василия Чапаева(1887–1919). В составе этой дивизии сражался Иваново-Вознесенский полк. Комиссар дивизии Дмитрий Фурманов(1891–1926) описал эти события в романе «Чапаев». К 1920 г. колчаковцы были разбиты. Адмирала выдали белочехи. 45-летний Колчак был расстрелян по приговору Иркутского революционного комитета.
Провал наступления Деникина.Летом 1919 г. центр вооружённой борьбы переместился на Южный фронт. В июле генерал А.И. Деникин и его 100-тысячная армия начали движение к центру страны. (Антон Иванович Деникин (1872–1947) – генерал-лейтенант. В первую мировую войну командовал армейским корпусом; с 1918 г. – главнокомандующий Добровольческой армией). Деникин захватил Курск и Орёл. Но к октябрю войска Южного фронта (командующий А. И. Егоров) разгромили Деникина под Воронежем и Орлом. Большую роль в разгроме белых сыграла Первая конная армия С. М. Будённого. Деникин эмигрировал во Францию, где написал воспоминания «Очерки русской смуты». Остатки его армии перешли под командование барона П. Н. Врангеля и укрепились в Крыму.
«Зелёное» движение – третья сила в Гражданской войне.В России существовало немало противников как белых, так и красных. Это были участники повстанческого, так называемого «зелёного», движения.
Крупнейшим проявлением «зелёного» движения была деятельность анархиста Нестора Махно(1888–1934).Возглавляемое Махно движение (общая численность непостоянна – от 500 до 35.000 человек), выступило под лозунгами «безвластного государства», «вольных советов», вело вооружённую борьбу против всех – германских интервентов, Петлюры, Деникина, Врангеля, Советской власти. Махно мечтал о создании независимого государства в степной Украине со столицей в селе Гуляй-Поле (ныне г. Гуляйполе Запорожской обл.). Первоначально Махно сотрудничал с красными, помог разгромить армию Врангеля. Затем его движение было ликвидировано Красной Армией. Махно с группой уцелевших сподвижников в 1921 г. сумел скрыться за границей, умер во Франции.
Крестьянскими восстаниями были охвачены районы Тамбовской, Брянской, Самарской, Симбирской, Ярославской, Смоленской, Костромской, Вятской, Новгородской, Пензенской и Тверской губерний. В 1919–1922 гг. в районе села Анькóво Ивановского края действовала так называемая «аньковская банда» – отряд «зелёных» под руководством Е. Скородумова (Юшкó)иВ. Стулова.Отряд состоял из крестьян-дезертиров, уклонявшихся от призыва в Красную Армию. «Аньковская банда» уничтожала продотряды, совершила налёт на г. Юрьев-Польский, ограбила казначейство. Банда была разгромлена регулярными частями Красной Армии.
Советско-польская война 1920 г.Глава Польши Юзеф Пилсудский мечтал возродить «Великую Польшу» в границах бывшей Речи Посполитой от Балтийского моря до Чёрного, захватив литовские, белорусские и украинские земли. 25 апреля 1920 г., заключив договор с С. Петлюрой о создании польско-украинской федерации, Пилсудский вторгся в Советскую Украину и 6 мая захватил Киев.
Война с Польшей разбудила патриотические чувства в России. По призыву генерала А. А. Брусилова 14 тыс. бывших царских офицеров вступили в Красную Армию. 14 мая началось контрнаступление войск Западного фронта (командующий М. Н. Тухачевский) и Юго-Западного фронта (командующий А. И. Егоров). На польский фронт была переброшена главная ударная сила красных – Первая Конная армия С. М. Будённого. Политбюро ЦК РКП(б), недооценив силы противника, поставило задачу: взять Варшаву и установить в Польше власть Советов. Заранее было сформировано советское правительство Польши – Временный революционный комитет – в составе большевиков-поляков – Ф. Э. Дзержинского, Ю. Ю. Мархлевского и др. Большевики намеревались пройти в Европу, «расшевелить западноевропейский пролетариат», подтолкнуть его к мировой революции.
Троцкий заявил: «Надо прощупать Европу штыками», Тухачевский призвал: «На наших штыках мы принесём трудящемуся человечеству счастье и мир. На Запад!». Попытка эта закончилась катастрофой. На подступах к Варшаве 13–25 августа 1920 г. армия М. Тухачевского потерпела поражение. В Польше эту победу называют «чудо над Вислой». Советские потери в войне составили 231.987 человек, польские, по оценке польских историков, 100–200 тыс. солдат и офицеров. В польском плену оказались 60 тыс. красноармейцев (по польским данным – 110 тыс.), а в советском – 42 тыс. поляков. От ран, издевательств, голода и болезней (эпидемий) в польском плену, по подсчётам российских историков, погибли 18–20 тыс., а по польским данным – 16–18 тыс. бойцов Красной армии.
Причиныпоражения Красной Армии:
1) Красная Армия очень спешила при наступлении, оторвалась от тыловых обозов, конница устала от бессонных маршей.
2) Польский народ воспринял Красную Армию не как освободительницу от польской буржуазии, а как «русских оккупантов».
3) Несогласованность действий советских фронтов.
По условиям Рижского мирного договора (март 1921 г.) к Польше отошли земли Западной Украины и Белоруссии. (половина Белоруссии и четверть Украины). Советская Россия обязалась выплатить Польше 30 млн. золотых рублей контрибуции.
Четвёртый этап Гражданской войны (весна – ноябрь 1920 г.). Освобождение Крыма.В разгар советско-польской войны к активным действиям перешёл генерал П. Н. Врангель. Он создал в Крыму боеспособную Русскую армию. В июне 1920 г. из Крыма высадились десанты на Дону и Кубани, но наступление Врангеля было отбито под Каховкой. 28 октября началось контрнаступление Южного фронта под командованием М. В. Фрунзе.
Советизация Закавказья и Средней Азии 1920–1921 гг.Политика советизации Закавказья была проведена при опоре на Красную Армию и местных коммунистов. В Азербайджане (апрель 1920 г.), Армении (ноябрь 1920 г.), Грузии (февраль–март 1921 г.) к власти пришли большевики. В 1920 г. Красная Армия вошла в Иран, пыталась его советизировать, но этому воспрепятствовали английские войска.
В Средней Азии при поддержке Туркестанского фронта (командующий М. В. Фрунзе) были свергнуты бухарский эмир и хивинский хан. Были провозглашены советские республики: в феврале 1920 г. – Хорезмская, в октябре 1920 г. – Бухарская.
Освобождение Дальнего Востока в 1920–1922 гг.Красная Армия, разгромив Колчака, вышла в 1920 г. к Забайкалью. Чтобы избежать прямого столкновения с японскими интервентами, советское правительство в 1920 г. образовало «независимое» «буферное» государство – Дальневосточную республику(ДВР) со столицей в Чите. (Глава правительства – A. M. Краснощёков). Армия ДВР под командованием В. К. Блюхера в октябре 1922 г. заняла Владивосток, очистив Дальний Восток от белых и японцев. Затем ДВР вошла в состав РСФСР.