ГИС ОПВК – программный продукт для информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I-II классов.
Поставщиками информации в ГИС ОПВК являются:
- индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I-II классов,
- оператор системы;
- операторы по обращению с отходами I-II классов;
- региональные операторы по обращению с ТКО.
- Запуск ГИС учета и контроля особо опасных отходов
- Начало тестирования отдельных модулей ГИС ОПВК
- 2019
- Выбор исполнителя проекта по созданию ГИС ОПВК
- Получить консультацию специалиста по телефону могут все участники рынка по обращению с отходами I-II классов опасности.
- ГИС ОПВК позволит
- Задачи ГИС ОПВК
- Открыта регистрация в Федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов (ФГИС ОПВК). Цифровая платформа ФГИС ОПВК станет «одним окном» для учета и контроля всего жизненного цикла отходов – с момента их образования до утилизации, поможет прогнозировать загрузку мощностей и оптимизировать логистику.
Запуск ГИС учета и контроля особо опасных отходов
19 октября 2021 года стали известны сроки запуска федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов (ФГИС ОПВК). По словам руководителя проекта проектного офиса Федерального экологического оператора (ФЭО, предприятие госкорпорации «Росатом») по созданию этой информационной системы Рафаель Садаев, ввод платформы в эксплуатацию состоится в декабре 2021 года.
С 1 марта 2022 года внесение данных в систему и заключение договоров с Федеральным экологическим оператором становится обязательным.
![]()

ГИС учета и контроля особо опасных отходов в РФ будет запущена в декабре 2021 года
По словам Садаева, новая ГИС ориентирована на несколько функциональных ролей:
- юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которые являются отходообразователями;
- операторов по обращению с отходами I-II классов опасности, которых можно поделить на операторов по транспортированию отходов и на операторов по утилизации и обезвреживанию этих отходов.
По прогнозам авторов проекта, отходообразователей будет более 40 тыс., а операторов по обращению с отходами I-II классов опасности — около 6 тыс.
К отходам I класса относятся вещества чрезвычайно высокой опасности: полоний, бензапирен, фтороводород, соли свинца, таллий, диэтилртуть, плутоний, теллур, озон, циановодород и др. Для них характерна наиболее значительная степень вредного воздействия на окружающую среду. Они приводят к кардинальному необратимому изменению экологической составляющей, восстановительный период отсутствует.
Начало тестирования отдельных модулей ГИС ОПВК
ФГУП “Федеральный экологический оператор” начинает тестирование отдельных модулей Государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов (ГИС ОПВК), которую разрабатывает ИТ-компания Большая Тройка. Об этом разработчик сообщил 3 сентября 2020 года.
Использование системы в тестовом режиме позволит отходообразователям и операторам по обращению с отходами I-II классов заранее пройти этапы регистрации в системе, изучить функционал личного кабинета и внести информацию в целях постепенного и комфортного перехода к требованиям законодательства РФ.
В системе предусмотрены личные кабинеты отходообразователей и операторов по обращению с отходами I-II классов и модуль для договорной работы, которая будет осуществляться исключительно на платформе ГИС ОПВК. Система будет интегрирована с другими государственными информационными системами для однократного внесения данных. Своевременность и достоверность информации, представляемой в ГИС ОПВК, будет осуществляться ФГУП «ФЭО» посредством ее верификации со сведениями, содержащимися в федеральном классификационном каталоге отходов и иных официальных источниках.
Функционал ГИС ОПВК позволит заключать договоры, принимать отчетность, проводить оценку и анализ обращения с отходами, выявлять правонарушения, отслеживать маршруты движения отходов с возможностью автоматического блокирования транспортного средства и нормировать негативное воздействие на окружающую среду.
2019
Правовой статус ГИС ОПВК закреплен в статье 14.3 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ и в Положении о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18.10.2019 N 1346.
Выбор исполнителя проекта по созданию ГИС ОПВК
Федеральный оператор по обращению с отходами I-II классов ФГУП «РосРАО» по итогам открытого конкурса на создание государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I-II классов (ГИС) в ноябре 2019 года выбрал победителем ИТ-компанию Большая Тройка.
ФГУП «РосРАО» предстоит создать безопасную систему управления всей цепочкой от образования отходов до их переработки во вторичную продукцию. Первым этапом станет создание государственной информационной системы обращения с отходами I-II классов (ГИС). При построении новой системы обращения с отходами Федеральный оператор с помощью программного продукта, разработанного Большой Тройкой перепроверит и сформирует актуальные данные об участниках рынка и объемах образования отходов. На основе этих данных планируется строить прогнозы, оптимизировать транспортировку и переработку.
ГИС – это программный продукт, который позволит контролировать потоки движения отходов от источника их образования до места обработки, обезвреживания, утилизации или размещения; производить учет; выявлять нарушения; выстраивать оптимальную логистику и контролировать движение отходов I-II классов в режиме реального времени, а также моделировать наилучшее размещение инфраструктуры. Отдельный модуль позволит централизованно вести договорную работу. Данные ГИС позволят сформировать федеральную схему обращения с отходами I-II классов, которую затем утвердит Правительство РФ.
Система должна быть готова до 30 сентября 2021 года.
Реализация проекта «позволит создать федеральную схему обращения с отходами, единую государственную информационную систему учета и контроля за обращением отходов I-II классов и построить базовую инфраструктуру для их обезвреживания. По данным статистики только порядка 1,5% отходов может быть обезврежено и утилизировано на существующих объектах. Ежегодно в России образуется до 400 тысяч тонн отходов I и II классов. Общий объем финансирования по Федеральному проекту на период 2019-2024 гг. составляет более 36 млрд рублей. К отходам I-II классов относятся смеси неорганических солей, оксидов, гидроксидов, кислот (отходы металлургических, обрабатывающих, машиностроительных отраслей), ртутьсодержащие отходы (ртутные лампы и градусники, а также промышленные отходы, содержащие ртуть); сточные отходы промпредприятий, органические отходы, смешанные и комбинированные органические и неорганические отходы.
- Неолант Система государственного учета и контроля радиоактивных веществ и отходов
- Отходы АИС – ТКО-Информ
- Эттон: АИС Управления отходами – Эттон (Etton)
Получить консультацию специалиста по телефону могут все участники рынка по обращению с отходами I-II классов опасности.
Федеральный экологический оператор (ФГУП «ФЭО», предприятие Госкорпорации «Росатом») запустил для участников рынка обращения с отходами I-II классов опасности контакт-центр по взаимодействию с федеральным оператором.
Специалисты контакт-центра оказывают консультации по следующим вопросам:
- порядок включения объектов в ФГИС ОПВК
- согласование договора с ФГУП «ФЭО»
- заполнению журнала образования отходов I и II классов опасности
- сроки вывоза отходов.
Консультации для всех участников рынка по обращению с отходами I и II классов опасности оказывают специалисты Федерального экологического оператора.
Напоминаем, с 1 марта 2022 года ФГУП «ФЭО» в статусе федерального оператора по обращению с отходами I и II классов обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию и обезвреживание данных отходов на всей территории Российской Федерации.
Организационное и информационное обеспечение работы с отходами I и II классов осуществляется на площадке единой цифровой платформы ФГИС ОПВК, которая позволяет заключать договоры и подавать заявки на вывоз отходов в режиме реального времени, а также оперативно обмениваться электронными документами.
В России ежегодно образуется около 350 000 тонн отходов I и II класса. По экспертным оценкам, из них перерабатывается только около 1,5 % в год.
Федеральный проект позволит создать современную инфраструктуру, обеспечивающую безопасное обращение с отходами, включая их обработку, утилизацию и обезвреживание, а также систему контроля над полным жизненным циклом промышленных отходов, что позволит улучшить экологическую обстановку в стране. Создаётся новая отрасль использования вторичных ресурсов в промышленности. Реализация Федерального проекта возложена на Госкорпорацию «Росатом».
Федеральный проект “Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов опасности» входит в состав национального проекта “Экология”.
Федеральный оператор перепроверит и сформирует актуальные данные об участниках рынка и объемах образования отходов, создав государственную информационную систему обращения с отходами I–II классов (ГИС) .
ГИС ОПВК позволит
- on-line контролировать потоки движения отходов от источника их образования до места переработки;
- отслеживать маршруты по системе ГЛОНАСС;
- выстраивать оптимальную логистику и переработку;
- строить прогнозы;
- централизованно вести договорную работу;
- моделировать наилучшее размещение инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства РФ №1346 от 18 октября 2019 г. «Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности» поставщиками информации в ГИС ОПВК являются:
- индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I-II классов опасности;
- операторы по обращению с отходами I-II классов опасности.
- региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Задачи ГИС ОПВК
- Актуализация данных о массе образующихся отходов на основе информации, поступающей с постов весового контроля.
- Проверка оптимальности и непротиворечивости федеральной схемы обращения с отходами I – II классов.
- Ведение договорной работы со всеми участниками, формирование начислений.
- Проверка достоверности оценки затрат и расчета тарифов.
- Сбор информации по отходам I – II классов с территориальных схем обращения с отходами.
- Актуализация схем потоков отходов на основе информации, поступающей из ГЛОНАСС – мониторинга.
- Выявление недостатков и формирование рекомендаций по улучшению федеральной схемы обращения с отходами I – II классов.
- Контроль за соблюдением схемы потоков отходов в целях избегания образования свалок.
- Мониторинг обработки обращений граждан.
- Оперативный контроль за процессом вывоза отходов транспортировщиками, фиксация нарушений.
- Анализ ключевых показателей в области обращения с отходами I – II классов.
Срок реализации: 01 октября 2018 г. – 31 декабря 2024 г.Ориентировочная дата ввода в промышленную эксплуатацию ГИС ОПВК: 01 января 2022 г.
1 марта 2022 года в России вступают в силу новые правила по обращению с отходами I и II классов. Организовывать деятельность по безопасному обращению с данными отходами доверено предприятию Госкорпорации “Росатом” — ФГУП “Федеральный экологический оператор”.
Основной принцип работы — безопасность для окружающей среды и здоровья граждан, надлежащий госучет и контроль за обращением с отходами I и II классов, комфортные условия для работы всех участников рынка в рамках “одного окна”.
С 1 марта 2022 года отходообразователи, которые не имеют собственных мощностей по обращению с отходами I-II классов, обязаны передавать такие отходы федеральному оператору, заключая с ним соответствующий договор. В свою очередь федеральный оператор самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов обеспечит их обезвреживание, утилизацию, безопасное размещение.
Цифровым механизмом управления процессами станет федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов (ФГИС ОПВК), которая будет фиксировать весь жизненный цикл отходов с момента их образования до утилизации и получения из них вторичных материальных ресурсов, поможет прогнозировать загрузку мощностей, оптимизировать логистику
Предоставление сведений обо всех операциях с отходами I и II классов во ФГИС ОПВК станет обязательным как для самого федерального оператора, так и для отходообразователей, операторов по переработке и транспортированию.
Предприятия будут размещать во ФГИС ОПВК сведения о видах отходов, источниках и нормативах образования, местах накопления, лимитах на размещение. Операторы будут отчитываться в системе о фактическом объеме перевезенных, утилизированных, обезвреженных отходов.
– обеспечить надлежащий учет и контроль за обращением с отходами I и II классов на всем жизненном цикле отходов;
– впервые в стране сформировать реальные сведения о фактическом количестве образующихся отходов I и II классов и данных об их переработке, накоплении и размещении;
– сформировать сведения о местах нахождения объектов по переработке и их технических характеристиках, применяемых сегодня технологиях;
– оптимально и безопасно для окружающей среды организовать деятельность по обращению с отходами I и II классов на существующих мощностях;
– всем участникам системы вести открытый диалог с Росприроднадзором при организации контрольно-надзорных мероприятий;
– обеспечить развитие рынка переработки и переход к экономике замкнутого цикла.
Регистрация поставщиков во ФГИС ОПВК ведется с помощью единой системы идентификации и аутентификации (ФГИС ЕСИА).
Что нужно знать о работе системе:
– Для работы в ФГИС ОПВК необходимо пройти регистрацию
– Для каждого участника системы сформирован личный кабинет
– Для удобства пользователя ФГИС ОПВК интегрирована с информационными системами Росприроднадзора, “Госуслуги”, сервисами ФНС, АИС “Налог-3”, Публичной кадастровой картой Росреестра, ПТК “Госконтроль” и другими системами
– Информация о юридическом лице, выданных лицензиях будет интегрироваться автоматически. Благодаря этому пользователям не придется повторно вносить сведения, уже имеющиеся в других информационных системах
– Заявка на передачу отхода федеральному оператору формируется отходобразователем в личном кабинете
– Для подписания договоров и документов, образующихся при их исполнении, в системе используется усиленная квалификационная электронная подпись
“Работа предприятий в системе ФГИС ОПВК сделает прозрачным обращение с отходами в рамках предприятия, будет являться подтверждением соблюдения требований в области охраны окружающей среды. Экологически ориентированные компании перестают воспринимать расходы на экологию как необоснованные затраты, они готовы вносить свой вклад в эффективную переработку отходов, обеспечивающую рециклинг и способствующую снижению углеродного следа”
директор блока по развитию и международному бизнесу Госкорпорации “Росатом”
Как будет вестись договорная работа?
Если у предприятия есть мощности для переработки собственных отходов I и II классов, оно должно предоставлять во ФГИС ОПВК информацию об этих отходах на всех этапах их жизненного цикла: с момента образования до утилизации, обезвреживания или размещения.
Если таких мощностей нет, то отходообразователь оформляет в личном кабинете ФГИС ОПВК заявку для заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами с федеральным оператором.
ВРЕЗ: инфографика (схема)
Этапы договорной работы во ФГИС ОПВК
1. Отходообразователь сообщает о количестве отходов, подает заявку на их вывоз в личном кабинете
2. Федеральный оператор подбирает оптимальных, с точки зрения логистики и существующих технологий, операторов по транспортированию и переработке
3. После определения операторов, к заявке на вывоз отхода формируется индивидуальный QR-код, который отходообразователь распечатывает из системы и наносит на каждую тару
4. Для учета и контроля при работе с каждой конкретной заявкой отходобразователя, оператор по транспортированию и оператор по переработке считывают QR-код посредством мобильного приложения
5. Движение отходов отслеживается в режиме реального времени — все транспортные средства будут оснащены трекерами, подключенными к системе ГЛОНАСС
6. После поступления тары на объект переработки, с использованием QR-кодов осуществляется сверка количества загруженных отходов и принятых переработчиком
7. Документы по передаче отходов подписываются с помощью электронной подписи. В системе фиксируются все изменения в договоре
8. Оператор вносит в систему данные о переработке или размещении отходов.
Модуль договорной работы в системе сделает более удобной работу всех участников рынка. Он позволит обеспечить учет отходов, исключит ошибки, поможет спланировать развитие в сфере обращения с отходами и загрузку мощностей для их переработки, снизит число проверок.
Все зарегистрированные в системе компании получат статус экологически ориентированных предприятий (“зеленый отходообразователь”, “зеленый оператор”).
“Перед нами стояла задача сделать для всех “Uber” или “Яндекс Маркет” с системой электронного документооборота, чтобы всем было удобно этим пользоваться, не возникало желания закупать какое-то дополнительное программное обеспечение для соответствия требованиям, предъявляемым государством”
Артем Седов, генеральный директор ООО “Большая тройка” (разработчик ФГИС ОПВК)
В декабре система введена в эксплуатацию. Участники рынка смогут начать вносить свои данные, чтобы с 1 марта 2022 года в штатном режиме начать работу с отходами I и II классов в новых условиях.
Почему на федеральном уровне принято решение менять правила обращения с отходами I и II классов
Необходимость наведения порядка в области обращения с опасными отходами обозначена поручением Президента Российской Федерации от 02.11.2017 № Пр-2236. в связи с:
· наличием многочисленных свалок и брошенных комбинатов с копившимися десятилетиями отходами;
· необходимостью выделения средств федерального бюджета на ликвидацию объектов накопленного ущерба,
· отсутствием надлежащего учета и контроля за обращением с отходами I и II классов;
· отсутствием закрепленных полномочий по регулированию отрасли обращения с отходами I и II классов, как на региональном, так и на федеральном уровне;
Пришло время доверить обращение с отходами I и II классов компетентному партеру государства — Госкорпорации “Росатом” и сформировать новую отрасль экономики, способную обезопасить окружающую среду от негативного воздействия.
На 1 января 2021 года, в федеральном классификационном каталоге отходов насчитывалось 444 вида отходов I и II классов. Сегодня их уже 485
При попадании в окружающую среду отходов II класса природа восстанавливается как минимум 30 лет, а в случае с отходами I класса ей наносится непоправимый урон. Вред от этих отходов носит накопительный характер: они никуда не исчезнут, это “наследство”, которое мы оставим нашим детям.
– ртутьсодержащие отходы (лампы, приборы, шламы, шлаки)
– отходы электротехнического оборудования (трансформаторные масла)
– свинец-содержащие отходы (свинцово-кислотные аккумуляторы, отходы электрического кабеля)
– отходы химических источников тока (батарейки, аккумуляторы)
– органические горючие отходы (отходы химического и нефтехимического производства) и др.
40 тыс. отходообразователей I и II класса существует в России
Для решения этой проблемы создан федеральный проект “Инфраструктура обращения с отходами I-II классов опасности”.
Проект включает в себя не только создание ФГИС ОВПК, но и модернизацию существующей и строительство новой инфраструктуры для переработки отходов I и II классов во вторичные продукты. Так, в ближайшее время сразу в семи регионах России появятся новые экотехнопарки, оснащенные передовыми российскими и зарубежными технологиями.
Цель проекта — создать инфраструктуру, которая позволит контролировать весь жизненный цикл отходов, от источников образования до переработки, а также максимально полно возвращать полезные компоненты в обращение.
Отходы одних стадий технологического процесса станут сырьем для других, что позволит создать производство замкнутого цикла и исключить захоронение вредных веществ.
Что такое экономика замкнутого цикла
Экономика замкнутого цикла — неизбежное будущее, к которому идут все развитые страны.
Связано это не только с ростом населения и производства, но и с растущей осознанностью людей. Мы все яснее понимаем, что Россия и планета Земля в целом — наш дом, который мы обязаны сохранить для будущих поколений.
Открыта регистрация в Федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов (ФГИС ОПВК). Цифровая платформа ФГИС ОПВК станет «одним окном» для учета и контроля всего жизненного цикла отходов – с момента их образования до утилизации, поможет прогнозировать загрузку мощностей и оптимизировать логистику.
Завершена тестовая эксплуатация ФГИС ОПВК, которая шла более года. В настоящее время система доступна на основном портале: gisopvk.ru.
Для удобства пользователя ФГИС ОПВК интегрирована с информационными системами Росприроднадзора, «Госуслуги», сервисами ФНС, АИС «Налог-3», Публичной кадастровой картой http://kartagov.net Росреестра, ПТК «Госконтроль» и другими системами. Информация о юридическом лице, выданных лицензиях будет интегрироваться автоматически. Благодаря этому пользователям не потребуется повторно вносить сведения, уже имеющиеся в других информационных системах.
В рамках реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» в составе национального проекта «Экология» перед ФГУП «ФЭО» стоит задача в декабре 2021 года ввести в эксплуатацию ФГИС ОПВК.
В соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» внесение данных во ФГИС ОПВК и заключение договоров в области обращения с отходами I и II классов в данной системе с федеральным оператором станет обязательным с 1 марта 2022 года. Все предприятия-отходообразователи должны будут размещать информацию об образовании отходов I и II классов во ФГИС ОПВК и передавать их по договору федеральному оператору на переработку (за исключением производителей, самостоятельно перерабатывающих отходы). В свою очередь, федеральный оператор на основании конкурентных процедур будет заключать договоры на переработку и транспортирование отходов с организациями, имеющими действующие лицензии для осуществления данных видов деятельности.
ФГИС ОПВК поможет:
- обеспечить учет и контроль за обращением с отходами I и II классов на всем жизненном цикле отходов;
- сформировать сведения о фактическом количестве образующихся отходов I и II классов и данных об их переработке, накоплении и размещении;
- сформировать сведения о местах нахождения объектов по переработке и их технических характеристиках, применяемых сегодня технологиях;
- организовать деятельность по обращению с отходами I и II классов на существующих мощностях;
- всем участникам системы вести открытый диалог с Росприроднадзором при организации контрольно-надзорных мероприятий.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2019 г. федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на всей территории страны назначено предприятие Госкорпорации «Росатом» – ФГУП «Федеральный экологический оператор».
В декабре 2022 года свой день рождения празднует федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов (ФГИС ОПВК), начало работы которой стало важным шагом к изменению в лучшую сторону экологической ситуации в России. Казалось бы – цифровая платформа, современные технологии и проблема отходов. Как они пересекаются? На самом деле, очень просто.
Что такое отходы I и II классов? Отходы I класса – это, прежде всего, ртуть и все, что ее содержит (люминесцентные лампы, шлаки, шламы, катализаторы), отходы опасных химических производств, а также отходы электротехнического оборудования. В окружающей среде они практически не разлагаются, то есть, представляют постоянную опасность как для здоровья человека, так и для окружающей среды.
Отходы II класса более разнообразны. Это и свинец-содержащие отходы (свинцово-кислотные аккумуляторы, старые кабели), и жидкие (растворы кислот, щелочей, гальваношламы), и использованные химические источники энергии (батарейки, источники бесперебойного питания), и просто органические горючие отходы химического и нефтехимического производства. Экосистема, после попадания в нее таких отходов, очищается не раньше, чем через 30-40 лет.
До недавних пор контроль за полным жизненным циклом отходов I и II классов в стране фактически отсутствовал. Нельзя сказать, чтобы они не перерабатывались. Добросовестные предприниматели вкладывались в переработку, но что с остальными?
“Кроме формы №2-ТП (отходы), которую заполняли предприятия-отходообразователи, данных об образовании опасных отходов у контролирующих органов не было. Невозможно было проследить всю цепочку обращения с ними – от образования до фактической утилизации или обезвреживания (если она действительно была). Данные предоставлялись ежегодно, получить срез на конкретный момент времени было невозможно”, – рассказывает и.о. генерального директора Федерального экологического оператора (ФГУП “ФЭО”) Максим Погодин.
Для оптимизации отрасли обращения с токсичными отходами требовалась чёткая, работающая система. Решение о ее создании было принято на государственном уровне. Новая система должна была решить проблему непрозрачности рынка, наладить качественные учет и контроль, обеспечить эффективную переработку отходов и прекратить их накопление.
Федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов было определено предприятие Госкорпорации “Росатом” ФГУП “ФЭО”. Единые тарифы на территории страны установила ФАС. Учет должна была обеспечить единая цифровая платформа ФГИС ОПВК.
В декабре 2021 года ФГИС ОПВК была официально введена в эксплуатацию. А с 1 марта 2022 года рынок обращения с отходами I и II классов начал жить по новым правилам.
Теперь федеральный оператор обеспечивает транспортирование отходов из любой точки страны и их последующее обезвреживание или утилизацию по установленному тарифу без ограничения минимальной партии. Поиск транспортировщиков и объектов по обезвреживанию и утилизации, проверка документов и технологий, прошедших необходимые экспертизы, – все передано федеральному оператору. Предприятиям остается вести правильный учет отходов, обеспечивать их безопасное накопление в пределах установленного законодательством 11-месячного срока, вносить корректные данные в систему ФГИС ОПВК, заключать договоры с федеральным оператором, делать заявки на вывоз отходов и правильно готовить их к отгрузке. Просто, открыто, экологично.
В системе фиксируется все до мелочей – момент образования отхода, его локация (с точностью до координат) и вся цепочка последующего жизненного цикла. В нее обеспечен круглосуточный доступ Росприроднадзора, органа, отвечающего за природоохранную деятельность. Все участники рынка обязаны предоставлять во ФГИС ОПВК своевременную и корректную информацию об образовании отходов I и II классов, предприятия по транспортированию и обращению с отходами – данные о транспортных средствах и мощностях по обезвреживанию или утилизации. Фактически, обращение с опасными токсичными отходами вне ФГИС ОПВК является незаконным.
“Цивилизованную отрасль по обращению с опасными отходами невозможно представить без цифровизации процессов, так как учет и контроль без нее осуществлять невозможно. Дополнительным бонусом является минимизация обращения документов на бумажных носителях”, – подчеркнул Максим Погодин.
Действующие на рынке предприятия по транспортированию и обращению с отходами на конкурсной основе заключают договоры с федеральным оператором. Формат договоров – рамочный. Он предусматривает возможность присоединения к победителю любого участника рынка. Новая система дала загрузку производствам, которые могут осуществлять добросовестное обращение с отходами, и перевозчикам, которые могут довезти этот груз надежно, безопасно, на основе имеющихся лицензий.
Означают ли новые правила, что предприятия-отходообразователи, которые имеют собственные мощности по переработке, должны “усложнять” уже отработанный процесс, включив в него федерального оператора? Нет. Для таких предприятий почти ничего не изменилось – они продолжают самостоятельно перерабатывать отходы без участия федерального оператора. Единственное условие – регистрация во ФГИС ОПВК и внесение в систему информации об образовании и переработке отходов для обеспечения учета и контроля.
На текущий момент во ФГИС ОПВК зарегистрировано более 57 тысяч пользователей (33 тысячи юридических лиц), что составляет более половины рынка. Но этот показатель вовсе не означает, что остальная часть опасных отходов не учитывается.
“Не совсем корректно делать выводы, основываясь только на количестве зарегистрированных юридических лиц в системе. Как, например, сравнить крупное химическое предприятие и маленькую фирму, у которой образуется несколько ламп и аккумуляторов в год? Для нас главное, чтобы все крупнейшие образователи опасных промышленных отходов были в системе, и с этой задачей мы уже успешно справились”, – объясняет Погодин.
Во ФГИС ОПВК зарегистрировано 1206 транспортных средств, задействованных в перевозке опасных отходов, и 248 объектов по обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению отходов. Все зарегистрированные объекты обращения проходят тщательную проверку документов. Это требование относится как к отходообразователям, так и к операторам, которые хотят включить объект в систему и, в последующем, заключить договор с ФЭО. Если не предоставить весь перечень документов, работа в системе будет недоступна.
“Для нас очень важно, чтобы все предприятия, готовые добросовестно работать с отходами I и II классов, действительно остались на рынке, – подчеркивает Погодин.
В то же время, с момента начала работы новой системы уже выявляются операторы, у которых фактически отсутствует оборудование для переработки опасных отходов. При этом действующие лицензии позволяли им участвовать в закупочных процедурах и заключать договоры на переработку отходов I и II классов.
Группа технического аудита федерального оператора регулярно выезжает на объекты переработки, чтобы проверять соответствие мощностей предприятий заявленным в системе. В составе команды – специалисты, которые работают над улучшением логистических цепочек, аналитики и развитием клиентоцентричного сервиса. Данные о нарушениях предоставляются Росприроднадзору.
В рамках оптимизации разрешительных процедур запланирован отказ от лицензирования деятельности по транспортированию отходов. Благодаря работе ФГИС ОПВК отказ от лицензирования транспортирования отходов I и II классов не повлияет на прозрачность системы.
“Мы хотим отказаться от лицензирования транспортирования отходов, потому что считаем его неэффективным. На сегодняшний момент лицензию может получить каждый, а проверить это фактически невозможно. Отказавшись от этой функции, мы одновременно сократим нагрузку на бизнес и освободим свои силы для работы в других направлениях, требующих внимания”, – отмечает заместитель руководителя Росприроднадзора Татьяна Кузнецова.
ФГИС ОПВК интегрирована с информационными системами “Госуслуги”, сервисами ФНС, АИС “Налог-3”, Публичной кадастровой картой Росреестра.
Росприроднадзор использует цифровую платформу как дополнительный эффективный инструмент учета и контроля. В соответствии с заключенным с федеральным оператором соглашением о сотрудничестве, территориальные органы Росприроднадзора могут оперативно формировать в системе аналитические отчеты о каждом зарегистрированном предприятии и использовать полученные данные при проведении контрольно-надзорных мероприятий. В рамках дальнейшего взаимодействия Росприроднадзор и ФГУП “ФЭО” рассматривают различные варианты расширения функционала ФГИС ОПВК.
Уже в первом квартале 2023 года с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия появится возможность обмениваться информацией между ФГИС ОПВК и программно-техническим комплексом “Госконтроль”. Также предстоят корректировки, связанные с предложениями пользователей в части дополнительного функционала и оптимизации бизнес-процессов. Всего систему ожидают более 30 корректировок до конца 2023 года.
Обновлены будут не только компьютерные программы и система документооборота. Для обеспечения достаточного количества мощностей по утилизации и обезвреживанию промышленных отходов в России строится сеть экотехнопарков.
“Федеральным проектом “Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности” предусмотрено создание семи экотехнопарков по переработке отходов. Четыре из них, в Кировской, Саратовской, Курганской областях и Удмуртской республике, будут созданы путем перепрофилирования бывших объектов по уничтожению химического оружия, а три, в Томской, Иркутской и Нижегородской областях – строятся “с нуля”. Площадки выбраны с учетом объемов образования отходов, удобства логистики, наличия развитой дорожно-транспортной инфраструктуры и близости к источникам генерации энергоресурсов”, – рассказывает Погодин.
На экотехнопарках будет применяться три основных типа технологических решений. Установка высокотемпературного обезвреживания предназначена для переработки твёрдых, жидких и пастообразных отходов, включающих органические компоненты. Жидкие отходы, содержащие преимущественно неорганические компоненты, будут направляться на линии физико-химической обработки и утилизации отходов. Ртутьсодержащие отходы планируется утилизировать на установке демеркуризации методом вакуумной дистилляции.
На экотехнопарках будут обезвреживаться и утилизироваться более 300 видов отходов I и II классов опасности, причем утилизировать планируется 2/3 отходов, а обезвреживать – 1/3, что позволит вовлечь в повторный промышленный оборот около 70% вторичных ресурсов.
Технологии будут замкнуты в единый производственный цикл, отходы от одних стадий будут являться сырьем для других. В результате обработки, утилизации и обезвреживания отходов планируется получать гидроксиды металлов, соли натрия и калия, медь металлическую, хлорид аммония, сульфат аммония, ртуть металлическую, изолирующий материал для полигонов захоронения твёрдых коммунальных и промышленных отходов. Продукты переработки могут быть применены при производстве электроники, агрохимикатов, в металлургии.
Как принять отходы у населения
На пути к полной утилизации и переработке опасных отходов есть еще одна проблема: как собрать отходы у населения. Допустим, юридические лица можно обязать сдавать ртутные лампы и аккумуляторные батареи, а как быть с простыми гражданами – физическими лицами?
Уникальный в этом отношении опыт получен в этом году в Санкт-Петербурге, где функционирует система приема опасных отходов от населения. По городу ездит 2 экомобиля, организовано 10 экологических пунктов и 480 экологических терминалов для приема батареек и компактных люминесцентных ламп.
Экомобиль – это микроавтобус с цельнолитым металлическим корпусом. Он оснащен специальными емкостями и принимает расширенную номенклатуру отходов. Такие автомобили курсируют по всем районам Санкт-Петербурга. В выходные и праздники – с утра до вечера, в рабочие дни – по вечерам.
А вот экопункты работают с утра и до вечера без выходных. Они представляют собой специально оснащенные прицеп-фургоны и размещаются стационарно в 10-ти из 18-ти районов Санкт-Петербурга. На каждом фургоне есть кнопка вызова специалиста.
Экотерминалы – это компактные герметичные контейнеры с закрывающейся дверцей для приема отработанных батареек и ламп. Такие терминалы можно увидеть в крупных торговых центрах, социальных объектах и на автозаправках.
За одиннадцать месяцев 2022 года было собрано более 148 660 килограммов опасных отходов. Больше всего “улов” в экопунктах – 104 425 килограммов. В экотерминалы сдали 40 450 килограммов опасного мусора, экомобили, начавшие курсировать с августа, собрали 3 790 килограммов.
Цифровая экосистема ФГИС ОПВК и строящиеся экотехнопарки по переработке отходов – это новая реальность, которая позволит обеспечить учет, контроль, отсутствие мошеннических схем, обновление технологической базы, постоянный технологический аудит переработчиков.
В стране появился ответственный за обращение с высокоопасными отходами – федеральный оператор.
Современные технологии позволили создать “единое окно” – информационный ресурс, в котором скоро будет работать весь рынок.
Параллельно идет полная инвентаризация отрасли: с рынка уходят предприятия (транспортировщики и переработчики отходов), которые не хотят или не могут работать по новым правилам в рамках правового поля.
Технологический аудит, внедряемый ФЭО, сможет создать прозрачный реестр наилучших доступных технологий. Их применение должно быть положено в основу распределения заказов на переработку.
Надеемся, что федеральный оператор продолжит работу над улучшением сервисной составляющей системы, повышением ее удобства для бизнеса, сбалансирует предложения участников рынка и государственные интересы – у него для этого есть все необходимые ресурсы и поддержка ответственных участников отрасли.

