- Личный кабинет ЕСИА
- Функционал личного кабинета ЕСИА
- Регистрация в кабинете
- Авторизация в личном кабинете ЕСИА
- Мобильное приложение личного кабинета ЕСИА
- Клиентская поддержка через кабинет
- Правила безопасности и конфиденциальности
- Что же может получить коммерческая организация из ЕСИА?
- Как подключиться?
- Аутентификация пользователя в системе
- Подключаться или нет?
Личный кабинет ЕСИА
Каждый гражданин неизбежно общается с представителями разнообразных государственных органов. Хождение по инстанциям отнимает много времени и нервов. Современные средства связи и переход государственных органов на новые формы коммуникаций позволяют многие услуги получать в электронном виде.
Функционал личного кабинета ЕСИА
Авторизация в личном кабинете ЕСИА
Мобильное приложение личного кабинета ЕСИА
Клиентская поддержка через кабинет
Правила безопасности и конфиденциальности
Функционал личного кабинета ЕСИА
Регистрация в личном кабинете позволяет аккумулировать информацию обо всех услугах, которые вы когда-либо получали – обращения, заявления, платежи. Через личный кабинет можно следить за тем, как рассматривается ваша заявка, контролировать ее статус, настраивать уведомления об изменениях, отслеживать статус платежей.
Регистрация в кабинете
Авторизация в личном кабинете ЕСИА
Мобильное приложение личного кабинета ЕСИА
Мобильное приложение разработано для мобильных устройствах на разных платформах.
С помощью приложения возможно:
- получать информацию о событиях (изменение статусов заявлений, информация о штрафах и задолженности, прием к врачу, время смены паспорта и множество другой информации)
- подстроиться под каталог услуг в зависимости от региона
- подать заявление на получение заграничного и гражданского паспорта
- запросить выписку по пенсионному счету
- заказать справку об отсутствии судимости
- зарегистрировать автомобиль
- оформить водительское удостоверение
- оплатить задолженности и штрафы
Клиентская поддержка через кабинет
- Поддержка клиентов осуществляется по телефону:
- 8 800 100-70-10
- +7 495 727-47-47
- Электронный адрес для обратной связи
- Ответы на частые вопросы в разделе «Помощь и поддержка».
- Поддержка в Telegram.
Правила безопасности и конфиденциальности
В системе портала используется полный набор механизмов безопасности. Программное обеспечение портала регулярно проходит сертификацию. Персональные данные пользователей хранятся в единой базе ЕСИА. Данная система аттестована на обработку конфиденциальной информации.
В то же время не нужно забывать, что безопасность определяется не только защищенностью базы, но и рабочего места. Пользователи должны следовать рекомендациям:
- использовать лицензированное ПО
- регулярно производить рекомендуемые обновления безопасности
- использовать качественное антивирусное обеспечение
- не входить на портал из общественных и незнакомых источников
3 минуты – 3 дня
МФК «Лайм-Займ» (ООО)
ООО МФК «Мани Мен»
ООО МКК «Академическая»
ООО МФК «Вэббанкир»
Время на прочтение
Изменения в законодательстве, начинающие действовать с начала 2018 года и включающие в себя самые разнообразные области нашей с вами жизнедеятельности (закон о мессенджерах, о телемедицине и т.д.) объединяет одно – все большее проникновение информационных сервисов в нашу жизнь. Естественным является факт, что как и в реальной жизни, для получения человеком какой-либо услуги ему требуется пройти идентификацию. В офф-лайновой жизни средством авторизации является паспорт гражданина, а в он-лайн сфере таковым средством правительство решило признать ЕСИА — единая система идентификации и аутентификации.
Вот о ней и хотелось бы поговорить. Это ознакомительная статья, можно сказать ликбез. Для знакомства людей, которые еще не знают, что при необходимости можно использовать ЕСИА у себя в проектах и идти в ногу со временем вместе с государством. И так, что же это за зверь и как его рассматривает правительство.
Минкомсвязь России в рамках инфраструктуры электронного правительства создала и развивает Единую систему идентификации и аутентификации (ФГИС ЕСИА), цель которой — упорядочить и централизовать процессы регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации пользователей.
1. Предоставляет информационным системам решение по достоверной идентификации пользователей (физических и юридических лиц, органов государственной власти).
Достоверность достигается за счет того, что:
- регистрация лица в ЕСИА сопряжена с проверкой значимых для удостоверения личности критериев;
- ЕСИА обеспечивает защиту размещённой в ней информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Является ориентированной на пользователя и предоставляет возможности:
- идентификации и аутентификации с использованием единой учетной записи и широкого спектра поддерживаемых методов аутентификации при доступе к различным информационным системам органов государственной власти;
- управления своими персональными данными, размещенными в ЕСИА, и контроля над их предоставлением в информационные системы органов государственной власти.
Основные функциональные возможности ЕСИА:
- идентификация и аутентификация пользователей, в том числе:
однократная аутентификация, которая дает пользователям ЕСИА следующее преимущество: пройдя процедуру идентификации и аутентификации в ЕСИА, пользователь может в течение одного сеанса работы обращаться к любым информационным системам, использующим ЕСИА, при этом повторная идентификация и аутентификация не требуется;поддержка различных методов аутентификации: по паролю, по электронной подписи, а также двухфакторная аутентификация (по постоянному паролю и одноразовому паролю, высылаемому в виде sms-сообщения);поддержка уровней достоверности идентификации пользователя (упрощённая учетная запись, стандартная учетная запись, подтвержденная учетная запись). - однократная аутентификация, которая дает пользователям ЕСИА следующее преимущество: пройдя процедуру идентификации и аутентификации в ЕСИА, пользователь может в течение одного сеанса работы обращаться к любым информационным системам, использующим ЕСИА, при этом повторная идентификация и аутентификация не требуется;
- поддержка различных методов аутентификации: по паролю, по электронной подписи, а также двухфакторная аутентификация (по постоянному паролю и одноразовому паролю, высылаемому в виде sms-сообщения);
- поддержка уровней достоверности идентификации пользователя (упрощённая учетная запись, стандартная учетная запись, подтвержденная учетная запись).
- ведение идентификационных данных, а именно – ведение регистров физических, юридических лиц, органов и организаций, должностных лиц органов и организаций и информационных систем;
- авторизация уполномоченных лиц органов государственной власти при доступе к следующим функциям ЕСИА:
ведение регистра должностных лиц органов власти в ЕСИА;ведение справочника полномочий в отношении информационной системы и предоставление пользователям ЕСИА (зарегистрированным в ЕСИА как должностные лица) полномочий по доступу к ресурсам систем, зарегистрированным в ЕСИА;делегирование вышеуказанных полномочий уполномоченным лицам нижестоящих органов государственной власти. - ведение регистра должностных лиц органов власти в ЕСИА;
- ведение справочника полномочий в отношении информационной системы и предоставление пользователям ЕСИА (зарегистрированным в ЕСИА как должностные лица) полномочий по доступу к ресурсам систем, зарегистрированным в ЕСИА;
- делегирование вышеуказанных полномочий уполномоченным лицам нижестоящих органов государственной власти.
- ведение и предоставление информации о полномочиях пользователей в отношении информационных систем, зарегистрированных в ЕСИА.
В данный момент подключить систему к ЕСИА может любая государственная организация, а также отдельные виды коммерческих организаций: страховые компании, кредитные организации (банки), профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, микрофинансовые и микрокредитные организации, а также операторы связи.
Законодательство со временем корректируется, и вместе с ним расширяется перечень организаций, которым разрешено подключиться к ЕСИА.
Люди, не знакомые с ситуацией, при слове «государственная» сразу представляют себе каналы связи, которые необходимо защитить при помощи отечественных криптоалгоритмов со всеми вытекающими затратами, лицензиями и оборудованием. Но, как бы смешно это не было (или печально), главная площадка для идентификации в стране – работает с иностранной криптографией (а куда деваться).
Поэтому, если вы хотите воспользоваться услугами данной платформы, то можете размещать свои ресурсы где у годно в нашей огромной стране, в том числе и в нашей инфраструктуре Cloud4Y.
Что же может получить коммерческая организация из ЕСИА?
Перечень доступных к получению сведений зависит от:
- Категории организации, подключающейся к ЕСИА
- Использованного способа подключения к ЕСИА
Минкомсвязь ограничивает перечень данных, доступных коммерческим организациям. Обычно разрешают получать только сведения о ФИО, реквизитах паспорта (серия и номер, кем и когда выдан), гражданстве, а также признака «подтвержденности» аккаунта и идентификатора аккаунта в ЕСИА.
Государственные организации могут получать из ЕСИА полный набор данных о пользователе и его организациях. Это следующие сведения:
- личные данные (ФИО, пол, дата и место рождения, гражданство)
- данные идентификационных документов (СНИЛС, ИНН, общегражданский и заграничный паспорт, свидетельство о рождении, водительское удостоверение, военный билет, полис ОМС)
- контактная информация (email, мобильный и домашний телефон, адреса регистрации и проживания)
- сведения о детях (личные данные и документы)
- сведения о транспортных средствах (номер и свидетельство о регистрации)
- сведения об организациях и ИП (наименование, ОГРН, ИНН/КПП, организационно-правовая форма, юридический адрес, контакты, филиалы, списки сотрудников, полномочия сотрудников, транспортные средства организации)
- данные учетной записи (идентификатор аккаунта в ЕСИА, признак «подтвержденности» аккаунта)
Сведения предоставляются в том объеме, в каком они заполнены пользователем в ЕСИА, а также при условии согласия пользователя на предоставления этих сведений.
Как подключиться?
Чтобы подключить сайт своей организации, нужно пройти несколько довольно несложных процедур.
В общих чертах для подключения к ЕСИА нужно:
- Убедиться, что вашей организации можно подключать свои системы к ЕСИА.
- Директору организации с помощью веб-приложения «Профиль ЕСИА» зарегистрировать организацию в ЕСИА.
- Ему также нужно прикрепить к учетной записи организации ответственного сотрудника и назначить ему право доступа в специальное приложение — Технологический портал ЕСИА. Если директор не планирует делегировать дальнейшие операции своему сотруднику, то тогда он все равно должен явно предоставить доступ себе к Технологическому порталу ЕСИА.
Назначенному ответственному сотруднику организации нужно с помощью веб-приложения «Технологический портал ЕСИА»:
- Зарегистрировать учетную запись системы в ЕСИА. Мнемонику для системы придумать, либо использовать существующую мнемонику точки подключения к СМЭВ, если подключаемая к ЕСИА система раньше уже была подключена к СМЭВ.
- Загрузить в карточку системы ее сертификат.
Ответственному сотруднику организации нужно:
- Поочередно подать по электронной почте заполненные в соответствии с регламентом заявки на использование программных интерфейсов ЕСИА в тестовой и промышленной среде.
Разработчикам подключаемой системы:
- Доработать систему для подключения к ЕСИА, самостоятельно разработав код взаимодействия с ЕСИА в соответствии с действующим документом «Методические рекомендации по использованию ЕСИА» или использовать готовые решения, благо такие на рынке есть.
- Отладить взаимодействие в тестовой и промышленной среде ЕСИА.
Здесь нужно заметить, что с 01.01.2018 г. взаимодействие по протоколу SAML 2.0 больше не будет разрешено (только для действующих систем). Для подключения к ЕСИА необходимо будет использовать протокол OAuth 2.0 / OpenID Connect (сейчас доступны оба варианта).
Аутентификация пользователя в системе
Рекомендуемый сценарий аутентификации пользователя при интеграции по OpenID Connect 1.0 в его базовом виде происходит по следующему сценарию:
- Система-клиент формирует и отправляет в ЕСИА запрос на аутентификацию и перенаправляет браузер пользователя на специальную страницу предоставления доступа.
- Когда пользователь аутентифицирован, ЕСИА сообщает пользователю, что система-клиент запрашивает данные о нем в целях проведения идентификации и аутентификации, предоставляя перечень запрашиваемых системой-клиентом сведений.
- Если пользователь дает разрешение на проведение аутентификации системой-клиентом, то ЕСИА выдает системе-клиенту специальный авторизационный код.
- Система-клиент формирует в адрес ЕСИА запрос на получение маркера идентификации, включая в запрос полученный ранее авторизационный код.
- ЕСИА проверяет корректность запроса (например, что система-клиент зарегистрирована в ЕСИА) и авторизационного кода и передает системе-клиенту маркер идентификации.
- Система-клиент извлекает идентификатор пользователя из маркера идентификации. Если идентификатор получен, а маркер проверен, то система-клиент считает пользователя аутентифицированным. После получения маркера идентификации система-клиент использует REST-сервисы ЕСИА для получения дополнительных данных о пользователе, предварительно получив соответствующий маркер доступа.
Подключаться или нет?
За операторов, в связи со вступлением в действие закона о мессенджерах данный вопрос практически решен.
Напомним, в соответствии с Федеральным законом №245 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» от 29 июля 2017 года, операторы связи обязаны проверять достоверность сведений об абоненте. В законе закреплен перечень способов проверки, одним из которых является использование Единого портала государственных и муниципальных услуг или информационных систем госорганов при наличии подключения к ним у операторов через СМЭВ.
Поправки в ФЗ «О связи» вступают в силу 1 июня 2018. До этого времени операторы связи смогут протестировать работу своих систем со СМЭВ и ЕСИА.
Становится ли чебурнет всё ближе? Официальных заявлений о планах сделать выход в Интернет возможным только через ЕСИА нами не найдено. На данный момент, по официальным данным, в ЕСИА зарегистрировано около 50 миллионов пользователей (физических лиц) и около 300 000 организаций.