Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. N 181 г. Москва “О Единой государственной информационной системе социального обеспечения”

Правительство внесло в Госдуму законопроект, по которому выявлять и учитывать граждан, нуждающихся в соцпомощи, будут через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) за счет добавления в нее данных ряда ведомств. Эксперты, опрошенные «Известиями», подтвердили, что таким образом в России, по сути, происходит переход оказания помощи от заявительного к выявительному.

О чем говорится в законопроекте

Законопроект внесет изменения в статьи 5-2 и 6-9 закона «О государственной социальной помощи» — для выявления и учета граждан, которые нуждаются в получении мер социальной поддержки, будет реализован механизм, по которому процесс расчета среднедушевого дохода на члена семьи, а также оценка имущественной обеспеченности сформируется системой ЕГИССО. Для этого в систему будут вноситься сведения, предоставляемые ФНС, МВД и Росреестром. Обрабатывать данные будет Пенсионный фонд.

Отмечается, что у ЕГИССО появится новая задача — выявлять граждан, которые нуждаются в получении мер социальной защиты. Критерии отнесения к той или иной категории будут прописаны в документе. После того, как система выявит человека, нуждающегося в получении помощи, он будет информирован о возможности получения тех или иных мер соцподдержки.

Для этого в Положении о ЕГИССО уточнят порядок и состав получения сведений о гражданах, их доходах и имуществе, имеющихся в распоряжении ведомств. Что касается сведений о движимом и недвижимом имуществе, то их система будет получать только по семьям или одиноким гражданам, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

Про Госуслуги:  Партизанский форум про ЕГИССО

О том, что ЕГИССО сможет более точно определять семьи, которые оказались в сложной финансовой ситуации, говорил премьер Михаил Мишустин. Он подчеркнул, что система будет автоматически рассчитывать размер выплат, помощь станет более адресной. Сейчас, указал он, проживающие в сельской местности или на удаленных территориях люди часто просто не знают о том, какую поддержку могут получить от государства.

— Всё это — важная часть работы по созданию механизма социального казначейства, справедливой и востребованной системы защиты людей, — заявил премьер.

Судя по всему, проблем с принятием законопроекта не будет. Так, депутат Госдумы от КПРФ Андрей Алехин заметил, что документ с большой вероятностью поддержат в нижней палате парламента.

Член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб, в свою очередь, рассказала «Известиям», что в парламенте принимается законопроект, который предполагает передачу сведений о получении гражданами всех мер соцподдержки в Росстат.

— Анализ данных позволит формировать реальную информацию об экономическом, социальном состоянии отдельных категорий граждан в России, — сказала она. — И в последующем при передаче всех сведений из ФНС и сведений об имуществе граждан это позволит в том числе корректировать уже имеющиеся и формировать новые программы господдержки граждан.

По словам Бессараб, это позволит также сделать анализ социально-экономического развития отдельных территорий.

Что такое ЕГИССО

Депутат отметила, что ЕГИССО внедрялась во всех регионах России еще с 2018 году и сейчас просто расширяется функционал этой системы.

— Это цифровая платформа, которая полностью совместима со всеми информационными ресурсами, имеющимися в регионах, — сказала она. — Она и сегодня информирует, когда вы обращаетесь к ней, в каких случаях вы имеете право на получение помощи. К сожалению, граждане не всегда этим пользуются — ко мне, например, часто обращаются люди, которые просто не знают о том, что уже имеют право на получение мер социальной поддержки.

Создание ЕГИССО было предусмотрено ФЗ № 388 от 29 декабря 2015 года. В действие ее ввели с 1 января 2018 года. Система объединена с порталом Госуслуг, основная задача — аккумулирование в одном источнике информации о мерах соцподдержки, социальных услугах и гарантиях, которые предоставляются гражданам за счет бюджетов любого уровня. Стержень системы — реестр мер соцподдержки с фиксацией их видов, условий, категорий лиц, которые имеют право на их получение. ЕГИССО должна в том числе снизить административные расходы по сбору, актуализации данных и подготовке регулярных докладов по социальной поддержке.

Ранее Минтруд разработал перечень жизненных ситуаций, по которым граждан будут автоматически информировать о возможности поддержки со стороны государства. В этот перечень вошли рождение ребенка, установление опеки, установление инвалидности, выход на пенсию, достижение ребенком определенного возраста, беременность, присвоение звания ветерана, получение статуса лица, подвергшегося воздействию радиации, получение статуса многодетной семьи, поддержка молодой семьи. Этот перечень будет размещен в ЕГИССО.

Насколько безопасен сбор персональных данных ЕГИССО

Юрист правовой группы РБОО «Центр лечебной педагогики» Павел Кантор замечает: в развитии системы социальной помощи в России за последние годы наблюдалось две противоположных тенденции.

— С одной стороны, высказывались опасения, что под видом или под предлогом социальной поддержки будут собираться и распространяться, в том числе неофициально (утекать), персональные данные и сведения об имущественном положении граждан, — сказал он «Известиям». — Либо что благие намерения оказать социальную поддержку обернутся нежелательным вмешательством государства в частную жизнь граждан и их семей. По этой причине брался курс на максимально адресную социальную поддержку исключительно в заявительном порядке.

С другой стороны, говорит он, отмечалось, что такой подход требует от граждан самостоятельного сбора различных документов. С этим у многих возникли проблемы — особенно у уязвимых категорий населения, например пожилых, инвалидов с ментальными расстройствами и так далее. В результате люди просто не получали того, что им положено.

— Предложения правительства призваны найти компромисс между этими подходами, то есть организовать максимально оптимизированную и защищенную систему сбора сведений о людях, нуждающихся в помощи, — замечает Кантор. — Это должно упростить обращение за мерами социальной поддержки и их получение и в то же время обеспечить безопасность данных.

Советник Адвокатского бюро ЕПАМ Елена Авакян также замечает, что государственная информационная система имеет жестко очерченный контур использования данных.

— Это система социального обеспечения, завязанная только на тех видах услуг, которые имеют право получать определенные категории лиц, — говорит она.

Светлана Бессараб подчеркнула, что данные будут передаваться в обезличенном, деперсонализированном виде, тайна персональных данных нарушаться не будет.

Как будут выявлять нуждающихся в соцпомощи

Светлана Бессараб отмечает, что в законопроекте речь действительно идет о переходе к выявительному характеру оказания помощи.

— До этого мы знали, что на федеральном, региональном и местном уровнях гражданин имеет право на разного рода меры государственной социальной поддержки, но при этом не знали, какие именно он получает, — говорит она. — Более того, и сам гражданин не знал, что он имеет право претендовать на какие-либо меры поддержки. При включении в систему ЕГИССО в том числе данных Росреестра и ФНС мы узнаем о том, подпадает ли он под критерии нуждаемости.

Сейчас, говорит она, органам исполнительной власти часто приходится проверять по межведомственному взаимодействию информацию о нуждаемости человека. Собранные на одной платформе и анализируемые в реальном времени данные позволят сделать ответ на наступление события в жизни гражданина немедленным.

По ее словам, это способ получить обратную связь о том, получает ли человек ту или иную социальную помощь — например, работает ли такой инструмент, как социальный контракт.

— Гражданин может, например, пройти обучение на востребованную на рынке труда специальность или открыть свое личное подсобное хозяйство, свой бизнес при поддержке государства, — говорит Бессараб. — Но обратной связи, как этот инструмент работает, очень мало. Мы хотим собрать все данные и, апеллируя к ним, формировать повестку и, возможно, новые меры государственной поддержки.

Елена Авакян отмечает, что персональные данные в ЕГИССО консолидированные, что очень важно. Например, у системы есть прямой доступ к данным ЗАГС, что довольно большая редкость, если говорить о каких-либо информационных системах.

— ЕГИССО будет получать информацию из различных ведомств, — говорит она. — Сейчас у нас нет ни единой базы, где бы все эти сведения встречались. ЕГИССО будет именно той системой, которая будет объединять все сведения из разных источников. Мы рассчитываем, что ЕГИССО станет источником пополнения информация в том числе для портала бесплатной юридической помощи, который будет автоматически определять лицо, которое имеет право на эту бесплатную юрпомощь, и информировать его об этом через портал госуслуг.

По ее словам, это подстегнет развитие бесплатной юридической помощи больше, чем создание госюрбюро по всей стране, позволив автоматизировать процесс.

— Мы никогда не знаем без специально представленных документов, имеет ли право человек на эту бесплатную юридическую помощь, — говорит Авакян. — ЕГИССО могла бы взять эту часть работы на себя. Тогда человеку достаточно иметь портал госуслуг, и ему не придется ничего инициировать самостоятельно. Он автоматически получит уведомление, что вправе обратиться к бесплатной юридической помощи в тех или иных сферах.

По ее словам, сейчас бесплатная юрпомощь часто превращается в небольшую консультацию, после которой приходится гораздо больше времени тратить на написание отчетных бумаг после ее оказания. В случае если это будет завязано на ЕГИССО, уже идентифицированные адвокаты и идентифицированные клиенты смогут обойтись без сбора и написания лишних документов.

— Есть множество примеров подобного рода услуг, на которые имеют право разные лица: всевозможные жилищные субсидии, субсидирование обучения и многое другое, — они распределены по разным ведомствам, — говорит Авакян. — ЕГИССО станет опорной системой, за счет которой будет подтверждаться статус имеющего право на поддержку. В личный кабинет на портал госуслуг будет автоматически приходить информация о предоставлении той или иной субсидии.

Как будет работать система

Павел Кантор замечает, что на практике ситуации, когда вся необходимая информация об имущественном положении граждан содержится в информационных системах госорганов — Пенсионном фонде России, ФНС, МВД или Росреестре, и так не вызывали особых затруднений, однако в ряде случаев сложности возникали, когда по каким-то причинам данные отсутствовали в системах или были неактуальны.

— Сами граждане могли не пользоваться или испытывали трудности в пользовании информационными технологиями — например, перевод получения отдельных мер поддержки в Москве исключительно в электронный вид поставил в затруднительное положение тех, кто не пользуется интернетом и мобильными телефонами, — говорит Кантор. — И предлагаемая система не решит такие ситуации, требующие ручного управления.

Елена Авакян предполагает, что система не заработает безупречно с самого начала.

— Это очень сложная комплексная система с огромным количеством источников информации, за счет которых она должна питаться, и степень готовности различных министерств и ведомств очень разная, — замечает она. — Поэтому здесь прежде всего нужно будет решить вопрос с тем, как выравнять форматы и обеспечить выгрузку.

Кроме того, говорит она, очень многие данные сосредоточены на региональном уровне — в частности, списки пострадавших при чрезвычайных ситуациях содержатся на уровне субъектов.

— Соответственно, пополнится и заработает такая система вряд ли быстро, — говорит она. — Но вводиться в действие она может поэтапно. В среднесрочной перспективе до 2025 года всё решаемо. При этом такая система очень существенно облегчит жизнь огромному числу людей и специалистов.

Доктор экономических наук, директор научно-образовательного центра социального развития Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Любовь Храпылина замечает, что в общей сложности в России сейчас определено 426 категорий, для каждой из которых отдельно прописаны критерии принадлежности и основания, по которым человек может получать те или иные преференции, услуги, выплаты или льготы, и пока обобщенная систематизированная информация отсутствует.

— При условии четкой организации процесса отладить эффективную систему ЕГИССО можно в течение полутора-двух лет, — считает Храпылина. — Для этого потребуются активные слаженные действия со стороны всех служб, отвечающих за те или иные виды поддержки. Следует также отметить, что крайне важно не сразу переключаться с заявительного принципа на систему ЕГИССО, а обеспечить переходный период.

По мнению источника «Известий» в органах опеки и попечительства, такая система может заработать быстро и качественно, хотя зависит это в том числе от программного обеспечения на местах.

— Однозначно, цифровой формат — это будущее, — говорит она. — Бонусы электронного формата взаимодействия очевидны. Сняты психологические барьеры взаимодействия человека или семьи с учреждениями, особенно в вопросах признания их малоимущими, сокращено время за обращением за госуслугой — всё вычисляется автоматически, достаточно доступа к персональным данным о доходах и собственности, а назначение помощи не требует дополнительных действий по оформлению льгот. Конечно, есть мнение о рисках использования виртуальных баз данных, но обратного пути точно нет.

Новый порядок позволит назначать гражданам льготы и социальные пособия в беззаявительном порядке. Принцип проактивности уже реализуется с некоторыми видами соцвыплат (например, в 2020 году многие пользователи портала госуслуг получили выплаты на детей автоматически), а также при рождении ребенка (справка из роддома автоматически поступает в личный кабинет родителя на портале госуслуг).

В целом же ЕГИССО начала работать в 2018 году, она позволяет пользователям узнать о назначенных мерах соцподдержки.

Ранее на законодательном уровне не была закреплена норма о том, что регионы могут предоставлять меры поддержки на основании данных из ЕГИССО. Чиновники либо собирали необходимые данные вручную, либо граждане должны были самостоятельно предоставлять документы. Новый документ устраняет эту проблему.

В марте премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что в ближайшие пять лет в России будет создана единая цифровая платформа, которая позволит оформлять социальные пособия и выплаты в электронном виде. В 2021 году проект заработает в пилотном режиме в семи регионах.

“Будет создана единая цифровая платформа, которая позволит автоматически предоставлять помощь всем, кто в ней нуждается в проактивном формате и без бумажной волокиты”, – рассказал тогда Мишустин.

По его словам, платформа объединит информационные системы разных ведомств, ускорит назначение пенсий и других выплат.

“Разумеется, цифровая трансформация не заменит личного взаимодействия людей с различными ведомствами. Они по-прежнему будут проводить прием граждан. Кто захочет, сможет лично обратиться в государственные структуры для оформления различных компенсаций, пособий, во время живого общения решить все интересующие вопросы”, – уточнил премьер.

Аудиторы рекомендовали скорректировать их и обеспечить полноту и достоверность размещаемых в системе данных, поскольку в 2023 году на их основании будут предоставляться все меры поддержки.

Согласно законопроекту, разработанному Минтрудом, уже с 1 сентября следующего года все новые меры соцподдержки должны назначаться гражданам по данным из ЕГИССО – автоматически при наступлении жизненного события или по одному заявлению, то есть – без сбора справок. До конца 2023 на такой формат предоставления переведут все старые пособия и выплаты, которые начисляются гражданам из федерального, регионального и муниципальных бюджетов.

Предполагается, что налоговые органы в ЕГИСОО будут передавать сведения о низких доходах россиян, движимом и недвижимом имуществе, которым владеет семья, что позволит органам соцзащиты рассчитывать среднедушевой доход граждан, определять степень нуждаемости семьи.

Однако сегодня в системе многие сведения о назначенных мерах поддержки не соответствуют действительности, отмечают в Счетной палате. Так, по данным Пенсионного фонда страховая пенсия у пенсионера в Тульской области с января по декабрь 2020 года составила 13019,27 рубля, в ЕГИССО ее размер – 16 932,83 рубля. Число инвалидов I группы, получающих меры поддержки по состоянию на 1 января 2021 года, по данным ЕГИССО (1663,34 тыс. человек), на 295,78 тысяч человек больше, чем в целом число инвалидов, имеющих эту группу инвалидности, по данным Федерального реестра инвалидов (1367,58 тысяч человек). Кроме того, в системе ведется справочник событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты, о них получателей уведомляют в личном кабинете на портале госуслуг. Но он предусматривает только три наименования жизненных событий – рождение ребенка, установление инвалидности и наступление пенсионного возраста. Это, по мнению аудиторов, не отражает весь спектр жизненных событий, при которых у граждан появляется возможность получения социальной поддержки и помощи.

В связи с этим, Счетная палата рекомендовала Правительству поручить Минтруду и ПФР заполнить в ЕГИССО пробелы, устранить причины технических ошибок, а также обратить отдельное внимание на недостатки в работе “Социального калькулятора”, основная идея которого в том, чтобы человек, заведя свои данные в личном кабинете, мог увидеть все пособия и льготы, которые ему положены. Сегодня из-за постоянных сбоев и несоответствия данных калькулятор не выдает действительной информации.

Между тем, замминистра труда и соцзащиты Алексей Скляр заверил, что до 2023 года все региональные органы соцзащиты начнут не только размещать информацию, но назначать меры соцподдержки через ЕГИССО. В Минтруде также отметили, что перечень событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты и которые содержатся в справочнике событий, будет расширяться. Помимо уведомлений о мерах поддержки, которые полагаются гражданам при рождении ребенка, установлении инвалидности и достижении пенсионного возраста, со следующего года список пополнят еще два события – достижение определенного возраста у ребенка и беременность. Проактивное информирование при получении статуса многодетной семьи, статуса лица, подвергшегося воздействию радиации и при присвоении звания ветерана будет реализовано в 2023 году. Еще через год – в 2024 году – информирование будет организовано в связи с созданием молодой семьи, потерей кормильца и установлением опеки.

В Счетной палате подчеркнули, что на начало 2021 года в ЕГИССО были представлены сведения о 70,44 млн получателей мер социальной защиты. Это на 6,9% больше, чем по итогам 2018 года – первого года работы системы.

В соответствии со статьями 69 и 611 Федерального закона “О государственной социальной помощи” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о Единой государственной информационной системе социального обеспечения;

состав информации, размещаемой в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, и источники такой информации;

порядок предоставления информации в Единую государственную информационную систему социального обеспечения.

2. Пенсионному фонду Российской Федерации:

обеспечить реализацию мероприятий по развитию и эксплуатации Единой государственной информационной системы социального обеспечения;

совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечить в объеме полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, функционирование Единой государственной информационной системы социального обеспечения;

в срок до 31 декабря 2017 г. разработать и утвердить регламент информационного взаимодействия поставщиков и потребителей информации с Единой государственной информационной системой социального обеспечения.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 г., за исключением абзаца четвертого пункта 2, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

Положение о Единой государственной информационной системе социального обеспечения

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок обработки информации, подлежащей размещению в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее – информационная система), порядок предоставления доступа к сведениям информационной системы, а также принципы создания, развития и эксплуатации информационной системы, ее структуру, порядок ее организации и функционирования, включая порядок защиты информации, содержащейся в информационной системе, порядок направления и обработки запросов, права и обязанности поставщиков информации и пользователей информационной системы, функции ее оператора.

2. Государственным заказчиком создания, развития и эксплуатации информационной системы, а также ее оператором является Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – оператор информационной системы).

3. Оператором инфраструктуры, обеспечивающей функционирование информационной системы, является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее соответственно – оператор инфраструктуры, инфраструктура).

4. Создание и обеспечение функционирования информационной системы осуществляется оператором информационной системы совместно с оператором инфраструктуры в соответствии с полномочиями, определенными Федеральным законом “О государственной социальной помощи”, а также в соответствии с положениями Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, Федерального закона “О персональных данных” и настоящего Положения.

5. Правообладателем информации, содержащейся в информационной системе, от имени Российской Федерации является поставщик информации в части сведений, размещенных им в соответствующем региональном (ведомственном) сегменте информационной системы.

II. Принципы создания, развития и эксплуатации информационной системы, функции оператора информационной системы и оператора инфраструктуры

6. Для реализации целей создания информационной системы, указанных в Федеральном законе “О государственной социальной помощи”, посредством информационной системы обеспечиваются:

а) предоставление мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат населению в Российской Федерации за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее – меры социальной защиты (поддержки) органами государственной власти, государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления и организациями, предоставляющими меры социальной защиты (поддержки), (далее соответственно – органы власти, организации), в том числе с соблюдением принципа адресности и применением критериев нуждаемости;

б) унификация мер социальной защиты (поддержки), предоставляемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

в) возможность прогнозирования расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части выполнения социальных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

г) повышение уровня информированности граждан о мерах социальной защиты (поддержки) и реализации права на них;

д) формирование и ведение в соответствии с законодательством Российской Федерации базового государственного информационного ресурса в сфере социальной защиты населения.

7. К задачам информационной системы относятся:

а) формирование и ведение классификатора мер социальной защиты (поддержки) (далее – классификатор) и перечня категорий получателей мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат (далее – перечень категорий получателей);

б) предоставление пользователям информационной системы информации об основаниях, условиях, о способах, формах и фактах предоставления мер социальной защиты (поддержки), а также сведений об организациях;

в) контроль соблюдения гарантированного объема и качества предоставления мер социальной защиты (поддержки).

8. Функциями информационной системы являются:

а) сбор, анализ и обработка информации о предоставляемых гражданам мерах социальной защиты (поддержки), а также предоставление доступа к такой информации гражданам, заинтересованным органам власти и организациям;

б) обеспечение возможности использования сведений информационной системы в целях прогнозирования и оценки необходимости и нуждаемости граждан в мерах социальной защиты (поддержки);

в) соотнесение региональных и муниципальных классификаторов мер социальной защиты (поддержки), регистров в сфере социальной защиты с классификатором в целях унификации мер социальной защиты (поддержки);

г) обеспечение упорядоченного эффективного межведомственного взаимодействия, включая взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации между собой в части обмена сведениями о предоставлении мер социальной защиты (поддержки) посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (далее – инфраструктура взаимодействия).

9. Создание, развитие и эксплуатация информационной системы осуществляются на основе следующих принципов:

а) использование инфраструктуры взаимодействия;

б) обеспечение полноты, достоверности, актуальности и целостности сведений, получаемых через информационную систему;

в) однократность ввода информации и многократность ее использования;

г) обеспечение применения органами власти и организациями классификатора и перечня категорий получателей;

д) централизация сбора и безвозмездность предоставления информации с использованием информационной системы для всех пользователей информационной системы в соответствии с их правами доступа;

е) модульность построения, адаптируемость, модифицируемость информационной системы;

ж) открытость для интеграции с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами на основе единых форматов информационного взаимодействия.

10. Функциями оператора информационной системы являются:

а) техническое сопровождение, администрирование, эксплуатация и развитие программно-технических средств информационной системы;

б) соблюдение требований безопасности информационной системы;

в) обеспечение совместно с оператором инфраструктуры бесперебойного функционирования информационной системы;

г) обеспечение возможности интеграции и взаимодействия иных информационных систем с информационной системой;

д) ведение аналитической подсистемы информационной системы с целью формирования аналитической отчетности и предоставление к ней доступа заинтересованным органам власти;

е) размещение (опубликование) ежеквартально на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”), а также на портале открытых данных Российской Федерации общедоступной информации, в том числе в форме открытых данных;

ж) утверждение форматов сведений, предоставляемых в информационную систему.

11. Реализация функций оператора инфраструктуры по предоставлению и функционированию инфраструктуры осуществляется в порядке, определяемом Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

III. Структура информационной системы

12. Информационная система состоит из следующих сегментов:

а) региональные (ведомственные) сегменты;

б) федеральный сегмент;

в) технологический сегмент.

13. Региональные (ведомственные) сегменты информационной системы предназначены для сбора сведений из информационных систем поставщиков данных. Состав собираемых сведений определен в составе информации, размещаемой в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, и источниках такой информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. N 181 “О Единой государственной информационной системе социального обеспечения” (далее – состав информации).

Персонификация сведений в региональных (ведомственных) сегментах информационной системы осуществляется на основании страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) получателя мер социальной защиты (поддержки).

14. В состав каждого регионального (ведомственного) сегмента информационной системы входят:

а) подсистема взаимодействия с внешними системами;

б) подсистема сбора данных.

15. Федеральный сегмент информационной системы обеспечивает:

а) прием и форматно-логический контроль информации, поступающей из региональных (ведомственных) сегментов информационной системы в соответствии с составом информации;

б) предоставление по запросам органов власти, организаций и граждан сведений;

в) формирование регламентированных и аналитических отчетов на основании сведений информационной системы;

г) предоставление сформированных отчетов органам власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения;

д) формирование и ведение нормативно-справочной информации, в том числе классификатора и перечня категорий получателей.

16. Федеральный сегмент информационной системы включает в себя:

а) портал информационной системы;

б) подсистему ведения классификатора;

в) аналитическую подсистему;

г) подсистему регламентированной отчетности;

д) подсистему обработки запросов;

е) подсистему нормативно-справочной информации.

17. Технологический сегмент информационной системы обеспечивает функционирование инфраструктуры информационной системы и комплексную информационную безопасность в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и иных документов, устанавливающих требования по защите информации.

18. Ведение классификатора осуществляется в соответствии с порядком его формирования, актуализации и использования участниками информационного взаимодействия, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

При формировании классификатора обеспечивается использование Общероссийского классификатора информации по социальной защите населения (ОКИСЗН).

19. В составе информационной системы предусматривается формирование и ведение справочника критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной защиты (поддержки), порядок формирования, ведения и использования которого устанавливается оператором информационной системы, а также формирование аналитических отчетов в сфере предоставления мер социальной защиты (поддержки) гражданам.

20. В целях функционирования информационной системы обеспечивается ее интеграция с элементами электронного правительства, такими, как федеральная государственная информационная система “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме” (далее – Единая система идентификации и аутентификации), единая система межведомственного электронного взаимодействия, федеральная государственная информационная система “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” (далее – Единый портал государственных и муниципальных услуг).

Также обеспечивается интеграция информационной системы с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами, создаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации и содержащими информацию, подлежащую включению в информационную систему в соответствии с составом информации, либо обеспечивающими доступ к этой информации.

IV. Поставщики информации в информационную систему и пользователи информационной системы

21. Поставщиками информации являются органы государственной власти (государственные органы), государственные внебюджетные фонды, организации, находящиеся в ведении органов государственной власти, предоставляющие меры социальной защиты (поддержки).

22. Пользователями информационной системы являются поставщики информации, указанные в пункте 21 настоящего Положения, и граждане.

23. Поставщики информации размещают в собственных информационных ресурсах информацию, предусмотренную составом информации, для ее дальнейшего предоставления в информационную систему в соответствии с порядком предоставления информации в Единую государственную информационную систему социального обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. N 181 “О Единой государственной информационной системе социального обеспечения”.

24. В целях информирования граждан о предоставленных, предоставляемых им мерах социальной защиты (поддержки) оператор информационной системы обеспечивает отражение такой информации в личном кабинете гражданина на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее – личный кабинет), в том числе предоставление такой информации в виде электронного документа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

25. В целях обеспечения актуальности и достоверности информации о фамилии, имени, отчестве гражданина в информационных системах поставщиков информации и пользователей информационной системы оператор информационной системы обеспечивает передачу сведений об изменении фамилии, имени, отчества, поступивших в информационную систему из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

V. Порядок обработки информации, подлежащей размещению в информационной системе

26. Обработка информации, подлежащей размещению в информационной системе, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона “О персональных данных”.

27. Согласие гражданина на обработку его персональных данных подтверждается заявлением, поданным гражданином в орган, предоставляющий меры социальной защиты (поддержки).

28. Обработка информации, подлежащей размещению в информационной системе, может осуществляться исключительно в целях обеспечения прав граждан на социальную защиту (поддержку), установленных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

29. При обработке информации, подлежащей размещению в информационной системе, должны быть обеспечены:

проведение мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного доступа к такой информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права доступа к данной информации;

своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

недопущение воздействия на региональные (ведомственные) сегменты информационной системы, в результате которого может быть нарушено их функционирование;

постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

VI. Порядок предоставления доступа пользователей к информации, содержащейся в информационной системе

30. Доступ к информации, содержащейся в информационной системе, предоставляется посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

31. Доступ к информационной системе предоставляется:

а) уполномоченным должностным лицам органов власти и организаций посредством инфраструктуры взаимодействия при соблюдении требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты персональных данных;

б) уполномоченным должностным лицам иных органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов посредством инфраструктуры взаимодействия в части доступа к аналитической отчетности, содержащейся в информационной системе;

в) физическим лицам – получателям мер социальной защиты (поддержки) в части персональной информации, предоставляемой посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, о назначенных им мерах социальной защиты (поддержки) и предоставленных услугах;

г) всем пользователям сети “Интернет” – к нормативно-справочной информации в сфере социальной защиты (поддержки) посредством свободного доступа с использованием сети “Интернет”.

32. Идентификация и аутентификация пользователей информационной системы, предусмотренных подпунктами “а” – “в” пункта 31 настоящего Положения, осуществляются с использованием Единой системы идентификации и аутентификации.

33. Порядок регистрации пользователей информационной системы определяется оператором информационной системы.

VII. Направление и обработка запросов о предоставлении информации в информационной системе

34. Пользователи информационной системы, указанные в подпункте “а” пункта 31 настоящего Положения, для получения информации, содержащейся в информационной системе, направляют запрос о предоставлении информации путем его формирования в электронной форме в своей информационной системе.

При направлении такого запроса должны быть указаны следующие сведения:

а) наименование органа власти или организации, направляющих запрос;

б) СНИЛС гражданина, в отношении которого запрашивается информация;

в) наименование государственной, муниципальной услуги с указанием номера (идентификатора) такой услуги в федеральной государственной информационной системе “Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)”, а также наименование иной услуги, для предоставления которой необходима запрашиваемая информация;

г) указание на положения нормативного правового акта, устанавливающие, что запрашиваемая информация необходима для предоставления государственной, муниципальной или иной услуги, и указание на реквизиты данного нормативного правового акта;

д) дата направления запроса;

е) фамилия, имя, отчество и должность лица, подготовившего и направившего запрос, а также номер служебного телефона и (или) адрес электронной почты данного лица для связи.

35. Направление запросов о предоставлении информации в информационную систему в целях получения персонифицированных сведений пользователем, указанным в подпункте “а” пункта 31 настоящего Положения, для осуществления деятельности, не связанной с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), не допускается, а должностные лица, направившие такие запросы в информационную систему, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

36. Пользователи информационной системы, указанные в подпункте “в” пункта 31 настоящего Положения, для получения информации, содержащейся в информационной системе, направляют запрос о предоставлении информации путем обращения через личный кабинет.

37. При поступлении запроса о предоставлении информации, направленного пользователем информационной системы в соответствии с пунктом 34 настоящего Положения, такой запрос обрабатывается подсистемой обработки запросов федерального сегмента информационной системы.

По результатам обработки в указанной подсистеме федерального сегмента информационной системы формируется ответ на поступивший запрос.

При этом в федеральном сегменте информационной системы сохраняется информация о поступившем запросе и предоставленной по нему из информационной системы информации.

38. Состав информации, предоставляемой конкретному пользователю информационной системы, направившему запрос о предоставлении информации, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

39. В информационной системе на основании запроса о предоставлении аналитической информации, подготовленного пользователями информационной системы, указанными

в подпунктах “а” и “б” пункта 31 настоящего Положения, содержащего коды (список кодов) классификатора, перечня категорий получателей, предоставляется доступ к агрегированным деперсонифицированным сведениям информационной системы для формирования аналитической отчетности.

40. Информация о запросах, направленных пользователями информационной системы, указанными в подпунктах “а” и “в” пункта 31 настоящего Положения, хранится в информационной системе в течение 1 года. Состав такой информации определяется оператором информационной системы.

VIII. Защита информации, содержащейся в информационной системе

41. Информация, содержащаяся в информационной системе, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством Российской Федерации о персональных данных.

42. Защита информации, содержащейся в информационной системе, обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты информации, а также осуществления контроля за эксплуатацией информационной системы.

43. Для обеспечения защиты информации в ходе создания, эксплуатации и развития информационной системы оператором информационной системы осуществляются:

а) формирование требований к защите информации, содержащейся в информационной системе;

б) разработка и внедрение системы защиты информации, содержащейся в информационной системе;

в) применение сертифицированных средств защиты информации, а также аттестация информационной системы на соответствие требованиям к защите информации;

г) защита информации при ее передаче по информационно-телекоммуникационным сетям;

д) обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации информационной системы.

44. В целях защиты информации, содержащейся в информационной системе, оператор информационной системы обеспечивает:

а) предотвращение несанкционированного доступа к информации, содержащейся в информационной системе, и (или) передачи такой информации лицам, не имеющим права на доступ к информации;

б) возможность обнаружения фактов несанкционированного доступа к информации, содержащейся в информационной системе;

в) недопущение несанкционированного воздействия на входящие в состав информационной системы технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

г) возможность выявления фактов модификации, уничтожения или блокирования информации, содержащейся в информационной системе, вследствие несанкционированного доступа и восстановления такой информации;

д) осуществление непрерывного контроля за уровнем защищенности информации, содержащейся в информационной системе.

Порядок предоставления информации в Единую государственную информационную систему социального обеспечения

1. Настоящий порядок определяет действия поставщиков информации Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее соответственно – поставщики информации, информационная система) по предоставлению в информационную систему информации, содержащейся в федеральных, региональных, муниципальных регистрах, иных государственных и региональных информационных системах в сфере социальной защиты (поддержки) и информационных системах организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, операторами которых они являются (далее соответственно – информационные ресурсы, меры социальной защиты (поддержки).

2. Предоставление информации в информационную систему осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Законом Российской Федерации “О государственной тайне”, Федеральным законом “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и Федеральным законом “О персональных данных”.

3. При необходимости установления особенностей порядка предоставления информации в информационную систему в отношении граждан, проходящих (проходивших) службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или приравненная к ней служба, такие особенности определяются совместно оператором информационной системы и указанными федеральными органами исполнительной власти.

4. Поставщики информации размещают информацию о предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления мерах социальной защиты (поддержки), состав которой предусмотрен составом информации, размещаемой в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, и источниками такой информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. N 181 “О Единой государственной информационной системе социального обеспечения”, в своих информационных ресурсах для последующей ее передачи в соответствующий региональный (ведомственный) сегмент информационной системы.

5. Поставщики информации при внесении в свои информационные ресурсы информации о предоставлении гражданину мер социальной защиты (поддержки) обеспечивают передачу указанной информации в соответствующий региональный (ведомственный) сегмент информационной системы с периодичностью и в порядке, которые определяются оператором информационной системы.

6. Информация о предоставлении гражданину мер социальной защиты (поддержки) включает в себя страховой номер индивидуального лицевого счета получателя таких мер, а также информацию о предоставленных ему мерах социальной защиты (поддержки), кодифицированную с использованием классификатора мер социальной защиты (поддержки) и перечня категорий получателей мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат.

7. В случае изменения информации о предоставлении мер социальной защиты (поддержки), содержащейся в информационных ресурсах поставщиков информации, эти поставщики информации обеспечивают передачу актуальной информации в соответствующий региональный (ведомственный) сегмент информационной системы с периодичностью и в порядке, которые определяются оператором информационной системы.

8. Поставщики информации обеспечивают передачу информации, содержащейся в информационных ресурсах поставщиков информации, в региональные (ведомственные) сегменты информационной системы с использованием элементов инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

9. Поставщики информации обеспечивают достоверность, полноту и актуальность информации, размещаемой ими в региональных (ведомственных) сегментах информационной системы, а также ее соответствие требованиям к формам и форматам электронных документов, которые утверждаются оператором информационной системы.

10. Достоверность информации, размещаемой в региональных (ведомственных) сегментах информационной системы, подтверждается органом государственной власти (государственным органом), государственным внебюджетным фондом, организацией, находящейся в ведении органов государственной власти, предоставляющей меры социальной защиты (поддержки), являющимися поставщиками информации в информационной системе, посредством использования усиленной квалифицированной электронной подписи в соответствии с Федеральным законом “Об электронной подписи”.

Оцените статью
ЕГИССО - Вход - egisso.ru
Добавить комментарий