РМИс расшифровка и РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ Информационная система в СТРУКТУРЕ неотложной, КВАЛИФИЦИРОВанной медицинской помо

РМИс расшифровка и РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ Информационная система в СТРУКТУРЕ неотложной, КВАЛИФИЦИРОВанной медицинской помо Госуслуги

Региональная медицинская информационная система (далее РМИС) Нижегородской области – это комплексная медицинская информационная система, объединяющая в единое целое следующие учреждения здравоохранения (УЗ): поликлиники, больницы и амбулатории, диспансеры, лаборатории, станции скорой помощи.

Система эксплуатируется в режиме «облачного сервиса» на базе серверов размещенных в центрах обработки данных (далее ЦОД). Все рабочие места УЗ, подключенные к системе, работают в режиме реального времени с единой базой, что позволяет объединить разнопрофильные УЗ в общую медицинскую информационную среду.

Данный режим позволяет соединить всю информацию о пациенте в единую, непрерывную, электронную историю (электронная медкарта) вне зависимости от места (региона) его обслуживания или обращения в УЗ.

Возможна электронная записть пациента через специализированные киоски (инфоматы) или портал. Запись производится как на текущий день, так и на ближайшее время:

РМИс расшифровка и РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ Информационная система в СТРУКТУРЕ неотложной, КВАЛИФИЦИРОВанной медицинской помо

С учетом действующих регистров, в настоящее время с системой работают более 100 учреждений здравоохранения всех областей.

РМИс расшифровка и РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ Информационная система в СТРУКТУРЕ неотложной, КВАЛИФИЦИРОВанной медицинской помо

Впервые в Нижегородской области, при создании и развертывании РМИС, внимание акцентировано на:

  • Облачные технологии. Система изначально создана для применения в режиме распределенной информационной среды. Все сервера баз данных размещены в защищенной части сети (ЦОДы), в качестве каналов связи используется VPN-сеть. На рабочих местах работает только WEB приложение, вся бизнес логика вынесена на серверы приложений.
  • Лицензионная чистота. Система построена на открытой системной платформе в UNIX (Linux) среде и позволяет обеспечить 100% бесплатную лицензионную чистоту при внедрении в УЗ.
  • Надежность. Применение промышленных баз данных в качестве хранилищ информации обеспечивает высокую стабильность и надежность решения. Возможность использования кластерных решений (СКИФ) позволяет построить высоконадежную информационную систему для РБ без ограничения объемов обрабатываемой информации.
  • Электронная медкарта. Накопление всей информации о пациенте в единой базе данных позволяет создать электронную историю наблюдения, от рождения до смерти. Агрегирование в общей базе информации о всех гражданах региона дает возможность проводить системный анализ по произвольным информационным слоям.
  • Интернет доступность. Настройка интернет сервисов системы, ориентированных на граждан (запись на прием, электронная медкарта и так далее) позволяет повысить уровень качества в работе медучреждений.
  • Межрегиональная система. Система позволяет объединить информацию из разных регионов посредством республиканской VPN-сети Минздрава. На сегодня к РМИС подключены учреждения четырех областей. Подобная организация системы обеспечивает доступ к медицинской информации о пациенте в любом УЗ, подключенном к системе.
Про Госуслуги:  Найдите подходящие вакансии в сфере социального обеспечения Тамбова | Опытный SEO-контент-маркетолог

Внедрение системы позволяет:

  • Повысить качество и эффективность оказываемых медицинских услуг, прослеживать историю обращений пациентов и более точно назначать терапевтические и иные процедуры, подключать, в случае необходимости, информационные ресурсы специализированных УЗ для проведения телеконсультаций (телемедицина);
  • Корректно контролировать текущее состояние «медицинской нагрузки», как на отдельные УЗ, так и на региональную медицину в целом (мониторинг в режиме реального времени);
  • Значительно снизить финансовые затраты на создание и обслуживание информационной системы в каждом УЗ.

Активация системы в режиме общей информационной медицинской среды для региона, позволяет интегрировать ее с едиными государственными регистрами (населения, услуг и так далее). Подобная интеграция позволит настроить сквозной учет для всех граждан, зарегистрированных на территории региона, что позволяет с высокой точностью учитывать объем оказанных медицинских услуг для каждого конкретного человека.

Внедрение типизированной РМИС в режиме централизованной системы позволяет снизить затраты на информатизацию медучреждений до 30%. При этом, последующие эксплуатационные расходы снижаются до 50% с одномоментным повышением качества работы системы для конечных пользователей.

Региональная медицинская информационная система (РМИС) – программное обеспечение регионального сегмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (РФ ЕГИСЗ) функционирует в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 24.01.2019 № 86-п .

РМИС обеспечивает автоматизацию основных процессов медицинского учреждения, а также обмен информацией между региональными и федеральными информационными ресурсами в лечебно-диагностическом процессе.

Адрес РМИС: https://rmis66.mis66.ru.

Основные инструкции по работе в системе.

Руководства пользователей и инструкции

Основы работы в системе

Вывод услуги “Вызов врача на дом” на ЕПГУ для Администраторов МО

В 2019 году разработаны и приняты в эксплуатацию новые модули РМИС:

1. Модуль «Реестр инвалидов» предназначен для автоматизации деятельности сотрудников медицинских организаций, в должностные обязанности которых входит проведение диспансерной работы с инвалидами, детьми-инвалидами и их семьями:

Инструкция об отключении кнопок передачи через шлюз

Ссылки на видео

2. Модуль Д-регистр, представляющий автоматизированное рабочее место врача диспансерного отделения лечебно-профилактического учреждения:

3. Модуль Интеграция с ЕГИССО. Модуль предназначен для обеспечения возможности назначений мер социальной защиты релевантных для здравоохранения и последующей передачи данных в ЕГИССО либо через СМЭВ, либо посредством выгрузки данных в КПИ ЕГИССО:

Руководство администратора модуля ЕГИССО-v20-20191225_072041.docx

РА_Свердловск_Заведение назначений МСЗ и интеграции с ЕГИССО.docx

Введение

В настоящее время Минздравом в рамках национального проекта «Здравоохранение» реализуется федеральный проект «Создания единого цифрового контура здравоохранения на основе ЕГИСЗ» (далее – «Цифровой контур»). Проект направлен на создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе ЕГИСЗ, что должно обеспечить цифровое преобразование и повышение эффективности функционирования отрасли здравоохранения на всех уровнях и создать условия для использования гражданами электронных услуг и сервисов в сфере здравоохранения. Более подробно об этом рассказано тут http://www.kmis.ru/blog/o-proekte-sozdaniia-edinogo-tsifrovogo-kontura .

Решение поставленных проектом задач будет осуществляться посредством внедрения и развития в регионах России информационных систем трёх основных видов:

  • государственных информационных систем в сфере здравоохранения (ГИС СЗ) субъектов РФ – то, что ранее мы привычно называли региональными медицинскими информационными системами (РМИС).
  • медицинских информационных систем медицинских организаций (МИС МО)
  • информационных систем фармацевтических организаций (ИС ФО)

Частью 4 ст. 91 323-ФЗ, а также подпунктом 5.2.200 «Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации», утверждённого постановлением правительства РФ от 19.06.2012 № 608, предусмотрено, что Минздравом должны быть разработаны и нормативно утверждены требования к этим информационным системам.

Во исполнение этого положения издан приказ Минздрава №911н от 24.12.2018 «Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций».

Работа над документом велась Минздравом с привлечением экспертного сообщества в течение 2018 года. За основу были взятые утвержденные министром здравоохранения 1 февраля 2016 года «Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей медицинских информационных систем медицинских организаций (МИС МО)» http://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/351, а также «Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей региональных медицинских информационных систем (РМИС)», утверждённые 28 июня 2016 года http://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/391.

Приказом Минздрава предусмотрено, что:

Государственные информационные системы в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации (ГИС СЗ) предназначены для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, необходимой для информационной поддержки управления деятельностью в сфере охраны здоровья, включая информацию о медицинских и фармацевтических организациях и об осуществлении ими медицинской и фармацевтической деятельности.

Медицинские информационные системы медицинских организаций (МИС МО) предназначены для сбора, хранения, обработки и представления информации, необходимой для автоматизации процессов оказания и учета медицинской помощи и информационной поддержки медицинских работников, включая информацию о пациентах, об оказываемой им медицинской помощи и о медицинской деятельности медицинских организаций.

Информационные системы фармацевтических организаций (ИС ФО) содержат информацию, необходимую для автоматизации процессов осуществления фармацевтической деятельности и информационной поддержки фармацевтических работников, включая информацию о фармацевтических организациях и об осуществлении ими фармацевтической деятельности.

МИС МО может быть представлена как самостоятельным продуктом, так и быть частью (подсистемой) единой региональной ГИС СЗ. В последнем случае, кроме прямых требований к ГИС СЗ, предусмотренных регулятором, она также должна соответствовать и всем установленным требованиям к МИС МО.

Обратим внимание, что согласно определению, ГИС СЗ должна содержать информацию по всем медицинским и фармацевтическим организациям региона, а это значит, что в ней должны быть представлены сведения и о частных организация, а не только государственных или муниципальных.

Операторами МИС МО, ГИС СЗ и ИС ФО являются региональные органы управления, уполномоченные на реализацию программ информатизации здравоохранения или организации, ими определенные. Таким образом, с юридической точки зрения оператором систем может быть не только региональное министерство или департамент здравоохранения – но и, например, министерство или департамент по информационным технологиям, если такое решение примет местная исполнительная власть субъекта РФ.

Главные особенности

В отличие от действовавших ранее «Методических рекомендаций», Приказ 911н имеет ряд существенных моментов, на которые необходимо обязательно обратить внимание и учитывать в текущей работе.

Самое первое – это общий характер документа. Раньше по МИС МО был свой документ, по РМИС – свой, а по ИФ ФО его вообще не было. Теперь Минздрав издал единый нормативно-правовой акт, регулирующий нормативные требования ко всем информационным системам здравоохранения.

Второе – документом урегулированы не только и не столько требования к функциям, но и требования к безопасности, применяемым общесистемным решениям и протоколам, а также к информационному взаимодействию информационных систем между собой, а также с ЕГИСЗ.

Требования к функциональным возможностям носят теперь обобщённый характер и направлены на информационное сопровождение ключевых бизнес-процессов как внутри МО, так и в сфере управления здравоохранением, а не на детальное прописывание реализации той или иной функции. Иными словами, ранее Минздрав своими «Метод. рекомендациями» точно и детально говорил, какая функция должна быть в той или иной подсистеме, и какова должна быть глубина реализации этой функции. Теперь регулятор формулирует свои требования скорее к процессам, а не к функциям, оставляя тем самым разработчикам больше свободы в практической реализации требуемых возможностей и даже в известной степени открывая пространство для новых идей, развития и конкуренции, но вынуждая при этом обеспечивать глубину проработки информационной системы в том или ином процессе.

Сами требования к функциям теперь даны в очень сжатой форме. Например, «Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей МИС МО» содержали раньше 82 страницы текста, в новом Приказе Минздрава эти же функциональные возможности описаны на 4 листах.

Еще одно важное изменение: и в «Метод. рекомендациях» и в первых версиях Приказа 911н предусматривался поэтапный переход и развитие функциональных возможностей. Для этого все они были разделены на «базовый» и «расширенный» наборы. Базовые возможности следовало реализовать в течение 1 года после вступления приказа в силу (т.е. с 1 января 2020 г.), а расширенные – к 31.12.2020. Все это в финальной версии документа было удалено. Таким образом, как только приказ вступит в силу – все это требования к ГИС СЗ, МИС МО и ИС ФО сразу становятся обязательными к соблюдению.

Импортозамещение

Из технологических требований, пожалуй, самым главным и тяжелым для отрасли будет п. 9 б), согласно которому создание и последующее развитие информационных систем в сфере здравоохранения должны соответствовать требованиям постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Мы детально рассмотрели этот нормативный акт и дополнения к нему в статьеhttps://webiomed.ru/blog/o-trebovaniiakh-k-informatsionnym-sistemam-zdravookhraneniia-v-chasti-podderzhki-otechestvennogo-po/

Для ясности поясним, что данное требование в приказе 911н означает, что МИС МО, ГИС СЗ и ИС ФО, начиная с 1 июля 2019 г., должны:

•    Присутствовать в «Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных», https://reestr.minsvyaz.ru/ 
•    Обеспечивать работу пользователей на ПК и терминалах (тонких клиентах)
•    Обеспечивать идентификацию и аутентификацию пользователей, в том числе с помощью ЕСИА.
•    Работать в русском интерфейсе.
•    Не требовать дополнительное ПО и шрифты, имеющие ограничения на его свободное распространение на территории РФ (читай – в Крыму).
•    В случае работы через браузер поддерживать применение не менее 3 браузеров разных производителей, сведения хотя бы об одном из которых включены в единый реестр российского ПО.
•    Поддерживать работу клиентской части под управлением не менее 2 ОС, включенных в единый реестр российского ПО, а также работу под управлением сертифицированных версий Microsoft Windows версии 7 и выше.
•    Поддерживать работу серверной части под управлением не менее 2 ОС, включенных в единый реестр российского ПО, а также работу под управлением сертифицированных версий Microsoft Windows Server версии 2008 и выше.
•    Иметь реализованные и задокументированные программные интерфейсы (API) для интеграции с другими системами, в том числе с ЕГИСЗ и иными информационными системами в сфере здравоохранения.
•    Поддерживать достаточно широкий спектр возможностей по импорту/экспорту данных.
•    Иметь развитую документацию, поставляемую с системой в электронной форме на русском языке.

Ну и наконец обратим внимание, что разработчик соответствующих систем должен будет соблюдать ряд дополнительных требований при оказании услуг технической поддержки, включая:

  • Информационная поддержка пользователей должна осуществляться на всей территории РФ без ограничений.
  • Сопровождение пользователей обеспечивается по телефону и электронной почте на русском языке в круглосуточном режиме.
  • Контактная и иная информация должна быть доступна на официальном сайте компании-производителя.
  • Должна быть обеспечена возможность сторонним разработчикам тестировать свои продукты в режиме интеграции с поставленной МИС МО, ГИС СЗ или ИС ФО.

Думаю, в настоящее время у нас на рынке пока отсутствуют программные продукты, которые абсолютно соответствовали бы всем заявленным требованиям импортозамещения и при этом имели бы выверенный и глубокий функционал, соответствующий всем положениям приказа. Боюсь, у операторов соответствующих систем некоторое время будет очень сложный выбор между продуктами, которые имеют всю необходимую функциональность и интеграции, но скорее всего лишь частичное соответствие импортозамещению и продуктами, полностью соответствующие предъявленным техническим требованиям – но не имеющие достаточной функциональности.

Ключевые технологические требования

Теперь Минздрав ввел правовые основания требовать наличие возможности интеграции от разработчиков информационных систем. Думаю, наличие этого требования постепенно сделает применение различных «интеграционных шин» неоправданным с нормативной точки зрения. Логика de jure выстраивается такая: если в регионе используется некая общая региональная система, не позволяющая подключить МИС МО или ИС ФО к себе – то эту проблему можно будет с нормативной точки зрения устранять путем доработки ГИС СЗ, а не путем применения отдельной интеграционной шины.

Из других важных технологических требований к ГИС СЗ, МИС МО и ИС ФО выделим следующее:

1.    Должна быть обеспечена защита информации, содержащейся в соответствующей информационной системе, посредством применения организационных и технических мер защиты.
2.    Программно-технические средства информационных систем должны:
a.    Располагаться на территории РФ.
b.    Иметь действующие сертификаты, выданные ФСБ и ФСТЭК в отношении применяемых средств защиты информации.
c.    Хранить информацию в форме электронных документов, обеспечивая ее резервное копирование и восстановление.
d.    Обеспечить контроль доступа к документам, протоколируя и сохраняя сведения о предоставлении доступа и операциях с документами и метаданными, а также осуществляя автоматическое ведение журналов учета точного времени и фактов размещения, удаления и изменения информации.
e.    Обеспечивать бесперебойное ведение базы данных и защиту от несанкционированного доступа. Суммарная длительность перебоев в работе системы не должна превышать 4 часов в месяц.
3.    Должна обеспечиваться поддержка юридически значимого электронного документооборота, а это значит – что должна поддерживаться сертифицированная усиленная квалифицированная электронная подпись.
4.    Должны поддерживаться приём и передача сведений между информационной системой и ЕГИСЗ в объеме и сроках, предусмотренных постановлением правительства №555 от 05.05.2018 (подробно тут http://www.kmis.ru/blog/obsuzhdaem-proekt-polozheniia-o-egisz).

Функциональные возможности

Функциональные возможности региональных государственных информационных систем в сфере здравоохранения (ГИС СЗ) должны обеспечивать:
Поддержку принятия управленческих решений

  • Управление потоками пациентов (привычно мы называем это «электронными регистратурами»)
  • Управление скорой медицинской помощью
  • Ведение интегрированной электронной медицинской карты
  • Учет сведений о показателях работы здравоохранения региона, в том числе демографических показателей (рождаемость и смертность)
  • Ведение специализированных регистров по отдельным нозологиям и категориям
  • Сбор и обработку сведений об обеспеченности лекарственными препаратами, продуктами питания, медицинскими изделиями
  • Проведение телемедицинских консультаций
  • Организацию профилактики, включая диспансеризацию и профилактические осмотры
  • Организацию имуннопрофилактики
  • Ведение централизованной системы управления лабораторной диагностикой
  • Ведение центрального архива медицинских изображений
  • Автоматизацию процессов оказания медицинской помощи по отдельным нозологиям, самые важные из которых – онкология, сердечно-сосудистые заболевания, ведение беременных и пациенты, нуждающиеся в паллиативной помощи.
  • Обращение медицинской документации (электронных листков нетрудоспособности, электронных рецептов и т.д.)
  • Ведение единой региональной нормативно-справочной информации.

ГИС СЗ может включать иные информационные системы по решению Оператора.

Функциональные возможности медицинской информационной системы медицинской организации должны обеспечивать:

  • Ведение электронной медицинской карты (ЭМК) пациента
  • Мониторинг и управление потоками пациентов
  • Поддержку принятия управленческих решений в МО
  • Информационное взаимодействие с ГИС СЗ и ЕГИСЗ
  • Оказание медицинской помощи с применением телемедицины
  • Проведение профилактических осмотров и диспансеризации
  • Проведение иммунопрофилактики

МИС МО может поддерживать иные функциональные возможности по решению Оператора.

Остановимся чуть подробнее на ключевых компонентах МИС МО. Системы должны поддерживать ведение юридически-значимой электронной медицинской карты (ЭМК) в следующем объеме:

  • Протоколы врачебных осмотров, экспертиз, освидетельствований, сведений об оказанной медицинской помощи и т.д.
  • Назначение диагностических исследований и результаты (протоколы) их проведения
  • Назначение и получение результатов лабораторной диагностики, включая интеграцию с региональной ЛИС или ЛИС, входящей в состав МИС МО.
  • Интеграцию с архивом медицинских изображений
  • Выписка листков нетрудоспособности, включая электронные листки нетрудоспособности и интеграцию с ФГИСЗ ЕИИС «Соцстрах»
  • Ведение индивидуальных программ абилитации и реабилитации
  • Ведение и выдачи медицинских справок, заключений, выписок и т.д.

Подсистема мониторинга и управления потоками пациентов должна поддерживать:

  • ведение расписаний приема врачей,
  • ведение листов ожиданий,
  • коечный фонд (для стационаров),
  • учет прикрепленного населения,
  • мониторинг сроков оказания медицинской помощи, предусмотренных программами госгарантий,
  • интеграцию с региональной системой управления потоками пациентов (электронной регистратурой), а через нее – с сервисами личного кабинет пациента «Мое здоровье».

Подсистема поддержки принятия управленческих решений должна поддерживать:

  • автоматизированное формирование статистики,
  • интеграцию с ТФОМС,
  • полностью автоматические взаиморасчеты по ОМС на основе данных из ЭМК, включая ФЛК и МЭК,
  • информационную поддержку работы руководителя МО,
  • автоматизацию учета лекарственных средств,
  • автоматизацию службы питания и т.д.

Обратим внимание, что формирование реестров счетов на основании «заколачивалок» талонов амбулаторных пациентов и карт выбывшего из стационара не рассматривается регулятором, реестры должны формироваться именно на основании сведений, автоматически забираемых из ЭМК.

Требования к интеграциям

Обобщенный анализ технических и функциональных требований показывает, что применяемые в регионе информационные системы в сфере здравоохранения должны обеспечивать соблюдение ряда не всегда явно указанных, но тем не менее подразумеваемых требований по интеграционным возможностям, включая готовую интеграцию с:

  • региональной системой бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) в части обмена сведениями о направлении на МСЭ;
  • региональной информационной системой территориальных фондов ОМС в части автоматической актуализации сведений о застрахованном;
  • федеральным сервисом нормативно-справочной информации в части автоматического двустороннего обновления онлайн сведений между региональной НСИ и федеральной НСИ, а также между МИС МО и региональной НСИ;
  • федеральным регистром медицинских работников в части актуализации сведений обо всех медицинских работниках медицинской организации;
  • федеральным реестром медицинских организаций в части актуализации сведений о медицинской организации и всех структурных подразделений;
  • федеральной электронной регистратурой, к которой должны быть подключены все амбулаторно-поликлинические подразделения МО, осуществляющие первичный прием граждан;
  • федеральной интегрированной электронной медицинской картой, к которой должны быть подключены все подразделения МО, участвующие в оказании медицинской помощи. Из МИС МО в ИЭМК должны передаваться структурированные сведения об оказанной гражданам медицинской помощи в формате, предусмотренном Минздравом;
  • федеральным реестром электронных медицинских документов, к которому должны быть подключены все подразделения МО, участвующие в оказании медицинской помощи. В РЭМД должны передаваться сведения о медицинских документах в форме электронного документа, формирование и хранение которых осуществляется в медицинской организации;
  • федеральной системой ЕГИСЗ «Соцстрах» в части ведения электронных листков нетрудоспособности

О проверке на соблюдение требований

В заключении хотелось бы напомнить, что федеральным проектом создания «Единого цифрового контура» предусмотрено, что регионы должны не просто внедрить МИС МО и ГИС СЗ – внедрённые системы должны официально соответствовать утвержденным требованиям Минздрава России, в том числе перечисленным требованиям к функциональным возможностям.

Очевидно, что для соблюдения этого положения должна быть окончательно выбрана и предложена определённая методика независимой оценки информационных систем на предмет соответствия вышедшему приказу. Диалог о такой процедуре и даже пилотные ее «обкатки» велись в последние несколько лет. Возможно, в ближайшее время мы выйдем на какую-то финально утверждённую процедуру независимой сертификации, т.к. разработчикам, утверждающим, что их продукт всем требованиям соответствует, на слово никто верить не станет. Особенно контролирующие органы и, пожалуй, общественные организации, у которых в силу колоссальной суммы, выделенной на информатизацию, интерес к реализации проекта думаю будет неподдельный и глубокий.

И.Ф. Шигапов1,  Р.Ф. Байкеев2

1ЦРБ г. Азнакаево  Министерства здравоохранения Республики Татарстан, 2Казанский государственный медицинский университет

РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА В СТРУКТУРЕ НЕОТЛОЖНОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Цель исследования: разработать программный алгоритм функционирования Региональной медицинской информационная системы в структуре НПКП.

Задача исследования: главенствующими критериями деятельности НПКП должны стать временны́е стандарты её обеспечения.

Ключевые слова: автоматизированное рабочее место врача, информационные технологии, региональные медицинские информационные системы.

I.F. Shigapov1, R.F. Baikeev2

1CRН of Aznakaevo city of Ministry of Health Care of Republic of Tatarstan, 2Kazan State Medical University

REGIONAL MEDICAL INFORMATION SYSTEM IN THE STRUCTURE OF  URGENT AND ADVISORY SKILLED MEDICAL CARE

Goal of study: to elaborate  a software algorithm of functioning of regional medical information system in structure of  UASMC.

Objectives: the primacy of the UASMC’s criteria activities should be temporary standards of its software.

Keywords: workstation physician, information technology, regional health information systems.

Вопрос курации пациентов с различной нозологией охватывает следующие аспекты:

I. Наследственно-биологические особенности человека.

II. Социально-бытовые условия его жизни.

III. Уровень квалификации специалиста на непрофильном или специализированном диспансерном наблюдении, или текущем врачебном приеме.

IV. Организационно-правовое обеспечение его медицинской курации.

Настоящее исследование направлено на улучшение организационного обеспечения медицинской курации целевого пациента системы НПКП.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии (ИТ) — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительная техника и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.  Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.

Современное состояние медицины характеризуется интенсивным внедрением ИT – технологий в структуру организаций (СОЗ) здравоохранения. Данный факт объясняется 2 причинами: 1. Наличием самих ИT – технологий. 2. Положительным эффектом их внедрения в СОЗ, выражающимся в улучшении количественных экстенсивных и интенсивных показателей курации пациентов и снижении заболеваемости в популяции в целом. Особенностью отраслевых ИТ является то, что ключевым является создание именно алгоритма функционирования ИТ, который решает целевые вопросы ее создания. Программное и техническое обеспечение определяется на стадии его технической реализации.

Цель исследования: разработать вариант алгоритма функционирования Региональной медицинской информационной системы (РМИС) в структуре НПКП Республики Татарстан, способного оптимизировать ее работу.

Материалы и методы исследования.

Анализ официальных постановлений, приказов, методических руководств и иных отчетных документов, регламентирующих деятельность неотложной и плановой консультативной помощи по Республике Татарстан, а также ИТ и профессиональных ресурсов ее обеспечивающих, как в Республике Татарстан, так и согласно международного опыта.

Результаты и их обсуждение

Алгоритм функционирования НПКП РТ структурирован по следующему принципу: I. Правовая база на уровне МЗ РТ по вопросам функционирования НПКП. II. Иерархия специалистов при курации пациента в структуре НПКП. III. Техническое обеспечение специалистов НПКП IV. Компьютерное программное обеспечение системы НРКП.

Касательно РКБ, ИТ нашли свое внедрение в 2007-2012 годах, когда в головном отделении НПКП, ГАУЗ РКБ МЗРТ на базе ранее созданного ситуационного центра, согласно приказа №848–п от 24.10.2012 разработан комплексный технологический план по активации работ в системе телесвязи с реанимационными отделениями ЦРБ РТ и внедрена РМИС “Витакoр”. Система построена с учетом поддержки международных или принятых в РФ стандартов (openEHR, HL7 и иных) для управления, хранения, обмена и коллективной работы с медицинской информацией в электронном виде. Система имеет модульную архитектуру, обеспечивающую достаточные возможности для масштабирования, повышения производительности и расширения функциональных возможностей.

Однако и РМИС “Витакoр” имеет свои ограничения: 1. Ограничена возможность передачи изображений МРТ и РКТ по каналам связи непосредственно, оперативно. Для этого существует отдельный архив данных изображений, который удобен для использования в условиях стационара, но не службы НПКП. 2. Система несовместима с информационной системой функционирующей в МЗ РТ.

Главенствующим является cвоевременное поступление информации именно к высококлассному специалисту. В связи с этим осознается необходимость передачи информации в любую точку РТ, страны, а в идеале и мира.

Существующий центр телемедицины функционирует в отрыве от рмис  “Витакoр”, которая функционирует в РКБ с 2007 года.

Предлагаемый алгоритм РМИС нпкп предлагается к внедрению с целью автоматизации деятельности медицинских учреждений в части НПКП в рамках профильных информационных систем, которые уже  функционируют в ЛПУ МЗ РТ и РКБ МЗ РТ и может быть адаптирована к деятельности иных регионов РФ (рис. 1).

РМИс расшифровка и РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ Информационная система в СТРУКТУРЕ неотложной, КВАЛИФИЦИРОВанной медицинской помо

Рис. 1 – Назначение РМИС НПКП

РМИС НПКП (Рис. 2,3) – модульная система, создаваемая для решения задач медицинского учреждения любого уровня.

Все логические процессы проходят на «ядре» системы. Таким образом, бизнес-логика отделена от баз данных, что обеспечивает безопасность. Комбинация технологий подлежащего курации или уже курируемого позволяет достичь максимальной эффективности и быстродействия, а так же применять «терминалы» на автоматическом рабочем месте врача (АРМ) и работать с системой через Web-интерфейс в каждой из ЦРБ РТ.

РМИс расшифровка и РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ Информационная система в СТРУКТУРЕ неотложной, КВАЛИФИЦИРОВанной медицинской помо

Рис. 2 – Компоненты РМИС НПКП.

Требования к эргономике и технической эстетике рмис НПКП:

Простой, выполненный в едином стиле, интуитивно понятный интерфейс для быстрого вызова профильного специалиста из НПКП службы.

Использование электронной справки, всплывающих подсказок, горячих клавиши т.д.

Возможность полной настройки состава меню для отдельных групп пользователей администратором системы.

Определение прав доступа к информации. Гибкая система настройки, позволяющая ограничивать пользователей на просмотр, редактирование и выполнение определенных действий в системе.

Соответствие законодательству в области защиты персональных данных. Защита информации от несанкционированного доступа.

Использование актуальной нормативно-справочной информации: ведение и обновление собственных справочников и классификаторов. Редактирование шаблонов первичной медицинской документации

Соответствие требованиям Минздрава России, ФФОМС к информационным системам, применяемым при создании региональных проектов автоматизации учреждений здравоохранения.

РМИс расшифровка и РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ Информационная система в СТРУКТУРЕ неотложной, КВАЛИФИЦИРОВанной медицинской помо

Рис. 3 – Схема работы с центральной (единой) базой РМИС-НПКП

Назначение модуля АРМ врача – автоматизация деятельности врачебного персонала ЦРБ. Модуль обеспечивает:

  • ведение персонифицированного учета вызовов НПКП;
  • просмотр списков пациентов, курируемых и курирование НПКП;
  • просмотр профессиональных параметров врачей, обратившихся к службе НПКП;
  • доступ к электронным паспортам пациентов;
  • формирование электронного паспорта пациента;
  • доступ к медицинским справочникам;
  • формирование и печать отчетов.

Требования к модулю АРМ врача рмис НПКП:

  • простое, быстрое и точное заполнение электронного паспорта пациента;
  • сотни шаблонных форматов для описания статуса пациента в части синдрома  состояния целевого пациента, инструментального, лабораторного обследования;
  • ввод  результатов обследования;
  • освобождение от составления любых вторичных документов;
  • электронное оповещение заведующего отделением НПКП РКБ о необходимости вызова бригады НПКП.

Ожидаемые преимущества рмис нпкп:

  • Масштабируемость системы – возможность использования системы от уровня РТ на все регионы РФ и мира.
  • Обширный перечень функциональных возможностей.
  • Гибкость и легкость настройки системы.
  • Поддержка терминального режима для автоматизированных рабочих мест, в т.ч. возможность работы со службой НПКП РКБ в режиме on-line.
  • Возможность организации информационного взаимодействия между территориально удаленными медицинскими учреждениями.

Консультации с разработчиками ныне функционирующей системы «Витакарта» подтвердили возможность адаптации предложенного алгоритма функционирования Региональной медицинской информационной системы в структуре НПКП Республики Татарстан, в ее структуру, что будет способствовать оптимизации  ее работы.

С позиции менеджмента организации неотложной и плановой консультативной помощи, разработанный алгоритм способен осуществить стратегическое управление материальными, технологическими потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения материалов, деталей и готового медицинского оборудования, а главное обеспечить своевременное появление квалифицированного специалиста, экипированного техническими и лекарственными средствами, у «постели больного» или его консультации независимо от локализации события.

  • Agrawal, D., Das, S., Abbadi, A. In Big data and cloud computing: current state and future opportunities. Proceedings of the 14th International Conference on Extending Database Technology, Uppsala, Sweden, 22–24 March 2011. – ACM Digital Library: New York, NY, USA, 2011.
  • Langer, S.G. Challenges for data storage in medical imaging research. // Digital Imaging. – 2011. – № 24. – Р. 203–207.
  • Teng, C.C., Mitchell, J., Walker, C., Swan, A., Davila, C., Howard, D., Needham, T. A medical image archive solution in the cloud. – Softw. Eng. Serv. Sci., – Р. 431–434.
  • Шигапов И.Ф., Ягудин Р.И., Байкеев Р.Ф. Состояние неотложной и консультативной квалифицированной медицинской помощи по Республике Татарстан // Практическая медицина. – 2013. – №1-2(69). – С. 141-147.
  • Agrawal, D., Das, S., Abbadi, A. In Big data and cloud computing: current state and future opportunities. Proceedings of the 14th International Conference on Extending Database Technology, Uppsala, Sweden, 22–24 March 2011. – ACM Digital Library: New York, NY, USA, 2011.
  • Langer, S.G. Challenges for data storage in medical imaging research. // Digital Imaging. – 2011. – № 24. – Р. 203–207.
  • Teng, C.C., Mitchell, J., Walker, C., Swan, A., Davila, C., Howard, D., Needham, T. A medical image archive solution in the cloud. – Softw. Eng. Serv. Sci., – Р. 431–434.
  • Shigapov, I.F., Yagudin R.I., R.F. Baikeev. State of emergency and counseling of qualified medical assistance in the Republic of Tatarstan  // Practical Medicine. – 2013. – №1-2 (69). – 141-147.
Оцените статью
ЕГИССО - Вход - egisso.ru
Добавить комментарий