Федеральный закон от 28 мая 2022 г. N 140-ФЗ “О внесении изменений в статью 6.9 Федерального закона “О государственной социальной помощи”

Федеральный закон от 28 мая 2022 г. N 140-ФЗ "О внесении изменений в статью 6.9 Федерального закона "О государственной социальной помощи" Госуслуги

30 мая 2022

Объем данного документа превышает нормы публикации материалов на страницах нашего сайта. Воспользуйтесь текстом в прилагаемом файле (формат RTF).

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено право гражданина получать сформированную в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО) персонифицированную информацию о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты, социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также информацию об условиях их назначения и предоставления.

В целях дополнительного информирования граждан о необходимости предоставления на Едином портале государственных и муниципальных услуг согласия на получение персонифицированной информации, предлагаем ознакомиться с информационными материалами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в форме «Памятки для гражданина» (. pdf).

В соответствии с Федеральным законом от 17. 1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее — Федеральный закон № 178-ФЗ) предусмотрено право гражданина получать сформированную в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее — ЕГИССО) персонифицированную информацию о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки) (далее — МСЗ(П)), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также информацию об условиях их назначения и предоставления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03. 2020 № 1994 «Об утверждении Правил информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления и о внесении изменений в Положение о Единой государственной информационной системе социального обеспечения» установлен порядок получения гражданами персонифицированной информации в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ (далее — Порядок).

Про Госуслуги:  Все про детские пособия в 2023 году

В соответствии с пунктом 22 Порядка инициативное информирование гражданина производится автоматически с использованием личного кабинета на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее — ЕПГУ) на основе информации о гражданине, обрабатываемой в ЕГИССО, при наличии согласия гражданина.

Федеральный закон от 28 мая 2022 г. N 140-ФЗ "О внесении изменений в статью 6.9 Федерального закона "О государственной социальной помощи"

Содержание
  1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  2. (В редакции федеральных законов от 22. 2004 № 122-ФЗ, от 25. 2006 № 195-ФЗ, от 18. 2007 № 230-ФЗ, от 01. 2008 № 18-ФЗ, от 14. 2008 № 110-ФЗ, от 22. 2008 № 269-ФЗ, от 28. 2009 № 72-ФЗ, от 24. 2009 № 213-ФЗ, от 25. 2009 № 341-ФЗ, от 08. 2010 № 345-ФЗ, от 01. 2011 № 169-ФЗ, от 28. 2012 № 133-ФЗ, от 25. 2012 № 258-ФЗ, от 07. 2013 № 99-ФЗ, от 07. 2013 № 104-ФЗ, от 02. 2013 № 185-ФЗ, от 25. 2013 № 317-ФЗ, от 28. 2013 № 396-ФЗ, от 12. 2014 № 33-ФЗ, от 21. 2014 № 216-ФЗ, от 28. 2015 № 358-ФЗ, от 29. 2015 № 388-ФЗ, от 19. 2016 № 453-ФЗ, от 19. 2016 № 454-ФЗ, от 01. 2017 № 154-ФЗ, от 20. 2017 № 407-ФЗ, от 28. 2017 № 420-ФЗ, от 28. 2017 № 421-ФЗ, от 07. 2018 № 56-ФЗ, от 03. 2018 № 350-ФЗ, от 27. 2018 № 536-ФЗ, от 01. 2019 № 49-ФЗ, от 01. 2019 № 328-ФЗ, от 02. 2019 № 412-ФЗ, от 27. 2019 № 461-ФЗ, от 01. 2020 № 35-ФЗ, от 24. 2020 № 147-ФЗ, от 13. 2020 № 206-ФЗ, от 22. 2020 № 431-ФЗ, от 29. 2020 № 473-ФЗ, от 29. 2020 № 478-ФЗ, от 30. 2021 № 134-ФЗ, от 26. 2021 № 153-ФЗ, от 11. 2021 № 170-ФЗ, от 01. 2021 № 267-ФЗ, от 28. 2022 № 7-ФЗ, от 08. 2022 № 46-ФЗ, от 16. 2022 № 113-ФЗ, от 30. 2022 № 116-ФЗ, от 28. 2022 № 140-ФЗ)
  3. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  4. Обзор документа
Про Госуслуги:  Откройте для себя скрытые жемчужины Эхиссо в прекрасном Краснодарском крае

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят Государственной Думой                               25 июня 1999 года

Одобрен Советом Федерации                                    2 июля 1999 года

(В редакции федеральных законов от 22. 2004 № 122-ФЗ, от 25. 2006 № 195-ФЗ, от 18. 2007 № 230-ФЗ, от 01. 2008 № 18-ФЗ, от 14. 2008 № 110-ФЗ, от 22. 2008 № 269-ФЗ, от 28. 2009 № 72-ФЗ, от 24. 2009 № 213-ФЗ, от 25. 2009 № 341-ФЗ, от 08. 2010 № 345-ФЗ, от 01. 2011 № 169-ФЗ, от 28. 2012 № 133-ФЗ, от 25. 2012 № 258-ФЗ, от 07. 2013 № 99-ФЗ, от 07. 2013 № 104-ФЗ, от 02. 2013 № 185-ФЗ, от 25. 2013 № 317-ФЗ, от 28. 2013 № 396-ФЗ, от 12. 2014 № 33-ФЗ, от 21. 2014 № 216-ФЗ, от 28. 2015 № 358-ФЗ, от 29. 2015 № 388-ФЗ, от 19. 2016 № 453-ФЗ, от 19. 2016 № 454-ФЗ, от 01. 2017 № 154-ФЗ, от 20. 2017 № 407-ФЗ, от 28. 2017 № 420-ФЗ, от 28. 2017 № 421-ФЗ, от 07. 2018 № 56-ФЗ, от 03. 2018 № 350-ФЗ, от 27. 2018 № 536-ФЗ, от 01. 2019 № 49-ФЗ, от 01. 2019 № 328-ФЗ, от 02. 2019 № 412-ФЗ, от 27. 2019 № 461-ФЗ, от 01. 2020 № 35-ФЗ, от 24. 2020 № 147-ФЗ, от 13. 2020 № 206-ФЗ, от 22. 2020 № 431-ФЗ, от 29. 2020 № 473-ФЗ, от 29. 2020 № 478-ФЗ, от 30. 2021 № 134-ФЗ, от 26. 2021 № 153-ФЗ, от 11. 2021 № 170-ФЗ, от 01. 2021 № 267-ФЗ, от 28. 2022 № 7-ФЗ, от 08. 2022 № 46-ФЗ, от 16. 2022 № 113-ФЗ, от 30. 2022 № 116-ФЗ, от 28. 2022 № 140-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. (В редакции Федеральных законов от 24. 2009 № 213-ФЗ; от 29. 2015 № 388-ФЗ)

Абзац. (Утратил силу – Федеральный закон от 29. 2015 № 388-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

(Дополнение абзацем – Федеральный закон от 22. 2004 № 122-ФЗ)

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; (В редакции Федеральных законов от 22. 2004 № 122-ФЗ; от 24. 2009 № 213-ФЗ)

социальное пособие – безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидия – имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг; (В редакции Федерального закона от 22. 2004 № 122-ФЗ)

абзац. (Утратил силу – Федеральный закон от 22. 2004 № 122-ФЗ)

набор социальных услуг – перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 22. 2004 № 122-ФЗ)

социальная доплата к пенсии – предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”) в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии;  (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 24. 2009 № 213-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 03. 2018 № 350-ФЗ, от 29. 2020 № 473-ФЗ)

социальный контракт – соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 25. 2012 № 258-ФЗ)

программа социальной адаптации – разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 25. 2012 № 258-ФЗ)(В редакции Федерального закона от 28. 2015 № 358-ФЗ)

трудная жизненная ситуация – обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28. 2015 № 358-ФЗ)

Статья 2. Законодательство о государственной социальной помощи

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22. 2004 № 122-ФЗ)

Статья 3. Цели оказания государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

адресного использования бюджетных средств; (В редакции Федерального закона от 22. 2004 № 122-ФЗ)

усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 22. 2004 № 122-ФЗ)

создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; (Дополнение абзацем  – Федеральный закон от 22. 2004 № 122-ФЗ)

снижения уровня социального неравенства; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 22. 2004 № 122-ФЗ)

повышения доходов населения. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 22. 2004 № 122-ФЗ)

Статья 4. Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи

К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся:

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;

разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг; (В редакции Федерального закона от 22. 2004 № 122-ФЗ)

абзац; (Утратил силу – Федеральный закон от 22. 2004 № 122-ФЗ)

установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации, в том числе установление федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 24. 2009 № 213-ФЗ)

Статья 41. Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

К полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 62 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: (В редакции Федеральных законов от 08. 2010 № 345-ФЗ; от 25. 2013 № 317-ФЗ)

1) осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; (В редакции Федерального закона от 28. 2013 № 396-ФЗ)

2) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 28. 2013 № 396-ФЗ)

3) организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам. (В редакции Федеральных законов от 25. 2009 № 341-ФЗ; от 08. 2010 № 345-ФЗ; от 25. 2013 № 317-ФЗ)

Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из: (В редакции Федерального закона от 07. 2013 № 104-ФЗ)

1) численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; (В редакции Федеральных законов от 25. 2009 № 341-ФЗ; от 08. 2010 № 345-ФЗ; от 25. 2013 № 317-ФЗ)

2) норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, устанавливаемого ежегодно Правительством Российской Федерации. (В редакции Федеральных законов от 22. 2008 № 269-ФЗ; от 25. 2009 № 341-ФЗ; от 08. 2010 № 345-ФЗ; от 25. 2013 № 317-ФЗ; от 20. 2017 № 407-ФЗ)

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Средства на осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В случае использования средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения: (В редакции Федерального закона от 25. 2013 № 317-ФЗ)

1) принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий;

2) издает обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;

31) утверждает в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий; (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 24. 2020 № 147-ФЗ)

4) устанавливает целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий;

5) в случаях, установленных федеральными законами, готовит и вносит для принятия решения в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий. (В редакции федеральных законов от 25. 2013 № 317-ФЗ, от 24. 2020 № 147-ФЗ)

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

1) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, предусмотренными частью 7 настоящей статьи;

2) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, ежеквартального отчета по установленной форме о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей, а также иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. (В редакции Федерального закона от 25. 2013 № 317-ФЗ)

Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, Счетной палатой Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 25. 2013 № 317-ФЗ)

(Дополнение статьей – Федеральный закон от 18. 2007 № 230-ФЗ)

Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий. (В редакции Федеральных законов от 24. 2009 № 213-ФЗ; от 25. 2012 № 258-ФЗ)

Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 25. 2012 № 258-ФЗ)

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, направляют межведомственный запрос о предоставлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. (Дополнение частью – Федеральный закон от 01. 2011 № 169-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 22. 2004 № 122-ФЗ)

Статья 51. Обеспечение размещения информации об оказании государственной социальной помощи

Информация об оказании государственной социальной помощи размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с главой 21 настоящего Федерального закона.

(Дополнение статьей – Федеральный закон от 07. 2018 № 56-ФЗ)

Статья 52. Информирование граждан о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах

Гражданин вправе получать персонифицированную информацию, сформированную в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также информацию об условиях их назначения и предоставления:

1) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг посредством направления ему уведомлений (с его согласия);

2) с использованием выделенного телефонного номера (бесплатно) при обязательной идентификации гражданина в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями в случае предоставления персонифицированной информации;

3) при личном посещении органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, а также федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и многофункциональн

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Увеличиваются расходные обязательства РФ в сфере социального обеспечения населения

В соответствии с Федеральным законом от 06. 2021 N 390-ФЗ в 2022 году:

– величина прожиточного минимума в целом по РФ на душу населения составит 12 654 рубля, для трудоспособного населения – 13 793 рубля, пенсионеров – 10 882 рубля, детей – 12 274 рубля;

– размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников, составит 311 044,5 рубля;

(Федеральный закон от 06. 2021 N 390-ФЗ)

Вступают в силу изменения в ряд федеральных законов, направленные на переход от “зачетного” механизма расходования средств ФСС РФ к механизму “прямой выплаты”

Вводится осуществление выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию непосредственно территориальными органами ФСС РФ путем перечисления денежных средств на банковский счет застрахованного или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию по выбору застрахованного лица. Исключение составляют выплаты пособия за первые 3 дня временной нетрудоспособности, которые осуществляются за счет средств страхователя.

Изменения затрагивают пособие по временной нетрудоспособности, в том числе в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие при рождении ребенка.

Предусматривается новый порядок проведения проверок полноты и достоверности сведений и документов, представляемых страхователем для назначения и выплаты указанных пособий.

Уточняются права, обязанности и порядок взаимодействия субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливается порядок возмещения страхователем или застрахованным лицом излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения и порядок их взыскания.

Кроме того, вводится обязательное формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа, размещаемого в информационной системе страховщика.

Закрепляется механизм назначения и выплаты страхового обеспечения без заявления застрахованного лица – с использованием электронного обмена сведениями между страхователем, медицинскими организациями, органами государственных внебюджетных фондов, учреждениями МСЭ.

Устанавливаются меры ответственности страхователя в виде взыскания штрафа за совершение нарушений законодательства об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Вводятся правовые основания для возмещения расходов страхователя на оплату территориальным органом ФСС РФ дополнительных выходных дней, предоставляемых одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.

Также вступают в силу:

– Правила возмещения территориальным органом ФСС РФ страхователю расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами одному из родителей (опекуну, попечителю);

– Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Внесены корреспондирующие изменения в отдельные подзаконные акты. Ряд актов утрачивает силу.

(Федеральный закон от 30. 2021 N 126-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 21. 2021 N 952, от 09. 2021 N 1320, от 23. 2021 N 1381, от 11. 2021 N 1540, от 21. 2021 N 1584 и от 23. 2021 N 2010; приказы Минтруда России от 09. 2021 N 388н, от 07. 2021 N 458н и от 29. 2021 N 777н, приказы Минздрава России от 23. 2021 N 1089н и N 1090н; Информация ФСС РФ)

КонсультантПлюс: примечание.

Также см. аналитический обзор правовой информации:

Обзор: “Опубликовали поправки о законодательном переходе на прямые выплаты пособий”;

Обзор: “Правительство определило, какие документы нужны со следующего года при назначении пособий”.

С 1 января 2022 года ПФР будет предоставлять отдельные меры социальной поддержки

Речь идет о:

– пособиях гражданам, имеющим детей;

– денежных компенсациях и выплатах, установленных законодательством РФ гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 г. на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

– денежных компенсациях реабилитированным жертвам политических репрессий;

– выплатах инвалидам страховых премий по договору ОСАГО.

Предусматривается ряд переходных положений.

(Федеральный закон от 06. 2021 N 409-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 29. 2021 N 2542; Приказы Минтруда России от 20. 2021 N 896н и от 03. 2022 N 42н; Информация ПФ РФ)

На 2022 год продлен срок специальных социальных выплат отдельным категориям работников

– медицинских и иных работниках медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), работающих с пациентами, у которых подтверждено наличие COVID-19;

– отдельных работниках социального обслуживания, оказывающих социальные услуги гражданам с COVID-19, и лицам из групп риска заражения COVID-19;

– военнослужащих и работниках силовых ведомств.

Кроме того, для работников стационарных организаций социального обслуживания (стационарных отделений), указанных в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 18. 2020 N 1859, предусмотрены дополнительные специальные социальные выплаты за работу с 31 декабря 2021 года по 9 января 2022 года.

Дополнительные специальные социальные выплаты осуществляет ФСС РФ. Для получения дополнительной специальной социальной выплаты организации направляют не позднее 12 января 2022 года в территориальный орган ФСС РФ по месту своего нахождения реестр работников, содержащий информацию о фактически отработанных работниками днях с 31 декабря 2021 года по 9 января 2022 года.

(Постановления Правительства РФ от 23. 2021 N 2412 и от 25. 2021 N 2475)

Возобновляют свое действие отдельные положения Федерального закона от 24. 1997 N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”

Речь идет об абзацах первом и втором пункта 1 и абзаце первом пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 24. 1997 N 134-ФЗ, в соответствии с которыми:

– величина прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ на очередной год устанавливается до 1 июля текущего года Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год;

– соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 года устанавливается в размере 44,2%;

– величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ на очередной год, в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17. 1999 N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений исходя из величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ на тот же год одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ.

(Федеральный закон от 06. 2021 N 409-ФЗ)

Определен перечень жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат

В перечень включены такие события, как:

– рождение ребенка;

– установление инвалидности;

– достижение пенсионного возраста;

– достижение ребенком определенного возраста;

– беременность.

(Приказ Минтруда России от 16. 2021 N 805н)

Правительством РФ определен единый перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с целью выплаты компенсаций и предоставления государственных гарантий живущим там людям

Перечень соответствует действующему в настоящее время муниципально-территориальному устройству РФ.

К районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям отнесены отдельные города, городские округа, муниципальные округа и районы республик Алтай, Бурятия, Карелия, Коми, Тыва, Забайкальского, Красноярского, Хабаровского, Пермского, Приморского краев, Амурской, Архангельской, Иркутской, Сахалинской, Томской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также вся территория Республики Саха (Якутия), Магаданской, Мурманской областей, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов и весь Камчатский край.

Жители территорий, входящих в перечень, продолжат получать предусмотренные законом государственные гарантии и компенсации.

Признаны утратившими силу некоторые акты Правительства РФ и признаны не действующими на территории РФ некоторые акты Совета Министров СССР.

(Постановление Правительства РФ от 16. 2021 N 1946)

С 1 января 2022 года право на детские выплаты будет возникать в случае непревышения размера среднедушевого дохода семьи 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте РФ в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24. 1997 N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”

Ранее учитывалась величина прожиточного минимума за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

(Федеральный закон от 29. 2020 N 473-ФЗ; Приказы Минтруда России от 18. 2021 N 412н и от 01. 2022 N 86н)

Наличие зарегистрированных на заявителя или членов его семьи 2 и более маломерных судов, либо 2 и более самоходных машин и других видов техники, год выпуска которых не превышает 5 лет, будет являться основанием для отказа в назначении или перерасчете детских выплат

– ежемесячной выплате на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно;

– пособии женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;

– ежемесячном пособии на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.

(Постановления Правительства РФ от 31. 2021 N 489 и от 28. 2021 N 1037)

На 2022 год минимальная величина пособия по безработице составляет 1500 рублей, максимальная – 12792 рубля – в первые 3 месяца периода безработицы, 5000 рублей – в следующие 3 месяца периода безработицы

Для граждан предпенсионного возраста минимальная величина пособия по безработице составляет 1500 рублей, а максимальная величина – 12792 рубля.

(Постановление Правительства РФ от 15. 2021 N 1940)

На территории более 60 регионов начинают применяться новые правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требования к подбору подходящей работы

Речь идет о Республике Адыгея, Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Карелия, Республике Коми, Республике Крым, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Северная Осетия – Алания, Республике Тыва, Удмуртской Республике, Республике Хакасия, Чеченской Республике, Чувашской Республике, Алтайском, Забайкальском, Камчатском, Приморском, Хабаровском краях, Амурской, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Брянской, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Липецкой, Магаданской, Мурманской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Псковской, Ростовской, Сахалинской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Томской, Тульской, Челябинской, Ярославской областях, гг. Санкт-Петербурге, Севастополе, Еврейской автономной области, Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Чукотском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе.

Напоминаем, что ранее новые правила уже начали применяться на территории отдельных субъектов РФ.

(Постановление Правительства РФ от 02. 2021 N 1909)

Уточняются условия выплаты пособия по безработице детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Безработные дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при условии, что они ранее были временно трудоустроены в свободное от учебы время, а также проходили производственную практику, предусмотренную образовательными программами, признаются впервые ищущими работу (ранее не работавшими).

(Федеральный закон от 19. 2021 N 374-ФЗ)

С 1 января 2022 года граждане смогут получать информацию о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах при личном посещении органов государственной власти, органов местного самоуправления, специализированных организаций и МФЦ

Гражданин теперь вправе получать персонифицированную информацию, сформированную в ЕГИССО, о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также информацию об условиях их назначения и предоставления при личном посещении:

– органов государственной власти, органов местного самоуправления;

– организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты;

– федеральных учреждений медико-социальной экспертизы;

– МФЦ.

Роструд, ПФР, ФСС России, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на назначение и предоставление мер социальной защиты, организации, предоставляющие меры социальной защиты, должны обеспечить контроль обработки обращений граждан.

(Федеральный закон от 27. 2019 N 461-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 03. 2020 N 1994)

Исключается обязанность заявителя представлять выписку из домовой книги или иной документ, подтверждающий количество граждан, зарегистрированных в жилом доме

(Постановление Правительства РФ от 01. 2020 N 407)

Обзор документа

Государство будет собирать данные об имуществе и доходах граждан для целей соцзащиты. Скорректирован Закон о соцпомощи. ЕГИССО будет обеспечивать выявление нуждающихся граждан и учет сведений о них. Для этого в систему включат сведения о доходах граждан от предпринимательства, о доходах самозанятых, о недвижимости и движимом имуществе граждан (включая транспортные средства).

Оцените статью
ЕГИССО - Вход - egisso.ru
Добавить комментарий