Социальное право
Обширный круг общественных отношений в социальной сфере нормами социального права регулируется.
Предметом социального права является:
– правовое регулирование занятости;
– охраны труда и здоровья населения;
– социальное обеспечение;
– социальное страхование и пенсионное обеспечение;
– правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граждан (военнослужащих, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, имеющих детей, женщин и детей, беженцев, вынужденных переселенцев, должностных лиц разных категорий и других лиц), проживающих на территории России и нуждающихся в социальной защите;
– правовое регулирование формирования и деятельности органов социальной защиты.
Социальное право, как отрасль российского права, связано с другими отраслями права Российской Федерации: конституционным или государственным правом, трудовым правом, гражданским правом, административным правом, финансовым правом и уголовным правом.
Основные правовые принципы социального права закреплены в Конституции Российской Федерации, ряде норм гражданского права, предусматривающих защиту права несовершеннолетних, возможность взыскания убытка при причинении вреда здоровью граждан, используются и при социальной защите несовершеннолетних граждан, а также граждан, получивших увечье.
Например, при социальной защите женщин и несовершеннолетних используются нормы трудового права, регулирующие труд женщин и несовершеннолетних.
Нормы социального права, предусматривающие порядок выплаты и установления размеров пособий, выплачиваемых гражданам, имеющим детей, тесно связаны с нормами финансового права.
Социальное право выполняет следующие основные функции:
Выделение этих функций необходимо для понимания специфики и социального назначения социального права.
Экономическая функция социального права заключается в воздействии права на создание средств жизнеобеспечения людей, процессы распределения, потребления, нормы охраны труда и оплаты труда.
Политическая функции социального права заключается в том, что в его нормах зафиксированы основные положения социальной политики государства. А данное обстоятельство как раз и способствует реализации этой политики.
Организационная функция социального права — это создание системы служб социальной защиты, организация защиты от безработицы, организация социального обеспечения, социального страхования, обеспечение безопасных условий жизни и благосостояния населения, повышение культуры труда, быта и отдыха.
Воспитательная функция социального права заключается в повышении культуры взаимоотношений в процессе труда и в быту, в уважении к интересам других лиц, особенно к интересам социально неустроенных лиц, в воспитании доброты к людям, в утверждении принципов сострадания, милосердия, человеколюбия в обществе.
Особое значение в условиях перехода к рыночным отношениям имеет успешное функционирование системы социальной защиты. Правовое регулирование организации социальной защиты состоит в том; что в ряде нормативных актов о социальной защите предусматривается система управления такой зашитой.
Структура этой системы следующая:
– управляющая подсистема (исполнительные органы государственной власти РФ, администрация городов, районов, органы местного самоуправления, государственные органы социальной зашиты в центре и на местах, благотворительные организации, граждане, занимающиеся благотворительной деятельностью);
– управляемая подсистема учреждения социальной зашиты и лица, которые подлежат социальной защите в соответствии с социальным законодательством РФ);
– содержание мер по социальной защите;
– социальный контроль за исполнением нормативных актов о социальной защите и ответственность за их нарушение.
Общепризнанно, что социальный контроль один из регуляторов общественных тношений, которые обеспечивают устойчивость социальной системы и управление входящими в её структуру субъектами. Ответственность означает соблюдение рав и исполнение своих обязанностей субъектами, входящими в структуру системы. В силу этих причин социальный контроль и ответственность необходимые цементы структуры системы организации социальной политики.
Общественные отношения в сфере правовой защиты, урегулированные нормами социального права, являются социальными правоотношениями. Участники, объекты этих правоотношений обладают взаимными обязанностями и правами.
Участники социальных правоотношений ограничены в выборе вариантов поведения рамками правовой нормы, регулирующими этот вид правоотношений. При уклонении поведения хотя бы одного из участников от предписания правовой нормы к правонарушителю применяются соответствующие санкции. Под объектом социального правоотношения понимается то, на что направлено повеление его участников.
Объекты социальных правоотношений могут быть самыми разными, пример, это оказание материальной или медицинской помощи, оказание правовых услуг, предоставление духовных благ, обслуживание на дому и в учреждениях социальной защиты, выполнение определённых работ для обеспечения нормальных условий жизни лицам, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации, ставших жертвой чрезвычайных происшествий и т.п. Конечным результатом взаимодействия субъектов социального правоотношения как раз и будет осуществление контентного вида социальной помощи, предусмотренного данным правоотношением.
Финансовые ресурсы любой страны накапливаются и перемешаются между государством, предприятиями (фирмами) и населением (домашними хозяйствами), шансы социального сектора как важнейшей сферы жизнедеятельности общества накапливаются и распределяются между государством, фирмами и населением, но роли, финансовые обязательства и ответственность значительно отличаются в ЗАВИСИМОСТИ от принятой модели хозяйствования и достигнутых стандартов потребления социальных благ и услуг в каждой стране.
В современной российской экономике разделение финансовых обязательств обеспечения социальной политики между государством, фирмами и населением занимает специфические формы. Они распределяются между государством и общественными хозяйствами. Подавляющее большинство фирм от этого практически устраняются. Субъектом социальной политики являются также работодатели. В большинстве случаев их роль пассивна, поскольку они обязаны следовать тем общим социальным правилам, которые устанавливаются государственными системами и местными властными структурами.
Так, в сфере социальной политики работодатели должны обеспечивать обязательные условия социальной поддержки наёмных работников (минимальный уровень заработанной платы; обязательное страхование по установленным нормативам — пенсионное, социальное, медицинское, по безработице; социальные выплаты и компенсации. Относимые на фонд оплаты труда и т.д.). Вместе с тем, располагая значительными финансовыми ресурсами, многие работодатели могут создавать на своих предприятиях и в организациях рабочие места, привлекательные для наёмных работников своей высокой заработанной платой, различными социальными благами (бесплатным питанием, возможностью получения долгосрочных беспроцентных кредитов и т.п.).
Государственные властные структуры, создавая ту или иную экономическую среду, формируют экономические интересы работодателей, развивающих наиболее выгодные для них производства. В том случае, когда решения органов законодательной и исполнительной власти ошибочны или неточны, экономические интересы работодателей вступают в противоречие с интересами общества в целом и становятся факторами роста социальной напряжённости.
Социальная инфраструктура и социальные фонды предприятий, носившие в советское время масштабный характер, стали неприемлемыми в рыночных условиях в силу очень больших издержек. Поэтому последовал массовый «сброс» социальной инфраструктуры, ведомственного жилья на местные бюджеты, сразу же ставшие в России повсеместно дефицитными.
Бремя социальных расходов в весьма значительной степени переместилось и на государство, его бюджетную систему, что и привело её к глубокому кризису, к полной неспособности обеспечить советский уровень потребления социальных услуг. Возникло неуправляемое движение в сторону коммерциализации основных социальных услуг, то есть стихийное перекладывание финансовой нагрузки на доходы населения, как правило, без учёта растущее дифференциации его доходов, социальной значимости равного доступа к основным социальным услугам.
Развитие процессов бюджетного федерализма, перераспределения властных полномочий между Центром и регионами, приводит к тому, что всё более позитивную роль играют бюджеты субъектов РФ. В силу сложившихся обстоятельств они в настоящее время финансируют всё, что относится к жизнеобеспечению населения в регионе. Региональные бюджеты имеют гораздо большую социальную направленность, чем федеральный бюджет. Они финансируют более 70% расходов на народное хозяйство, в среднем около 80% расходов на социально-культурные мероприятия.
Местные бюджеты нацелены на недопущение резкого снижения жизненного уровня населения. В настоящее время это бюджеты выживания. В первую очередь, Для слабо защищенных слоев населения. Местные бюджеты повсеместно дотаци-‘онны, не располагают возможностями свободы финансового манввра и создания предпосылок для социально-экономического развития города, района.
Профсоюзные и иные общественные организации, включая политические партии и общественные движения, играют в процессе выработки и проведения социальной политики своего рода «идеологическую» роль. Они не располагают сколько-нибудь значительными но сравнению со средствами государственного бюджета, внебюджетных социальных фондов и работодателей финансовыми ресурсами регулярного характера.
Вместе с тем эти структуры являются представителями определённых слоев населения и оговаривают, документально фиксируя соответствующими соглашениями с органами государственной власти и работодателями минимальный уровень социальной защищённости занятых в общественном производстве (профсоюзы) или других категорий граждан (общественно-политические движения и партии различных направлений).
Существует группа так называемых пассивных субъектов социальной политики, выполняющих при её проведении инфраструктурные функции. Это — банковские и кредитные учреждения, страховые общества, организации здравоохранения, культуры и т.п., отвечающие за доведение финансовых, материально-технических, духовных и иных ценностей до объекта социальной политики — человека.
Несмотря на существующие трудности и противоречия идет процесс формирования гражданского общества, его основных структур. В стране происходит развитиe негосударственных благотворительных, страховых фондов, неправительственных некоммерческих организаций, которые все активнее включаются в решение сложных социальных проблем. Уровень активности субъектов различного уровня висит от многих условий порядка, в том числе мер экономического, финансового, законодательного.
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993 г.
2. Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998 г.
3. Дурова Л.И. Институционализация региональной социальной политики. М., 2000 г.
4. Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения. U».
ст. М., 1996 г.
5. Социальная политика и проблемы подготовки кадров. М., 1999 г.
6. Социальная политика России: история и современность Новочеркасск, 1999 г.
7.Социальное законодательство в России и Великобритании. Сб. ст. М., 2000 г.
8. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1998 г.
9. Социальные льготы граждан. М, 2000 г.
10. Шарков Ф.И. Социальная политика в субъектах Российской Федерации. Чебоксары, 1998 г.
11. Шаталин С.С. Социальные ресурсы и социальная политика. М„ 199О г.
12. Холостова Е.И. Социальная политика. М., 2000 г.
13. Якушев Л.П. Социальная защита. М, 1998 г.
4. Контрольные задания и задачи для самопроверки
1. Дайте определение понятий «объект», «субъект» социальной политики.
2. Назовите основные характеристики субъектов социальной политики.
3. Определите четыре уровня социальной политики и их особенности.
4. Какими факторами определяется целостность социальной политики.
5. Основные виды деятельности по реализации социальной политики государством.
6. Социальное право, как основа регулирования деятельности субъектов социальной политики.
7. Дайте характеристики государственным и негосударственным субъектам социальной политики.
Среди угроз социальной безопасности можно выделить следующие группы
– угрозы, порожденные недостатками и ошибками в политике и действиях государственных и политических лидеров, властных институтов. Это решения, противоречащие Конституции, законам, административным нормам и ведущие к неблагоприятным социальным последствиям и вследствие этого — конфликтам, массовым выступлениям населения (или отдельных социальных групп), интересы которых в наибольшей мере оказываются ущемлёнными;
– угрозы, связанные с национальными противоречиями, конфликтами интересов центра и регионов, нарушением прав, свобод и законных интересов граждан какой-либо национальности, межконфессиональными и межэтническими конфликтами, тем более произошедшие вследствие провоцирования этих конфликтов;
– угрозы, возникшие в результате деятельности государства, политических партий и движений, их лидеров и ведущие к подрыву стабильности общества и государственного строя, социальным конфликтам или иной форме социальной нестабильности;
– угрозы, обусловленные политическим экстремизмом и терроризмом, вследствие которых возникают материальный, моральный, социалыю-психологический ущерб населению, отдельным его группам, личностям;
– угрозы, вызванные нарушением законных прав, свобод и интересов личности и неспособностью государства их защитить (нарушение права на жизнь, труд, образование, жильё, здравоохранение, свободу передвижения, обеспеченную старость и т.д.);
– угрозы, связанные с обострением криминогенной ситуации в обществе, ростом преступности, нарушениями законности в деятельности правоохранительных органов и государственных структур;
– угрозы здоровью населения страны в результате ухудшения системы здравоохранения и медицинского обслуживания, экологического неблагополучия и особенно вследствие экологических бедствий, массового распространения хронических и инфекционных заболеваний, наркомании и алкоголизма, других социальных болезней;
– угрозы, связанные с деградацией среды обитания и жизнедеятельности населения, подрывающие механизмы воспроизводства человека и социума;
– угрозы резкого количественного И качественного изменения демографической ситуации в стране, отдельном регионе, этносе.
Социальная трансформация один из важнейших индикаторов социальной безопасности. Неустойчивость социальной структуры общества, процессы ее деградации, отсутствие сбалансированности интересов отдельных социальных групп, узурпация власти и собственности отдельными группировками, пренебрежение к условиям воспроизводства каких-то социальных групп могут приводит к социальным потрясениям общества и государства.
В России в зависимости от компетенции органов исполнительной и законодательной власти, общественных структур, призванных гарантировать социальную безопасность, можно выделить четыре уровня её обеспечения: федеральный, региональный, местный, самоорганизации граждан. На каждом уровне актуальность и острота проблемы требуют постоянного внимания к ней всех институтов государства и общества, анализа её состояния с тем, чтобы не допустить дестабилизации и социальных потрясений в обществе. Особая роль для достижения социальной безопасности принадлежит социальной политике.
Государственная и общественная безопасность
42. Стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
43. Основными угрозами государственной и общественной безопасности являются:
разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам;
деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование “цветных революций”, разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми;
деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе;
преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности;
стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров.
44. Главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации, эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в области государственной и общественной безопасности.
45. Обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб, органов государственного контроля (надзора), совершенствования единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних, и иных правонарушений (включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики), разработки и использования специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений.
46. Особое внимание уделяется искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, которая является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов. В этих целях реализуются Национальная стратегия противодействия коррупции и национальные планы противодействия коррупции, в обществе формируется атмосфера неприемлемости данного явления, повышается уровень ответственности за коррупционные преступления, совершенствуется правоприменительная практика в указанной области.
47. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности:
совершенствуются структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти, развивается система выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деструктивной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, наносящей ущерб национальным интересам, актов терроризма, проявлений религиозного радикализма, национализма, сепаратизма, иных форм экстремизма, организованной преступности и других преступных посягательств на конституционный строй Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, государственную и частную собственность, общественный порядок и общественную безопасность;
создаются механизмы предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов, а также противодействия участию российских граждан в деятельности преступных и террористических группировок за рубежом;
укрепляется режим безопасного функционирования, повышается уровень антитеррористической защищенности организаций оборонно-промышленного, ядерного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов;
совершенствуется система выявления и анализа угроз в информационной сфере, противодействия им;
принимаются меры для повышения защищенности граждан и общества от деструктивного информационного воздействия со стороны экстремистских и террористических организаций, иностранных специальных служб и пропагандистских структур;
осуществляется комплексное развитие правоохранительных органов и специальных служб, укрепляются социальные гарантии их сотрудникам, совершенствуется научно-техническая поддержка правоохранительной деятельности, принимаются на вооружение перспективные специальные средства и техника, развивается система профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения государственной и общественной безопасности;
повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности.
48. Обеспечение национальной безопасности в пограничном пространстве осуществляется путем развертывания на государственной границе Российской Федерации высокотехнологичных и многофункциональных пограничных комплексов и систем, повышения эффективности пограничной деятельности, совершенствования межведомственного взаимодействия и межгосударственного пограничного сотрудничества, активизации процесса международно-правового оформления государственной границы и социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации.
49. Обеспечение национальной безопасности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области пожарной безопасности осуществляется путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее территориальных и функциональных подсистем, взаимодействия с аналогичными иностранными системами, повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, развития системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения, поддержания на должном уровне современной технической оснащенности и готовности пожарно-спасательных сил, развития системы принятия превентивных мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров на основе совершенствования надзорной деятельности, проведения профилактических мероприятий, а также путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения.
ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1. Понятие предмета, объекта и субъекта социальной политики
2. Государственная социальная политика
3. Социальное право
Трансформация экономической системы сделала актуальным вопрос о соотношения экономического и социального развития, способах и путях решения социальных проблем в период коренных реформации общества. С точки зрения целей и средств развития общества, социальная политика относится к области целеполагания. Цель социальной политики — создание в обществе благоприятного социального климата и социального согласия, условий, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения.
Социальную политику государства можно рассматривать как специфическую деятельность государства, направленую на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при постоянном выявлении и учёте социальных последствий экономических, политических, мировоззренческих преобразований.
Предметом социальной политики, как науки, являются свойства, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизводимые и выражающие сущность) отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их общественного положения. Политическое руководство определяет цели социального развития общества, а комплекс мер по их реализации — важнейшая задача социальной политики.
Государственные органы, общественные организации, органы местного самоуправления, производственные коллективы реализуют социальную политику по достижению социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния населения, улучшением качества его жизни, обеспечением социально-политической стабильности, социального партнёрства в обществе.
С позиции субъектно-объектных отношений термин «социальная политика» мно-говариантен. С точки зрения одних авторов, это деятельность государства в социальной сфере. Другие вкладывают в это понятие иной смысл — взаимодействие всех субъектов самодеятельного населения, хозяйственных, управленческих структур в рамках декларируемых или законодательно утверждённых целей и задач.
В системе объектно-субъектных отношений объектом социальной политики выступает всё самодеятельное население, отдельные граждане, социальные общности определённого уровня, объединённые конкретными связями и отношениями.
Субъектами социальной политыки являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосударственные организации, общественные объединения граждан и инициативы. Субъектами социальной политики являются также законодательные, исполнительные, судебные органы власти, пределяющие при общественном участии цели, задачи, приоритеты, норматив нормативно-правовую базу социальной политики государства и проводящие непосредственную практическую работу по её реализации.
Некоторые исследователи считают, что объект — это подчинённая, пассивная, вторичная управляемая структура, не обладающая собственной активностью и инициативой. Это далеко не всегда так, тем более, когда речь идёт об общественной жизни.
В данном контексте объект социальной политики представлен социальной и социально-трудовой сферой общества в целом конкретно, её главными составляющими элементами, а также их показателями — благосостояние, образование, здоровье населения, социальная стабильность, конструктивность отношений социальных групп и т.д.
В формировании и осуществлении социальной политики участвует множество субъектов. Их деятельность определяется конкретными социальными интересами и осуществляется на основе той или иной нормативно-правовой базы. В Российской Федерации формируется конституционная, законодательная и нормативная база, отражающая деятельность всех ветвей власти по регулированию социальных отношений в стране.
Одним из первых документов, регламентирующих социальные отношения в стране, стала Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.). В декабре 1993 г. принята Конституция Российской Федерации, в которой провозглашено построение социального государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие личности, гарантирующее гражданам России право на труд, на социальное обеспечение и защиту, медицинское обслуживание, жильё, образование, охрану семьи, материнства, отцовства и детства. Основные социальные права закреплены в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Кодексе законов о труде Российской Федерации, Кодексе о браке и семье. Жилищном кодексе, законах «Об образовании», «О занятости населения Российской Федерации, O государственных пенсиях в России» и ряде других.
Правом законодательной инициативы обладает и Правительство России, которое регулярно вносит на заседание Государственной Думы значительное число важнейших законопроектов, в том числе и по вопросам функционирования социальной сферы. Субъекты федерации имеют право на собственное законотворчество в области социальной политики. Само существование единого социального пространства необходимо предполагает получение гражданами социальных прав и гарантий независимо от места проживания. В регионах созданы специальные социальные структуры, отвечающие за реализацию государственных социальных норм и стандартов. В настоящее время идёт процесс разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти.
Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений. Если на федеральном уровне определяются основные цели, задачи, принципы социального развития, а также основные способы, меры их дос-гижения по отношению ко всему обществу, го региональная социальная политика зеуществляется с учётом особенностей региона: уровня экономического развития и соответствующих возможностей, этно- национальных, историко-культурных и фугих особенностей.
Социальная политика, соответственно и деятельность её субъектов на региональном и местном уровнях направлена на решение конкретных проблем населения, отдельных особо нуждающихся социальных гpynn и граждан.
Стратегические установки субъекты социальной политики осуществляют через истему долговременных мер. Состояние социально-экономического развития, социально-трудовых отношений при наличии ограниченных финансовых ресурсов, овых социальных функций государства требует постоянного разграничения задачи уточнения приоритетов в целях определения долговременных, среднесрочных и краткосрочных, текущих социальных программ.
Так, федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в Российской Федерации. Они же устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры. Здесь же разрабатываются целевые социальные программы; формируют внебюджетные государственные фонды, определяют условия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией и т.д.
Региональные органы власти разрабатывают и реализуют региональные законы и социальные программы. Они же обеспечивают функционирование учреждений социальной инфраструктуры; разрабатывают направления адресной социальной помощи и планируют развитие социальной инфраструктуры. Именно региональные органы власти реализуют жилищную политику, политику в области образования, здравоохранения и т.д.
В основе разграничения деятельности федеральных и региональных органов власти по вопросам социальной политики лежат такие фундаментальные принципы федерализма как обязательное «распределение ролей» во всех общественно значимых сферах между всеми уровнями власти, установление зоны самостоятельных и ответственных действий каждого уровня власти в указанных сферах в соответствии с «распределением ролей». Каждый уровень власти наделяется правами и ресурсами для осуществления самостоятельных и ответственных действий в этих зонах. По, как правило, не хватает ресурсов для самостоятельного и полноценного выполнения распределённых функций. В современной России эта проблема стала главной.
Конституция Российской Федерации устанавливает суть социальных отношений в обществе. Даёт перечень общих социальных гарантий, определяет предметы ведения и полномочия в социальной сфере Российской Федерации и её субъектов, определяет роль Президента и Правительства Российской Федерации в проведении государственной социальной политики и в гарантиях по социальным обязательствам государства, намечает контуры самостоятельной реализации социальной политики государства органами местного самоуправления. Всё это подтверждается, корректируется, дополняется и конкретизируется в региональных законодательствах.
Законодательной деятельностью Государственной Думы и нормотворческой деятельностью Правительства Российской Федерации формируются нормативно-правовые акты о содержании и механизмах реализации отдельных направлений социальной политики. Тем самым создано общероссийское правовое пространство действий органов власти разных уровней в социальной сфере. Главное здесь регламентация финансовых ресурсов бюджетной сферы, что фиксируют федеральные законы о федеральном бюджете на очередной год, налоговое законодательство, нормативные акты.
Важную роль играют законы, регламентирующие решение, на первый взгляд, далёких от социальной сферы проблем, например, военной реформы и статуса военнослужащих, земельной реформы и развития сельского хозяйства. Такие законы косвенно, но весьма ощутимо корректируют предмет ведения и полномочия в социальной сфере региональных, особенно местных органов власти. Свою роль в разграничении полномочий в социальной сфере между федеральной и региональной властью играют и специальные договоры, предусмотренные ст. 11 Конституции.
Основная часть общегосударственных регламентации по управлению социальной сферой создается исполнительной властью — правительством в целом, отдельными министерствами и ведомствами.
Именно в социальной сфере, в её организации и порядке функционирования, в уровне ответственности региональных и, особенно, местных властей за выполнение прямых обязанностей в социальной сфере в настоящее время присутствует и большая упорядоченность и большее исполнение законов, чем в сфере предпринимательства, экономики и финансов.
В то же время государственная социальная политика не может быть сведена к функциям каждого отдельного направления. По характеру, содержанию, внутреннему строению — это целостная система качественно нового уровня.
Её целостность определяется следующими факторами:
1) выбор обществом стратегических целей и задач социального развития, социальных приоритетов;
2) единое законодательство, формирующее целостное социальное пространство для всех слоев населения;
3) протекционизм государства и иных субъектов социальной политики по обеспечению финансирования социальной сферы;
4) единая социальная инфраструктура, единое кадровое и информационное обеспечение».
В зависимости от периода реализации социальной политики субъекты выстраивают свою деятельность в соответствии с уровнем и целями социальной политики, субъекты определяют задачи и конкретные меры по её реализации: организационные, правовые, социальные, финансово-экономические, экологические, демографические, социокультурные, просветительские. В зависимости от статуса, юли субъекта могут осуществляться задачи и меры идеологического, пропагандистского характера.
41. Обеспечению государственной и общественной безопасности способствует реализация мер, направленных на усиление роли государства как гаранта безопасности личности и прав собственности, повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб по защите основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, совершенствование единой государственной системы профилактики преступности, обеспечение реализации принципа неотвратимости наказания за совершение преступления, а также на формирование в обществе атмосферы нетерпимости к противоправной деятельности.
42. Несмотря на принимаемые меры, в Российской Федерации остается высоким уровень преступности в отдельных сферах. Совершается большое количество преступлений против собственности, в сфере использования водных биологических и лесных ресурсов, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также в кредитно-финансовой сфере. Растет число преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий. Дестабилизирующее влияние на общественно-политическую обстановку оказывают экстремистские проявления.
43. Сохраняются угрозы, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе вследствие изменения климата, лесных пожаров, наводнений и паводков, износа инженерно-технической и транспортной инфраструктуры, заноса и распространения опасных инфекционных заболеваний.
44. Деструктивные силы за рубежом и внутри страны предпринимают попытки использования объективных социально-экономических трудностей в Российской Федерации в целях стимулирования негативных социальных процессов, обострения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, манипулирования в информационной сфере. Не ослабевает активность разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, осуществляемой в том числе с использованием подконтрольных им российских общественных объединений и отдельных лиц. Международные террористические и экстремистские организации стремятся усилить пропагандистскую работу и работу по вербовке российских граждан, созданию на территории России своих законспирированных ячеек, вовлечению в противоправную деятельность российской молодежи. Для распространения недостоверной информации, организации незаконных публичных акций широко используются возможности глобальных интернет-компаний.
45. На фоне сохраняющихся в Российской Федерации социально-экономических проблем растет потребность общества в повышении эффективности государственного управления, обеспечении социальной справедливости, усилении борьбы с коррупцией и нецелевым использованием бюджетных средств и государственного имущества, в проведении не подверженной влиянию групповых и родственных интересов кадровой политики в органах публичной власти и организациях с государственным участием.
46. Целями обеспечения государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя Российской Федерации, обеспечение ее суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защита основных прав и свобод человека и гражданина, укрепление гражданского мира и согласия, политической и социальной стабильности в обществе, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, укрепление законности и правопорядка, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности, традиционных российских духовно-нравственных ценностей от противоправных посягательств, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
47. Достижение целей обеспечения государственной и общественной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение следующих задач:
1) недопущение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации, пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб, организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, наносящей ущерб национальным интересам Российской Федерации, других преступных посягательств на основы конституционного строя Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, в том числе путем инспирирования “цветных революций”;
2) обеспечение безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно-политических и иных мероприятий;
3) обеспечение защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также модернизация пограничной инфраструктуры, совершенствование механизмов пограничного, таможенного, санитарно-эпидемиологического и иных видов контроля;
4) повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации, совершенствование системы общественного контроля, механизмов участия граждан и организаций в обеспечении государственной и общественной безопасности;
5) развитие институтов гражданского общества, поддержка общественно значимых инициатив, развитие взаимодействия институтов гражданского общества и населения с органами публичной власти в решении вопросов, которые могут вызвать рост социальной напряженности;
6) повышение уровня антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, объектов жизнеобеспечения населения, организаций оборонно-промышленного, атомного энергопромышленного, ядерного оружейного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов;
7) предупреждение и пресечение террористической и экстремистской деятельности организаций и физических лиц, попыток совершения актов ядерного, химического и биологического терроризма;
8) снижение уровня криминализации общественных отношений, развитие единой государственной системы профилактики правонарушений;
9) предупреждение проявлений радикализма, профилактика экстремистских и иных преступных проявлений, прежде всего среди несовершеннолетних и молодежи;
10) снижение уровня преступности в экономической сфере, в том числе в кредитно-финансовой, а также в сферах жилищно-коммунального хозяйства, использования земельных, лесных, водных и водных биологических ресурсов;
11) предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе легализации преступных доходов, финансирования терроризма, организации незаконного распространения наркотических средств и психотропных веществ, а также использования в противоправных целях цифровых валют;
12) реализация принципа неотвратимости наказания за совершение преступления;
13) предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности, нецелевого использования и хищения бюджетных средств в органах публичной власти и организациях с государственным участием, в том числе при реализации национальных проектов (программ) и выполнении государственного оборонного заказа, а также возмещение ущерба, причиненного такими преступлениями, и повышение уровня ответственности за их совершение;
14) совершенствование института ответственности должностных лиц за действия (бездействие), повлекшие за собой неэффективное использование бюджетных средств и недостижение общественно значимых результатов национального развития;
15) выявление и пресечение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
16) противодействие незаконной миграции, усиление контроля за миграционными потоками, социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
17) предупреждение и нейтрализация социальных, межконфессиональных и межнациональных конфликтов, сепаратистских проявлений, предупреждение распространения религиозного радикализма, деструктивных религиозных течений, формирования этнических и религиозных анклавов, социальной и этнокультурной изолированности отдельных групп граждан;
18) повышение безопасности дорожного движения;
19) повышение эффективности мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
20) обеспечение защиты населения от опасных инфекционных заболеваний, способных вызвать чрезвычайную ситуацию в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
21) прогнозирование влияния последствий изменения климата на состояние опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, транспортного комплекса, объектов жизнеобеспечения населения;
22) комплексное развитие правоохранительных органов, специальных служб, подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований в соответствии с решаемыми ими задачами, повышение уровня их технической оснащенности, усиление социальной защищенности их сотрудников, совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения государственной и общественной безопасности;
23) обеспечение правовой защиты российских граждан и юридических лиц от политически ангажированных решений иностранных и международных (межгосударственных) судов.