Статья 1. Основные понятия

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

от 25.11.2006 N 195-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 01.03.2008 N 18-ФЗ,

от 14.07.2008 N 110-ФЗ, от 22.12.2008 N 269-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ,

от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009), от 25.12.2009 N 341-ФЗ,

от 08.12.2010 N 345-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ,

от 25.12.2012 N 258-ФЗ, от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ,

от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ,

от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ,

от 29.12.2015 N 388-ФЗ, от 19.12.2016 N 453-ФЗ, от 19.12.2016 N 454-ФЗ,

от 01.07.2017 N 154-ФЗ, от 20.12.2017 N 407-ФЗ, от 28.12.2017 N 420-ФЗ,

от 28.12.2017 N 421-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ,

от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.04.2019 N 49-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ,

от 02.12.2019 N 412-ФЗ, от 27.12.2019 N 461-ФЗ, от 01.03.2020 N 35-ФЗ,

от 24.04.2020 N 147-ФЗ, от 13.07.2020 N 206-ФЗ, от 22.12.2020 N 431-ФЗ,

от 29.12.2020 N 473-ФЗ, от 29.12.2020 N 478-ФЗ, от 30.04.2021 N 134-ФЗ,

от 26.05.2021 N 153-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 01.07.2021 N 267-ФЗ,

от 28.01.2022 N 7-ФЗ, от 08.03.2022 N 46-ФЗ, от 16.04.2022 N 113-ФЗ,

от 30.04.2022 N 116-ФЗ, от 28.05.2022 N 140-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ,

от 28.04.2023 N 137-ФЗ)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

социальное пособие – безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидия – имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

абзац утратил силу. – Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

набор социальных услуг – перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом;

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

социальная доплата к пенсии – предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”) в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии;

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009); в ред. Федеральных законов от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 29.12.2020 N 473-ФЗ)

социальный контракт – соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации;

(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 258-ФЗ)

программа социальной адаптации – разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий;

(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 258-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

трудная жизненная ситуация – обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

Содержание
  1. Понятие системы социального обеспечения и ее структура
  2. Анализ системы социального обеспечение
  3. Социальное обеспечение в экономическом аспекте
  4. Социальное обеспечение в политическом аспекте
  5. Социальное обеспечение в правовом аспекте
  6. Правовые и политические отношения в соц обеспечении
  7. Структура социального обеспечения
  8. Понятие ПСО
  9. Общая часть права ПСО
  10. Система ПСО
  11. Управление в области социального обеспечения – классификация, законодательная основа, правовой статус
  12. Пенсионный Фонд Российской Федерации
  13. Министерство труда Российской Федерации в системе социального обеспечения
  14. Характеристика регионального органа социального обеспечения
  15. Задачи, возлагаемые на региональный орган социального обеспечения
  16. Функции регионального органа в области социальной защиты и обслуживания
  17. Значение руководителя в сфере социального обеспечения

Понятие системы социального обеспечения и ее структура

В философии системой называют взаимодействие элементов, взаимосвязь которых образует целостное единство. Социальное обеспечение тут идет в соответствии с признаками этой системы. Ведь это образование состоит из множества комплектов, которые в свою очередь находятся во взаимосвязи.

Анализ системы социального обеспечение

Для того чтобы дать компонентный и структурный анализ системы, необходимо определиться с понятием социального обеспечения. Ведь каждая система включает в свой состав внутреннюю организацию, которая показывает нам всю совокупность устойчивых связей объекта, при этом обеспечивая его целостность.

В свое время социальное обеспечение является достаточно сложной структурой, состав которой может изменяться под влиянием ее основы.

Также стоит отметить, что на данный момент есть две структуры: структура общественных отношений и социального обеспечения.

Сутью структуры общественных отношений является построение системы социального обеспечения в России.

Но какие виды отношений тут нужно учесть? По сути своей, социальное обеспечение включает в себя различные виды общественных отношений, например: социальные, политические, экономические и правовые.

Социальное обеспечение в экономическом аспекте

Если рассмотреть отношения по социальному обеспечению, то они будут являться лишь частью распределения экономических отношений. Ведь экономическая категория занимается выражением отношений в создании, распределении, перераспределении, а также в потреблении обществом необходимых частей продукта.

Социальные отношения представляют из себя часть уже имеющихся общественных социальных отношений.

Исходя из этого они связываются с главной задачей людей: обеспечением жизненными средствами и расширением возможностей человека, как производственной силы. В это время институты социального обеспечения ставят в приоритет обеспечить определенные группы людей: пенсионеров, инвалидов, людей потерявших трудоспособность, безработных, многодетных семей, малообеспеченных и другие слои населения. В этом и заключается главная мысль социальных отношений, которые базируются на экономике.

Социальное обеспечение в политическом аспекте

Если же рассматривать политический аспект, то в нем социальное обеспечение занимается отражением целей политики государства в той или иной области.

Ведь все отношения политического характера и отношения социального обеспечения очень тесно связаны с экономическими и социальными отношениями. В данной структуре главными будут являться именно экономические отношения, ведь они осуществляют свою работу через механизмы интересов при этом оказывают значительное влияние на политические отношения. Что же касается политических и социальных отношений, то они проявляются в следующем:

  • Социальные отношения определяют из чего будут состоять политические отношения (что будут в себе содержать), а также в чем будет проявляться их направленность.
  • В политических рамках, в основном, решаются все текущие социальные проблемы, а в роли социальных отношений выступает именно социальная политика.

Социальное обеспечение в правовом аспекте

Не стоит забывать и о правовых отношениях, они являются важнейшим элементом социального обеспечения, как системы общественных отношений.

Значение этих отношений проявляется в достижении целей социального обеспечения. Правовые отношения в своей структуре определяются входящими в нее отношениями, такими как: социальные, экономические и политические.

При этом стоит отметить, что правовое воздействие по социальному обеспечению ограничено взаимоотношениями с экономикой, социальными сферами, политикой и правами. Ведь, как известно, право имеет вторичное отношение к экономике и поэтому в конечном счете оно зависит больше от базиса. Поэтому взаимоотношения экономики и права в первую очередь взаимодействуют с правовыми, и экономическими отношениями.

В системе правовых и идеологических отношений основой являются социальные отношения, которые занимаются развитием и взаимодействием этого процесса. Однако, все это очень посредственно связано с политическими отношениями. И именно поэтому право занимается регуляцией лишь тех процессов, которые получили отражение в политике на данном этапе развития общества.

Правовые и политические отношения в соц обеспечении

В области социального обеспечения тесно связаны между собой правовые и политические отношения. В то время, как правовые средства требуются государству для применения социальной политики. Сама социальная политика в это время занимается использованием правовых норм, как средства для реализации целей, и способствует совершенствованию права.

Структура социального обеспечения

Углубленного разъяснения требует система структуры социального обеспечения. Основываясь на предыдущих тезисах можно сделать вывод, что в эту системы входят денежные средства, субъекты обеспечения, виды обеспечения, право, точнее, та его часть, которая касается регламентации социального обеспечения, а также органы, осуществляющие это обеспечение. Все это дает понимание системы социального обеспечения, как системы взаимодействующих и взаимосвязанных денежных потоков, а также субъектов обеспечения, учредительных органов, видов обеспечения и норм правовых актов.

В компоненты этой системы вводят ее основные части – государственная и негосударственная, и подсистемы: управление, финансирование, права и другие. Эти структуры направлены на реализацию прав граждан в социальной сфере. Каждая из вышеперечисленных сфер, образует относительно самостоятельную систему с внутренним составом, и поэтому в результате такого взаимодействия осуществляется функционирование системы в целом.

Понятие ПСО

Понятие «право социального обеспечения» является самостоятельным, относительно обособленным и цельным правовым образованием. Оно регулирует определенный перечень специфических отношений в обществе через использование определенных принципов. Для этого право использует своеобразный метод правового регулирования.

Система норм, институтов и под институтов, которые входят в подобное правовое образование, представляет собой отрасль права социального обеспечения. В составе структуры нормативных актов, которые регулируют общественные отношения в области социального обеспечения, принято различать несколько правовых норм, которые:

  • определяют содержание соответствующих отношений в рамках всех составляющих элементов (Общая часть права);
  • регламентируют отдельные виды (части) данных отношений (Особенная часть).

Внутренняя структурная дифференциация любой отрасли отечественного права заключается в классификации на несколько правовых институтов.

Наука определяет категорию «правовой институт» в качестве законодательно обособленного комплекса юридических норм. С их помощью обеспечивается общее регулирование этой разновидности общественных отношений или ее элементов.

Отрасль права регулирует посредством особого метода всю систему качественно однородных отношений в обществе, для чего применяются специфические приемы и способы их юридического опосредования. Правовой же институт должен детально регулировать с помощью тех же способов и приемов только конкретное общественное отношение, которое включено в систему рассматриваемых отношений в обществе. По этой причине правовой институт можно считать однородным в соответствии с фактическим содержанием, для чего характерно, что правовые нормы, которые его формируют, выступают в качестве единого комплекса (цельной системы). Он представляет собой относительно обособленный «блок», который образует в совокупности с прочими институтами, которые формируют нормативный механизм отрасли.

Общая часть права ПСО

Если рассматривать положения, то Общая часть включает нормы, которые относятся к любым отношениям в сфере социального обеспечения. Она состоит в общих правовых институтах, нормы которых в концентрированном виде показывают специфику этой отрасли и являются основой для всех общественных отношений, состоящих в предмете отрасли.

Большая часть права социального обеспечения сегодня находится на этапе формирования. В современной теории нет однозначного понимания его структуры и состава.

В законодательстве выявление созданных модификаций о социальном обеспечении происходит в соответствии с методом регулирования общественных отношений. Они и представляют собой предмет права социального обеспечения. В этой области происходит изменение руководящих начал, которые контролируют базовые аспекты ПСО. В этом процессе происходит расширение перечня субъектов социального обеспечения, а указанные факторы способны замедлить темпы развития Общей части данной правовой отрасли.

Исследователи считают, что Общая часть права не должна иметь самостоятельных институтов, поскольку представлена только совокупностью соответствующих норм без их организации в самой части. Есть еще мнения авторов, которые полагают, что Общая часть ПСО включает всегда самостоятельные правовые институты, в том числе институт правосубъектности, главный институт, институт социальных рисков. Второй из них представляет собой систему юридических предписаний, освещающих предмет отрасли, ее задачи и отраслевые принципы.

Для состава Особенной части ПСО сегодня характерен достаточно устоявшийся комплекс самостоятельных институтов. Они состоят в трудовом стаже, пенсионном обеспечении, пособиях и компенсационных выплатах, обеспечении в области страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, социальном обслуживании, медицинской помощи и лечении, установке правовых фактов, разрешении жалоб и споров, институте правовой ответственности.

Институты в области обеспечения пенсиями, пособиями и компенсационными выплатами, социального обслуживания человека, медицинской помощи и лечения представляют собой комплексные институты. Они состоят из нескольких вспомогательных институтов.

Любой из рассмотренных институтов включает собственный отдельный комплекс юридических норм, с помощью которого производится целостное регулирование этого типа отношений в обществе.

Система ПСО

Каждый институт ПСО разделяется на внутренние элементы, которые составляют систему. Это происходит на основании соответствующей системы классификатора юридических актов, которые одобрены президентским Указом № 511. С помощью классификатора закрепляются законы, касающиеся социального страхования и обеспечения как самостоятельной правовой системы.

Отдельный блок представлен законодательством о социальном обслуживании. Оно состоит из нескольких групп норм:

  • общие положения;
  • соц. обслуживание в государственных учреждениях;
  • домашнее социальное обслуживание;
  • операции в области реабилитации (социальные, медицинские и др.);
  • ритуальные услуги;
  • прочие формы соц. обслуживания;
  • негосударственное социальное обслуживание.

В классификаторе (раздел 070.000.000 «Социальное обеспечение и социальное

страхование») закрепляется такая система законодательства о соц. обеспечении, которая не полностью соответствует системе права данной отрасли.

В систему законодательства ПСО включены подсистемы. Их можно отнести в состав предмета деятельности в сфере ПСо, включая финансирование социального обеспечения, негосударственное пенсионное страхование и обслуживание, управление соц. страхованием и обеспечением. Также они входят в предмет административного, финансового и гражданского права. Система норм, касающихся социального обслуживания, также не соответствует системе данного института в ПСО. ТАк, в ее состав входит раздел «Негосударственное социальное обслуживание».

Отметим, что в юридической литературе до настоящего времени идут споры в области соотношения между системой права и законодательства.

Некоторые представители правовой науки (например, М. Д. Шаргородский, О. С. Иоффе) относят систему права к «объективному» явлению, которое существует и развивается вне зависимости от человеческой воли и воли законодателя.

Есть исследователи, которые полагают, напротив, что «объективно обусловленной» можно считать систему права, которая отличается от системы законодательства, созданной только логическим путем при систематизации законов.

Подобное несоответствие может объясняться тем, что система законов была создана из соображения политической целесообразности. Она отражает особенности национальной системы права.

Законодательство представляет собой одну из форм установки и выражения норм позитивного права. По этой причине невозможно в такой степени оторвать форму права в качестве явления от его содержания в виде правовых норм. Объективность характерна для развития и законодательства, и права, при этом она заключается не определении структуры законов с помощью природы норм.

Существует мнение, что общие аспекты системы отрасли права и соответствующих ей законов должны быть едины и находиться в согласии в качестве формы (системы законодательства) и содержания (системы права). Наряду с этим, система права социального обеспечения и его институтов представляет собой основу системы законодательства о социальном обеспечении.

Управление в области социального обеспечения – классификация, законодательная основа, правовой статус

Координирование процесса социального обслуживания и защиты представляет собой один из важнейших аспектов в области социального обеспечения.

Управление – это осуществление деятельности, включающее контроль, координацию процессов, направленных на реализацию поставленных задач и выполнение установленных функций.

Управление социальным обеспечением состоит из двух составляющих – общего и оперативного управления.

Сам по себе процесс сформирован с учетом следующих организационно-правовых форм социального обеспечения:

  • обязательное социальное страхование;
  • социальное обеспечение отдельных категорий граждан за счет, выделяемых из государственного бюджета;
  • государственная социальная помощь.

Общее управление в области социального обеспечения на территории Российской Федерации реализуется с помощью Правительства РФ, представленного Государственной Думой, которая осуществляет единую государственную политику относительно соблюдения прав граждан в социальной сфере, регламентируемых Конституцией Российской Федерации, сфере здравоохранения, помогает в решении проблем семьи, материнства, детства.

Правительством России реализуется и контролируется деятельность министерств и органов исполнительной власти федерального уровня.

Оперативное управление органами социальной сферы обеспечивается денежными средствами, выделяемыми из государственного бюджета. Ответственность за оперативное управление возложена на государственные органы исполнительной власти, Министерство труда Российской Федерации, Министерство здравоохранения России, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство обороны, а также на государственные структуры, которые являются подведомственными.

Реализация функций оперативного управления социальным страхованием возложена на социальные не государственные внебюджетные фонды – Пенсионный Фонд России, Фонд Социального Страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Основная задача регламентируется законодательством и заключается в обеспечении прав застрахованных лиц по социальному страхованию в случае возникновения страхового случая. При этом стоит заметить, что Пенсионный Фонд России хоть и не входит в систему органов государственной исполнительной власти, но его правовой статус содержит в себе составляющие, которые аналогичны статусу государственных органов управления.

Деятельность фонда можно охарактеризовать специальной целью, задачами и функциями фондов, возложенными на них и закрепленными на уровне законодательства, которые направлены на финансирование социальных программ. Компетентность фонда определена совокупностью прав и обязанностей, а также предоставлением властных полномочий.

Фонд имеет право управлять государственной собственностью в пределах предоставленных ему прав; наделен полномочиями применения принудительного воздействия для исполнения правовых норм. Правовой статус Пенсионного Фонда России закреплен не в только в Положении о Пенсионном Фонде России, но гражданским законодательством, которым регламентируются требования как к юридическому лицу, которое было создано как государственное учреждение. Эти особенности распространяются и на Фонд социального страхования.

Пенсионный Фонд Российской Федерации

Организационно-структурное формирование и сфера деятельности Пенсионного Фонда России определяется целями, задачами, функциями, которые на него возложены.

Основной целью создания и деятельности Пенсионного Фонда является формирование и обеспечение гарантий со стороны государства в сфере пенсионного обеспечения и управление средствами, находящимися в его распоряжении. Эти цели могут быть достигнуты посредством осуществления следующих задач:

  • обеспечение и поддержка финансовой стабильности пенсионной сферы;
  • обеспечение прав граждан на получение социальных выплат;
  • своевременное и полное финансирование выплат социальной сферы – пенсии, пособия;
  • разработка и осуществление государственных программ в сфере социального обеспечения;
  • финансирование целевых программ.

Функциями Пенсионного Фонда России являются:

  • сбор и накопление обязательных страховых взносов и других финансовых средств;
  • управление накопленными финансовыми средствами в соответствии с их целевым назначением.

Помимо основных функций, в последнее время на Пенсионный Фонд

возложены дополнительные функции, такие как:

  • осуществление ежемесячных финансовых выплат отдельным категориям граждан;
  • дополнительное ежемесячное финансовое обеспечение отдельных категорий граждан;
  • осуществление выплат для неработающих пенсионеров по обязательному социальному страхованию;
  • создание и ведение регистра для лиц, имеющих право на получение социальной помощи.

По мнению специалистов, возложение этих функций на Пенсионный Фонд отражается не только на его правовом статусе, но эффективности функционирования всей системы пенсионного страхования.

Реализация функций Пенсионного Фонда России осуществляется при взаимодействии с иными органами исполнительной власти непосредственно Российской Федерации, а также ее субъектов, муниципальными органами, общественными объединениями и другими организациями вне зависимости от их организационно-правовой структуры.

Министерство труда Российской Федерации в системе социального обеспечения

Основным органом государственной исполнительной власти, деятельностью которого является реализация государственной политики и правовое регулирование в сфере социального обеспечения населения является Министерство труда Российской Федерации.

Министерство труда представляет собой орган исполнительной власти федерального уровне. Оно выполняет функции по формированию и осуществлению государственной политики и нормативно-правовому управлению в сфере демографии, трудовой отрасли, уровня жизни населения и доходов граждан, оплаты труда, пенсионного обеспечения (включая и негосударственное), социального страхования, охраны труда, социального партнерства и трудовых взаимоотношений, уровня занятости и безработицы, государственной и альтернативной гражданской службы, социальной защиты и обслуживания населения (социальная защита семей, детей, женщин, опека и попечительство совершеннолетних недееспособных и частично дееспособных граждан), и управление государственным имуществом.

В подчинении Министерства находятся федеральные службы и агентства. Финансирование, предусмотренное на содержание этих служб и агентств, устанавливается государственным бюджетом. Самостоятельность определяется возложенными на них полномочиями, которые установлены Положениями об этих органах.

Роструд выполняет государственный контроль за соблюдением положений трудового законодательства и порядка проведения расследования и учета несчастных случаев, возникающих на производстве, а также за обеспечением государственных гарантий в сфере занятости населения, приема на работу в качестве безработных граждан, имеющих степень инвалидности, проводит контроль соблюдения стандартов в области социального обслуживания.

Органы социального обеспечения субъектов Российской Федерации, районного и местного уровня могут называться по-разному – министерства, комитеты, управления, но цели, задачи и функции у них идентичны.

В сфере управления социальным обеспечением важное место занимает деятельность органы социального обеспечения в пределах региона. Задачи, цели, функции, организационно-структурное строение указаны в Положениях об этих органах, утвержденных актами органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Положение о Департаменте защиты населения г. Москвы, утвержденное постановлением от 27 сентября 2011 года, определяет права, полномочия, управление этим Департаментом.

Характеристика регионального органа социального обеспечения

Орган регионального социального обеспечения относится к отраслевым органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми и нетрудоспособных категорий населения, которым необходима поддержка со стороны органов социальной защиты. Деятельность такого органа основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах, государственных законодательных актах, а также Конституции, законодательных актах субъекта Российской Федерации и Положением о региональном органе социального обеспечения.

Как правило, такой орган относится к юридическим лицам, имеет бюджетные счета в банке и казначействе субъекта Российской Федерации. Финансирование на его содержание выделяется из бюджета субъекта России, часть денежных средств которого предназначена для государственного управления. Имущество, которое необходимо для реализации деятельности, передается в оперативное управление. Деятельность регионального органа осуществляется во взаимодействии с органами исполнительной власти государственного уровня, органами Пенсионного Фонда, Фонда социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

В региональный орган социального обеспечения могут входить такие учреждения:

  • республиканские, областные, районные управления в виде комитетов, отделов социальной защиты населения;
  • стационарного и нестационарного социального обслуживания;
  • государственные службы медико-социальной экспертизы;
  • службы реабилитации инвалидов;
  • приюты для подростков и детей;
  • центры помощи семье и детям;
  • социальная помощь для лиц без определенного места жительства;

Задачи, возлагаемые на региональный орган социального обеспечения

Задачами регионального органа в области защиты населения являются:

  • проведение государственной политики в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, не достигшими совершеннолетнего возраста, а также нетрудоспособных категорий населения, нуждающихся в социальной защите;
  • координация межотраслевого характера в сфере социальной защиты населения и проведение анализа социально-экономического состояния отдельных групп населения, мониторинг предоставления социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, прогнозирование развития социальной защиты;
  • создание оптимальной системы социальной защиты, повышение уровня эффективности, формирование новых видов социального обеспечения населения (допустимо привлечение негосударственных организаций);
  • внедрение современных технологий, формирование баз и банка данных обслуживаемого населения;
  • контроль за соблюдением законодательства, требований, выдвигаемых государственными стандартами и нормами в сфере организации социальной сферы.
  • взаимодействие с территориальными исполнительными органами власти по всевозможным вопросам защиты и обслуживания населения региона;
  • разработка мероприятий по обеспечению социальных гарантий, установленных законом;
  • в пределах региона контроль за исполнением федерального законодательства Российской Федерации и ее субъекта.

Функции регионального органа в области социальной защиты и обслуживания

Функции, которые региональный орган обязан выполнять в установленном порядке, представлены следующим образом:

  • разработка и проведение мероприятий по осуществлению государственной политики в сфере социальной защиты, передача эти проектов на рассмотрение в исполнительные органы власти субъекта Российской Федерации, а также проведение заключения по нормативно-правовым актам, которые подготовлены иными исполнительными органами власти города;
  • проведение методического руководства нижестоящими организациями защиты населения в социальной сфере, а также иными подведомственными организациями по выполнению ими вместе с территориальными органами задач по защите населения;
  • организация работы по начислению и выплатам пособий для семей с детьми, ежемесячных и разовых пособий семьям, относящимся к категории «малообеспеченные»;
  • сотрудничество с учреждениями почтовой связи, кредитными организациями по реализации социальных выплат;
  • материально-техническое оснащение людей престарелого возраста, людей с ограниченными физическими возможностями, предоставление им льгот и выдача соответствующих документов;

Также органами социальной защиты населения проводится организация работы в сфере медицинского, культурного, социально-бытового обслуживания для лиц, находящихся в учреждениях социальной защиты; работа по проведению медико-социальной экспертизе граждан и создание и развитие Государственной службы, позволяющие проводить подобного рода экспертизы.

Задачи, возложенные на органы социальной защиты предусмотрены в сфере финансовой деятельности. К таковым относятся:

  • обязательное сотрудничество с иными органами власти при рассмотрении проекта о бюджете субъекта;
  • контроль за бюджетными расходами, а также распоряжением внебюджетных средств;
  • оказание услуг для удовлетворений нужд государственного характера в области социального обеспечения и защиты населения.

Помимо вышеуказанных задач, территориальные органы разрабатывают и вносят на рассмотрение предложения в сфере развития и укрепления материально-технической основы социальной отрасли

Орган регионального значения имеет возможность пользоваться перечнем прав при решении задач и проблем, возникающих в процессе осуществления деятельности:

  • внесение предложений по совершенствованию законодательных норм социальной защиты и обслуживания населения;
  • издание методических рекомендаций и инструкций по различным направлениям деятельности по социальному обеспечению с дальнейшей передачей их в подведомственные организации;
  • владение и распоряжение имуществом, которое закрепляется за ними в рамках оперативного управления.

Значение руководителя в сфере социального обеспечения

Основным принципом, на котором основано управление региональным органом социального обеспечения – принцип единоначалия, то есть во главе находится назначенный органом исполнительной власти субъекта России руководитель. Его заместители наделяются полномочиями и снимаются с должностей аналогично руководителю. Руководитель обладает довольно широкими полномочиями для надлежащего и ответственного осуществления выполняемой им деятельности – организация рабочего процесса и управление деятельностью регионального органа в сфере социального обеспечения, руководителем которого он является.

Контроль за исполнением обязанностей, возложенных на подведомственные организации осуществляется проведением заседаний правительства субъекта Российской Федерации и совещаний, на которых присутствуют региональные органы, деятельность которых непосредственно связана с вопросами социальной защиты и обслуживания населения; передачей на рассмотрение исполнительным органам власти субъекта Российской Федерации правовых актов в сфере совершенствования регионального законодательства, а также документов по вопросам осуществляемой деятельности органами регионального значения

В пределах своих полномочий руководитель может осуществлять такие процедуры:

  • издание приказов и распоряжений, которые являются обязательными для исполнения сотрудниками как регионального органа, так и его подведомственными учреждениями;
  • осуществление контроля за исполнением распоряжений руководителя;
  • назначение и увольнение с должности сотрудников регионального органа, руководителей подведомственных организаций социальной защиты, учреждений стационарного характера;
  • заключение трудовых договоров.

Процедура назначения на должность руководителей подведомственных организаций проводится только после согласования с руководителями административно-территориальных групп.

Руководитель также вправе определять полномочия для своих заместителей, распределять обязанности между несколькими руководителями, утверждать должностные инструкции и положения о работе структурных подразделений, а также структуру, штатное расписание, смету расходов на содержание сотрудников в пределах денежных средств, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации для государственного управления.

Руководитель наделен полномочиями, которые позволяют ему заниматься кадровыми вопросами, а именно организацией работы по повышению квалификации сотрудников, формированием кадровых резервов, совершенствованием условий труда сотрудников, обеспечением соблюдения работниками правил внутреннего распорядка, порядка работы с документами служебного характера. Он подписывает бухгалтерскую и статистическую отчетность, несет ответственность за правильность предоставления такой документации.

При органе социальной защиты создается коллегия. В ее состав входят: руководитель, его заместители, руководители подведомственных ему организаций и структурных подразделений. Помимо лиц, входящих в состав коллегии по должности, имеется список членов коллегии, который утверждается по представлению руководителя Правительством субъекта Российской Федерации. Коллегией рассматриваются вопросы, касающиеся деятельности и регионального органа в области социального обеспечения и структурных подразделений, входящих в его состав. По итогам проведенного заседания составляется протокол, постановления и приказы руководителя. Для субъектов Российской Федерации задачи, функции и организационная структура практически одинаковы.

В подчинении регионального органа находятся районные, городские управления, комитеты и отделы социальной защиты населения. Их функция заключается в организации и выполнении работ социального обслуживания пожилых граждан, людей с ограниченными физическими возможностями, детей; обеспечении отдельных категорий населения социальными пособиями, реабилитацией инвалидов, предоставление государственной социальной помощи гражданам. Так же они взаимодействуют с многочисленными общественными организациями, оказывающими помощь людям с ограниченными физическими возможностями.

Про Госуслуги:  Клиентская служба СФР в г. Калуга Калужской области
Оцените статью
ЕГИССО - Вход - egisso.ru
Добавить комментарий