Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства Госуслуги

Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) включает в себя сведения о юрлицах и ИП, которые относятся к категории малых и средних предприятий. Единый перечень субъектов малого и среднего предпринимательства ведет ФНС.

Для чего нужен реестр

С помощью единого реестра вы можете быстро и без финансовых затрат получить сведения о конкретной компании или ИП. Для этих целей реестр используют государственные и муниципальные органы, а также потенциальные контрагенты. Кроме того, реестр используется при составлении перечня для участия в госзакупках или контрактах.

Проверить статус юрлица или ИП можно на официальном сайте ФНС. В ответ на запрос вы получите электронную выписку. Присутствие в реестре указывает на право компании или ИП на льготы и послабления, предусмотренные для малого и среднего бизнеса. Для подтверждения этих прав нужна только выписка из реестра СМП, иные документы не требуются.

Какие сведения включает в себя реестр

Все данные из реестра малого и среднего предпринимательства размещены в открытом доступе на сайте налоговой. В единый реестр включаются следующие сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства (ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ):

  • наименование юрлица или имя, фамилия и отчество ИП;
  • ИНН;
  • место нахождения юридического лица или место проживания индивидуального предпринимателя;
  • дата внесения данных в реестр;
  • категория субъекта предпринимательства (среднее или малое предприятие, микропредприятие);
  • среднесписочная численность сотрудников (при наличии информации);
  • отметка о том, что субъект является вновь зарегистрированным;
  • коды ОКВЭД и сведения о продукции или услугах;
  • данные об имеющихся лицензиях;
  • информация о заключенных государственных контрактах, обязательствах в партнерствах.
Про Госуслуги:  403 Forbidden

Как попасть в реестр и как там остаться

Чтобы попасть в реестр, нужно соответствовать специальным критериям, а чтобы в нем оставаться, следует к 10 июля подтвердить свое соответствие критериям отчетностью по численности сотрудников и доходам.

Критерии включения в реестр СМП

Для включения в перечень СМП требуется единовременное соблюдение ряда условий. Предельные величины среднесписочной численности работников и дохода за предыдущий календарный год, которые нужно соблюдать для включения в реестр:

  • для средних предприятий: от ста до двухсот человек / два миллиарда рублей;
  • для малых предприятий: до ста человек / восемьсот миллионов рублей;
  • для микропредприятий: до пятнадцати человек / сто двадцать миллионов рублей.

Размер предельного дохода и числа сотрудников устанавливает Правительство РФ. Есть дополнительные требования, касающиеся исключительно хозяйственных обществ и партнерств. Ограничение связано со структурой собственности:

Альтернативное условие ограничению по доле участия — инновационный характер деятельности компании. Например, если организация применяет результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на них должны принадлежать собственникам — научным учреждениям или образовательным организациям. Еще один вариант — акции АО обращаются на бирже и отнесены к высокотехнологичному сектору экономики.

Как формируется реестр СМП

Реестр ведет налоговая на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, а также поданных в ФНС сведений о среднесписочной численности работников, доходах и пр. Сведения о субъекте МСП в реестр вносят каждый месяц 10-го числа на основании данных, которые были у инспекции на 1 число месяца. Если вы выполняете все условия, вас включат в перечень МСП автоматически.

Дополнительно стоит учитывать:

  • с 10 января по 10 июня текущего берут сведения за календарный год, предшествующий предыдущему.
  • с 10 июля по 10 декабря текущего года берут сведений за прошлый календарный год.

Сами субъекты предпринимательства в налоговую не обращаются, все происходит автоматически. Дополнительные документы или заявление для включения в перечень не нужны.

Исключают сведения о юрлицах и ИП из реестра один раз в год — 10 июля текущего года. Это возможно в следующих случаях:

  • субъект не представил сведения о среднесписочной численности за предшествующий год;
  • субъект не сдал налоговую отчетность, позволяющую определить сумму доходов за предшествующий год;
  • субъект не отвечает условиям, установленным ст. 4 Закона № 209-ФЗ;
  • субъект прекратил деятельность в соответствии с данными ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

ИП и организации могут перейти из одной категории в другую, если их доходы или среднесписочная численность работников были выше или ниже предельных значений в течение трех лет подряд. Например, у ООО в 2018 году было 74 сотрудника, в 2019 году 102 сотрудника и в 2020 году 107 сотрудников. Организация в 2021 году будет считаться малым предприятием, так как показатель численности был превышен только в двух годах подряд.

Что делать, если фирма не попала в реестр

Если в реестре нет сведений о вашем предприятии или сведения нужно исправить, подайте заявление через специальный сервис на сайте ФНС. Как правило, сведения о малых предприятиях не включаются в реестр из-за несоответствия дохода и среднесписочной численности работников предельным значениям. Если право на включение в перечень или неточность данных подтвердится, служба внесет требуемые изменения.

Автор статьи: Валерия Текунова

Как малому предприятию облегчить ведение учета и сдачу отчетности? – попробуйте современный облачный сервис Контур.Бухгалтерия. Простой бухгалтерский и налоговый учет, расчет налогов, зарплата, автоматическое формирование отчетов и отправка через интернет. Первые 14 дней работы в сервисе — бесплатно.

Об образовании единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки, а также о порядке размещения в нем первых сведений, см. ст. 2 ФЗ 02.08.2019 N 279-ФЗ.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 279-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства, которым оказана поддержка федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и об оказанной таким субъектам малого и среднего предпринимательства поддержке вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки в соответствии с настоящей статьей.

2. Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки осуществляется уполномоченным органом.

3. В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки содержатся следующие сведения:

1) наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика субъекта малого или среднего предпринимательства, которому предоставлена поддержка;

2) категория субъекта малого или среднего предпринимательства (микропредприятие, малое предприятие или среднее предприятие) на дату принятия решения о предоставлении поддержки;

3) наименование и идентификационный номер налогоплательщика предоставивших поддержку федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, корпорации развития малого и среднего предпринимательства, ее дочернего общества, организации, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) дата принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки;

5) вид, форма и размер предоставленной поддержки;

6) срок оказания поддержки;

7) наименование и реквизиты нормативного правового акта Российской Федерации, нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или муниципального правового акта, на основании которых оказывается поддержка, а в случае оказания поддержки организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, наименование и реквизиты настоящего Федерального закона и (или) решения (при наличии) органа управления соответствующей организации либо наименование и реквизиты иного нормативного правового акта (при наличии) и (или) решения (при наличии) органа управления соответствующей организации;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 197-ФЗ)

8) информация о совершенном нарушении порядка и условий оказания поддержки, в том числе вид нарушения, дата признания субъекта малого или среднего предпринимательства совершившим нарушение, срок устранения нарушения, установленный органом или организацией, оказавшими поддержку, а также дата устранения нарушения.

(п. 8 введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 197-ФЗ)

4. Внесение сведений об оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства поддержке в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом 15-го числа каждого месяца по состоянию на 1-е число текущего месяца в следующем порядке:

1) указанные в пунктах 1, 3 – 8 части 3 настоящей статьи сведения вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки на основании сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частью 5 настоящей статьи;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 197-ФЗ)

2) указанные в пункте 2 части 3 настоящей статьи сведения вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки на основании содержащихся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведений, предусмотренных пунктом 5 части 3 статьи 4.1 настоящего Федерального закона, по состоянию на дату принятия решения о предоставлении поддержки;

3) содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки сведения исключаются из указанного реестра по истечении десяти лет со дня истечения срока оказания поддержки либо с даты принятия решения о прекращении оказания поддержки.

5. В целях ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки сведения, указанные в пунктах 1, 3 – 8 части 3, пунктах 1 и 2 части 8 настоящей статьи, в отношении поддержки, оказанной федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, представляются такими органами и организациями в уполномоченный орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием официального сайта уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в срок до 5-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки либо обнаружения нарушения порядка и условий предоставления поддержки, в том числе нецелевого использования средств поддержки.

6. Сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки, 15-го числа каждого месяца размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и являются общедоступными.

7. В единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки в порядке, предусмотренном настоящей статьей, подлежат внесению сведения о физических лицах, которые указаны в части 1 статьи 14.1 настоящего Федерального закона и которым в соответствии с настоящим Федеральным законом оказана поддержка федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и об оказанной таким физическим лицам поддержке.

8. В отношении поддержки, оказанной физическим лицам, указанным в части 1 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки вносятся следующие сведения:

1) фамилия, имя и отчество (при наличии) физического лица, идентификационный номер налогоплательщика такого физического лица;

2) сведения, указанные в пунктах 3 – 8 части 3 настоящей статьи;

3) указание на то, что физическое лицо на дату принятия решения о предоставлении ему поддержки не является индивидуальным предпринимателем и применяет специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход”.

9. Внесение сведений об оказанной физическим лицам, указанным в части 1 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, поддержке в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом 15-го числа каждого месяца по состоянию на 1-е число текущего месяца в следующем порядке:

1) указанные в пунктах 1 и 2 части 8 настоящей статьи сведения вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки на основании сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частью 5 настоящей статьи;

2) указанные в пункте 3 части 8 настоящей статьи сведения вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки на основании сведений о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и сведений об учете в налоговом органе физического лица в качестве плательщика налога на профессиональный доход, имеющихся в уполномоченном органе по состоянию на дату принятия решения о предоставлении поддержки;

3) содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки сведения о физических лицах, применяющих специальный налоговый режим, исключаются из указанного реестра в соответствии с пунктом 3 части 4 настоящей статьи.

Что такое реестр МСП и зачем он нужен

Что такое реестр МСП? Где его найти? Какие данные он содержит? Чем отличается микропредприятие от малого предприятия? Каким образом и когда данные о компаниях попадают в реестр?

Для этой статьи подготовили ответы на распространенные вопросы о реестре малого и среднего предпринимательства.

Что такое реестр МСП?

Реестр МСП — это база данных, которая содержит сведения о компаниях и индивидуальных предпринимателях из категории малого и среднего бизнеса. Полное название реестра – “Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства” (ч. 1 ст. 4.1. Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, далее — Закона об МСП).

В сервисе Rusprofile есть данные о том, что компания включена в реестр МСП.

Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

Какие данные содержит реестр?

В реестре МСП можно найти такую информацию:

  • Наименование юрлица или ФИО индивидуального предпринимателя;
  • ИНН;
  • Место нахождения юрлица или место жительства индивидуального предпринимателя;
  • Дату внесения сведений о компании или ИП в реестр МСП;
  • Категорию субъекта малого или среднего предпринимательства: микропредприятие, малое предприятие или среднее предприятие;
  • Указание на то, что компания или ИП является:
    вновь созданным юридическим лицом, или вновь зарегистрированным предпринимателем;социальным предприятием
  • вновь созданным юридическим лицом, или вновь зарегистрированным предпринимателем;
  • социальным предприятием
  • Сведения
    о среднесписочной численности работников юрлица, если они размещены в форме открытых данных на официальном сайте ФНС РФ;о кодах ОКВЭД компании или предпринимателя из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;о лицензиях компании или предпринимателя из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;о включении юрлица или индивидуального предпринимателя в спецреестры субъектов МСП — участников программ партнерства между заказчиками по 223-ФЗ и субъектами МСП- о наличии у компании или предпринимателя в предшествующем календарном году контрактов, которые заключены по федеральным законам от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – законы № 44-ФЗ, № 223-ФЗ).иные сведения, в соответствии с актами Правительства РФ (ч. 2 ст. 4.1 Закона об МСП).
  • о среднесписочной численности работников юрлица, если они размещены в форме открытых данных на официальном сайте ФНС РФ;
  • о кодах ОКВЭД компании или предпринимателя из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • о лицензиях компании или предпринимателя из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • о включении юрлица или индивидуального предпринимателя в спецреестры субъектов МСП — участников программ партнерства между заказчиками по 223-ФЗ и субъектами МСП
  • – о наличии у компании или предпринимателя в предшествующем календарном году контрактов, которые заключены по федеральным законам от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – законы № 44-ФЗ, № 223-ФЗ).
  • иные сведения, в соответствии с актами Правительства РФ (ч. 2 ст. 4.1 Закона об МСП).
СПРАВКА

Реестр МСП и Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки — это не одно и то же. Во втором реестре содержатся данные об организациях, которым оказана поддержка со стороны органов исполнительной власти любого уровня (ст. 8 Закона об МСП).

Каким образом и в какие сроки данные о компаниях попадают в реестр?

Налоговая вносит сведения о компаниях и предпринимателях и исключает их на основании сведений:

  • из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, которые организация представила в ФНС;
  • о доходе, полученном от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год;
  • из документов, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году;
  • из других предоставленных данных

ФНС вносит сведения на протяжении практически всего года, с двумя перерывами по месяцу: с 10 января по 10 июня и с 10 июля по 10 декабря текущего календарного года (ч. 4 ст. 4.1. Закона об МСП).

Для разного типа сведений предусмотрены свои сроки внесения. Часть из них вносятся 10 числа месяца, следующего за месяцем внесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Например, для вновь зарегистрированных юрлиц или ИП это данные о наименовании юрлица или ФИО предпринимателя, ИНН, месте нахождения (месте жительства), дате внесения сведений о компании или ИП в реестр МСП, категории субъекта МСП, ОКВЭД, лицензиях (подп. 2 п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Закона об МСП). Другие сведения вносятся до 10 числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором налоговая их получила от самих компаний. В частности, к ним относятся сведения о производимой продукции и о наличии контрактов по Законам 223-ФЗ и 44-ФЗ. Подробнее о сроках можно узнать из п. 4.1 ст. 4.1 Закона об МСП).

Какие категории субъектов МСП существуют?

Субъекты малого и среднего предпринимательства разделены на 3 категории: микропредприятия, малые предприятия, средние предприятия. Микропредприятия являются подвидом малых предприятий. В сервисе есть информация о том, к какой именно категории относится субъект МСП.

Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

Каким критериям нужно соответствовать, чтобы попасть в реестр?

Общим для всех ограничением является требование к минимальному проценту владения долями физлицами или компаниям малого и среднего бизнеса. Для хозяйственных обществ и товариществ процент участия РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, а также общественных организаций или благотворительных фондов не должен превышать 25 %. Кроме того, доля участия юрлиц, которые не являются МСП, не должна превышать 49%. Тем самым, не менее 51% уставного капитала должно принадлежать физлицам либо предприятиям МСП.

К МСП без учета этого общего критерия могут относиться также специальные организации: например, АО, акции которого обращаются на организованном рынке ценных бумаг и они отнесены к акциям высокотехнологичного сектора экономики; участники проекта “Сколково” и некоторые другие (подп. 1 п. 1.1 ч. 1 ст. 4 Закона об МСП).

Для каждой категории организаций МСП предусмотрены свои критерии, которым они должны соответствовать. Это ограничения по:

  • среднесписочной численности работников;
  • размеру дохода за предшествующий календарный год.

Критерии для микропредприятия

Среднесписочная численность сотрудников: до 15 человек.

Доход: до 120 млн рублей.

Критерии для малого предприятия

Среднесписочная численность сотрудников. до 100 человек.

Доход: до 800 млн рублей.

Критерии для среднего предприятия

Среднесписочная численность сотрудников: до 101 до 250 человек. Это общее правило.

Исключение из правила: от 250 до 1000 человек.

Правительство РФ вправе установить более высокие предельные значения для средних предприятий в сфере легкой промышленности, которые соответствуют следующим требованиям:

  • организационно-правовая форма — АО, ПАО, ООО, полное товарищество, товарищество на вере;
  • основной вид деятельности — сфера легкой промышленности (классы 13, 14, 15 раздела С ОКВЭД “Производство текстильных изделий”, “Производство одежды”, класса 15 “Производство кожи и изделий из кожи”). Вид деятельности признается основным, если доля доходов от него за предыдущий календарный год составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов компании.

Таким организациям для получения статуса среднего предприятия нужно подать заявку и включиться в особый перечень. Требования к заявке и порядок формирования перечня установлены в специальных Правилах, которые утверждены упомянутым постановлением Правительства РФ от 22.11.2017 № 1412 .

Доход: до 2 млрд. рублей.

Кто ведет реестр МСП?

Реестр МСП ведет Федеральная налоговая служба России (п. 2 ст. 4.1 Закона об МСП). Он размещен на сайте налоговой.

Статус субъекта МСП поможет избежать административного штрафа

Для организаций, которые являются субъектами МСП, предусмотрены различные льготы и преференции. В том числе, такие компании могут избежать штрафа по административному делу. Такую возможность дает ст. 4.1.1 КоАП РФ, которая позволяет заменить административный штраф предупреждением. Это возможно при наличии следующих условий:

  • если компания впервые совершила административное правонарушение;
  • правонарушение выявили в ходе государственного или муниципального контроля или надзора;
  • статья, по которой привлекают к ответственности компанию, не предусматривает наказание в виде предупреждения.

Также эту норму нельзя применять в отношении определенного списка правонарушений, они перечислены в ч. 2 ст. 4.1.1.

Более того, суд или административный орган должен рассмотреть вопрос о наличии оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение вне зависимости от того, заявляла ли компания такое ходатайство. Суд должен занимать активную позицию в решении вопроса о наличии у компании статуса субъекта МСП, предлагать представить доказательства, которые это подтвердят (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.07.2020 по делу № А53-38398/2019, Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19.02.2021 №16-881/2021, Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.02.2021 N 16-963/2021).

Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

Мария Базюк, к.ю.н., главный редактор Rusprofile.ru, доцент кафедры правоведения и практической юриспруденции ИОН РАНХиГС

Выясните, состоит ли компания в реестре МСП

В Rusprofile доступны сведения о том, включена ли компания в реестр МСП. Найдите организацию и проверьте ее статус.

Другие статьи

  • Зачем компании «следить» за своими контрагентамиПроверка контрагента перед сделкой – правильный и для многих компаний уже привычный шаг. Но для максимальной защиты своих интересов недостаточно однократной проверки. Желательно и дальше следить за тем, что происходит в компании.
  • Что изменил Верховный суд в подходах к оценке должной осмотрительностиДолжная осмотрительность является одним из ключевых понятий для налоговых споров, которые связаны с заключением договоров с «проблемными контрагентами». В таких случаях налоговая доначисляет налоги и пени, или отказывает в получении вычетов по НДС. На практике критерии должной осмотрительности периодически претерпевали трансформацию. Очередной виток перемен произошел в 2020 году при рассмотрении спора Верховным судом.
  • Связи контрагента: зачем изучать эту информацию при проверкеНа юридическом языке отношения связи между лицами называются аффилированностью. Причем от наличия или отсутствия таких отношений могут зависеть правовые последствия (ст. 53.2 ГК РФ). Почему при проверке контрагента бывает важно выяснить его связь с другими компаниями и физическими лицами? О каких именно связях можно узнать с помощью сервиса? Какие риски поможет предотвратить информация о связях? Расскажем в этом материале.

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества – Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества – иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:

(в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 185-ФЗ)

на участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте “б” пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах “б” – “д”, “ж” настоящего пункта;

(пп. “а” в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ “Об инновационном центре “Сколково”;

д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике”. Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”;

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ “О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий”;

е) утратил силу с 1 декабря 2018 года. – Федеральный закон от 03.08.2018 N 313-ФЗ;

ж) участниками обществ с ограниченной ответственностью являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем двадцать пять процентов;

(пп. “ж” введен Федеральным законом от 18.07.2019 N 185-ФЗ)

2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек);

(пп. “а” в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 207-ФЗ)

б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 настоящей части;

(пп. “б” в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

2.1) Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом “б” пункта 2 настоящей части для средних предприятий – хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 “Производство текстильных изделий”, класса 14 “Производство одежды”, класса 15 “Производство кожи и изделий из кожи” раздела С “Обрабатывающие производства” Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом “б” пункта 2 настоящей части. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 207-ФЗ)

2.2) для средних предприятий – хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере общественного питания (в рамках класса 56 “Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков” раздела I “Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания” Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год устанавливается в размере 1500 человек. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что в составе сведений о хозяйственном обществе, хозяйственном товариществе, хозяйственном партнерстве, производственном кооперативе, потребительском кооперативе, крестьянском (фермерском) хозяйстве в едином государственном реестре юридических лиц и об индивидуальном предпринимателе в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержится соответствующий код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности в качестве основного вида деятельности по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

(п. 2.2 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 408-ФЗ)

2. Утратил силу. – Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ.

3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2, 2.1, 2.2 и 3 части 1.1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей частью. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших для осуществления предпринимательской деятельности в предшествующем календарном году наемных работников, определяется в зависимости от величины полученного дохода в соответствии с пунктом 3 части 1.1 настоящей статьи. Общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества с единственным акционером и хозяйственные товарищества, соответствующие условиям, указанным в подпункте “а” пункта 1 части 1.1 настоящей статьи (за исключением условий, установленных абзацами вторым и третьим указанного подпункта), хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 июля текущего календарного года по 30 июня года, следующего за текущим календарным годом (далее – вновь созданные юридические лица), зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели (далее – вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели), а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для указанных в подпункте “г” пункта 1 части 1.1 настоящей статьи хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, используют право на освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика по представлению налоговой отчетности, позволяющей определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяется в зависимости от значения среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, определяемого в соответствии с пунктом 2 части 1.1 настоящей статьи.

4. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2, 2.1, 2.2 и 3 части 1.1 настоящей статьи, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено настоящей статьей.

4.1. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства вновь созданного юридического лица, вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя сохраняется или изменяется в случае, если сведения о таких юридическом лице или индивидуальном предпринимателе сохраняются в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом условий, установленных частью 1.1 настоящей статьи, при исключении из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства указания на то, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 408-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 26.07.2017 N 207-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

5. При обращении за оказанием поддержки, предусмотренной настоящим Федеральным законом, вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4.1 настоящего Федерального закона, заявляют о соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным настоящим Федеральным законом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ)

6 – 8. Утратили силу с 1 января 2016 года. – Федеральный закон от 29.12.2015 N 408-ФЗ.

Оцените статью
ЕГИССО - Вход - egisso.ru
Добавить комментарий