Россияне могут рассчитывать на целый комплекс мер социальной поддержки. Предоставляются они не только на федеральном, но и на региональном уровнях. Поэтому единого перечня возможных льгот не существует – тут все зависит от статуса гражданина, места его проживания и массы других особенностей. Такая разрозненность усложняет процесс определения человеком того, какие же формы преференций ему доступны. Чтобы сделать эту информацию максимально простой и понятной, была создана единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО). О ней и поговорим сегодня.
- Что это такое?
- Описание ЕГИССО
- Новости
- Цели и задачи создания государственной системы
- Как сейчас обстоят дела в сфере социального обеспечения
- Что изменится после полного внедрения системы
- Основные принципы работы будущей системы
- Компоненты, составляющие ЕГИССО
- Хроника разработки системы соцобеспечения
- Что планируется сделать до окончания текущего года
- Стоимость разработки ЕГИССО и ожидаемые результаты
- Перспективный план внедрения системы
- Единая государственная система социального обеспечения
- Функции и возможности сервиса
- Вход и регистрация личного кабинета
- Как пользоваться ЛК
- Государство подскажет
- Защитить от бедности
- Дать не рыбу, а удочку
- Для чего нужна?
- Как получить сведения на ЕГИССО?
- Плюсы и минусы сервиса
- Заключение
Что это такое?
ЕГИССО – это информационная система федерального уровня, созданная государством для обеспечения граждан и органов власти сведениями о социальных мерах поддержки. Оператором и разработчиком этого ПО является ПФР. Необходимость его создания прописана в Федеральном законе № 388-ФЗ от 29 декабря 2015 года и Постановлении Правительства РФ № 181 от 14 февраля 2017 года.
К концу 2017 года система была полностью сформирована, а начиная с 2018 года ею могут воспользоваться все желающие.
Система имеет довольно приятный и интуитивно понятный интерфейс. Сайт по своей специфике и оформлению очень похож на официальный сайт ПФР.
В соответствии с Основным законом страны Россия является социальным государством. На практике это выражается в том, что для наиболее уязвимых категорий населения власти устанавливают те или иные формы поддержки и помощи. Перечень их довольно обширен и включает в себя как различные денежные выплаты, так и иные льготы материального и нематериального характера.
Однако здесь следует отметить, что законодательное регулирование мер социальной поддержки обеспечивают десятки нормативно-правовых актов. Кроме этого, помощь может предоставляться как на федеральном, так и на местном (региональном или муниципальном) уровне.
В этой связи многие граждане попросту не могут разобраться в существующей законодательной базе и, соответственно, не знают о положенных им льготах. В целях же большего охвата населения льготными программами и оказания гражданам социальной помощи была разработана Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО).
Описание ЕГИССО
Вопросы, связанные с необходимостью более полного охвата населения мерами социальной поддержки, на законодательном уровне были подняты еще в 2015 году. В результате была проведена значительная правотворческая работа, направленная на создание соответствующих механизмов.
Так, в частности, был принят Федеральный закон № 388-ФЗ от 29 декабря 2015 года, статья 6 которого вносит изменения в Федеральный закон № 179-ФЗ от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи». Суть их заключалась во внесении в данный в нормативно-правовой акт статьи. 9, которая определяет принципы формирования и назначения единой государственной системы социального обеспечения.
Под ЕГИССО следует понимать специальную информационную платформу, воспользовавшись возможностями которой гражданин может самостоятельно узнать о том, какие меры социальной поддержки ему положены. В свою очередь, пользователями операционной системы являются не только потенциальные получатели льгот, но и органы государственной власти, ответственные за оказание поддержки гражданам.
В соответствии с законодательством платформа должна была заработать в 2018 году. Однако в первое время система функционировала крайне неудовлетворительно. На текущий момент (осень 2021 года) ЕГИССО выполняет свои функции в полном объеме.
Оператором платформы ЕГИССО является Пенсионный фонд России.
Доступ к информационной системе могут получить все граждане РФ на полностью безвозмездной основе.
— Ольга Александровна, в последнее время все больше различных услуг переводят в электронный вид, в том числе на портал «Госуслуги». Как идет цифровизация в сфере социальной защиты?
В минувшем году Правительство РФ утвердило Концепцию цифровой и функциональной трансформации социальной сферы. Она предполагает, что все меры социальной поддержки – федеральные и региональные – постепенно перейдут в электронный формат. Что сейчас мы для этого делаем? Первый этап – это выделение массовых социально значимых услуг, то есть тех, которыми люди пользуются активнее всего в течение года. Второй этап – перевод этих услуг в электронный вид: чтобы человек на едином портале госуслуг мог не только получить о них полную информацию, но и имел возможность подать в электронном виде заявление. И в таком же формате получить результат: будь то назначение выплаты или решение какого-либо другого вопроса.
— Некоторые меры поддержки на «Госуслугах» можно оформить уже сейчас: например, выплаты беременным женщинам с невысоким доходом, введенные с 2020 года пособия на детей от 3 до 7 лет и так далее.
— Да, и дальнейшая задача – перевести в электронный вид все массовые социально значимые услуги. На данный момент в сфере социальной защиты определили 17 таких услуг. Это различные выплаты и пособия на детей, социальная поддержка при оплате жилья и коммунальных услуг, субсидии на ЖКУ и другие. Сейчас, например, идет работа над возможностью оформлять в электронном виде разрешение на распоряжение имуществом несовершеннолетних детей – тоже востребованная услуга, в частности, в сфере опеки попечительства.
Конечно, у граждан остается возможность личного обращения – в отделения Центра социальной работы Карелии, которые есть в каждом районе, через МФЦ. Но практика показывает, что цифровой формат очень востребован. Например, пособия на детей в возрасте от 3 до 7 лет, выплаты при рождении первого, третьего ребенка — эти меры примерно в 80% случаев оформляются в электронном виде.
Уважаемые партнеры и гости сайта!Готовясь к празднованию своего 30-летнего юбилея, наша компания подводит промежуточные итоги достижений и побед. Фундаментальным проектом является автоматизированная система “Адресная социальная помощь”. Арсенал ее возможностей насчитывает свыше 30 высокотехнологичных программных комплексов, отвечающих самым взыскательным требованиям наших заказчиков в более чем 50 регионах РФ – от Калининграда до Чукотки!Штат лучших специалистов разрабатывает новые проекты и постоянно совершенствует качество услуг в соответствии с пожеланиями наших партнеров, ставших соавторами всех разработок. А кроссплатформенная система эффективно функционирует как в среде Windows, так и в Linux и позволяет успешно осуществлять перевод серверных группировок и инфраструктуры с импортного ПО на отечественный продукт Astra Linux. В своей работе мы по-прежнему придерживаемся принципов качества, актуальности и эффективности. Поэтому наше программное обеспечение стало незаменимым помощником в работе социальных служб, органов труда и занятости населения. Давайте добиваться успеха вместе! С нами – надежно! С уважением и признательностью, Некрасова Т. АКТУАЛЬНО, БЕСПЛАТНО, ЕЖЕНЕДЕЛЬНО!Вебинары для пользователей АС «АСП»
Преимущества АС «АСП»:
- гибкость и мобильность;
- обеспечение формирования инфраструктуры системы персонального учета населения на всех уровнях;
- оперативное информационное взаимодействие с различными ведомствами по каналам СМЭВ;
- оперативный контроль и надзор за деятельностью поставщиков социальных услуг;
- интеллектуальность продукта, обеспечивающая функционирование системы без участия специалистов даже в ночное время;
- наличие шаблонов необходимых отчетных форм и возможность настройки подписей ответственных лиц;
- экономия финансовых и временных ресурсов уже на этапе внедрения;
- возможность планирования и прогнозирования расходов;
- контроль ведения нормативно – справочной информации;
- единые интерфейсные решения;
- техническая поддержка – базовая и расширенная;
- возможность участия в регулярно проводимых вебинарах по работе с АС «АСП»;
- широкий спектр модулей ПК.
Наши проектыНаши услугиКлиенты компании
Новости
Электронный сертификат – новый платежный инструмент, представляющий собой реестровую запись, информация о выпуске которой регистрируется в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО). Проект курирует Минтруд России при поддержке Федерального казначейства, Минцифры, Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования (ФСС), Национальной системы платежных карт, а также некоторых банков.
“В короткие сроки, прошедшие с момента принятия закона, выполнены необходимые технологические мероприятия по развитию Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО), которая интегрирована с информационными системами Федерального казначейства, Национальной системы платежных карт, Фонда социального страхования. Все технологические условия для того, чтобы коммерческий сектор мог воспользоваться новым удобным сервисом и обеспечить потребителей возможностью получать господдержку при приобретении технических средств реабилитации, созданы”, – отметил заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации Алексей Скляр.
Электронный сертификат привязывается к банковской карте платежной системы “Мир”, которой уже пользуется гражданин. По мере доработки программного обеспечения банков для работы с ГИС ЭС, торговые точки, выбравшие эти банки в качестве эквайрера, смогут принимать от граждан электронные сертификаты для оплаты технических средств реабилитации. Средства сертификата поступят продавцу напрямую через банк-эквайрер, как при обычной покупке банковской картой, а для пользователя процесс оплаты будет похож на простую оплату покупки картой.
В пресс-службе Минтруда обратили внимание, что платежный инструмент ЭС позволяет в более удобной форме гражданам получать меры социальной поддержки в натуральной форме. “Гражданину не нужно ожидать государственной закупки необходимых для него товаров, покупать из собственных средств, ожидая последующей компенсации. При использовании электронного сертификата конкретную модель того или иного товара и продавца выбирает гражданин. Производителям и поставщикам ТСР внедрение электронного сертификата позволит участвовать в государственных программах обеспечения граждан с инвалидностью средствами реабилитации без участия в конкурсных процедурах. Этот инструмент – не замена иным формам государственной поддержки, а дополнение к ним: человек по-прежнему сможет выбрать – получить средство реабилитации через ФСС, когда фонд социального страхования самостоятельно осуществляет закупку и выигравший поставщик уже обеспечивает гражданина необходимым изделием, получить компенсацию после приобретения ТСР за счет собственных средств или воспользоваться электронным сертификатом”, – добавили в Минтруде.
“У человека появляется право выбора в многообразии представленных изделий. Внедрение электронного сертификата позволит сократить сроки обеспечения граждан ТСР. Инвалид не затрачивает собственные средства и не зависит от конкурсных процедур”, – отметили в пресс-службе ФСС.
Обладатель электронного сертификата сможет выбрать ТСР из каталога, сформированного Фондом социального страхования. Оформить электронный сертификат можно будет при личном визите в отделения ФСС и МФЦ, а также дистанционно через портал Госуслуг.
Генеральный директор Национальной системы платежных карт Владимир Комлев отмечает, что использование электронного сертификата будет для граждан не сложнее, чем совершение привычного платежа по карте “Мир”.
“Как и другие платформенные сервисы НСПК, данную технологическую разработку можно будет в дальнейшем оперативно применить для эффективного решения новых важных задач, направленных на оказание гражданам необходимой помощи”, – добавил он.
“НСПК обеспечивает возможность использования уже имеющейся у человека карты “Мир”, сведения о которой содержит Электронный сертификат, для оплаты товаров из той категории, на которую выдан сертификат. В рамках проекта “Электронный сертификат” НСПК разработаны технические спецификации для банков-эквайреров и вендоров кассового ПО для реализации приема сертификатов в торгово-сервисных предприятиях (ТСП), которые продают ТСР. В НСПК также создана технологическая платформа для подключения касс ТСП и интегрированная с информационной системой “Электронного сертификата” Федерального казначейства”, – дополняют в пресс-службе НСПК.
В Минтруде отметили, что система ЭС разработана Федеральным казначейством, которое обеспечивает развитие и эксплуатацию, а также является оператором информационной системы.
В Федеральном казначействе запрос ComNews не прокомментировали.
“Технологически схема взаимодействия госорганов по электронному сертификату является значимым прецедентом для цифрового ландшафта страны. Как цифровое ведомство, мы придерживаемся принципа “просто снаружи, сложно внутри”. Данный сервис как нельзя лучше демонстрирует этот принцип. Мы рассчитываем, что все крупные банки проведут необходимые доработки программного обеспечения и станут участниками этого проекта уже в ближайшее время”, – подчеркнул замглавы Минцифры России Дмитрий Огуряев.
“Электронный сертификат однозначно удобен, но широта его распространения зависит от количества подключенных контрагентов. Поэтому делать выводы о дальнейших перспективах его применения корректно по мере того, как увеличится число подключённых к нему торговых точек и расширится количество банков-эквайреров, поддерживающих такой инструмент оплаты”, – обратили внимание в Минтруде.
ComNews обратился к нескольким банкам с вопросом, планируют ли они взаимодействовать с новой системой.
“Мы планируем работать с электронными сертификатами. Пока не готовы озвучить точные сроки реализации проекта”, – ответили изданию в пресс-службе Райффайзенбанка. Остальные банки комментариев не предоставили.
Директор по развитию национальных проектов компании Softline Андрей Шолохов обратил внимание ComNews, что до появления ГИС ЭС государство могло давать деньги нуждающемуся гражданину, например, перечислением на специальный счет, с которого можно перевести деньги только ограниченному кругу поставщиков за определенное оборудование или услуги. В этом случае, по словам эксперта, самому гражданину приходилось бы делать большое количество дополнительных действий, а государству дополнительно проверять целевое расходование средств.
“Альтернативой является выдача сертификатов – бумажных или электронных – гражданам, за которые продавцы средств реабилитации отпускали бы оборудование, а потом бы государство по отдельному запросу возмещало бы эти средства продавцу. ГИС ЭС позволяет минимизировать дополнительные действия для государства за счет автоматизированной проверки целевого расходования средств, для поставщиков оборудования, так как они сразу получают живые деньги от НСПК, и в какой-то мере для граждан, так как они смогут пользоваться не спецсчетом, а картой “Мир”, и заказать электронный сертификат на госуслугах”, – отметил Андрей Шолохов.
В целом, по мнению эксперта, новое средство платежа можно приветствовать, однако не стоит забывать, что оно не должно быть единственным вариантом, доступным гражданину, так как далеко не все граждане являются пользователями Госуслуг.
Александр Рожков, директор по продуктам и технологиям группы Т1, считает, что внедрение электронных сертификатов “соответствует духу времени, в котором мы живем”.
“Во-первых, это комплексная госуслуга, которая избавляет пользователей от необходимости обращаться в несколько ведомств, поскольку ей можно воспользоваться в режиме одного окна через МФЦ или портал Госуслуг. Во-вторых, это решение проблемы получения инвалидами некачественной продукции через централизованные госзакупки, более широкий выбор производителей ТСР и возможность в перспективе сделать ТСР под индивидуальный заказ. И наконец это возможность онлайн-покупки с помощью широко распространенных среди получателей мер социальной защиты карт “Мир”, – замечает Александр Рожков.
Говоря о стоимости проекта по созданию системы, Андрей Шолохов отметил, что оно не было дорогим, и добавил, что расходы банков, НСПК и подсоединение продавцов к системе не вошли в бюджет разработки.
По оценкам Т1, стоимость создания ГИС ЭС сопоставима со стоимостью создания ФГИС “Федеральный реестр инвалидов” (ФРИ).
“Например, функционал систем сравним по таким характеристикам, как пользователи системы, взаимодействие с другими внешними системами – поставщиками сведений (ФБ МСЭ, ФСС, ПФР, Минтруд, Минобрнауки, Минздрав), интеграция с ЕСИА, аналитика и отчетность. Если посмотреть конкурсы по ФГИС ФРИ, то расходы на разработку и эксплуатацию ФГИС ФРИ в течение трех лет обошлись ПФР примерно в 200-300 млн руб. “, – подытожил Рожков.
ГИС ЭС создается в соответствии с постановлением правительства РФ от 23. 2021 №630, утвердившим положение о Государственной информационной системе электронных сертификатов.
Пилотный проект по внедрению электронных сертификатов на ТСР для инвалидов Минтруд запустил в прошлом году. В декабре 2020 г. принят соответствующий федеральный закон, а механизм выдачи электронных сертификатов на ТСР отдельные регионы внедрили еще раньше. Например, в столице электронные сертификаты интегрированы с Социальной картой москвича и в рамках эксперимента доступны уже с 2014 г.
Единая государственная (информационная) система социального обеспечения (ЕГИССО) призвана обеспечить граждан, муниципальные и федеральные органы власти, организации, предоставляющие социальные услуги, информацией о социальных выплатах и гарантиях. ЕГИССО обеспечит эффективное взаимодействие всех систем, которые используются для предоставления социальных услуг населению и исполнения муниципальных и государственных функций.
Разработчиком и оператором будущей Единой государственной системы социального обеспечения является ПФ РФ. Основание внедрения системы – постановление Государственной Думы РФ № 181 и ФЗ № 388-Ф3 от 14 февраля 2017 и 29 декабря 2015 соответственно.
Цели и задачи создания государственной системы
Целями создания государственной системы социального обеспечения России являются:
- информирование граждан о доступных мерах соцподдержки, социальных выплатах и других видах помощи в режиме «одного окна»;
- упрощение системы хранения информации (вся система будет информационной, без дублирования данных, как это бывает при использовании бумажных носителей);
- повышение уровня реализации права граждан на различные меры социальной помощи и поддержки;
- упрощение взаимодействия муниципальной и федеральной власти, организаций, оказывающих социальную помощь гражданам России;
- точный учет и дальнейший анализ расходов государственной системы социального обеспечения в РФ.
Задачами, которые необходимо решить, для реализации поставленных целей разработки ЕГИССО, являются следующие:
- разработка и внедрение в систему Классификатора мер соцзащиты и поддержки;
- предоставление пользователям системы актуальной информации об условиях получения, порядке оформления, формах и величине предоставления социальной поддержки;
- предоставление пользователям ЕГИССО сведений об организациях, предоставляющих меры соцзащиты;
- контроль соблюдения высокого качества и необходимого объема социальной помощи нуждающимся слоям населения;
- снятие с органов муниципальной и федеральной власти избыточных функций, разгрузка от непрофильной деятельности;
- повышение эффективности траты средств местных и федерального бюджетов;
- исключение дубликатов данных в системе;
- формирование и внедрение единого справочника критериев нуждаемости в социальной помощи;
- обеспечение межведомтсвенного взаимодействия структур, которые задействованы в социальной сфере;
- повышение качества планирования растрат бюджета на социальные меры поддержки населения;
- разработка порядка формирования аналитических отчетов в системе;
- обеспечение возможности анализа данных ЕГИССО для планирования будущих расходов на социальную сферу.
Общее понятие государственной системы социального обеспечения, структура, цели, функции и задачи определяются официальным Положением о ЕГИССО от правительства РФ.
Как сейчас обстоят дела в сфере социального обеспечения
В мае 2016 года глава ПФ РФ в интервью «Коммерсанту» утверждал, что совокупные социальные расходы без учета пенсий составляют четыре триллиона рублей в год. Он же выделил несколько проблем, которые характерны для социальной сферы в том состоянии, в котором она находится сейчас. Итак, к актуальным проблемам социальной сферы РФ относятся:
- наличие более ста мер соцзащиты, но отсутствие единого классификатора, информации об условиях получения помощи, порядке оформления, сроках, формах и величине поддержки нуждающихся слоев населения;
- осуществление социальной защиты сразу на нескольких уровнях: муниципальном, федеральном, а, следовательно, практически неподконтрольные выплаты помощи из различных бюджетов и собственная система учета у каждого из ведомств;
- значительные административные затраты на оказание соцуслуг гражданам;
- сложное межведомственное взаимодействие;
- дублирование документов и расходов;
- децентрализация системы;
- бюрократия.
Основной задачей создания Единой государственной системы соцобеспечения, по словам главы ПФР, являлось обеспечение прозрачности и максимальная унификация.
Что изменится после полного внедрения системы
ЕГИССО позволит получать информацию обо всех мерах соцподдержки и защиты в разрезе одного конкретного гражданина, в одном месте (в режиме «одного окна») и максимально быстро. На основе данных системы появится возможность анализировать и планировать расходы социальной сферы РФ.
Реальные эффекты внедрения системы ожидается следующие:
- прозрачность системы соцобеспечения для россиян и государственных органов;
- снижение административных затрат и расходов на взаимодействие между ведомственными структурами;
- повышение качества планирования затрат на социальную сферу;
- обеспечение поддержкой всех нуждающихся слоев населения, адресное оказание мер соцзащиты.
Основные принципы работы будущей системы
Понятие государственной системы социального обеспечения предполагает реализацию таких ключевых принципов:
- адаптированность, модульность, модифицируемость используемой информационной системы;
- однократность ввода информации и возможность многоразового использования введенных ранее данных;
- использование результативной системы межведомственного взаимодействия;
- возможность интеграции с уже существующими или будущими государственными информационными системами на базе одинаковых форматов взаимодействия;
- централизация;
- безвозмездность и простота предоставления необходимой информации всем пользователям системы в соответствии с их правами с ЕГИССО;
- обеспечение исключительной полноты, достоверности и целостности сведений о мерах соцзащиты и поддержки.
Сбор и предоставление информации осуществляется по номеру СНИЛС гражданина.
Компоненты, составляющие ЕГИССО
Структура государственной системы социального обеспечения состоит из двух основных компонентов: базы данных (классификатора) мер соцзащиты и поддержки и базы данных о лицах, которые получают социальную помощь.
Классификатор будет предоставлять информацию об условиях получения социальной помощи, сроках, процедуре, величине социальной помощи. Информация из классификатора мер соцподдержки и защиты будет доступна потребителям через специальное мобильное приложение ЕГИССО и личный кабинет гражданина.
База данных о получателях поддержки предназначена для государственной власти и уполномоченных лиц. Часть данных с базы будет публиковаться в открытом доступе, остальные – использоваться для планирования расходов социальной сферы. В базе будут следующие составляющие:
- Личный кабинет поставщика. Система, предназначенная для размещения данных в ЕГИСССО. Размещаются данные (информация о получателях поддержки, актуальные данные об условиях, сроках и величине помощи).
- Личный кабинет потребителя. Кабинет для получения уполномоченными лицами информации из системы.
- Аналитическая подсистема для уполномоченных лиц. Данный раздел будет подготавливать статистику о получателях социальной помощи. В дальнейшем эта информация будет использоваться для планирования расходов муниципального и федерального бюджетов на социальную сферу.
- Открытые данные. В данном разделе некоторые аналитические данные и статистика будут доступны всем гражданам.
Все компоненты, составляющие государственную систему социального обеспечения, будут взаимодействовать между собой. Информация будет доступна на официальном портале ЕГИССО.
В 2017 году Пенсионным фондом была завершена разработка информационной части будущей системы, на сегодняшний момент ЕГИССО находится на этапе опытной эксплуатации. Все государственные учреждения, которые являются поставщиками и потребителями данных, а также граждане, которые эту помощь получают, могут подключиться к системе и попробовать работать с ЕГИССО.
Хроника разработки системы соцобеспечения
Создание Единой системы государственного социального обеспечения началось с разработки прототипа в 2016 году. Было разработано техническое задание и соответствующее программное обеспечение, эксплуатационная документация и методика испытаний. В 2017 утвердили порядок работы системы. Кроме того, разработчики арендовали вычислительную аппаратуру и начали опытные испытания системы.
Что планируется сделать до окончания текущего года
Как уже указывалось выше, в 2017 году была завершена разработка опытного прототипа системы. Кроме того, некоторые государственные учреждения уже могут подключиться к ЕГИССО и опробовать ее.
В 2017 Федеральным органам власти следует:
- утвердить классификатор мер соцподдержки нуждающихся слоев населения;
- пройти регистрацию в ЕГИССО;
- принять законодательные акты, обязывающие государственные структуры своевременно вносить актуальную информацию в систему и предоставляющие возможность соответствующим структурам получать данные из ЕГИССО (уже выполнено);
- утвердить административные регламенты (частично выполнено).
Органам власти различных субъектов РФ, в свою очередь, следует:
- назначить лиц, ответственных за работу с ЕГИССО;
- внести необходимые изменения в порядок оказания соцуслуг гражданам с учетом внедрения ЕГИССО;
- оценить готовность к подключению системы и произвести необходимые подготовительные работы;
- заключить соглашение с оператором системы;
- провести сверку СНИЛС;
- сопоставить меры соцзащиты региона с предложенным классификатором;
- подключиться к государственной системе соцобеспечения;
- наполнить ЕГИССО первичными данными;
- подключиться к системе, позволяющей передавать и получать информацию внутри ЕГИССО;
- ежемесячно передавать оператору отчет о проделанной работе.
Важно, что в 2017 году не все субъекты РФ должны подключиться к системе. Сейчас ведутся испытания прототипа, так что планируется подключение только нескольких, пилотных регионов.
Все работы должны быть окончены к 29 ноября текущего года.
Стоимость разработки ЕГИССО и ожидаемые результаты
Для проектирования системы не планировалось возводить новые центры обработки данных – используется технологическая база Минкомсвязи. Такой шаг в значительной мере снижает расходы на разработку государственной системы социально-экономического обеспечения.
В плане информатизации в систему планируется вкладывать средства постепенно:
- почти 209 млн рублей в 2016;
- 792 млн – в 2017 году;
- 530 млн рублей – в 2018-м.
Так, за период 2016-2018 в создание Единой государственной информационной системы социального обеспечения будет вложено всего 1,5 миллиарда рублей. Для сравнения: в реализацию программы «Электронный бюджет» в 2013-2015 гг. было вложено два с половиной миллиарда рублей, а в течение 2016-2018 гг. планируется израсходовать еще столько же, сколько хотят потратит на ЕГИССО.
Планируемый денежный эффект от повсеместного внедрения ЕГИССО должен составить примерно 300 млрд рублей за каждый год эксплуатации, что составляет примерно 8 % расходов бюджетов всех уровней на социальную поддержку. Когда система будет окончательно запущена, все органы власти смогут увидеть общую картину предоставления населению социальных услуг.
Граждане же в результате внедрения государственной системы органов социального обеспечения смогут создать личный кабинет через компьютер или мобильное приложение и получить информацию обо всех полагающихся мерах социальной поддержки из одного источника.
Сейчас в социальной сфере действует «заявительный» принцип: человек получает помощь, если заявляет о своем праве на нее. После внедрения ЕГИССО ему на смену придет «адресный» принцип – государственные пособия в системе социального обеспечения будут распределяться между всеми нуждающимися гражданами.
Перспективный план внедрения системы
Работа над единой системой разбита на несколько этапов. К примеру, в 2016 году необходимо было разработать прототип системы и единый классификатор, а также запустить тестирование ЕГИССО в Калужской области, Башкортостане и Алтайском крае. В 2017-м к системе должны подключиться внебюджетные организации и часть органов власти, а уже в 2018-м планируется, что к ЕГИССО подключатся все федеральные и муниципальные органы власти. В полном объеме запустить систему планируется к 2019 году.
Единая государственная система социального обеспечения
Идею разработки единой системы всецело поддержали как граждане, так и органы власти, а также определенные уполномоченные лица. ЕГИССО очень значительно облегчит работу уполномоченных органов, снизит административные, межведомтсвенные и иные расходы системы соцобеспечения, а гражданам позволит получать актуальную и максимально полную информацию обо всех мерах соцзащиты и поддержки в режиме «одного окна». Главным улучшением сегодняшнего положения дел в социальной сфере граждане считают «адресный» принцип предоставления социальной помощи вместо сегодняшнего – по обращению.
Функции и возможности сервиса
Основной задачей информационной системы является предоставление информации о существующих мерах социальной поддержки. Следует отметить, что получить сведения можно как в отношении конкретного гражданина, так и в целом ознакомиться со всеми видами льгот и преференций, которые предоставляются на той или иной территории конкретным категориям граждан.
Заинтересованный гражданин, воспользовавшись базами ЕГИССО, может получить следующую информацию:
- Положенные меры социальной поддержки. В режиме онлайн гражданин вправе узнать о том, какие льготы федерального или местного уровня ему положены.
- Предоставляемые льготы. При помощи ЕГИССО действующий льготник может уточнить, какие преференции ему предоставляются и каков их объем.
- Нормативно-правовые обоснования предоставляемых мер социальной поддержки. При необходимости пользователь вправе ознакомиться с действующими нормативными актами и иными документами, определяющими порядок установления соответствующих льгот.
- Перечень государственных органов, ответственных за предоставление мер соцподдержки.
Помимо уточнения самого перечня льгот, пользователь может узнать, в какой государственный орган непосредственно следует обращаться за ними.
На сайте ЕГИССО действует социальный калькулятор. Это специальный электронный сервис, позволяющий персонифицировать запрос из электронной базы путем внесения в систему информации о конкретной жизненной ситуации пользователя (к примеру, об установленной инвалидности), возраста, его места жительства.
Также при помощи рассматриваемой платформы гражданин может заказать справку о предоставляемых ему мерах соцподдержки, которая предоставляется по месту требования.
Вход и регистрация личного кабинета
Стать получателем государственных информационных услуг гражданин может, зарегистрировав в системе личный кабинет.
В этих целях пользователю следует зайти на сайт платформы – www. egisso. На главной странице в правом верхнем углу экрана необходимо выбрать раздел «Участникам». После наведения курсора на данный раздел перед пользователем возникнет выпадающее меню, в котором нужно выбрать подраздел «Авторизация».
Важно! Вносить личные сведения в личном кабинете ЕГИССО нет необходимости, поскольку они будут перенесены в систему через ЕСИА.
Как пользоваться ЛК
Основным документом, позволяющим полноценно работать с системой, является социальной калькулятор. Доступ к нему имеется у всех лиц, которые зарегистрировали личный кабинет.
Так, перейдя во вкладку «Социальный калькулятор», пользователь может узнать о положенных ему льготах путем внесения соответствующих сведений. Их можно вносить по двум критериям:
- По категории. Здесь необходимо указать территорию предоставления мер соцподдержки (к примеру, «город Москва»), а также категорию, к которой относится льготник (к примеру, инвалид).
- По жизненному событию. Здесь также следует указать регион или муниципальное образование, где гражданин может получать льготы, после чего указывается та или иная жизненная ситуация (к примеру, «рождение ребенка»).
После обработки внесенных данных система укажет, какие льготы положены лицу, где и каким образом их можно оформить.
Кроме этого, в личном кабинете пользователь может получить статистическую информацию о мерах и объемах соцподдержки в регионе или в стране.
Следует обратить внимание, что ЕГИССО является исключительно информационным сервисом, сами же льготы оформить через него не получится.
Государство подскажет
— Сейчас часто можно услышать фразу – «оказание услуг в проактивном режиме». Что это значит?
— Это означает, что государство не ждет, пока человек обратится за той или иной услугой, а само предлагает ее, исходя из жизненной ситуации. Например, у вас родился ребенок. Вам на телефон, электронную почту, в личный кабинет на «Госуслугах» начнут присылать информацию: у вас есть право на единовременное пособие, на материнский капитал, если семья малообеспеченная – на дополнительные меры поддержки. Аналогично при установлении инвалидности или выходе на пенсию. От человека в данном случае требуется только одно – подписать добровольное информированное согласие на обработку персональных данных и получение информации (это сегодня также можно сделать в личном кабинете на «Госуслугах» — прим. ред).
Те выплаты или льготы, которые можно назначить автоматически – будут назначаться автоматически. Для внедрения такого проактивного подхода сейчас формируется система ЕГИССО — Единая государственная информационная система социального обеспечения. Она призвана аккумулировать сведения из разных ведомств, касающихся выплат, доходов, льгот, пенсионного обеспечения на каждого гражданина. Эта система еще в процессе становления, но такой подход уже был апробирован в 2020 году, когда в условиях связанных с пандемией ограничений часть выплат или льгот была пролонгирована без обращения граждан. В ближайшем будущем проактивный режим должен быть распространен на подавляющее большинство льгот и пособий – такая задача стоит.
Защитить от бедности
— Давайте подробнее поговорим о поддержке семей с детьми. Здесь изменений больше всего: государство вводит новые выплаты, пособия. Какие все-таки основные приоритеты?
— Напомню, что первые активные изменения в системе социальной поддержки семей с детьми были связаны с демографической проблематикой. Государство установило ряд мер, которые призваны стимулировать рождаемость: федеральный материнский (семейный) капитал, единовременные и ежемесячные выплаты на первого, а потом и на третьего ребенка. В нашем региональном законодательстве выплаты при рождении первого, второго и третьего ребенка тоже возникли именно как стимулирующие рождаемость.
Еще одна задача государства – поддержать семьи, которые нуждаются в помощи, на всех этапах воспитания ребенка. Эта политика нацелена в первую очередь на семьи с невысокими доходами, на то, чтобы защитить такие семьи от угрозы бедности. Для этого уже принят целый ряд мер. Например, выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет, о которых мы уже говорили. До этого уже была выстроена система выплат на детей раннего возраста. Но, как известно, эти выплаты прекращаются, когда малышу исполняется три года. И многие семьи сразу же попадают в более сложную финансовую ситуацию. Поэтому с 2020 году была установлена выплата на детей от 3 до 7 лет. Она назначается семьям, где среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума на человека. Аналогичный подход применяется при выплатах одиноким родителям на детей от 8 до 16 лет.
— Но учитываются ведь не только доходы, но и нуждаемость семьи?
— Да, анализируется имущественная обеспеченность, а также правило «нулевого дохода» (подразумевает, что человек должен иметь уважительную причину, по которой у него отсутствуют доходы – прим. ред. Это логичное развитие принципов адресности социальной политики.
Основная проблема при этом в том, что различные меры поддержки устанавливались в разное время, на основании разных подходов. Одни – на федеральном уровне, другие – на региональном, при этом субъекты Федерации исходили из собственных финансовых возможностей. Сегодня стоит задача проанализировать весь спектр этих мер и выстроить целостную, единообразную систему, которая была бы простой и понятной для граждан. И в то же время – позволяющей оказывать помощь более точечно.
— Можно ли привести конкретный пример такого более адресного подхода?
— Например, это новая выплата на детей от 8 до 17 лет. Она, как и значительная часть других пособий, будет назначаться семьям, где среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Базовый размер пособия – 50% прожиточного минимума на ребенка, установленного в конкретном регионе.
Но если при выплате в базовом размере среднедушевой доход семьи не достигает регионального прожиточного минимума, тогда назначается повышенная выплата в 75% от прожиточного минимума на ребенка.
Такая трехуровневая организация системы поддержки семей с детьми – это новый подход. Он впервые начал применяться при выплатах на детей от 3 до 7 лет. Здесь главный принцип – не просто назначить всем семьям одинаковую сумму пособия, а дифференцировать выплаты, чтобы это привело к конкретному результату. И такой подход, конечно, более действенный и выверенный.
Дать не рыбу, а удочку
— А если дать человеку не рыбу, а удочку? Например, есть система социального контракта. Задача государства – не просто дать денег, но помочь выйти из кризисной ситуации, чтобы человек затем смог обеспечивать себя и свою семью. Такой подход ведь еще более действенный?
— Для начала – не надо путать два понятия. Есть меры социальной поддержки – выплаты, пособия, льготы, которые назначаются на длительный срок, в ряде случаев – действуют постоянно (например, льготы для людей с инвалидностью). И есть государственная социальная помощь. Это разовая поддержка, а социальный контракт – это особый вид государственной помощи. Его суть именно в том, о чем вы сказали: дать человеку или семье (а именно семьи, в том числе многодетные, чаще всего заключают соцконтракт) не рыбу, а удочку. Государство единоразаво оказывает такую помощь, чтобы люди могли преодолеть сложную жизненную ситуацию и дальше уже самостоятельно получать доход, обеспечивать себя.
— Карелия ведь была одним из первых регионов, где начали применять соцконтракт?
— Да, мы были одной из пилотных территорий, и, действительно, развиваем этот вид социальной помощи уже достаточно давно. Начиная с прошлого года, социальный контракт стал общероссийской практикой, и сейчас это направление софинансирует федеральный бюджет. В федеральном законодательстве определены и четыре приоритетных направления, по которым предоставляется помощь.
— Первое — помощь в поиске работы. Если органы службы занятости предлагают помощь в трудоустройстве всем, кто в ней нуждается, то социальный контракт нацелен на то, чтобы поддержать именно малообеспеченных граждан. Потерявший работу или решивший поменять место работы человек не всегда попадает в эту категорию. Но если он является малообеспеченным, то может заключить социальный контракт и, например, пройти обучение за счёт государства. При этом ему также могут компенсировать расходы на проезд к месту обучения, проживание на время учёбы. Мы работаем в тесном контакте с управлением труда и занятости, предлагая обучение по специальностям, которые востребованы на рынке труда республики.
Важно, что даже после трудоустройства человек может в течение трёх месяцев получать поддержку от государства — в виде ежемесячных выплат в размере 1 прожиточного минимума. Это своего рода стипендия в дополнение к зарплате, которая на первых порах может быть небольшой.
Второе направление — это помощь в открытии собственного дела. Граждане, признанные малообеспеченными, могут в дополнение к мерам поддержки, которые предлагаются по линии Минэкономразвития на создание своего бизнеса, воспользоваться и помощью по соцконтракту.
— Безусловно, но сейчас с помощью электронных сервисов это все делается быстро и легко. Об этом говорят сами граждане, которые воспользовались такой помощью — например, регистрация в качестве самозанятого через приложение «Мой бизнес» занимает в среднем около 15 мин.
Представленный бизнес-план рассмотрит комиссия, в состав которой входят в том числе специалисты Минэкономразвития. И примет решение: если бизнес-план потребуется доработать, специалисты, конечно, окажут помощь, подскажут, на какие ресурсы можно ориентироваться: сейчас онлайн доступно немало различных курсов и программ для начинающих предпринимателей.
Третье направление — это помощь в организации личного подсобного хозяйства. Оно востребовано у семей на селе, особенно многодетных.
Направления социального контракта:
Поиск работы — 16 463 руб. Выплата производится в течение 4 месяцев. Результатом должно стать трудоустройство человека.
Открытие своего дела — до 250 000 руб. , единовременно или по частям.
Ведение личного подсобного хозяйства – до 100 000 руб. , единовременно или по частям.
По этим трем направлениям государство также может оплатить курсы обучения или переподготовки в размере до 30 000 руб.
Кроме того, если человек был уволен после 1 марта 2022 и признан безработным, его доход не будет учитываться при оценке дохода для заключения соцконтракта по трем упомянутым выше направлениям.
Преодоление гражданином трудной жизненной ситуации — 16 463 руб. , ежемесячно на период действия социального контракта (до 6 месяцев).
И есть ещё четвертое направление, которое нацелено на то, чтобы помочь человеку или семье решить точечные проблемы. Например, малообеспеченные семьи могут получить материальную помощь на подготовку детей к школе. Предусмотрена и поддержка детей-сирот. Например, у выпускника интерната, детского дома есть в собственности свое жилое помещение, но оно находится в таком состоянии, что жить в нем невозможно. Выпускник может в рамках соцконтракта получить средства на ремонт жилья. Это поможет молодому человеку или девушке на первых порах обзавестись базой для дальнейшей самостоятельной жизни, что тоже очень важно.
— Резюмируя наш разговор, как в дальнейшем, на ваш взгляд, будет меняться система социальной защиты?
— Сегодня существуют два подхода. Первый – социальная поддержка определенных категорий граждан (ветеранов труда, инвалидов, ветеранов боевых действий, семей с несовершеннолетними детьми и т. ) Такую поддержку государство оказывает вне зависимости от того, каков у человека или семьи уровень дохода. И этот подход сохраняется.
Но одновременно мы видим, что развивается и адресный подход — его примеры я привела выше. Полагаю, что и в дальнейшем система социальной защиты будет становиться все более адресной и гибкой, чтобы государство могло максимально точно и действенно помогать конкретному человеку. А цифровизация сделает процесс получения социальной поддержки ещё более быстрым и удобным для людей.
Для чего нужна?
О назначении ЕГИССО говорится в ст. 9 Федерального закона № 178-ФЗ от 17 июля 1999 года. Главные цели у портала такие:
- Проверка государственных учреждений на предмет целевого использования выделяемых средств. К сожалению, некоторые чиновники, пользуясь своим положением, предоставляют различные социальные льготы гражданам, которые по закону претендовать на них не могут. Прозрачность ЕГИССО позволяет быстро выявить такие несоответствия.
- Информирование людей о доступных им льготах. Для населения это, пожалуй, наиболее важная функция. Буквально в один клик человек может получить сведения о тех льготах, на которые он может рассчитывать.
ЕГИССО было введена для удобства не только граждан, но и органов власти. С помощью системы они могут быстро формировать и выгружать статистические данные, отчеты. Все это уменьшает бумажную волокиту.
ЕГИССО начала полноценно функционировать не так давно. На ее разработку было выделено более 2 млрд руб. Оценить эффективность таких вложений пока сложно. Однако о ее удобстве уже можно говорить. Внутри системы созданы личные кабинеты нескольких типов:
- кабинет поставщика – используется органами власти для загрузки в систему актуальных нормативных данных и других сведений;
- кабинет потребителя – также предназначен для госорганов, но с целью выгрузки сведений;
- кабинет гражданина – создается гражданами для получения сведений о доступных льготах.
Помните, что ЕГИССО – это исключительно информационный портал. На нем можно получить информацию о доступных льготах, но оформить их не получится. Однако на сервисе размещены ссылки на официальные сайты, где доступна такая услуга (например, на портал Госуслуг).
Создатели портала хотели максимально упростить и унифицировать процесс внесения данных органами власти и получения их обычными гражданами. Поэтому сбор и предоставление информации происходят с помощью всего одного идентификатора – СНИЛС. Он присваивается всем гражданам еще в младенчестве. Далее именно через СНИЛС устанавливаются различные формы социальной поддержки в ПФР и соцзащите. Поэтому этот идентификатор позволяет получать полные сведения.
Как получить сведения на ЕГИССО?
Местные и федеральные органы власти обучены принципам работы с информационным порталом о социальных услугах. А вот многие граждане даже не знают о его существовании. Но его использование может значительно упростить получение льгот. С помощью портала можно узнать:
- какие льготы вам положены;
- как их можно получить;
- какие документы для этого потребуются.
Кроме того, с ЕГИССО вы будете оперативно узнавать об изменениях нормативной базы, увеличении сумм пособий, введении новых форм льгот.
Чтобы стать пользователем системы, нужно зарегистрировать личный кабинет гражданина. Для этого на главной странице нажимаем на соответствующую кнопку:
Авторизация в системе происходит с использованием учетной записи на портале Госуслуг (она должна быть подтвержденной). Поэтому если ее у вас нет, сначала пройдите регистрацию на ЕСИА. Авторизоваться можно с использованием номера телефона, почты или СНИЛС.
Далее система ЕСИА попросит подтвердить согласие на предоставление данных о себе на сервис ЕГИССО. После вы автоматически попадете в личный кабинет. При наличии установленных форм социальной поддержки они будут отображены в специальном социальном калькуляторе.
В личном кабинете кроме сведений о назначенных мерах помощи есть и другие вкладки. Но доступны они не всем. Например, любой гражданин может посмотреть сведения о включении и исключении себя из лиц, которые стоят на очереди по выделению жилплощади, а вот федеральный реестр инвалидов доступен не будет.
В разделе открытой информации можно найти много других полезных сведений. Здесь представлены следующие разделы:
ЕГИССО – место, где можно получить полную и актуальную информацию, а также узнать о характере и размере уже получаемой социальной поддержки.
Плюсы и минусы сервиса
К достоинствам сервиса можно отнести то, что он, в целом, оправдывает себя. Действительно, теперь гражданам становится проще получать информацию о положенных им льготах.
Однако нельзя не отметить такие недостатки платформы, как не совсем удобный интерфейс и необходимость авторизации через портал «Госуслуги», что ограничивает доступ к информации для самых социально уязвимых граждан – пенсионеров и инвалидов, многие из которых попросту не имеют навыков работы с порталом и компьютером в целом.
Заключение
Платформа ЕГИССО представляет собой информационную базу, позволяющую гражданам получать информацию о положенных им льготах. Чтобы получить соответствующий доступ, пользователю необходимо создать личный кабинет, используя учетную запись ЕСИА. Предоставление информации через ЕГИССО осуществляется на безвозмездной основе.