- Автоматизация бухучета в регионах сокращает расходы бюджета
- Эффективное решение
- Региональные центры учета
- Программное обеспечение как сервис
- Автоматизация деятельности органов государственной власти
- Отраслевая бухгалтерия
- Совмещение централизованных бухгалтерий с региональными казначействами
- Правительство Московской области ЕИСБУ ГИС Централизованная система ведения бухгалтерского учета Московской области
- Правительство Московской области упоминается на CNews совместно со следующими персонами и организациями
- Сверхпроблемная ГИС ТЭК полностью провалилась. На замену строится новая платформа
- Платформа вместо ГИС ТЭК
- Скандалы вокруг ГИС ТЭК
Автоматизация бухучета в регионах сокращает расходы бюджета
Законодательные новации в области финансового
управления, переход на международные стандарты отчетности в секторе
государственного управления, активное использование цифровых технологий
определяют новые требования и централизации бухгалтерского учета и отчетности. В
условиях, когда организации вынуждены экономить бюджетные расходы, актуальной
задачей в регионах становится создание вертикально-интегрированных
аналитических систем бухгалтерского учета и отчетности.
Каждый регион подходит к процессу
централизации бухгалтерского учета и отчетности со своим опытом создания
отраслевых центров учета, методологическими особенностями организационными и
техническими возможностями.
Эффективное решение
Региональные информационные системы
централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности Московской,
Вологодской, Ярославской, Пензенской, Омской, Новосибирской областей,
Республики Карелия построены на основе АС «Смета» (разработчик и
правообладатель –
научно-производственное
объединение «Криста», г. Москва). АС «Смета» – это решение, созданное как сегмент
Регионального Электронного бюджета для повышения эффективности использования
финансовых, кадровых и информационно-телекоммуникационных ресурсов региона
путем использования единых централизованных механизмов методологического,
информационного, технологического обеспечения процесса ведения бухгалтерского
(бюджетного), управленческого учета и формирования отчетности для всех
участников бюджетного процесса региона, а также для государственных и
муниципальных учреждений.
АС «Смета» реализована в виде специального
решения, использующего современные технологические и прикладные платформы
автоматизации финансово-хозяйственной деятельности бюджетной сферы и базирующегося
на использовании веб-технологий.
Региональные центры учета
Сегодня актуальным направлением централизации
бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности является создание региональных
центров учета. Опыт Вологодской области – сегодня один из самых передовых в
стране. Проект по централизации учетных функций и построению единой
информационной системы учета и отчетности реализуется в этом регионе с 2015 г. Для
централизации учетных функций органов государственной власти и казенных
учреждений создан Центр бухгалтерского учета. К началу 2018 г. централизован
учет 30 органов государственной власти (ОГВ), 38 казенных учреждений (КУ), 203
организаций государственного сектора области. Централизация функций бюджетных и
автономных учреждений осуществлялась на базе 5 отраслевых центров
бухгалтерского учета.
По итогам передачи функций Правительства Вологодской области и 69 бюджетных и автономных учреждений области,
финансирование которых осуществляется за счет ФОМС, к началу 2019 г. реализация
проекта в государственном секторе завершится. На 2018 г. перед финансовой системой области
поставлена задача по централизации бухгалтерского учета и отчетности в органах
местного самоуправления и муниципальных учреждениях.
Ежегодный бюджетный эффект от централизации бухгалтерского учета составляет более 300 млн., бюджетный эффект за 3
года – более 1 млрд. Если на 1 января 2014 г. штатная численность бухгалтерских служб органов власти и учреждений
Вологодской области составляла 1920 единиц, то в результате централизации учета
и отчетности в 2015–2018
гг. она составит 880 единиц.
В Московской
области в начале
2017 г. началась поэтапная передача функций по ведению бухгалтерского
(бюджетного) учета и формированию бухгалтерской (бюджетной) отчетности
учреждений в ГКУ Московской области «Централизованная бухгалтерия Московской
области». Было организовано 15 управлений (филиалов), по кустовому принципу
объединяющих несколько муниципальных районов и городских округов Московской
области. Расчетная штатная численность ЦБ – 1501 человек, что составляет 80% от начальной
штатной численности бухгалтеров учреждений и составляет 200 млн
экономии в 2017 г. и до 500 млн ежегодно до 2019 г.
Программное обеспечение как сервис
По пути
создания единого сервиса бухгалтерского учета без централизованной бухгалтерии пошли
в Московской области на первом этапе централизации бухгалтерского учета.
Основанием для создания централизованной системы стало то, что в 2014 г. Правительством Московской области была поставлена задача: до 2019 г.
обеспечить переход на централизованные технологии бухгалтерского учета около
1000 учреждений и свыше 5000 пользователей в целях оптимизации сети
государственных и муниципальных учреждений.
Централизованная
система была размещена на ресурсах ЦОДа Правительства Московской области. В 2016
г. она получила статус ГИС «Централизованная система ведения бухгалтерского
учета Московской области» (ЕИСБУ). Государственные учреждения к ЕИСБУ стали
подключаться поэтапно: в 2015 г. было подключено 316 учреждений здравоохранения,
в 2016–2017 гг. – 127 учреждений образования, культуры и спорта Московской
области.
Задача перехода на централизованные технологии бухгалтерского учета была поставлена Правительством Московской области в 2014 г.
В 2017 г.
ЕИСБУ по принципу «программное обеспечение как услуга» начала передаваться на
муниципальный уровень для построения отдельных самостоятельных центров бухгалтерского
(бюджетного) учета.
В Московской
области планируется дальнейшее развитие ЕИСБУ: подключение отрасли социальной
защиты; перевод кадрового и бухгалтерского учета ЦИОГВ в систему; ее интеграция
с ведомственными ИС; создание пула аналитической отчетности для руководителей
учреждений и органов власти.
Автоматизация деятельности органов
государственной власти
В ряде регионов страны централизация бухгалтерского
учета началась с органов государственной власти. Так, в Ярославской области
централизация бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности в органах
исполнительной власти области и государственных учреждениях началась в середине
2016 г. Тогда было создано Государственное учреждение Ярославской области «Центр
бухгалтерского учета», начался поэтапный перевод учреждений на централизованное
обслуживание. Аппаратные мощности для развертывания централизованной системы были
предоставлены ГБУ Ярославской области «Электронный регион». До конца 2017 г. в ЦБ
было принято 28 органов исполнительной власти (ОИВ) и 64 подведомственных
учреждения, относящихся к ключевым отраслям экономики области. Экономический
эффект в 2017 г. составил более 20 млн за счет оптимизации
затрат на консультационную и техническую поддержку разрозненного программного
обеспечения и сокращения штатных единиц специалистов бухгалтерских служб.
До конца 2023 г. в Ярославской области планируется централизовать весь объем региональных учреждений
В настоящее время в регионе ведется активная
работа по подключению к централизованной системе учреждений, находящихся на
самостоятельном бухгалтерском обслуживании. Это позволит централизовать
аналитические данные бухгалтерского учета для получения в дальнейшем сводной
аналитической отчетности по всем участникам бюджетного процесса и
государственным учреждениям. До конца 2023 г. в Ярославской области планируется
централизовать весь объем региональных учреждений и начать перенос накопленного
регионального опыта централизации на муниципальный уровень.
В Омской области создание централизованной
системы бухгалтерского учета и отчетности началось во второй половине 2016 г. Основной целью руководства региона стало повышение
качества учетных функций, прежде всего, в органах исполнительной власти области
и подведомственных им казенных учреждениях – было создано КУ «Областной центр
учета и казначейства».
К началу 2019 г. процесс централизации
органов власти должен быть завершен. Экономический эффект от реализации проекта
по централизации состоит из экономии фонда оплаты труда за счет сокращения
численности бухгалтерский служб (с 322 штатных единиц в начале 2016 г. до 276 штатных
единиц к началу 2019 г.) и расходов на их содержание. По итогам 3 лет он
составит более 73,8 млн.
В Новосибирской
области централизация бухгалтерского
(бюджетного) учета и отчетности шла в 2 этапа. Сначала с 1 января 2017 г. в Министерстве финансов и налоговой политики (МФиНП)
Новосибирской области
создана единая централизованная система бюджетного учета и отчетности в
государственных органах. В нее включены само министерство финансов, подведомственные
ему территориальные органы и ГКУ «Региональный информационный центр». В итоге затраты
на консультационную и техническую поддержку программного обеспечения оптимизированы
примерно на 25%.
В Новосибирской области затраты на консультационную и техническую поддержку программного обеспечения оптимизированы примерно на 25%
Сравниваем отечественный видеоредактор VSDC с продуктами Adobe
На втором
этапе централизации учетных функций создана централизованная бухгалтерия на
базе ГКУ «Региональный информационный центр», которой с 1 июня 2017 г. переданы
полномочия по ведению учета и формированию отчетности как МФиНП, так и 30
территориальных органов. В результате сроки формирования бухгалтерской
отчетности сократились на 20%. Реализация этого проекта позволила руководству
Новосибирской области решить проблему удаленности территориальных органов,
связать их с централизованной бухгалтерией юридически значимым электронным
документооборотом, а также унифицировать учетные процедуры на базе единой
методологии.
Министерство
финансов Республики Карелия начало
прорабатывать вопросы, связанные с централизацией бюджетного учета органов
исполнительной власти, в начале 2016 г. Было создано подведомственное ГКУ
«Центр бухгалтерского и аналитического сопровождения». Штатная численность
персонала центра была сформирована за счет передачи численности от
соответствующих органов исполнительной власти.
Численность работников, осуществляющих
функции бухгалтерского учета и отчетности и организации закупок в органах
исполнительной власти и в госучреждениях в целом по республике составляла
порядка 726 единиц, расходы на оплату труда и обслуживание информационных
систем составляли 241 млн в год. По итогам централизации указанных функций численность
таких специалистов планировалось сократить до 654 единиц. В результате бюджетный эффект от централизации
составил около 5 млн.
Централизация потребовала создания единой информационной
системы бухгалтерского и финансового учета и отчетности, в перспективе
доступной и для муниципалитетов. В настоящее время система размещена на
аппаратных мощностях Министерства финансов Республики Карелия, интегрирована с
ПК исполнения бюджета «Web-Исполнение». Кадровый учет осуществляется в органах исполнительной
власти путем удаленного подключения к системе. Работа по передаче функций
органов исполнительной власти по ведению бухгалтерского учета продолжается.
Отраслевая бухгалтерия
Опыт централизации бухгалтерского учета путем
создания отраслевой бухгалтерии в Пензенской области сегодня является
показательным. Работать в этом направлении там начали в 2011 г. В качество
ключевой отрасли было избрано здравоохранение. Тогда было создано ГБУ «Центр бухгалтерского обслуживания
Пензенской области». С 2015 г. оно
реорганизовано путем присоединения к ГБУЗ ПО
«Пензенский областной медицинский информационно-аналитический центр». В 2015 г. централизация завершена в части бухгалтерского
учета, в 2016 г. – в части заработной платы.
В ЦБО работают 47 бюджетных учреждений
здравоохранения: 11 учреждений на непосредственном обслуживании ЦБО (функциональная
централизация), а 36 (работают в системе ОМС) самостоятельно ведут
бухгалтерский учет в Единой централизованной системе бухгалтерского учета ЦБО
через защищенный канал связи (технологическая централизация).
Работы в направлении централизации бухгалтерского учета в Пензенской области начались в 2011 г.
В результате централизации в медицинских
учреждениях Пензенской области, во-первых, оптимизирована численность
сотрудников бухгалтерских служб и получена реальная экономия ФОТ: за 3 года сокращение более чем на 60 ставок привело к экономии почти 20 млн в год. Это позволило увеличить объемы
финансирования медицинских учреждений, снизить нагрузку на региональный бюджет.
Во-вторых, значительно повысилось качество ведения бухгалтерского учета и
составления отчетности (отчетность принимает ЦБ у всех учреждений). В-третьих,
достигнуты значительные успехи в оптимизации затрат на ПО и сопровождение
разрозненных программных продуктов. За счет этого был оптимизирован парк ПК ЦБО.
К настоящему времени выработана система
информативных показателей для мониторинга деятельности учреждений и обеспечен
повсеместный доступ к ним руководителей учреждений и Министерства
здравоохранения Пензенской области. Положительный опыт Пензенской области
успешно перенимается другими регионами страны.
Совмещение централизованных бухгалтерий с
региональными казначействами
Ряд регионов страны в качестве ведущего
способа централизации бюджетного (бухгалтерского)
учета избирает объединение функций региональных казначейств с централизованными
бухгалтериями. Так, в Вологодской области площадкой для централизации учетных
функций органов государственной власти и казенных учреждений стало ГКУ
«Областное казначейство». В структуре учреждения создано структурное
подразделение – Центр бухгалтерского учета. Сегодня в нем работают более 80
высококвалифицированных специалистов, при этом производительность труда
увеличилась в 2 раза.
В Омской области основной целью руководства региона стало повышение качества
учетных функций, прежде всего, в органах исполнительной власти области и
подведомственных им казенных учреждениях. Поэтому было создано КУ «Областной
центр учета и казначейства», которому в конце 2016 г. на бухгалтерское
обслуживание было отдано 3 пилотных ОИВ, в 2017 г. – 10 ОИВ и 2 казенных
учреждения, в 2018 г. – еще 10 ОИВ и 3 казенных учреждения. К 1 января 2019 г.
в Омской области планируется завершить этап централизации органов власти и
обслуживать всего 26 ОИВ и 68 подведомственных казенных учреждений. В итоге
будет создано единое пространство по ведению учета, повышено его качество и
получен экономический эффект.
Как выбирать провайдера DRaaS в 2023, какие факторы надо учитывать
Приведенные
данные по регионам показывают, что разные схемы централизации бухучета позволяют
сегодня каждому региону найти свой путь в решении задачи сокращения бюджетных
расходов, повышения их эффективности и добиться значительных результатов.
Более подробно
информация об АС «Смета» и о
централизации бюджетного
(бухгалтерского) учета и отчетности в регионах РФ представлена на
сайте НПО «Криста».
Расширенная информация о централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и
отчетности в регионах РФ также представлена в буклете, подготовленном НПО
«Криста» для семинара на тему «Экономическая эффективность централизации
бухгалтерского учета», прошедшего 5–6 апреля в Москве. Ознакомиться с
буклетом также можно на сайте НПО «Криста».
Правительство Московской области
ЕИСБУ ГИС
Централизованная система ведения бухгалтерского учета Московской области
Публикаций – 1, упоминаний – 1
Правительство Московской области упоминается на CNews совместно со следующими персонами и организациями
* Страница-профиль компании, системы (продукта или услуги), технологии, персоны и т.п. создается редактором на основе анализа архива публикаций портала CNews. Обрабатываются тексты всех редакционных разделов (новости, включая “Главные новости”, статьи, аналитические обзоры рынков, интервью, а также содержание партнёрских проектов). Таким образом, чем больше публикаций на CNews было с именем компании или продукта/услуги, тем более информативен профиль. Профиль может быть дополнен (обогащен) дополнительной информацией, в т.ч. презентацией о компании или продукте/услуге.
Читатели CNews — это руководители и сотрудники одной из самых успешных отраслей российской экономики: индустрии информационных технологий. Ядро аудитории составляют топ-менеджеры и технические специалисты департаментов информатизации федеральных и региональных органов государственной власти, банков, промышленных компаний, розничных сетей, а также руководители и сотрудники компаний-поставщиков информационных технологий и услуг связи.
Сокращение затрат на содержание и оптимизация деятельности государственных и муниципальных учреждений — одна из актуальных задач, стоящих сегодня перед руководителями субъектов РФ. Об опыте решения ее в Московской области рассказывает заместитель министра экономики и финансов Московской области Ирина Давыдовна КАЛЬБФЛЯЙШ.
2014 году перед нами (в то время Министерством финансов Московской области) была поставлена задача повысить эффективность использования финансовых, кадровых и информационно-коммуникационных ресурсов области путем применения единых централизованных механизмов ведения бухгалтерского, управленческого учета и формирования отчетности государственными учреждениями региона. Традиционно при централизации учета используются два основных подхода: создание одной единой централизованной бухгалтерии или нескольких учреждений, централизующих учет по отраслевому принципу. Каждый из двух подходов имеет свои плюсы и минусы, оценив которые мы приняли решение идти по пути концентрации всего учета в одном учреждении, имеющем территориально разветвленную филиальную сеть.
Стартап — отрасль здравоохранения
В качестве пилота для начала реализации задачи была выбрана не самая легкая для стартапа отрасль — здравоохранение. Данный выбор был обусловлен прежде всего передачей с 1 января 2015 года полномочий по здравоохранению с муниципального на региональный уровень и выявленными при этом проблемами, связанными с низким качеством ведения бухгалтерского учета в принимаемых учреждениях.
Изучив имевшийся на тот момент опыт других субъектов по внедрению централизованного учета и выборочно проанализировав качество работы бухгалтерских служб учреждений пилотной группы, для себя мы лоцировали три основные проблемы:
1) низкое качество, вплоть до практически полного отсутствия, ведения бухгалтерского и управленческого учета;
2) зачастую отсутствие автоматизации работы бухгалтерских служб;
3) применение разрозненных способов и методов ведения учета в принимаемых учреждениях.
В результате было принято решение пойти довольно нестандартным путем: начать не с централизации учета, а с перевода всех учреждений на единый программный продукт с единой методологией ведения учета и формирования отчетности. Для этих целей была создана централизованная система ведения бухгалтерского учета Московской области (ЕИСБУ), которая позволила унифицировать учет и отчетность в соответствии с законодательством; централизовать нормативно-справочную информацию для получения в дальнейшем сводной аналитической отчетности; оптимизировать затраты на консультационную и техническую поддержку программного обеспечения, используемого учреждениями; проанализировать текущую штатную численность бухгалтеров для расчета оптимальной штатной численности централизованной бухгалтерии, которую планировалось создавать в регионе. Использование в ЕИСБУ безлимитной, неограниченой лицензии на программное обеспечение позволило подключать к системе неограниченное количество учреждений, в том числе в будущем муниципального уровня.
Физически система размещена на ресурсах единой инфраструктуры информационно-технологического обеспечения функционирования региональных и ведомственных информационных систем обеспечения деятельности органов государственной власти Московской области (ЕИТО), которая предоставляет доступ к программному продукту в режиме 24/7. Серьезное внимание уделено информационной безопасности: выполнено обезличивание персональных данных; разработана модель угроз, соответствующая классу информационной безопасности 4. Тогда же была проведена аттестация системы для получения статуса «государственная информационная система».
Для взаимодействия между централизованной бухгалтерией и обслуживаемыми учреждениями в системе реализован электронный документооборот, который открывает неограниченные возможности для совершенствования учетных процессов: это не только уход от бумажных носителей информации, но и возможность оперативного получения всей необходимой информации. Применение единых требований по ведению учета и использованию единых справочников в системе позволило формировать сводные аналитические отчеты по всем подключенным к ней учреждениям, что в итоге дало нам возможность видеть состояние финансово-хозяйственной деятельности как отрасли в целом, так и каждого учреждения в отдельности, базируясь на первичных данных учета. Одним из первых таких отчетов, получивших практическое применение уже на этапе внедрения, стали результаты ежедневного мониторинга активности сотрудников учреждений при работе в ЕИСБУ (рисунок).
К концу 2015 года на ЕИСБУ было переведено 316 учреждений здравоохранения. Для каждого из них был проведен аудит правильности ведения учета и начисления заработной платы, выверены базы основных средств, материалов и лекарственных препаратов, определены правила формирования и сдачи отчетности. Для учреждений, где отчетность формировалась обособленно, ЕИСБУ стала единственным источником данных для подсистемы сбора и консолидации отчетности регионального электронного бюджета Московской области. Все это позволило увидеть первичные данные учреждений и повысить качество и скорость подготовки отчетности.
Следующий этап — централизованная бухгалтерия
В 2016 году системе был присвоен статус государственной, и мы приступили к следующей вехе нашего проекта — создали государственное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия Московской области», подведомственное Министерству экономики и финансов Московской области. Централизованная бухгалтерия построена по филиальному принципу. Каждый из 15 филиалов отвечает за ведение учета и отчетности учреждений различных отраслей, территориально расположенных рядом друг с другом.
Штатная численность централизованной бухгалтерии и ее филиалов была рассчитана исходя из фактических данных ежедневного мониторинга активности учреждений в системе и сформирована из бухгалтеров учреждений здравоохранения на конкурсной основе. На текущий момент она составляет 989 человек (таблица).
Сейчас в ЕИСБУ кроме 316 учреждений здравоохранения переведено 72 образовательных учреждения, 28 учреждений культуры, 27 спортивных учреждений. Государственное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия Московской области» обслуживает 419 учреждений разных отраслей.
В 2017 году ГИС «Централизованная система ведения бухгалтерского учета Московской области» по принципу «программное обеспечение как услуга» передана на муниципальный уровень. Благодаря этому на территории ряда муниципальных образований Московской области были построены самостоятельные центры бухгалтерского (бюджетного) учета.
Таблица. Количество бухгалтерских должностей, оптимизированных в учреждениях в связи с централизацией учета
Сверхпроблемная ГИС ТЭК полностью провалилась. На замену строится новая платформа
Комиссия по созданию и вводу в эксплуатацию ГИС ТЭК приняла
решение завершить работы по ее созданию и разработать новую перспективную
цифровую систему топливно-энергетического комплекса. Скандально известная многомиллионная система была запущена с трехлетним опозданием. Проект повлек за собой ряд уголовных
дел о мошенничестве. Теперь Минэнерго планирует создать новую «Национальную энергетическую
платформу», которая возьмет на себя функции ГИС ТЭК и будет разработана с
учетом опыта по ее созданию.
Платформа вместо ГИС ТЭК
Как стало известно CNews, Министерство энергетики (Минэнерго) создает новую ИТ-платформу, которая заберет на себя функции скандально известной госинформситемы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК). Напомним, эта многомиллионная система была запущена с трехлетним опозданием, а после введения ее в эксплуатацию было заведено несколько уголовных дел. В частности, в ходе разбирательства были арестованы экс-замминистра Минэнерго, сотрудники Российского энергетического агентства (РЭА) при министерстве и топ-менеджеры «Ланита», который занимался созданием ГИС.
Как рассказали CNews представители Минэнерго, в начале 2021 г. министерство обратилось в подведомственный Минцифры НИИ «Восход» с вопросом о проведении отраслевой экспертизы функционирующей ГИС ТЭК. «В выводах экспертизы было указано, что развитие системы на базе существующих проектных и технических решений ГИС ТЭК в составе отдельных программных модулей, введенных в эксплуатацию, нецелесообразно», — рассказали они. Результаты экспертизы были одобрены на заседании комиссии по созданию и вводу в эксплуатацию ГИС ТЭК.
Комиссия решила завершить работы по созданию ГИС и создать новую перспективную цифровую систему топливно-энергетического комплекса — «Национальную энергетическую платформу» (НЭП). При ее создании, по мнению комиссии, должна быть пересмотрена текущая архитектура ГИС ТЭК и применяемые технические решения при формировании концепции новой платформы.
При этом, как пояснили CNews представители Минэнерго, состав услуг и функциональность новой платформы определен № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» от 3 декабря 2011 г. Тем же законом определена и функциональность ГИС ТЭК. «Тем не менее, по итогам подготовки концепции и последующего проекта НЭП будут определены дополнительные возможности системы, принципами которых является клиентоцентричность», — отметили в министерстве.
Тендер на разработку научно обоснованных методов и решений по разработке концепции новой цифровой платформы топливно-энергетического комплекса «Национальная энергетическая платформа» был опубликован на сайте госзакупок 29 сентября 2021 г. Заявки на участие в открытом конкурсе принимались до 21 октября. Итоги будут подведены 3 ноября. Максимальная цена договора может составить 27,7 млн руб. На этот раз «Ланит» не участвует в тендере.
Согласно техническому заданию, будущий исполнитель должен сформировать общие положения и концептуальные подходы к созданию НЭП, а также спланировать необходимые мероприятия и подготовить обоснование затрат на ее создание. При этом он должен учитывать опыт внедрения и эксплуатации ГИС ТЭК, а также анализ состояния наследуемых информационных ресурсов системы. Также в ходе исполнения работ должна быть рассмотрена возможность создания системы на платформе «Гостех».
ГИС ТЭК провалилась. Будет создана новая перспективная платформа
Согласно техзаданию, НЭП должна выполнять те функции, которые сейчас выполняет ГИС ТЭК. Речь идет о сборе и обработке информации для анализа состояния и формирования прогнозов развития ТЭК, а также ее хранении, предоставлении и распространении. Через НЭП министерство планирует предоставлять госуслуги. Так, данные с платформы должны передаваться на единую информационную платформу национальной системы управления данными (НСУД) и в ГИС «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных».
«В техническом задании к конкурсу авторы уже попытались учесть ряд проблем, которые привели к огромным сложностям в ходе создания ГИС ТЭК, — рассказали CNews представители “Ланита”. — Существенно оптимизированы исходные требования к перечню информации о состоянии отрасли, которую должна собирать система. Это, в свою очередь, позволит избежать задержек во внедрении “Национальной энергетической платформы» в эксплуатацию”». В том числе, представители «Ланита» отметили замену жесткого требования об использовании исключительно ПО с открытым кодом на возможность использования отечественного ПО.
НЭП должна будет снизить нагрузку по формированию отчетности компаниями ТЭК путем автоматизации информационно-аналитической деятельности Минэнерго с учетом имеющихся современных цифровых технологий, инструментов и сервисов, говорится в документах. При этом как пояснили в ведомстве, снятие нагрузки планируется достичь за счет перехода к перспективной архитектуре данных, разработки унифицированных подходов к их сбору и построения единой модели данных по отраслям ТЭК.
Разработка концепции должна быть завершена не позднее 17 декабря 2021 г.
Скандалы вокруг ГИС ТЭК
ГИС ТЭК – федеральная государственная информационная система, содержащая информацию о состоянии и прогнозе развития топливно-энергетического комплекса России. Среди ее задач — вышеупомянутая автоматизации процессов сбора, обработки информации, а также ее хранение, предоставление доступа к ней и повышение эффективности обмена информацией о состоянии и прогнозе развития ТЭК.
Создание ГИС ТЭК было утверждено Правительством в апреле 2013 г. Обязанность по ее созданию была возложена государством на Российское энергетическое агентство (РЭА). В общей сложности Минэнерго было выделено РЭА на ГИС субсидий на сумму 968 млн руб. Уже в июле 2013 г. работы над системой вызвали ряд претензий со стороны Счетной палаты. В ходе аудита контролирующего органа было обнаружено, что более половины всех затрат были перечислены за невыполненные работы, конкуренция поставщиков ограничивалась, а проект фактически еще не был начат.
В октябре 2014 г. был объявлен конкурс на создание системв. Его победителем стала компания «Ланит». Сумма контракта составила 607 млн руб., срок сдачи работы был определен до 1 октября 2015 г. Однако в ноябре 2015 г. стало известно о том, что запуск ГИС затягивается на неопределенный срок. Тогда в РЭА заверили CNews, что рассчитывают полностью принять систему уже в декабре 2015 г.
В январе 2017 г. РЭА и «Ланит» обменялись встречными исками на 273 млн руб. каждый, обвиняя друг друга в срыве сроков контракта.
В мае 2017 г. власти обвинили РЭА в срыве проекта. К такому выводу в ходе повторной проверки пришла Счетная палата. По ее данным, расходование бюджетных средств осуществлялось с нарушением требований законодательства.
В дополнение, в сентябре 2017 г. CNews рассказал еще об одном проблемном подпроекте ГИС, который заморозил субсидии на сумму порядка 47 млн руб., выделенные государством на системы хранения данных для резервирующего контура ГИС.
В сентябре 2020 г. стало известно об аресте экс-замглавы Минэнерго Анатолия Тихонова. Он курировал развитие цифровых технологий в отраслях ТЭК. Следствие занялось хищениями в рамках финансирования ГИС ТЭК. По версии следствия, частично объем финансирования был ГИС похищен. В тот же день были задержаны и другие фигуранты по делу — два вице-президента «Ланита» Владимир Макаров и Виктор Серебряков. Следственный комитет предъявил троим обвинения в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в составе организованной преступной группы, с причинением ущерба в особо крупном размере, превышающем сумму 1 млн руб.), сообщалось на сайте ведомства.
В августе 2021 г. CNews выяснил, что РЭА обанкротило подрядчика по проекту, связанному с созданием ГИС ТЭК. Речь идет о компании «Информационные
системы связи и безопасности»(ИССБ), которая в ноябре 2015 г.
подписала с РЭА контракт на поставку СХД для организации резервирующего контура
ГИС ТЭК на 70,5 млн. Однако контракт был разорван госзаказчиком в одностороннем
порядке с требованием выплатить штраф в размере 704,5 тыс. руб. и вернуть ранее
уплаченную сумму контракта. После череды судебных разбирательств остаток
задолженности ИССБ перед РЭА был установлен на уровне 47,5 млн руб. Не получив
этих денег, РЭА 12 февраля 2021 г. обратилось в Арбитражный суд Москвы с иском
о банкротстве. Он был удовлетворен 19 мая 2021 г., а в отношении должника
введена процедура наблюдения.